Органы государственной власти в россии

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Принцип формирования и роспуска

Государственная функция правительства как основной структуры, представляющей высшую исполнительную власть, состоит в распорядительной и организационной деятельности, это важнейшее звено системы разделения государственного аппарата.

  • Правительство страны.
  • Органы федерального значения (Ведомства и Министерства, Комитеты, Агентства).
  • Органы государственных субъектов.

Порядок формирования начинается с назначения Председателя правительства. Президент страны выносит кандидатуру на эту должность на рассмотрение Государственной Думы. Конституционное право обязывает лидера государства соблюдать определенные нормы для реализации этого шага. Законом предусмотрено несколько ситуаций:

  • После отставки прежнего правительства должен быть соблюден двухнедельный срок.
  • Отклонение представленной кандидатуры Госдумой реализуется в течение недели.

Кандидатуру Председателя вправе выдвигать только Президент страны. Если между лидером государства и депутатами возникают разногласия по этому вопросу, путь их решения определен Конституцией. Дума может быть распущена после трехкратного отклонения внесенных на рассмотрение кандидатур. Правительство, порядок формирования и полномочия которого подчиняются строгим законодательным и конституционным принципам, не может функционировать без назначения Председателя.

После проведения соответствующего назначения, наступает момент для выбора кандидатур на должности заместителей, министров федерального значения. Председатель Правительства представляет список лиц Президенту, который реализует выбор и назначение. Процесс не является публичным. Таким образом, фактическое количество членов, входящих в эту структуру определяется лидером государства. Срок полномочий Правительства зависит от избрания или переизбрания Президента.

Государственная безопасность и оборона

Основные полномочия правительства в данной области:

  • Обеспечение безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация вооруженного оснащения войск и воинских формирований.
  • Внедрение программ, направленных на развитие вооружения, подготовку граждан для военно-учетной службы.
  • Обеспечение социальных гарантий для лиц, служащих в армии.
  • Принятие мер по охране границы страны.
  • Управление гражданской обороной.

Особенности деятельности этой федеральной структуры состоят в том, что при введении режима чрезвычайного или военного положения в силу вступают соответствующие конституционные и федеральные законы, указы главы государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (далее – ОНДП) являются документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне.

ОНДП определяет первоочередные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу и необходимые для его достижения приоритеты и задачи Правительства Российской Федерации.

ОНДП разрабатываются на 6 лет с учетом положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды.

14 мая 2015 года Правительством Российской Федерации утверждены ОНДП на период до 2018 года.

ОНДП устанавливает ключевые направления, работа по которым позволит сформировать новую модель экономического роста.

В ОНДП обозначены следующие целевые ориентиры социально – экономического развития:

  • повышение темпов роста ВВП до 3,5 – 4 % (не ниже среднемировых);
  • повышение доли объема инвестиций в ВВП до 21-22 %;
  • увеличение доли несырьевого экспорта до 45 %;
  • снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 30 %.

Ключевые приоритеты ОНДП:

Обеспечение макроэкономической стабильности.

Оптимизация бюджетных расходов построена на выделении защищенных и незащищенных статей (программно-целевой принцип формирования бюджета, исключающий секвестр производительных статей по формальному признаку).

Повышение национальной конкурентоспособности.

В 2015 году реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы – набор конкретных мероприятий по совершенствованию бизнес-среды. В 2016 – 2018 гг. упор будет сделан на правоприменение итогов реализованных мероприятий и реализации новых мероприятий в соответствии с лучшими мировыми практиками ведения бизнеса.

Обеспечена реализация мер в сфере налогового законодательства, включая снижение налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия промышленности и налоговые льготы для территорий опережающего развития.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественного промышленного производства и замещения импортных товаров проведена работа по снижению зависимости от импорта, по привлечению инвестиций в основной капитал и расширению производства конкурентоспособной продукции промышленного назначения.

Повышение качества и доступности услуг институтов социальной сферы.

Развивается практика бюджетного финансирования услуг в социальной сфере на конкурсной основе, включая механизмы закупок для государственных и муниципальных нужд, предоставление грантов и иных видов субсидий поставщикам услуг на конкурсной основе, а также целевых потребительских субсидий (ваучеров).

Обеспечение сбалансированного регионального развития.

Импульс к ускоренному развитию получили территории субъектов Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации приняты решения о создании особых экономических зон, об установлении особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Повышение качества государственного управления.

