Бдр: бюджет доходов и расходов

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V

Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.

Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:

  • ;
  • Торговая стратегия Билла Вильямса или как за год увеличить торговый депозит в 20 раз?
  • Masterforex-V: Точки безошибочного для трейдера открытия сделок по форексу;
  • Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V;
  • Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии.

Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!

Государственные расходы

Государственные расходы — это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.

По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.

По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.

По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Доходы государственного бюджета

Не требующие возмещения денежные средства, поступающие в бюджет, называются доходами госбюджета. Они бывают двух видов:

  • капитальные;
  • текущие.

Капитальные доходы имеют непостоянный единовременный характер. К ним относятся поступления денежных средств от реализации аренды государственной собственности, от пожертвования частных лиц.

Текущие доходы госбюджета разделяют на:

  • налоговые;
  • неналоговые.

Налоговые доходы составляют львиную долю поступлений в казну и являются первичными источниками поступлений. В области налогообложения действует полное государственное регулирование.

Размер обязательных взносов в бюджет устанавливается на правительственном уровне. Невнесение денежных средств относится к уголовным преступлениям. Налоговая система страны базируется на совокупности обязательных взносов в казну.

Налоги бывают:

  • прямые;
  • косвенные.

Более половины госбюджета состоит из косвенных налогов: акцизов, пошлин, НДС и таможенных сборов. От них напрямую зависят структура потребления и ценообразование.

Другие источники доходов в госбюджет – это внешний и внутренний государственный займ, поступления от продажи ценных бумаг государства.

Также существует следующая классификация поступлений на:

  • закрепленные – фиксированные, отчисляемые на постоянной основе;
  • регулирующие – служат для соблюдения баланса финансовых поступлений и издержек.

Виды государственного бюджета

Источниками финансирования бюджета представлены:

Внутреннее финансирование – доходы от продажи акций и иных ценных бумаг, ссуды, полученные с другого уровня государственного бюджета, средства ЦРБ.
Внешнее финансирование – продажа ценных бумаг на мировом уровне, кредиты в международных организациях и фондах, кредиты иностранными государствами. 

Бюджету необходимо обеспечивать гибкость в экономической политике, т.е. не иметь привязку доходов к расходам, включенность прибыли и расходов подконтрольных государству и иерархия бюджета, выполняющая функцию автономности оных. 

Покрытие дефицита в бюджете осуществляется с помощью выпуска денежных единиц в общества, выпуск облигаций, взятие внешнего долга, т.е. кредиты от других государств. 

Меры по сокращению дефицита представлены:

  • Пересмотр неналоговой системы для улучшения работоспособности; 
  • Пересмотр условий государственных долгов;
  • Надзор за поступлениями и расходами средств в государственном бюджете;
  • Сокращение финансирования на неприбыльные отрасли;
  • Приостановление систем льгот и выплат.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

  1. Внутренние – представлены кредитами от кредитных организаций в валюте страны, заем денежной суммы от другого государства, осуществляемый с помощью выпуска ценных бумаг.
  2. Внешние – государственные займы в иностранной валюте, кредиты от правительства, организаций, физических или юридических лиц иных государств.

Государственный долг – денежная сумма государства по непогашенному кредиту, включая определяемые проценты. Обслуживание долга – оплата процентной сумы и постепенная выплата займа. 

Внутренний государственный долг – невыплаченная денежная сумма, накладывающая финансовые обязательство на правительство. Представлены рыночными долгами (денежный долг на внутреннем рынке), нерыночные (исполнение бюджета, где долг перечисляется в государственный)

Причины, способствующие возникновению внутреннего государственного долга:

  1. Получение кредитов от банков, физических или юридических лиц в национальной денежной единице.
  2. Размещение облигаций от лица правительства.
  3. Бюджетные ссуды предоставляются с одного уровня бюджетной системы на другой.

Внешний государственный долг – непогашенные внешние кредиты государства и невыплаченные проценты международным банках и организациям. Несоблюдение сроков погашения долгов ведёт к санкциям государства.

Реструктуризация государственного долга – пересмотр требований погашения займа. Наблюдается в случае невозможности оплаты долга государством. 

Меры по управлению государственным долгом: 

  1. Недопуск долговых ситуаций, где ресурсы государства задействованы на выплату займа.
  2. Поиск финансовых средств на выплату государственной задолженности.
  3. Эффективные методы ведения денежных средств.
  4. Нейтрализация пагубных воздействий в ходе выплаты долга.

