Оглавление
Нововведения
В п. 3 рассматриваемой статьи предусматривается, что, если продукция не отгружается и не перевозится, но при этом она переходит в собственность покупателя, данное событие приравнивается к поставке. Исключением является случай реализации недвижимого объекта. В соответствии с пунктом 16 рассматриваемой нормы, дата передачи такого имущества приобретателю выступает, как день отгрузки. Данный пункт был введен в норму ФЗ №81. Следует сказать, что ранее Минфин указывал, что в случае продажи недвижимости моментом установления базы по НДС выступает дата перехода объекта в собственность, указанная в соответствующем документе либо календарное число, в которое было осуществлено перечисление средств за него. Выбирается наиболее ранняя из них. В соответствии с п. 14 рассматриваемой нормы, если контрольной является дата, в которую было осуществлено зачисление средств от покупателя, на календарное число, в которое объект перешел в собственность другого субъекта, также возникает момент установления базы по НДС. Разъяснения по этому вопросу приводятся в Письме Минфина от 28.04. 2014.
Расчет
Для начисления НДС применяется ставка в 18%. Она считается базовой. Законодательство предусматривает также льготную ставку в 10%. Она применяется для отдельных категорий продовольственной продукции, кроме деликатесов, изделий для детей, периодических изданий, книжной продукции, касающейся науки, образования и культуры, лекарственных препаратов и медицинских средств. В НК предусмотрена также ставка в 0%. Она применяется при реализации:
- Продукции, вывезенной под таможенной процедурой экспорта, помещенной под режим СТЗ. Действие нулевой ставки допускается при предоставлении в ФНС соответствующей документации.
- Услуг/работ, которые непосредственно связаны с транспортировкой/перевозкой продукции, помещенной под режим таможенного международного транзита.
- Продукции в сфере космической деятельности.
- Услуг по пассажирским перевозкам и транспортировке багажа. При этом должно выполняться условие. Пункт назначения/отправления должен располагаться за границей России.
- Продукции (работ/услуг) для официального применения зарубежными диппредставительствами и приравненными к ним организациями либо для личных нужд их персонала, членов семей, если в законодательстве соответствующей страны предусматривается подобный порядок или данная норма зафиксирована в международном соглашении.
Для обоснования использования нулевой ставки в отношении экспортируемых объектов и вычетов субъекты предоставляют в контрольные службы документы, перечень которых обозначен в статье 165.
Ввоз в портовую ОЭЗ
При транспортировке в указанную зону отечественной продукции, помещенной за ее пределами под таможенный экспортный режим, период предоставления документации, предусмотренный пунктом 9 ст. 165, устанавливается с даты помещения изделий под указанную процедуру. Что касается вывозимых припасов, то контрольной будет считаться дата их декларирования. Для ряда плательщиков действуют специальные правила. В частности, субъекты, реализующие припасы, в отношении которых законодательство не предусматривает декларирование, применяют в качестве контрольной дату оформления транспортных, сопроводительных и прочих бумаг, удостоверяющих вывоз объектов за пределы российской территории морскими, воздушными судами, кораблями смешанного плавания. Если в течение 45 суток с даты перехода собственности на судно от плательщика к заказчику корабль не был зарегистрирован в международном реестре, действуют правила подпункта 1 п. 1 ст. 167 НК РФ.
Специальный порядок определения налоговой базы…
…для особой продукции
Налогоплательщики – изготовители товаров (работ, услуг), производство которых занимает длительный (более полугода) промежуток времени, вправе не платить НДС с полученного аванса. Это следует из норм НК РФ и абз. 1 НК РФ. В таком случае «авансовый» счет-фактура не выставляется и соответствующие записи в книге продаж не производятся ( НК РФ, абз. 3 п. 17 Правил ведения книги продаж). Следовательно, покупатель не сможет заявить вычет НДС с перечисленной предоплаты предстоящей поставки.
