Налоговый кодекс рф (глава 21 налог на добавленную стоимость)

Алан-э-Дейл       15.09.2022 г.

Какие обязанности есть у НДС-агентов?

Обязанности агентов по НДС таковы:

  • исчислять НДС вместо налогоплательщика;
  • удерживать исчисленный налог из его доходов;
  • перечислять удержанные суммы в бюджет;
  • при невозможности удержать налог письменно сообщать об этом в налоговую инспекцию;
  • отчитываться об исчисленном налоге в ИФНС, представляя соответствующую декларацию.

См. также материал «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?».

Обязанности НДС-агентов возникают не только у плательщиков этого налога. Не освобождает от них ни применение спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН), ни освобождение от НДС по ст. 145 или 145.1 НК РФ.

См. статью «Сдавать ли декларацию по НДС «освобожденцу»?».

Статья 161 — структура и статьи

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Договор с иностранной компанией на оказание услуг
03 апреля Договор на оказание услуг, организация выступает налоговым агентом (п.2 ст.161 НК РФ) Справочник Договоры
Перечисление аванса иностранному поставщику
01 июня 60.22 52 355 000 355 000 Перечисление аванса поставщику Списание с расчетного счета — Оплата поставщику
91.02 52 160 000 160 000 Переоценка валютных остатков на валютном счете
Уплата НДС в бюджет налоговым агентом
01 июня 68.32 51 63 900 Уплата НДС в бюджет Списание с расчетного счета — Уплата налога
Выставление СФ в качестве налогового агента
03 февраля 76.НА 68.32 63 900 Выставление СФ налоговым агентом Счет-фактура выданный налогового агента
63 900 Отражение НДС в Книге продаж Отчет Книга продаж
Отражение в учете услуг по проведению выставки
05 июня 44.01 60.21 355 000 355 000 355 000 Учет затрат на услуги Поступление (акт, накладная) — Услуги (акт)
60.21 60.22 355 000 355 000 355 000 Зачет аванса
19.04 76.НА 63 900 Принятие к учету НДС
Принятие НДС к вычету, уплаченного налоговым агентом
30 июня 68.02 19.04 63 900 Принятие НДС к вычету Формирование записей книги покупок
63 900 Отражение вычета НДС в Книге покупок Отчет Книга покупок

Кто признается налоговым агентом по НДС при продаже органами местного самоуправления муниципального имущества?

По п 3 ст 161 НК РФ в случае продажи имущества, составляющего часть муниципальной казны городского или сельского поселения, которое не закреплено за какими-либо учреждениями, налоговыми агентами будут признаны покупатели этого имущества. Именно они обязаны уплатит НДС в бюджет. Исключение составляют физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Деньги, вырученные за продажу такого имущества, зачисляются на лицевой счёт органа самоуправления как бюджетные средства, поступающие в его временное распоряжение.
Если покупателем муниципальной собственности всё же будет являться физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, то выплаченная им сумма также зачисляется на лицевой счёт. Сумма налога в этом случае переводится со счёта органа местного самоуправления на счёт органа Федерального казначейства. Это происходит в рамках распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. В последствии НДС перечисляется в соответствующий бюджет.

Приложение

Приложение к настоящему письму

Часть 1. Выставленные счета-фактуры

N п/п Дата выстав- Код вида Номер и дата Номер и дата Номер и дата Номер и дата Наиме- нование ИНН/ КПП Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов Наиме- нование Стоимость товаров В том числе Разница стоимости с Разница НДС по
ления опера- ции счета- фактуры исправ- ления счета- фактуры коррек- тировоч- ного счета- фактуры исправ- ления коррек- тировоч- ного поку- пателя поку- пателя наиме- нование продавца (из графы 8 части 2) ИНН/КПП продавца (из графы 9 части 2) номер и дата счета- фактуры (коррек- тировоч- и код валюты (работ, услуг), имущест- венных прав по сумма НДС по счету- фактуре учетом НДС по коррек- тировоч- ному счету- фактуре коррек- тировоч- ному счету- фактуре
счета- фактуры ного счета- фактуры), полу- ченного от продавца (из графы 4 (графы 6) части 2) счету- фактуре — всего умень- шение увели- чение умень- шение увели- чение
33* ххххх хххх хххххх ххххххх ххххххххх хххх — **
34* ххххх ххххх хххххх ххххххх ххххххххх ххххх

Выставляют ли агенты счета-фактуры?

Все указанные выше агенты составляют счета-фактуры в обязательном порядке в 2 экземплярах. Но здесь есть определенные различия.