Смотрите также:

  • Роль государства в экономике
  • Налоги
  • Мировая экономика
  • Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Понятие бюджета

Ошибочно отождествлять госбюджет с хранилищем наличных денег. Прежде всего, это документ, смета поступлений и затрат. Каждая смета соответствует отдельным государственным ведомствам, службам, правительственным программам. В них отражаются основные потребности, на которые необходимо выделить средства из государственной казны.

При создании документа учитывается деятельность государственной власти по трем направлениям, учитывающим поступление, перераспределение и освоение средств.

Формирование финансового документа происходит на определенный календарный срок. Процесс разработки и утверждения носит название бюджетного процесса.

Бюджет является профицитным, когда доходная часть превышает затратную. При превалировании издержек над финансовыми поступлениями наблюдается дефицит. При значительном бюджетном дефиците правительство сокращает расходы.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Федеральный бюджет РФ

Федеральный бюджет РФ – это смета поступлений и издержек. План затрат и доходов страны составляется на календарный год. Утверждается он парламентом и имеет силу Федерального закона.

Кратко процедура принятия бюджета РФ выглядит следующим образом:

  1. Обсуждение и принятие основных положений.
  2. Рассмотрение отдельных разделов.
  3. Обсуждение подразделов.
  4. Одобрение Государственной Думой.
  5. Утверждение Президентом.

Доходы от субъектов в бюджет страны поступают не равными долями. При составлении смет учитываются курс рубля и цена нефти на мировом рынке.

Последние годы бюджет РФ составляется с профицитом более 1 трлн. рублей. Из средств государственной казны финансируется социальная сфера, национальная оборона, экономика, правоохранительная деятельность и общегосударственные вопросы. Затраты на социальную политику в 2019 году запланированы более 27% от общего числа.

Показатели прошлых лет

Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

2016

Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

  • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
  • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
  • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые .

2017

Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:

  • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
  • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
  • Дефицит составлял 2.753 руб.

В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:

  • Социальная политика — 30,8%.
  • Оборона страны — 17,2%.
  • Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.

2018

За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:

  • 30,96% уходит на социальную политику.
  • 17,01% уходит на национальную оборону.
  • 14,11% уходит на национальную экономику.

Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.

2019

2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:

  • Отчисления на соц.политику 24,5%.
  • Нац. оборону — 14,6%.
  • Нац. экономику — 13,2%.
  • Правоохранительную деятельность — 11,3.

И так далее по убыванию расходов экономики.

Компоненты БДР

Каждый бизнес уникален, и у каждой отрасли есть свои нюансы, но эти элементы достаточно общие, чтобы их можно было применять в большинстве отраслей.

Доход

Доход обычно разбивается на компоненты. Можно прогнозировать доход в годовом исчислении, но обычно требуется более подробная информация, разбивая доход на его основные компоненты.

Компоненты дохода обычно включают в себя:

  • объем (единицы, контракты, клиенты, продукты и т. Д.)
  • цена (средняя цена, цена за единицу, цена сегмента и т. Д.)

Переменные затраты

Переменные затраты представляют собой расходы, понесенные в связи с изготовлением продукции. В качестве примера к переменным затратам можно отнести расходы на сырье и материалы, энергию и топливо, заработную плату производственных рабочих. Величина переменных затрат изменяется в зависимости от объема выпускаемой продукции.

Переменные расходы часто включают в себя:

  • стоимость проданных товаров;
  • прямые продажи;
  • торговые комиссии;
  • комиссия за обработку платежей;
  • перевозка грузов;
  • некоторые аспекты маркетинга;
  • прямые затраты труда;

Постоянные затраты

Эти расходы не сильно меняются в зависимости от изменений в доходах и в основном являются постоянными, по крайней мере, в пределах сроков операционного бюджета.

Примеры постоянных затрат включают в себя:

  • арендная плата;
  • головной офис;
  • страхование;
  • телекоммуникация;
  • управление зарплатами и льготами
  • коммунальные услуги.

Неденежные затраты

БДР часто включает неденежные расходы, такие как износ и амортизация. Несмотря на то, что эти расходы не влияют на движение денежных средств (кроме налогов), они влияют на результаты финансовой отчетности (то есть цифры, которые компания сообщает в конце года в своем отчете о прибылях и убытках).

