Постановления пленумов верховного суда по уголовным делам

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Полномочия

Полномочия пленума:

  • по представлению Председателя Верховного утверждает составы коллегий суда и секретаря Пленума Верховного Суда из судей Верховного Суда;

  • материалы обобщения и изучения судебной статистики и судебной практики и представления Министра юстиции и Генерального прокурора и дает пояснения судам в отношении вопросов судебной практики;

  • во время обсуждения вопросов о передаче судам объяснений слушают председателей верховных судов республик в составе Российской Федерации, областных, краевых судов, судов федерального значения, автономных округов и автономной области, военных судов в отношении судебной практике;

  • решает и рассматривает вопросы о внесении предоставлений в ГосДуму Российской Федерации при осуществлении законодательной инициативы в ведении Верховного Суда;

  • утверждает по предоставлению Председателя Верховного Суда Консультативно-научный совет при Верховном Суде;

  • рассматривает предоставления Председателя Верховного Суда о том, что разъяснения Пленума Верховного Суда (или действующие на территории Российской Федерации разъяснения Пленума Верховного Суда Советского Союза) не соответствуют российскому законодательству или постановлениям Пленума Верховного Суда;

  • слушает сообщения о деятельности Президиума Верховного Суда и отчеты руководителей судебных коллегий Верховного Суда и и Апелляционной коллегии о деятельности коллегий;

  • осуществляет прочие полномочия, которые предоставлены ему законодательством.

Пленум Центрального комитета Компартии Советского Союза — пленарное заседание кандидатов в члены и членов Центрального комитета Компартии Советского Союза, самого высокого партийного органа Советского Союза, которое проходит в период меж съездами КПСС. На пленуме обсуждали самые важные моменты внутрипартийной работы, экономические и политические проблемы.

В согласии с Уставом КПСС, утверждённым XXIV съездом Компартии Советского Союза в 1971 году, Центральный Комитет обязан был проводить не меньше одного пленарного заседания в течение полугодия. На первом пленуме Центрального Комитета после некого партийного съезда происходили выборы Секретариата, Генерального секретаря и Политбюро Центрального Комитета Компартии Советского Союза.

Статус постановлений пленумов

Действующее законодательство не устанавливает точного статуса ППВС. Статья 126 Конституции РФ закрепляет, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». С одной стороны, данное положение устанавливает конституционный статус постановлений Пленума Верховного Суда РФ (акты, содержащие разъяснения по вопросам судебной практики). С другой стороны, Конституция РФ четко не устанавливает, являются ли ППВС юридически обязательными документами. Последний момент стал предметом споров в процессе подготовки проекта Конституции РФ 1993 г.

В то же время законодательство о  Высшем Арбитражном Суде  РФ прямо указывает на обязательный статус постановлений Пленума этого суда. Несмотря на то что ст. 127 Конституции РФ подобна ст. 126 Конституции  РФ, последующее законодательство четко устанавливает обязательность постановлений Пленума ВАС  РФ.

Часть 2 ст.  13 Федерального конституционного закона от 28  апреля 1995  г. №  1-ФК «Об арбитражных судах в  РФ» 29 гласит:

Более того, законодатель прямо предоставляет полномочие ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ. Параграф 4 п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ закрепляет:

Пленарное заседание

У термина пленарное заседание есть несколько значений:

1. Пленарная сессия — это заседание организаций (товарищества, общества, парламента или ассамблеи), которое проходит с участием всех членов организации, вне зависимости от группировок. Самая представительная часть симпозиумов, конференций, конгрессов, на которую выносят главные доклады, проходит отчёт начальников секций, утвреждение общих резолюций (решений).

2. В симпозиумах, конгрессах, научных конференциях пленарное заседание начинает и закрывает деятельность секций. В пленарном заседании на первый план выступают самые значимые лица, в том числе приглашенных гостей, проходит отчёт начальников секций, утверждение общих резолюций (решений).

