Десять ошибок в наружной рекламе

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Что нельзя рекламировать

Опасные и вредные товары рекламировать запрещено. Полный список — в ст. 7 Закона:

— Интимные услуги, порно, наркотики, органы человека, аборты.

— Взрывчатые вещества, кроме пиротехники.

— Товары и услуги, на которые нужны лицензия или сертификат, если их у предпринимателя нет. Например, лекарства без лицензии у рекламодателя.

— Сигареты, вейпы, кальяны, подогреватели табака, зажигалки и принадлежности для них.

— Курсовые, дипломные и научные диссертации.

Алкоголь, народную медицину, БАДы, оружие, азартные игры и кредиты рекламировать можно, но с ограничениями из главы 3 Закона.

Мера наказания

Судебная практика в отношении лиц, чьи действия являются незаконными и относятся к сфере рекламы, рассматривает виновных в соответствии со статьей 14.3 административного Кодекса. В соответствии с ним мера наказания может выражаться в следующем:

  • За распространение рекламы в траурные дни или прерывание рекламой религиозных передач для должностных лиц предусмотрен штраф от 10 до 20 тыс. рублей, для юридических – от 200 до 500 тысяч рублей;
  • За превышение допустимого объема рекламной информации в печатных изданиях должностные лица должны будут заплатить от 4 до 7 тыс. рублей, юридические лица – от 400 до 100 тыс. рублей;
  • При нарушении требований, относящихся к рекламе медицинских препаратов, БАДов, методов лечения, различных услуг рядовые граждане должны перечислить от 2 до 5 тыс. рублей, должностные лица от 10 до 20 тыс. руб, организации от 200 до 500 тыс. рублей.

Одним из вопросов граждан, которые замечают нарушение законодательства, или чьи права были нарушены, является то, куда жаловаться.

В большинстве случаев при наличии доказательств такого рода необходимо обращаться с заявлением в суд, где подробно указываются все обстоятельства дела и приводятся достоверные факты.

Итак, нарушение действующего законодательства о рекламе, которую могут допускать как рекламопроизводитель, так и рекламораспространитель, ведет к привлечению к ответственности. Наказанием за административное правонарушение будет выплата штрафа, размер которого будет зависеть от типа нарушения и того, кто признан виновным.

Ошибка 6. Реклама с недостоверными характеристиками

Реклама обещает путешествие в прошлое к ожившим доисторическим обитателям Земли, но, когда клиент покупает билет, он попадает в помещение с моделями динозавров. Во-первых, динозавры не ожившие, во-вторых, никаких перемещений по времени — возмутительно!

Такие плакаты часто висят на улице, в торговых центрах и на дверях самого заведения. Если в рекламе нет пометки о ненастоящих динозаврах, ФАС может отшрафовать

Как должно быть. Реклама должна быть достоверной. Если клиентов ждут модели динозавров без перемещения во времени, так и нужно написать. Можно оставить как есть, но добавить пометку: внутри модели динозавров, а путешествие метафорическое. Скучно, но с точки зрения закона «О рекламе» безопасно.

Кто платит штрафы за рекламу

За рекламу отвечают рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Рекламодатель — кто заказал рекламу для продвижения своего товара — ст. 3 Закона. Считается, что именно рекламодатель отвечает за достоверность и позиционирование товара в рекламе. Поэтому штрафуют на сотни тысяч рублей обычно его.

Рекламопроизводитель — кто привёл идею продвижения в готовый вид. Как правило, это рекламные агентства. Рекламораспространитель — кто опубликовал готовую рекламу для просмотра. Это журналы, сайты, владельцы билбордов. Содержание рекламы не всегда зависит от рекламщиков и площадок. Но на практике с них тоже спрашивают.

Вейп-шоп разместил баннер с сообщением об акции на сайте любителей электронных сигарет. 

Магазин здесь — рекламодатель, сайт — рекламораспространитель. Между ними заключён договор на размещение рекламы. 

Ответственность за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламных конструкций

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно п.п. 2, 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» не является рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Таким образом, ответственность по указной статье может наступить в трех случаях:

— установка рекламной конструкции без разрешения;

— эксплуатация рекламной конструкции без разрешения;

-установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.