Но речь идет об особой продукции – перечень «длительных» товаров (работ, услуг) определен Правительством РФ в Постановлении от 28.07.2006 № 468. Перечень является закрытым, в него включены незначительная часть номенклатуры товаров (п. 1) и некоторые виды работ и услуг (п. 2). Например, здесь упоминаются работы по удалению и обработке твердых отходов; строительство кораблей, судов и плавучих конструкций, прогулочных и спортивных судов; производства:
-
ядерных установок и их составных частей, в том числе для транспортных средств;
-
оружия и боеприпасов;
-
радио- и телевизионной передающей аппаратуры;
-
навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов, аппаратуры и инструментов;
-
инструмента, оборудования и приспособлений, применяемых в медицинских целях и др.
Правительственный перечень, как видим, включает весьма специфические виды работ и производств. Поэтому большинство организаций при получении от заказчика предоплаты по долгосрочному договору обязаны начислить с этой суммы НДС, выписать счет-фактуру и отразить его в книге продаж (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).
…при соблюдении специальных условий
Применять особый порядок исчисления налоговой базы можно лишь при соблюдении определенных условий. Налогоплательщику необходимо ( НК РФ):
-
организовать раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций (абз. 1);
-
одновременно с налоговой декларацией представить (абз. 2):
-
контракт с покупателем (копию контракта, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера);
-
документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.
-
Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) – тот самый федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, в приведенных выше нормативных положениях НК РФ речь идет об изготовителе-налогоплательщике, у которого имеется документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) (Письмо ФНС России от 12.01.2011 № КЕ-4-3/65@). Документ выдает Минпромторг в соответствии с п. 1 Положения и п. 10 Административного регламента.
Реализация продукции
При продаже, предусмотренной в подпунктах 1, 3.1, 2.10, 9.1, 9, 12, 8, 2.1-2.8, 3 п. 1 ст. 164, в качестве момента определения базы выступает последнее календарное число квартала, в котором субъектом был собран необходимый пакет документации, перечень которой установлен статьей 165. В ряде случаев плательщик не успевает подготовить бумаги в течение указанного срока. В такой ситуации при расчете используется дата, устанавливаемая согласно подпункту 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. Аналогичным образом следует действовать в случае, если полный пакет документации, установленный п. 5 ст. 165, не собран через 180 дней с даты проставления на перевозочных бумагах отметки таможенной службы. Эта запись указывает на помещение продукции под процедуру экспорта или транзита при перевозке зарубежных изделий от контрольного пункта в месте прибытия на территорию России до участка убытия с нее либо под режим внутреннего транзита для объектов переработки, вывозимых из страны или районов, находящихся под ее юрисдикцией.
Налог с предоплаты не начислен – повремени с вычетом «входного» и «авансового» НДС
Итак, чтобы воспользоваться преференцией (на основании п. 1 ст. 154 НК РФ не включать в налоговую базу предоплату предстоящих поставок «длительной» продукции), в налоговый орган нужно представить документы, указанные в НК РФ.
Но и вычет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для изготовления такой продукции, нужно «отсрочить»: заявить его можно на дату отгрузки или составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика), то есть на момент определения налоговой базы по НДС. Основание – НК РФ.
Так же нужно рассуждать и в отношении предъявленного поставщиками «авансового» НДС. В Письме от 06.05.2016 № 03-07-11/26333 специалисты финансового ведомства, ссылаясь на выводы ВС РФ (определения от 04.02.2016 № 306-КГ15-15782 и от 20.02.2016 № 301-КГ15-16574), заключили: из системного толкования положений НК РФ и НК РФ следует, что данные нормы не устанавливают каких-либо конкретных видов вычетов, перечень которых приведен в ст. 171 НК РФ, а также не предусматривают различный правовой режим в отношении НДС, уплаченного при перечислении авансов в счет предстоящих поставок товаров, используемых при изготовлении товара с длительным циклом производства, и НДС, уплаченного при приобретении таких товаров (работ, услуг). Учитывая изложенное, суммы НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для осуществления операций по производству продукции с длительным производственным циклом, подлежат вычету у налогоплательщика, применяющего норму НК РФ, в порядке, установленном НК РФ, то есть в момент определения налоговой базы.
