О противодействии коррупции (новая редакция). модель

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Что такое КОРРУПЦИЯ – определение простыми словами. Понятие коррупции.

Простыми словами, Коррупция – это процесс при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относиться практически все госслужащие способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации. Так это могут быть:

  • Политики;
  • Чиновники всех уровней;
  • Представители надзорных и правоохранительных органов;
  • Представители медицины и образования.

В более широком понимании, термин коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег.

Общая характеристика

Злоупотребление — это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция.

Маломасштабная, бюрократическия или мелкая коррупция — это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Как правило, данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция — это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Политическая коррупция часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня. Она отличающейся от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения. Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать «воспитание» идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск «особо опасных» органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010-2011 ГОДЫ

(в ред. Указа Президента РФ )

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию противодействия коррупции.

2. Пункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ )

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов:

а) принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе;

б) руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным противодействия коррупции на 2010-2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;

в) организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

г) обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;

д) оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами;

е) обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;

ж) обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

5. Рекомендовать:

а) Счетной палате Российской Федерации при представлении в соответствии со Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» палатам Федерального Собрания Российской Федерации информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться пунктом 4 настоящего Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

6. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Президент Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

13 апреля 2010 года

N 460

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460

Основные принципы

Противодействие коррупции основывается на следующих принципах — специальных и общих. Они указаны в законе 273-ФЗ о деятельности по ликвидации и предупреждению коррупции.

Какие принципы против коррупции имеют общее правовое значение? К ним относят основополагающие, базовые положения права, например, принцип законности, публичности и открытости деятельности государственных органов, наличия ответственности за коррупционные деяния, конституционно-закрепленный принцип — обеспечение и защита прав и свобод людей и граждан.

Что касается специальных правил, относящихся именно к противодействию коррупционной деятельности, — это принцип комплексного подхода правовых, социальных, экономических, политических и других мер; принцип использования мер по предупреждению коррупции как приоритетного метода; взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества (политических партий, профсоюзов, объединений и прочих); взаимодействие государственных органов с международными предприятиями и отдельными физическими лицами.

Вышеуказанные принципы представлены в статье 3 федерального закона. Данные положения имеют фундаментальное значение в общей системе мер против коррупции в стране. Законом только декларированы положения, однако их содержание не конкретизируется. В этой связи рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

Причины коррупции.

Причин для существования и процветания коррупции существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее основные причины практически всегда находятся на поверхности.

Личная жадность. Жадность ведет к неограниченному желанию денег или власти, не обращая внимания на моральные принципы. По сути, это врожденный человеческий импульс – владеть наибольшим количеством благ.

Низкий уровень личной этической ответственности в следствии отсутствия должного образования и воспитания.

Отсутствие чувства долга служения, и единства с обществом, которому служит государственный служащий. В данном случаи, личный эгоизм превышает потребности большинства.

Заработная плата. Низкая заработная плата, которая довольно часто выплачивается большинству сотрудников в государственном секторе, толкает некоторых людей на коррупционные действия.

Низкие возможности самореализации. Из-за отсутствия возможностей для работы по желанию, многие люди сознательно идут работать в государственные структуры, чтобы зарабатывать на коррупционных схемах. Довольно часто эти люди дают взятки, для получения подобных «теплых» должностей.

Отсутствие строгих и быстрых наказаний. Это значит, что даже если кто-то признан виновным или даже пойман с поличным, судебная система затягивает процесс. В случаи, когда судебный процесс длится очень долго, напряжение в обществе спадает, и как правило дело спускается на тормозах. Еще одной проблемой являются слишком мягкие наказания. К примеру, коррупционера могут не посадить в тюрьму, а перевести на менее престижную должность. Что само собой способствует процветанию коррупции, так как отсутствует реальное наказание за преступление.

Отсутствие плохой репутации. Это значит, что, человек, который был замечен в коррупции должен приобретать «дурную славу», и уважающие себя люди должны избегать его и не вести с ним дел. Само собой, что такого человека не стоит подпускать к работе управленца.

Отсутствие единства в обществе. Данный фактор является очень важным, так как именно он влияет на ситуацию с коррупцией в целом. Общество должно быть единым в стремлении победить коррупцию. И не должно быть ситуаций, когда человек на публике открыто критикует коррупцию, а сам тайно относит взятки за ускорение каких-либо дел. Если общественность сплотится против коррупции таким образом, что никто не будет предлагать взятки, то у коррумпированных чиновников не будет другого выбора, кроме как работать честно.

Отсутствие прозрачности и доступа к информации. Плодородной почвой для коррупционных действий, является сокрытие информации о проведении сделок, тендеров и о собственности чиновников. Развиваются скрытые монополии.

Отсутствие независимого органа по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями.

Отсутствие компетентных и независимых судов.

Отсутствие отчетности в среде работы государственных чиновников. Это значит, что общество не знает, чем конкретно занят тот или иной работник государственной структуры. Общество не имеет доступа к информации о том, как он выполняет свою работу и насколько он с ней справляется. Из-за этого, нет возможности оценить тот факт, заслужено ли этот чиновник получает зарплату, премии, льготы и надбавки.

Коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество инструментов. Чаще всего встречаются:

  1. Взятки и подкуп. Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Виды передаваемых благ в обмен на нужное решение очень разнообразны. Это деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний.К взяточничеству относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

Расхищение, воровство – коррупционные инструменты должностных лиц, имеющих доступ к материальным ценностям или контролирующих активы. Примеры включают вывод денег в теневые структуры – оффшоры (что это такое?), фирмы-однодневки, а затем передачу средств коррумпированным сотрудникам.
Вымогательство и шантаж. Способ достижения целей с помощью угроз. Вымогатели могут угрожать применением насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
Еще один распространенный коррупционный метод – мошенничество. Подразумевает обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
Фаворитизм, кумовство, непотизм – предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
Лобби – поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
Злоупотребление полномочиями – принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Проблема и последствия коррупции.

Обслуживание. В первую очередь, хочется отметить, что в странах, где процветает коррупция нет надлежащего обслуживания. За качественное и своевременное обслуживание приходится доплачивать отдельно. Данный аспект касается практически всех сфер жизнедеятельности: от приема у врача, до получения лицензии в лицензирующем органе.

Отсутствие надлежащего правосудия. Коррупция в судебной системе приводит к вынесению несправедливых решений. В такой системе, прав окажется тот, кото больше денег занесет судье. Из-за коррупции в полицейской системе процесс расследования продолжается десятилетиями. Это позволяет преступникам свободно перемещаться и даже совершать больше преступлений.

Безработица. В следствии коррупционной деятельности в системе образования, государство производит все меньше квалифицированных кадров. Это в свою очередь создает потребность в профессионалах, которых просто нет в наличии.

Плохое здоровье и гигиена: в странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей.

Загрязнение окружающей среды. В основном это происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.

Несчастные случаи. Плохие дороги, ветхие коммуникации, пренебрежение мерами безопасности – все это результат коррупционных действий чиновников. Сюда в качестве примера, можно привести и получение водительских прав за взятку. Что в свою очередь повышает аварийность на дорогах.

Что такое коррупция?

Термин corrumpere появился в учениях права Древнего Рима и обозначался как «ломать», «подкупать» или «разрушать». Изначально слово применялось в судебной практике для обозначения правонарушений в ходе подкупа судей и передачи им взяток. Оно было образовано из следующих латинских слов:

  • correi — несколько лиц, участвующих в каком-либо судебном или общественном процессе;
  • rumpere — отменять, ломать, разрушать.

В итоге был сформирован отдельный термин, который означал действие двух или более лиц, которые препятствовали судебным или иным процессам.

Как сейчас определяется коррупция в международном законодательстве? В соответствии с документом ООН, учреждающим методы борьбы с данным социальным явлением, коррупция представляет собой злоупотребление государственной властью для получения выгоды в собственных интересах.

Определение в законодательстве России, в принципе, с этим довольно идентично. Под коррупцией понимаются дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служащими своими полномочиями, служебным положением и другие противоправные действия против интересов страны и граждан в частности. Взятки могут быть различной формы — деньги, ценности, имущество, услуги, приобретение или передача каких-либо прав как для себя, так и для третьих лиц — в общем, все, что осуществляется для приобретения неправомерной выгоды. Законом «О противодействии коррупции» предусмотрено, что коррупция может осуществляться как физическими лицами, так и от имени предприятий — юридических лиц.

Нормативная база

Какой норматив регламентирует, что относится к принципам противодействия коррупции в Российской Федерации? Прежде всего это закон №273-ФЗ, который так и называется «О противодействии коррупции».

В нем установлены правовые основы по предотвращению коррупции, а также вопросы по ее организации. Главной задачей нормативного документа является ликвидация и/или минимизация последствий от данных правонарушений, а также их предупреждение. Так, в соответствии с законодательным актом, противодействие коррупции — это деятельность, которая осуществляется для:

  • профилактики — выявления возможных причин, их устранения;
  • борьбы с коррупцией — выявление уже совершенных правонарушений, их пресечение, расследование;
  • ликвидации последствий или их минимизация от произведенных правонарушений.

Вышеперечисленные меры осуществляются государственными учреждениями на различных уровнях хозяйствования: федеральном, региональном уровне, учреждениями местного самоуправления, иными предприятиями, а также гражданами, действующими в пределах своих полномочий.

Также ответственность за деяния коррупционного характера находит отражение в международных конвенциях, например, конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге (Франция) в 1999 году. Также к таким международным нормативам относят конвенцию ООН и конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам от 21.11.1997. Правда, последний документ распространяется только на страны, включенные в Организацию экономического сотрудничества и развития, в составе которой России пока нет.

Принципы противодействия коррупции в РФ учитываются в Конституции — основном законе страны, а также в кодексах — уголовном, административном и трудовом.

Для гражданских служащих действует указ президента от 12.08.2002, №885, регламентирующий общие принципы их поведения в государственных учреждениях. Кроме того, работники государственной службы в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения. Это свод, в котором, помимо других аспектов, устанавливаются правила для профилактики коррупционных факторов в их служебной деятельности в органах государственного управления.

В нормативах судебной отрасли можно выделить постановление Пленума Верховного суда РФ №19 от 16.10.2009, в котором отражена судебная практика дел коррупционного характера и превышения служебных полномочий.

Принцип комплексного подхода, включающего информационные, политические, экономические и иные меры

Коррупция как некое социальное заболевание наносит ущерб всей организации общественных отношений. Она выражается прежде всего в перераспределении материальных ресурсов, превышении полномочий, установленных должностным регламентом.

Одним из решений данной проблемы является образование государственного устройства, в котором перераспределение средств является справедливым и эффективным с точки зрения общества. Данная задача требует привлечения и соучастия всех отраслей, влияющих на социальные аспекты: от нормативно-правовых до информационных и публицистических.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает «растлевать», а corruptio — «порча» или «подкуп». На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.