Возможно привлечение к ответственности одновременно за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения.

Установка рекламной конструкции – монтаж и введение в действие рекламной конструкции с целью ее дальнейшей эксплуатации.

Эксплуатация рекламной конструкции – использование рекламной конструкции для размещения информации рекламного характера.

Статья 14.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере рекламы составляет 1 год.

Вместе с тем установка рекламной конструкции без разрешения или с нарушением требований технического регламента не является длящимся правонарушением и считается оконченным в момент его совершения.

Эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или с нарушением требований технического регламента является длящимся правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения.

Санкция статьи 14.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Заместитель прокурора Заокского района

Виды административных правонарушений

Административное правонарушение в сфере рекламной деятельности разделяет субъектов, оказывающих услуги такого характера, на такие два вида:

  • Рекламопроизводитель. Лицо, которое частично или полностью осуществляет действия по приведению определенной информации в форму, готовую для распространения. То есть снимает и монтирует видеоролик, оформляет плакат, записывает аудиозапись;
  • Рекламораспространитель. В качестве него может выступать субъект, который распространяет рекламу любым из существующих методов – трансляция на телеканалах, размещение в интернете, оформление билбордов и т.д.

Оба таких субъекта при озвучивании определенных желаний заказчика в первую очередь должны самостоятельно оценивать – допустимо ли определенное действие с точки зрения регулирующего законодательства, поскольку при фиксировании правонарушения именно они могут нести ответственность.

Читайте: Виды штрафных санкций для ООО

Закон характеризует большое количество правонарушений, которые могут иметь место в процессе создания рекламы и ее распространения. Среди них можно отметить следующие:

  • Применение в рекламе различных иностранных слов без приведения соответствующего перевода на государственный язык;
  • Осуществление действий по рассылке посредством сообщений на телефон или адреса электронной почты без получения согласия на такое действие абонента;
  • При создании рекламного ролика или другого способа донесения информации некорректное сравнение товара, который рекламируется, с другой продукций или услугой аналогичного назначения, что принадлежат или выпущены конкурентом;
  • Отображение обязательной информации, которая по закону необходима, но не удобна заказчику в нечитаемом виде – мелким шрифтом, бледным цветом;
  • Применение в рекламе знака бренда, товара, логотипа, который может значительно повысить продаваемость, но никакого отношения к рекламируемой продукции не имеет;
  • Неэтичная рекламы. В качестве примера можно привести ролики с содержанием бранных слов, оскорбительных образов, сравнений, которые могут затрагивать права лиц определенного пола, возраста, вероисповедания, национальности и т.д.;
  • Очернение репутации конкурента;
  • Недостоверные данные о рекламируемом товаре – состав, выполняемые функции, свойства, наличие сертификатов, признание определенными потребителями, наличие наград и т.д.;
  • Ложные сведения о проведении конкурсов, имеющемся количестве призов, их качестве;
  • Распространение рекламы в объявленные дни траура.

Другой комментарий к Ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц), а также рынка ценных бумаг, установленные Федеральным законом от 18 июля 1995 г. «О рекламе». В частности, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения; реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ.

Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством РФ, не допускается.

2. Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием, совершаемым рекламодателем, рекламопроизводителем или распространителем рекламы в виде ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы. Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой нарушены требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.

3. Недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламой является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических и физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента; вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

4. Отказ от контррекламы — невыполнение обязанности опровергнуть ненадлежащую рекламу в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик, продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.

5. Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа (его территориального органа) является невыполнением рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем обязанности в установленный срок представлять достоверные документы, объяснения в устной и письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления их законных полномочий. Непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) образует юридический состав правонарушения, предусмотренный ст.19.8 КоАП РФ.

6. Следует различать ненадлежащую рекламу, отказ от контррекламы и заведомо ложную рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Совершение последних квалифицируется по ст.182 УК.

7

Субъективная сторона административного правонарушения за ненадлежащую рекламу характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины

8. Субъектом правонарушения за ненадлежащую рекламу выступает специальный субъект: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель — должностное лицо. Субъектом административной ответственности выступают и юридические лица.

