Оглавление
- Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
- Функции председателя районного суда
- Полномочия районных судов
- Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. № 1-КЭ “О применении положений абзаца третьего пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами)”
Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.
В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей (заместителя) председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
В составе районного суда может быть образовано обособленное подразделение суда — постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.
Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.
В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по новым или вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:
а) рассматриваются:
- дела об административных правонарушениях;
- вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
- вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
- вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;
- жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;
б) принимаются в ходе досудебного производства решения:
- об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
- о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
- о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
- о возмещении имущественного вреда;
- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
- о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
- о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
- о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
- о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;
- о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
- о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Функции председателя районного суда
Председатель районного суда выполняет следующие функции:
-
председательствует в судебных заседаниях;
-
распределяет другие обязанности между судьями;
-
назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
-
руководит работой аппарата суда;
-
организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;
-
руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
-
организует работу по повышению квалификации работников суда;
-
вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
-
ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
-
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Полномочия районных судов
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:
-
все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
-
дела об административных правонарушениях.
-
апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
-
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.
То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
-
первой инстанции;
-
второй (апелляционной) инстанции;
-
инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. № 1-КЭ “О применении положений абзаца третьего пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами)”
19 февраля 2018
В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике поступили аналогичные по содержанию запросы о применении положений абзаца третьего п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (с последующими изменениями) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами).
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 названной статьи, т.е. не действует общий запрет для судей замещать «иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром».
Одновременно абзац третий пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей закрепляет правило, согласно которому в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 данного Закона; членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 409-ФЗ).
В отношении разрешенной судье в отставке деятельности в качестве третейского судьи (арбитра) никаких исключений из правила о нераспространении гарантий неприкосновенности и правила о приостановлении членства в судейском сообществе Законом о статусе судей не установлено. Поэтому следует исходить из того, что судья в отставке, выступающий третейским судьей (арбитром), лишается предусмотренных законом гарантий неприкосновенности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже (третейском разбирательстве)) арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.
Полномочия третейского судьи у физического лица возникают только с момента избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу — после выполнения всех действий, определенных ст. 11 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве), соглашением сторон и правилами постоянно действующего арбитражного учреждения (далее — ПДАУ). Согласно ст. 14 того же Закона по общему правилу эти полномочия прекращаются после принятия решения по конкретному делу.
Указанные положения распространяются как на третейский суд, осуществляющий арбитраж (третейское разбирательство) при наличии администрирования со стороны ПДАУ, так и на третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ (арбитраж ad hoc).
Ведение рекомендованного списка арбитров с соблюдением требований ст. 47 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве) является обязанностью ПДАУ. Само по себе включение конкретного лица, давшего на это письменное согласие, в рекомендованный список арбитров одного или даже нескольких (не более трех) ПДАУ не означает наделение такого лица статусом третейского судьи и не дает ему никаких полномочий по осуществлению арбитража.
Назначение или избрание арбитров для разрешения конкретного спора третейским судом является прерогативой сторон спора. Поэтому не исключается ситуация, когда лицо, включенное в рекомендованный список арбитров, не будет избрано сторонами (назначено) арбитром (третейским судьей) ни по одному по конкретному делу, т.е. к осуществлению деятельности третейского судьи не приступит.
При отсутствии трудовых отношений между ПДАУ и конкретным физическим лицом, включенным в рекомендованный список арбитров этого учреждения, никакой оплачиваемой деятельности такое лицо до избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу не осуществляет.
Из этого следует, что гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона о статусе судей, не распространяются на судью в отставке с момента избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу до момента прекращения его полномочий арбитра по этому делу по правилам статьи 14 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве).

Эта тема закрыта для публикации ответов.