Так, агенты — покупатели ТРУ у продавцов-иностранцев, арендаторы и покупатели государственного и муниципального имущества составляют счета-фактуры сами себе, указывая себя в качестве покупателя. Один экземпляр они регистрируют в книге продаж, начисляя НДС к уплате, второй (уже после уплаты налога) — в книге покупок, отражая вычет.

Агенты — продавцы конфиската и тому подобных ценностей, а также агенты — посредники иностранцев выставляют счета-фактуры в адрес покупателей и 1 экземпляр передают им.

Как получить освобождение от НДС при операциях с ноу-хау и ПО?

Подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом важным условием для получения льготы, особенно если лицензионный (сублицензионный) договор заключается с иностранным лицензиаром (сублицензиаром), считается место предоставления этих прав. От НДС будут освобождаться операции, совершенные исключительно на территории РФ. Минфин также считает правомерным предоставлять налоговую преференцию российским организациям, получающим на территории РФ неисключительные права на программы по лицензионному договору от иностранных лиц (письма от 13.08.2013 № 03-07-08/32852, от 02.03.2012 № 03-07-08/58). Следует отметить, что освобождение от НДС «работает» только в отношении прав на указанные в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ объекты интеллектуальной собственности. Если даже местом реализации услуг признана территория РФ, лицензионный договор составлен по правилам ГК РФ, но по нему передаются права на иные объекты, такие операции подлежат налогообложению по общеустановленным правилам. На льготу по НДС также не смогут рассчитывать и отечественные налогоплательщики, которые заключают лицензионный договор и приобретают на территории РФ услуги по передаче прав, указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК Р у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах. В этом случае покупатель выступает в качестве налогового агента, поэтому обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет страны (статья 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2013 № 03-07-08/4142).

Порядок определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговая база для расчета НДС для иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, состоит из суммы дохода от реализации товара с учетом НДС. Если продавцом доход выплачивается в иностранной валюте, то при определении базы налогообложения, производится пересчет в рубли по курсу НБУ на дату осуществления расчетов.

Размер налога определяется налоговым агентом в процентном соотношении к налоговой базе, которая в данном случае составляет 100%. Ставка налога составляет соответственно 10% или 18%.

При этом уплата НДС должна быть произведена одновременно с перечислением денежных средств, несмотря на то, что фактическое оказание услуг или выполнение работы произойдет позднее.

Руководствуясь статьей 174 НК РФ банк, на обслуживании у которого находится налоговый агент, не в праве принимать платежное поручение на оплату работ (услуг) без одновременной подачи платежного поручения на уплату НДС.

Статья 171 НК РФ позволяет налоговым агентам получить налоговый вычет, если не соблюдены следующие условия:

  • приобретенный товар принят к учету;
  • операции, для осуществления которых приобретался товар, облагаются НДС;
  • НДС перечислен в бюджет.

Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрена обязанность рассчитывать и перечислять в бюджет НДС при аренде федерального и муниципального имущества, арендуемого компаниями и индивидуальными предпринимателями у органов государственной власти или местного самоуправления.

Не возникает необходимости исполнять функции налогового агента для тех компаний и ИП, у которых данное имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Определение налоговой базы НДС агентами при аренде государственного имущества производится отдельно по каждому объекту, при этом она состоит из арендной платы с учетом НДС.

Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговыми агентами признаются непосредственно покупатели государственного муниципального имущества, третьи лица, которые производят за них оплату. Соответственно, обязанность по уплате налога лежит непосредственно на налоговых агентах, а не на третьих лицах.

В порядке п. 4 ст. 161 НК РФ в случае если производится реализация конфискованного иди бесхозяйного имущества, а также ценностей, которые перешли государству в порядке наследования, налоговыми агентами считаются компании или ИП, которые были уполномочены проводить реализацию такого имущества.

В отличие от предыдущих двух ситуации, обязанности налогового агента, уполномоченного уплатить НДС, в данном случае исполняет продавец товара.

Понятие бесхозяйной вещи дает статья 225 ГК РФ – это вещь, собственник которой неизвестен либо отказался от права собственности на нее. Понятие клада установлено статьей 233 ГК РФ – им являются зарытые в земле ценные предметы или деньги, собственник которых неизвестен, или утратил право на них.

Собственником клада считается собственник земельного участка, на котором он был зарыт и лица, которые его обнаружили в равных долях, если другой порядок владения не установлен по договоренности между ними.