Комментарий к статье 14.43 КоАП РФ

1. Прежде всего необходимо отметить, что положения ч. 1 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П). И в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Действующим законодательством установлены строгие требования, предъявляемые к производству продукции в целях обеспечения ее безопасности в процессе эксплуатации для жизни и здоровья людей, окружающей среды.

Под обязательными законодатель понимает требования к продукции либо к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а также условия и требования, установленные принятыми техническими регламентами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении виновным лицом при производстве товаров действий, нарушающих установленные действующим законодательством, в том числе вышеприведенными нормативными актами, требований.

Рассматриваемый состав является формальным, в связи с чем считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы.

Содержащийся в ч. 2 комментируемой статьи состав административного правонарушения является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны наступление вследствие совершения противоправных действий, описанных в ч. 1 рассматриваемой нормы, негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел повторность совершения административного правонарушения, охватываемого признаками ч. 2 статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения виновного лица к административной ответственности.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Комментарий к Ст. 14.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в СМИ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2. Объективная сторона административных правонарушений (ч. 1) состоит в нарушении рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем обязательных требований законодательства о рекламе, которые носят общий характер, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 — 5 ст. 14.3, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

3. Объективная сторона административных правонарушений (ч. 2) заключается:

— в нарушении порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи;

— в совмещении рекламы с телепрограммой;

— в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно в распространении рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

4. Объективная сторона правонарушений (ч. 3) состоит в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях.

5. Объективная сторона правонарушений (ч. 4) заключается в прерывании рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещении рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

6. Объективная сторона правонарушений (ч. 5) заключается в нарушении установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, являются физические и юридические лица — рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи, являются юридические лица — рекламораспространители, а также их должностные лица.

Субъектами предусмотренных в ч. 5 комментируемой статьи административных правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

8

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью

9. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48 КоАП РФ).

Требования к рекламе: добросовестность и достоверность

Для рекламы остальных товаров и услуг есть требования добросовестности и достоверности и ещё ряд запретов. 

Что относят к недобросовестной и недостоверной рекламе в общем виде прописано в ст. 5 Закона. Как эти понятия работают в рекламе для несовершеннолетних, немного подробней объяснено в ст. 6 Закона. 

Проблема в том, что эти объяснения каждый человек трактует по-своему. Нельзя сказать заранее, усмотрит ли проверяющий в рекламе оскорбление, нечестную конкуренцию или подрыв авторитета родителей. 

А мы подобрали нарушения, актуальные для малого бизнеса.

Некорректное сравнение с другим товаром. Ущемление деловой репутации конкурента

Предприниматель продавала текстиль оптом под товарным знаком «Рио». В городе был серьёзный конкурент — торговый центр «Тендем», где торговали текстилем в розницу. 

Предприниматель заказала баннер и разместила невдалеке от здания конкурента. В рекламе была игра слов и шрифта: «НИКАКОГО ТАНДЕМА С ПОДДЕЛКАМИ РИО 100 км ИВАНОВО оптовый текстиль центр».

Слова «лучший», «самый», «только», «абсолютный», «единственный» и подобные

Фирма разместила в газете рекламу косметики. В тексте была фраза: «Пептидная косметика Лора — лучший подарок к Новому году!». 

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Кто контролирует рекламу

Содержание рекламы проверяет антимонопольная служба — ФАС. Чаще всего поводом для проверки становятся жалобы конкурентов или просто людей, которым реклама не понравилась. 

Дальше дело происходит так. Рекламу проверяют на соответствие закону. Иногда специалист службы может сам оценить содержание рекламы, а бывает, нужны эксперты, например, филологи.

После проверки служба выносит решение, в котором предписывает удалить рекламу в определённый срок или сразу штрафует по ст. 14.3 КоАП РФ. Расходы на рекламу не возмещают.

Если рекламу не удалят, ФАС выносит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

Решения ФАС можно оспорить в арбитражном суде в течение трёх месяцев с момента подготовки текста.

Противоправные действия

Компании не вправе продвигать что-то незаконное. Для этого необязательно показывать наркотики в кадре. Хватает машины, которая несется с запрещенной скоростью. Получается, компания говорит: «Будь таким же крутым и нарушай правила дорожного движения».

