Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Алан-э-Дейл       16.07.2022 г.

В чем заключаются основные цели и задачи

Основной целью антимонопольных нормативных актов является то, чтобы уменьшать количество монопольных цен, сокращать дефицит товара и перераспределение рынка. Если более понятным языком, антимонопольные нормы направлены на создание здоровой конкуренции в экономической сфере и рыночных отношениях.

К основным задачам можно отнести следующие:

  • Создание свободной экономической зоны в России. Для этого устанавливаются ограничения на ввоз или вывоз товара, сокращается избыточное лицензирование, оказание помощи Российским производителям;
  • Организация максимально открытого и доступного провеса реорганизации организаций, использованием акций, применение нематериальных активов и определенного типа прав;
  • Создание доступных условий для входа на рынок. При этом необходимо выявлять недобросовестных предпринимателей, которые стараются избавляться от более мелких конкурентов, тем самым устанавливая собственные условия и удерживая цены на удобном для них уровне;
  • Формирование таких механизмов, при которых в экономическую деятельность не могли бы вмешиваться представители органов власти, используя при этом муниципальные или государственные структуры;
  • Выявление недобросовестной конкуренции;
  • Создание максимально выгодных условий для представителей малого бизнеса. При этом для них стараются создавать наиболее щадящие условия по налогообложению;
  • Формирование специального надзорного антимонопольного органа;  
  • Регулярное отслеживание положения на рынке сбыта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Арбитражная практика – антимонопольное и гражданское законодательство:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.

Основная нормативная база

В первую очередь, к основным нормативно-правовым актам следует отнести Конституцию России и Гражданский Кодекс. В качестве фундаментального закона в данном случае выступает Федеральный Закон «О защите конкуренции». В нем прописываются основные правила и требования, предъявляемые к здоровой конкуренции. Также имеются важные моменты, касающиеся подавления монопольной деятельности.

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.

Основные нормативно-правовые акты РФ.

Определение Федеральной антимонопольной службы

ФАС, по сути, это единственная государственная структура, в чью задачу входит регулирование вопроса антимонополии. В ее задачи входит:

  • Самостоятельное установление основного предмета регулирования;
  • Издание нормативно-правовых актов, определяющих основные момент монопольной деятельности;
  • Осуществление контроля за исполнением установленных предписаний.

Положения ФАС дают право государственной структуре не только осуществлять контроль, но и привлекать к административной ответственности тех, кто нарушил установленные предписания. К сожалению, такая практика не всегда оказывается целесообразной, поскольку может породить большое количество ошибок и недочетов.

Суть в том, что Федеральная служба практически не ограничена в своей деятельности. Представители ФАС могут требовать любую документацию, осуществлять контроль любых объектов экономической сферы, привлекать к административной ответственности, накладывать штрафные санкции, запрещать сделки.

Также среди возможностей ФАС присутствует осуществление контроля за антимонопольной деятельностью. Государственная структура вправе задавать ее развитие, издавая новые нормативные акты. 

Обязательные требования

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

  • Порядок оценки антимонопольных рисков;
  • Меры по снижению рисков;
  • Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса;
  • Порядок ознакомления работников с внутренним актом;
  • Информация об ответственном должностном лице.

Также этот Закон предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Лицами, подлежащими ответственности за правонарушения в области рекламы, являются:

  • юрлица и их должностные лица;
  • физлица (в т. ч. ИП);
  • должностные лица государственных и муниципальных органов.

Такие нарушения могут привести к следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной (косвенным образом для должностных лиц госорганов). 

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда подобными нарушениями (например, вред, нанесенный имуществу физлица из-за неправдивой рекламы). Такие отношения регулируются гл. 59 Гражданского кодекса.

  1. Нарушения, совершенные должностными лицами в процессе их функционирования.
  2. Нарушения, совершенные должностными лицами при их взаимодействии с ФАС.

К 1-й группе относятся:

  • злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.2 КоАП);
  • соглашения предпринимателей, ограничивающие конкуренцию (ст. 14.32 КоАП);
  • недобросовестные действия, направленные против конкуренции (ст. 14.33 КоАП).

К 2-й группе относятся:

  • неисполнение предписания ФАС (ст. 19.5 КоАП);
  • непредставление в ФАС информации, ходатайств, заявлений, обязательных в силу закона (ст. 19.8 КоАП). 

Проблемы антимонопольного регулирования

Регулирование в данной области должно способствовать конкуренции на рынках при сбалансированности интересов всех участников — как предпринимателей, так и потребителей.

Для достижения этой цели была разработана и утверждена Президиумом ФАС 03.07.2019 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе констатировано, что к 2019 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты конкуренции.

В качестве приоритетных направлений деятельности ФАС указаны:

  • обеспечение реализации целей, задач и основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции при реализации национальных проектов;
  • совершенствование правовых и организационных механизмов защиты конкуренции;
  • создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровне, в том числе снижение доли государственного участия в экономике;
  • совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации и др.

***

Объем статьи не позволяет коснуться всего корпуса нормативных актов антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Система регулирования опирается на основополагающий закон в этой области — закон № 135-ФЗ, базирующийся на положениях Конституции РФ. Кроме того, в систему входит значительное количество норм, включенных в разнообразные нормативные документы (от законов до подзаконных актов), регулирующие разные сферы предпринимательства. Главным госорганом, контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства, является ФАС.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С чего начать внедрение антимонопольного комплаенса?

Для начала необходимо провести антимонопольный аудит — важно оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к дальнейшей работе.

