Уровни и основные элементы конституционного строя россии

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Духовные основы конституционного строя РФ

Изучим положения Конституции РФ, которые можно отнести к духовным основам государственного строя.

Россия — светское государство

Светским считается такое государство, в котором нет официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Светское государство на уровне закона устанавливает и создает реальные условия, которые дают гражданам возможность реализовать свои права на свободное исповедание религии и ее пропаганду.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

В светском государстве религия или религиозные объединения не могут влиять на деятельность госорганов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другую прочую деятельность государства. Отделение как церкви от государства, так и школы от церкви обеспечивает светский характер государства.

Принцип идеологического и политического плюрализма предполагает, что в РФ могут свободно сосуществовать различные философские, политические, правовые, экономические и религиозные взгляды. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Проявление политического плюрализма выражается в многопартийности и свободе общественных объединений.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не может оказывать влияние на определение гражданином своего вероисповедания, своего отношения к религии в принципе. Также граждане, например, занимаются воспитанием своих детей в соответствии с собственными убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

При этом государство регулирует деятельность религиозных объединений. Например, то или иное религиозное объединение может быть запрещено на территории РФ. С другой стороны, на государственном же уровне регламентирован порядок предоставления религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание финансовой помощи из бюджета, охрана объектов, признанных памятниками культуры, и т. д.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших
принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое
государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа
верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы
организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с
государством.

Примат права выражается в верховенстве
Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую
юридическую силу
и прямое действие на всей территории России, означает, что
законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом,
правом.

Конституция РФ содержит требование официального
опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права
. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Понятие конституционного строя

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все право соответствует конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации
государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из
основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает,
с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на
законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются
самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ,
судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь
главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в
исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление,
с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей
является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и
полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания
над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие
достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях
государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Функции Конституции

  1. Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
  2. Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права. 
  3. Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.  
  4. Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
  5. Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества.
Общепризнанные
принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак
демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции
утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие
предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации
является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).
Народный суверенитет
означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных
сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто
не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3
Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется
по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы
государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и
органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует
местное
самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для
юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т.
1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл.
9.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.