У «Тойоты» реклама внедорожника: внедорожник лихо заезжает на бордюр и тротуар. В реальной жизни это нарушение закона. Антимонопольная служба решила, что «Тойота» показывает, как здорово нарушать закон. Новость на сайте ФАС

В рекламе Останкинского мясоперерабатывающего завода папа везет ребенка в грузовике. Грузовик меняет полосу, обгоняет другие машины, не включает фары. При этом для ребенка нет автомобильного кресла. Служба решила, что реклама провоцирует зрителей нарушать закон. Решение ФАС

Есть менее очевидные ошибки. Вроде бы сюжет рекламы ничего не нарушает, но в сюжете есть деталь, которая всё портит. Так случилось с «Икеей».

Сначала посмотрим ролик «Икеи»:

Друзья танцуют и веселятся. Потом появляются часы, на них — половина девятого вечера. Кадр из ролика:

Следующий кадр — в дверь звонит соседка и жалуется на шум: «Ну, может уже хватит этого тынц-тынц-тынц?»

Главный герой распахивает дверь и показывает, что все спят, тихо и мебель на месте.

Антимонопольная служба считает, что ролик нарушает закон. Если коротко, то так: «„Икея“ показывает, что преимущество мебели — возможность нарушать режим тишины в позднее время».

Всё дело во времени. Во всех городах есть час, после которого нельзя шуметь. Например, в Москве это одиннадцать вечера, в Воронеже — десять. «Икея» показывает 20:30, и это близко к запрещенному часу. Формально еще можно пошуметь, но всё равно поздно.

Нет универсального совета, как проверить рекламу. Можно рассчитывать на жизненный опыт и опыт юриста.

Допустим, в ролике супергерой преодолевает препятствия и привозит йогурт. Это ролик без риска.

Или в опасные ситуации из-за йогурта попадает ребенок. Например, перепрыгивает с крыши на крышу. Формально это законно, потому что нет запрета на крышу, но сюжет рискованный. Служба может решить, что реклама учит детей прыгать по крышам.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.3 ПДД

Итак, 14.3 достаточно простой пункт для понимания. Если пешеходы начали переход дороги на разрешающий сигнал светофора (рисунок 1 слева), а во время перехода для них загорелся запрещающий, а, соответственно, для водителей в поперечном направлении разрешающий, то последние обязаны дать пешеходам закончить переход (рисунок 2 справа).

Здесь есть важная тонкость. В пункте 14.3 речь идёт об обязанности дать закончить переход именно проезжей части, а не всей дороги. А дорога может быть разделена на несколько проезжих частей, к примеру, разделительной полосой, а также трамвайными путями, которые проезжей часть сами по себе по смыслу ПДД не являются.

Таким образом, если посередине есть разделительная полоса, то обязанность водителей автомобилей заключается только в том, чтобы дать закончить переход до этой разделительной полосы. Затем пешеход обязан остановиться и снова ждать зелёного для себя сигнала светофора. Это ему предписывает уже пункт 4.6 Правил дорожного движения, который в целом хорошо коррелирует с обсуждаемым нами пунктом 14.3:

Обратите внимание на неясность в ПДД – если проезжая часть одна, но разделена двойной сплошной, к примеру, то:

  • с одной стороны, водители обязаны дать пешеходам закончить переход всей дороги, если для последних загорелся красный на середине пути перехода, согласно пункту 14.3 ПДД,
  • с другой, пункт 4.6 обязывает пешехода остановиться на двойной сплошной и уже ждать снова зелёного.

Кроме того, 14.3 обязывает водителя дать закончить переход только проезжей части, а трамвайные пути таковой не являются. Поэтому если пешеход дошёл до трамвайных путей с левой для водителя стороны дороги, то обязанность дать ему закончить переход у водителя пропадает, ведь пешеход закончил переход именно проезжей части. Это, безусловно создаёт опасность для движения, так как пешеход по логике ПДД должен остановиться на трамвайных путях. Да и останавливаться на трамвайных путях при переходе дороги пешеходу не разрешается Правилами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.