Вот еще пример – Постановление от 21.12.2016 № Ф06-15835/2016 по делу № А12-10935/2016, в котором АС ПО поддержал своих коллег:право на применение к вычету НДС как по приобретенным товарам (работам, услугам), так и по авансам, перечисленным в адрес поставщика в счет приобретения товаров, предназначенных к использованию в производстве с длительным производственным циклом, в проверяемом периоде у налогоплательщика отсутствовало. Возможность применения спорных налоговых вычетов, в том числе и по авансам, может возникнуть только в порядке, установленном НК РФ, а именно в момент отгрузки товара.
Пример 1.
Организация занимается строительством яхт и моторных лодок (код по ОКВЭД 2 – 30.12 «Строительство прогулочных и спортивных судов»).
В январе она получила заказ на сумму 30 000 000 руб.; на расчетный счет организации поступил аванс в размере 50% (15 000 000 руб.). Контрактом установлены сроки выполнения работ – август текущего года.
Для выполнения указанного контракта организацией были закуплены товары (работы, услуги), «входной» НДС по которым (аккумулируется на счете 19.5.2) составил 762 000 руб. Кроме того, часть товаров оплачена предварительно – организации при этом предъявлен «авансовый» НДС в сумме 230 000 руб.
Учетной политикой для целей исчисления НДС определено использование нормы НК РФ.
С полученного аванса НДС организация не уплачивает, «авансовый» счет-фактуру не составляет.
По результатам I квартала в декларации по НДС полученную сумму (15 000 000 руб.) она отразит в строке 010 разд. 7 (п. 44.6 Порядка заполнения декларации). Одновременно с декларацией по НДС организация представит:
-
контракт с покупателем (или копию, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера);
-
документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).
База по НДС в отношении рассматриваемой ситуации возникнет только на дату завершения контракта (при подписании акта приемки работ), то есть в августе. Тогда же (в декларации за III квартал) у организации появится право на вычеты «входного» (762 000 руб.) и «авансового» (230 000 руб.) НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для выполнения заказа. Соответствующие счета-фактуры регистрируются в книге продаж за указанный налоговый период.
(Заметим, вычеты НДС по товарам, работам, услугам, предназначенным для другой (при наличии) деятельности, организация при раздельном учете вправе применить в общем порядке.)
Если по данным декларации предполагается уплата налога, перечисления в бюджет будут произведены равными долями в срок до 25 октября, 25 ноября, 25 декабря ( НК РФ).
Вместо заключения
Мы рассмотрели НДС-вопросы по реализации продукции длительного производственного цикла, включенной в правительственный перечень, к которой можно применить льготный порядок определения налоговой базы – единожды на дату отгрузки.
Впрочем, Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику – изготовителю «длительной» продукции право выбора: ему можно определять налоговую базу традиционно, то есть по наиболее ранней из дат: дню отгрузки или дню предоплаты в счет предстоящей отгрузки. Отказавшись от преференции, при получении предоплаты начисляют «авансовый» НДС, а вычеты «входного» налога производят в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-07-11/50991).
И еще один момент. Налоговый кодекс не содержит запрета на изменение уже выбранного порядка для момента определения налоговой базы в последующих налоговых периодах (Письмо ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-3/14389@).
В случае установления в ходе налоговой проверки случаев принятия к вычету НДС налогоплательщиком, воспользовавшимся преференцией, предусмотренной НК РФ, должны быть определены обстоятельства, которые привели к изменению порядка. Если будет выявлено, что таковой не изменен, предъявленный поставщиками НДС налогоплательщик принимает к вычету в соответствии с нормой НК РФ (то есть в момент определения налоговой базы).
В противном случае (при установлении изменения порядка) налогоплательщик обязан уплатить НДС и пени за период, в котором он воспользовался вышеуказанным правом.

Эта тема закрыта для публикации ответов.