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

Исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
Определить долю на рынке

Это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности. Данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной — так удастся не упустить момент ее изменения;
Учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.

  1. Оценить риски компании, исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
  • Внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • Сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • Прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • Переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  1. Оценить вероятность возникновения негативных последствий.
  2. Смоделировать антимонопольные нарушения: провести опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения необходимо составить внутренний акт или несколько связанных между собой документов и обучить сотрудников.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн руб. и более).

Второй антимонопольный пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ).

В КоАП РФ включена норма, устанавливающая административную ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства.

Повторное нарушение государственным или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.

Г.И.Мартыненко

К. э. н.,

профессор,

специалист

в области конкурентной политики,

товарных рынков,

предпринимательства

Антимонопольное законодательство за рубежом

В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции. Это делается для того, чтобы хоть как-то смягчить социальные и экономические последствия монополизма.

Одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики является разработка и принятие антимонопольного законодательства. На сегодняшний день главная особенность этого законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту прав потребителей и направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, а также на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Стоит отметить, что в истории антимонопольного законодательства сложилось два типа антимонопольных законов. Один из них ( антитрестовское законодательство Соединенных штатов Америки) просто предусматривает формальное запрещение монополии, а другой ( европейская система антимонопольного законодательства) предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке. В странах, где работает европейская система антимонопольного законодательства предусмотрена обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. Если эти соглашения противоречат каким-то публичным интересам, они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята, например, в Аргентине и ряде других стран. Европейская система действует в странах Западной Европы , в ЮАР, в Австралии и в Новой Зеландии.

Между этими двумя системами есть и промежуточное положение. Например такое положение занимает законодательство Федеративной республики Германии, что вполне объясняется фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает просто огромное количество исключений из этого правила.

Законодательная база

Антимонопольное законодательство состоит из следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции (КоАП РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ и др.);
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа;
  • Международный договор РФ;
  • Решения межгосударственных органов.

Антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьи КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения:

  • Нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);
  • Ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);
  • Злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31–14.31.2);
  • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);
  • Недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);
  • Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);
  • Невыполнение предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5);
  • Непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 УК РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающую конкуренцию соглашения (картеля). В данной статье отрегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления, поэтому данная норма не является нормой конкурентного права.

Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках

Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:

  1. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
  2. Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  3. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды

Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям

В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.

Замечание 2

Это говорит о том, что отсутствие закона об основе государственного регулирования торговлей на протяжении долгого периода негативным образом отразилось на совершенствовании конкуренции российских предприятий и организаций торговли.

Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения

В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).

Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.

Вывод

Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Сигнал для иностранцев

Как сказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, для рынка важно разнообразие: все современные качественные сервисы — это результат присутствия разных форматов в e-commerce и их жесткая конкуренция друг с другом. Эксперт считает, что важно сохранить это многообразие и здоровую конкуренцию

— Ужесточение санкций со стороны регулятора считаем избыточной мерой, — сказала «Известиям» представитель Tele2 Дарья Колесникова. — Действующие санкции ведомства достаточно эффективны и позволяют ФАС в полной мере реализовывать свои полномочия.

Компании российских юрисдикций, как правило, стараются выполнять требования антимонопольного законодательства — если нарушения выявлены, то предписания службы практически всегда исполняют, утверждает сотрудник одной из российских digital-компаний. Эти положения скорее направлены на компании зарубежной юрисдикции вроде Google и Facebook, как дополнительный инструмент к принуждению соблюдать требования антимонопольного законодательства РФ, считает собеседник «Известий».

Еще по одному

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Важность и актуальность «пятого антимонопольного пакета» бесспорна, и он способен защитить российские рынки от «цифровых» правонарушений, сказал «Известиям» юрист Forward Legal Ростислав Кац. Не факт, что уровень добровольного исполнения предписаний значительно повысится: размер «повторного» штрафа лишь в два раза выше первоначального, заметил эксперт

— Цифровые монополии всё чаще замечаются в различных злоупотреблениях, о чем свидетельствует растущее количество дел против таких компаний, как Google, Apple, Facebook и других во всем мире, — подчеркнул он. — Повлиять на подобные нарушения и защититься от них в рамках действующего закона часто невозможно.

Удвоение или утроение штрафов вряд ли окажется критичным для компаний, тем более ФАС устанавливает вполне разумные границы санкций, согласен с коллегой управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Для значительной части крупных игроков регулярная оплата штрафов за неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний службы превратилась в своего рода квазиналог, и поправки просто индексируют его ставки, счел эксперт. Он отметил, что такая ситуация актуальна как для зарубежных гигантов, так и для отечественных компаний, например для российских операторов мобильной связи.

«Известия» направили запросы в Google, «Яндекс», Сбербанк, МТС, «Почту России», X5 group, «Магнит». Там на момент публикации не ответили.

Почему выбирают нас

Признанная квалификация

ведущая юридическая компания и участник рейтинга

гарантия возврата денег

в случае недостижения обещанного результата услуги юристов не оплачиваются

работа под «ключ»

мы самостоятельно сопровождаем весь процесс как на слушании комиссии УФАС, так и в суде

экономим время

не нужно изучать тонкости законов, регулирующих конкуренцию и компетенцию уполномоченных лиц

автоматизация и контроль

используем передовые системы внутреннего контроля и отчетности

уникальные наработки

применяем актуальную судебную и административную практику, анализируем позиции высшей судебной инстанции

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.