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Источники поступлений

Национальный доход является главным источником, который позволяет накопить материальные средства. Если в конкретной ситуации его объема недостаточно для покрытия денежных нужд федерации, то государственные органы привлекают для решения национальное богатство.

Доходы в госбюджет вливаются из трех источников:

  • налоговые сборы — около 85%;
  • неналоговые поступления — примерно 7%;
  • прибыль целевых фондов бюджетной формы собственности — составляют около 8%.

Взносы во внебюджетные структуры, например, фонды социального и медицинского страхования, занятости, обеспечения пенсии не относятся к категории налогов. Они делаются для конкретных целей и являются возвратными, а в госбюджет не поступают. Сборы в виде налогов являются обязательными для физических лиц и юридических формирований.

Они способствуют распределению национального дохода в зависимости от поставленных социальных и экономических задач:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство и имущество;
  • отчисления с продаж, акцизы и пошлины на таможне, НДС.

Неналоговые поступления содержат в массе доходы от отчуждения муниципальной и государственной собственности, платных услуг от федеральных органов власти. Этот вид отчислений включает финансы, которые перечисляются в результате исполнения мер первичной ответственности, например, штрафы, компенсации. В эту классификацию включается прибыль от внешнеэкономической деятельности, доходы от аренды государственных объектов, консульские сборы и др.

В раздел бюджетных целевых фондов входят дорожные ресурсы, учетные системы таможенной и пограничной службы, активы государственной и федеральной налоговой службы.

Примечания

  1. В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета:* А) Общенациональные: 1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика;* Б) Социальные: 1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. Средства массовой информации; * В) Финансовые: 1. Обслуживание государственного и муниципального долга; 2. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России;
  2. В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета:* А) Общенациональные: 1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика; * Б) Социальные: 1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. Средства массовой информации; * В) Финансовые: 1. Обслуживание государственного и муниципального долга;

Модель российского государственного бюджета

Форма политико-административного устройства государства определяет то, как именно необходимо классифицировать бюджет России. Составляющие российского государственного бюджета следующие: федеральный, региональный и муниципальный. Соответственно, финансовые вливания этих трех бюджетов и образуют единый бюджет государства.

Хотя субъекты РФ обладают определенной самостоятельностью в плане получения и распределения денежных средств, именно доходы федерального бюджета являются ключевым элементом экономической стабильности всей страны.

Кроме того, большое количество регионов нуждается в федеральной финансовой поддержке. Таким образом, размер федерального бюджета определяет степень финансовой помощи некоторых регионов и муниципалитетов.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что бюджет России на всех его уровнях подчинен общим принципам, имеет единую правовую базу и т.д.

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Профицит финансового плана

Бюджет рассматривается как экономическо-историческая финансовая категория, взаимосвязанная с работой государственного обеспечения. В учетной части обязательно сопоставляются расходы и доходы. Если в бюджете наступает несоответствие и затраты превышают объем накопительной части, то выделяется бюджетный дефицит.

В экономике складывается система решений проблематичного профицита госбюджета:

Бюджет обязательно балансируется по итогам года. Стремление не делать государственных займов может сыграть плохую роль в экономике. В некоторых случаях при росте безработицы население получает маленькие доходы, и сокращаются налоговые сборы. В результате правительство повышает ставки обязательных налогов или сокращает государственные затраты, как следствие, спад в экономике усугубляется. Политика сбалансирования бюджета предполагает решение перспективных задач, а не только ситуативных проблем.
Государственный фонд должен согласовываться на всем этапе цикла экономики, а не только в ежегодном рассмотрении. Антициклическое действие госорганов проявляется в перераспределении накопленных ресурсов во время подъема экономики и в период спада. Эта концепция уравновешивает баланс, но опасна тем, что не учитывает продолжительность подъемов и спадов, а также их глубину. Долговременное падение экономики не устраняется взлетом, который проявляется кратко.
Сбалансированность ежегодного и циклического учета рассматривается в качестве второстепенной проблемы

Насущной и важной задачей является стимулирование экономического развития и роста. При выполнении этого назначения в бюджете периодически возникает положительное сальдо или наблюдается дефицит финансов.

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Суть государственного бюджета

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило — календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.