Важнейшим механизмом повышения эффективности государственного управления является полноценное внедрение инструментов стратегического планирования Российской Федерации. В результате внедрения системы государственного стратегического управления будут определены принципы, приоритеты, цели и задачи развития страны, интегрированы между собой приоритеты отраслевого и регионального развития, будет осуществлена комплексная увязка развития системы расселения (сети населенных мест) с развитием и размещением объектов экономической и социальной сферы, обосновано размещение крупных инвестиционных проектов и их инфраструктурное обеспечение, обоснован состав макрорегионов России и запущен процесс подготовки их стратегий.

В настоящее время разрабатывается проект плана мероприятий по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Акты Правительства

  • Издание распоряжений и постановлений, обеспечение их исполнения.
  • Нормативные акты по оперативным и текущим задачам, выпускаемые в форме постановлений.
  • Ненормативные акты, выпускаемые в форме распоряжений.
  • Акты являются обязательными к реализации на всей территории государства.
  • Любой документ должен быть подписан Председателем.
  • Постановления, за исключением тех, которые являются государственной тайной, подлежат обязательной публикации.

Полномочия Президента и Правительства нормируются Конституцией страны. При осуществлении своей деятельности правящие структуры принимают множество программ, касающихся функционирования всего государства.

Основные полномочия Правительства РФ

Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

Замечание 1

Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

  • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
  • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
  • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
  • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
  • законодательная инициатива.

Замечание 2

В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

Полномочия Правительства РФ

Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и направляет в Государственную Думу федеральный бюджет, следит за его исполнением и представляет об этом отчет;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • осуществляет проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • принимает меры по соблюдению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента.

Это не полный перечень полномочий Правительства. Он не является исчерпывающим. Правительство также осуществляет и иные полномочия по управлению государством, поскольку выступает высшим исполнительным органом в РФ.

Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента оно издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Эти документы имеют силу подзаконных актов. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены главой государства.

показать содержание

Сфера компетенции

Многих граждан нашей страны волнует вопрос о том, каковы полномочия Правительства. Среди людей растет политический интерес и сознательность по отношению к собственному государству, структуре управления, исполнительной власти.

Полномочия Правительства раскрываются следующим образом:

  • Руководство и оценка деятельности федеральных министерств и органов.
  • Распределение функций между полномочными исполнительными органами.
  • Введение порядка создания и функционирования территориальных структур.
  • Установление размера финансовых средств, необходимых для содержания аппаратов власти в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом страны.
  • Назначение и освобождение от должностей заместителей министров РФ, руководителей соответствующих органов.
  • Приостановка или отмена действия исполнительных актов.
  • Учреждение организаций, совещательных органов для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Роспуск

Конституция страны также регулирует вопросы отставки Правительства. Законом предусмотрены разнообразные основания для реализации этих мер, в зависимости от того, кто стал инициатором процесса. Правительство на заседании, в присутствии всех своих членов, может принять решение об отставке, о чем подписывается соответствующее заявление. В данном случае роспуск является добровольным.

В другом случае инициатором может выступить глава государства. Причины могут быть самые разные, но обычно они касаются обострения противоречий. Кроме того, данной структуре может выразить недоверие Палата Федерального собрания или Госдума. Парламент вправе выразить свой вотум. Решение об отставке принимает Президент, в случае положительной оценки реализуется прекращение полномочий Правительства, структура распускается.

Понятие Правительства, порядок его формирования и состав

Правительство — высший орган исполнительной власти в Российской Федерации, который состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Точная структура Правительства не зависит от Конституции. Она определяется федеральным законом. В противном случае при каждом ее изменении пришлось бы принимать поправки к Конституции.

Правительство формируется Президентом, который согласовывает с Государственной Думой лишь одну кандидатуру — Председателя. Все остальные члены назначаются указом главы государства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Особая роль Председателя Правительства заключается еще и в том, что он является вторым должностным лицом в государстве, которое может замещать Президента и исполнять его обязанности в случае смерти, добровольного ухода в отставку или импичмента (отстранения от должности). Глава Правительства в этом случае является исполняющим обязанности Президента РФ и наделяется всеми его полномочиями, кроме полномочий по роспуску Госдумы, инициирования референдума и внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правительство подотчетно прежде всего главе государства. Его полномочия заканчиваются в момент принесения присяги новым Президентом. Оно также подотчетно нижней палате парламента.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Тот, в свою очередь, может также принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума имеет право выразить недоверие Правительству. Постановление об этом принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если нижняя палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, глава государства объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если нижняя палата в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового. Все члены приобретают статус исполняющих обязанности и не могут подписывать подзаконные нормативные акты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.