Пленум Верховного Суда (ПВС РФ) — орган Верховного суда, являющий собой сбор всех судей в Верховном суде. ПВС РФ не осуществляет правосудие, а обеспечивает единообразное и правильное использование законов судами и дает толкования и разъяснения норм права при помощи утверждения постановлений.

Пленум Верховного Суда работает в составе заместителей Председателя, участников Верховного Суда, Председателя Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Министр юстиции и Генеральный прокурор. Обязательно участие Генерального прокурора в деятельности Пленума. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Консультативного научного совета при Верховном Суде, представители государственных комитетов, министерств, научных учреждений, ведомств и прочих общественных и государственных организаций.

Позиция ЕСЧП по данному вопросу

Косвенное признание юридической силы ППВС как источника права дал и Европейский Суд по правам человека. Так, в деле «Бакланов против России» заявитель ссылался на то, что на момент рассмотрения дела в национальном законодательстве не имелось правовых оснований конфискации, а единственным нормативным актом, регулировавшим указанный вопрос, являлось постановление Пленума Верховного Суда СССР. Отметив, что «остается неясным, какое правовое положение послужило основанием конфискации, за исключением ППВС СССР, которое, тем не менее, полагаем, содержит ссылку на недействующее законодательство», установил, что «рассматриваемый закон, а именно ППВС СССР не был сформулирован с такой четкостью, которая позволила бы заявителю предвидеть последствия своих действий».

Таким образом, Европейский Суд по правам человека расценил ППВС СССР как «нормативный правовой акт» в значении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а именно как акт органа государственной власти, содержащий нормы права. С точки зрения теории национального права, под такое определение подходит нормативный правовой акт, который в свою очередь выступает источником права.

Отличие постановления от решений выносимые ППВС РФ

Председатель Верховного Суда СССР В.  И. Теребилов отличал решения, выносимые Пленумом Верховного Суда по конкретному делу, от постановлений Пленума. Если решения по конкретным делам являются обязательными лишь в  отношении сторон по данному делу, то ППВС «обязательны не только для разрешения конкретного уголовного или гражданского дела, но и для других дел, где применяется соответствующая норма. В  связи с  тем, что пленарное заседание дает разъяснения правовых норм, которыми должны руководствоваться все суды при отправлении правосудия, данные разъяснения также являются юридически обязательными для органов следствия и всех тех, кто участвует в судебных разбирательствах».

Содержание и форма ППВС как носителей новых норм права.

Издаваемые Пленумом Верховного Суда постановления аналогичны по форме актам, которые бесспорно являются юридически обязательными, когда издаются Правительством и  другими органами исполнительной власти. Официально ППВС содержат толкование смысла законов «на основании и  во исполнение законов», так же как это делают обычные подзаконные нормативные акты.

Юристы признали, что Постановление Пленума Верховного суда РФ может содержать новые нормы права, заполняющие пробелы в законах или изменяющие закон.

Подводя итог, можно выделить определенные причины, не позволяющие признавать обязательный характер за постановлениями Пленума ВС РФ:

  1. отсутствие нормативного предписания, закрепляющего обязательный характер;
  2. неимение Пленумом ВС РФ права нормотворчества;
  3. отсутствие возможности противостоять незаконным постановлениям Пленума ВС РФ (т.е. их нельзя обжаловать или проверить на соответствие Конституции РФ).

Пленум верховного суда сформировавший постановление, являются обязательным. Здесь необходимо оговориться, что мы рассматриваем обязательность, которая по своему содержанию не совпадает с общеобязательностью. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Иными словами, свойство общеобязательности применимо к нормам права, которые действуют в отношении неопределенного круга лиц, а судебная практика имеет ограниченный субъектный состав своего воздействия и прежде всего адресована нижестоящим судам, поэтому применительно к постановлениям Пленума ВС РФ мы будем использовать понятие «обязательность».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.