Определение налоговой базы производится, основываясь на цене реализуемого имущества, которая устанавливается на основании положений статьи 40 НК РФ, к ней добавляется НДС и акциз (если товар является подакцизным).

Еще одной отличительной особенностью является то, что в порядке ст. 171 НК РФ налоговые агенты, реализующие товары, в данном случае не имеет права на налоговый вычет.

Применяется ли НДС, если российская организация приобретает услуги у иностранной фирмы, но местом их реализации является Россия?

Да, НДС в этом случае применяется. Только уплачивает его не продавец, а приобретать услуги.
Если услуги реализуются иностранным лицом, которое не зарегистрировано в России как налогоплательщик, но при этом осуществляются они на территории нашей страны, то НДС в российский бюджет уплачивает налоговый агент, приобретающий эти услуги.
Налоговая база при этом составляется из суммы дохода от реализации услуги и суммы НДС, предусмотренной в договоре.
Если договор российской организации с иностранной фирмой не предусматривает сумму НДС, то российский агент НДС определяет налоговую базу сам. То есть он увеличивает стоимость услуг на сумму налога.
Как налоговый агент, уплативший НДС, российская организация имеет право на налоговый вычет.

Новые обязанности налоговых агентов по НДС. Это и другие изменения в порядке налогообложения

Комментарий

Комментируемый закон затронул положения о налоговых агентах по НДС, налоговые льготы и внес технические правки, связанные с отменой ЕНВД. Рассмотрим основные изменения подробнее.

Новые обязанности налоговых агентов по НДС при работе с иностранцами

В настоящее время в п. 1, и 5 ст. 161 НК РФ прописано, что налоговыми агентами по НДС являются организации (предприниматели), состоящие на налоговом учете в РФ, которые:

  • приобретают товары (работы или услуги) у иностранной организации, не стоящей на налоговом учете в РФ;
  • в качестве посредника реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранной организации, не стоящей на налоговом учете в РФ.

Если иностранная организация зарегистрирована в российском налогом органе, то она самостоятельно платит НДС. Причем основание постановки на учет может быть любое, в том числе не связанное с реализацией, которая облагается НДС (например, наличие недвижимого имущества в РФ, открытие обособленного подразделения и пр.). Такой порядок вызывал вопросы и споры на практике (см. определение КС РФ от 24.11.2016 № 2518-О, письма Минфина России от 15.06.2021 № 03-07-13/1/46826, 11.06.2021 № 03-07-08/46286).

С 01.10.2021 эти правила скорректировали. Теперь обязанности налоговых агентов по НДС будут возникать, даже если:

  • иностранная организация стоит на налоговом учете в РФ в связи с нахождением на территории России принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
  • обособленные подразделения иностранной организации стоят на налоговом учете в РФ, но реализация осуществляется не через эти обособленные подразделения.

Другими словами, теперь обязанности налоговых агентов по НДС будут чаще возникать у организаций  (предпринимателей), работающих с иностранными контрагентами. Поэтому рекомендуем заранее подготовиться к изменениям, проанализировать отношения с иностранцами.

Отметим, по-прежнему обязанностей налогового агента не возникает при приобретении у иностранцев электронных услуг по ст. 174.2 НК РФ (см. подробнее).

Вычеты и восстановление НДС при передаче имущества в доверительное управление ПИФ

Если организация (ИП) передает имущество управляющей компании ПИФ в доверительное управление, то она должна восстановить НДС по этому имуществу. Восстанавливать нужно ранее принятую к вычету сумму НДС, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача имущества. Восстановленные суммы не включаются в стоимость имущества и принимающая сторона (УК ПИФа) может заявить их к вычету при использовании в деятельности, облагаемой НДС.

Несмотря на то что раньше обязанность восстанавливать налог в таком случае не была закреплена в НК РФ, контролирующие органы настаивали на этом (см. письмо Минфина России от 11.11.2020 № 03-07-05/98046). Теперь восстанавливать налог придется по имуществу, переданному в ПИФ с 1 октября 2021 года.

Новые льготы по НДС организациям, поддерживающим малый и средний бизнес   

Из-под обложения НДС вывели безвозмездные работы, услуги, а также передачу имущественных прав (пп. 21 п. 2 ст. 146 НК РФ):

  • органами госвласти, местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и ее дочерними обществами, организациями из реестра инфраструктуры поддержки МСП в рамках поддержки МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • организациями, поддерживающими экспорт в рамках Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Эти положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года (п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Если у налогоплательщиков в прошлом были такие операции и они платили НДС, то могут вернуть его, подав уточненную декларацию и заявление о возврате или зачете.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.