Доставление в отдел полиции основания

Алан-э-Дейл       31.12.2022 г.

Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)

Что говорит на этого счет основной закон государства?

Согласно статье 22 Конституции: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако, это право может ограничиваться на основании Федеральных законов.

Забегая вперед, вторая часть этой же правовой нормы регламентирует, что лицо не может быть подвергнуто любому виду задержания сроком не более 48 часов без судебного решения.

Имеют ли право полицейские доставлять граждан в отдел полиции?

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» своим 13 пунктом 13 статьи санкционирует право полицейских на это.

Откроем Кодекс об административных правонарушениях. Он содержит в себе статью 27.2 («Доставление»), а также 27.3 («Административное задержание», не следует путать с задержанием!). Выходит, что существует две схожие процедуры. Давайте разберем их подробнее.

Доставление

Доставление, есть принудительное препровождение физического лица в территориальный орган или помещение полиции. Как мы видим из определения, эта мера не является ограничением вашей свободы, так как в этом случае Вас не могут держать там более 3 часов.

В соответствии с п.13, ст. 13 ФЗ «О полиции», а также ч.1 ст. 27.2 КоАП основаниями для этой процедуры является:

решение вопроса о задержании;

установления личности, если имеются основания или данные подозревать человека в том, что он находится в розыске или совершил преступление, административное правонарушение (не забудьте, что согласно статьи 24 Конституции по вашему требованию, Вас должны ознакомить с этой информацией);

составление в отношении Вас протокола об административном задержании;

необходимость защитить Вас.

При доставлении составляется протокол, в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ.

Административное задержание

Административное задержание, есть мера кратковременного ограничения свободы физического лица, Она может быть применена в исключительных случаях, с целью правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Исходя из этого определения, процедура может применяться только при наличии двух оснований.

При задержании составляется протокол, с теми же самыми требованиями, что и при доставлении.

Срок административного задержания: не более 48 без соответствующего судебного решения.

Задержанное лицо, а также вещи, находящиеся при нем подвергаются досмотру, с составлением соответствующего протокола.

Задержанное лицо с момента фактического задержания имеет право на защиту адвоката, а также оповещением родственников путем одного телефонного звонка.

Теперь мы разобрались, что из себя представляют эти две процедуры, какие основания для них требуется.

На первый взгляд, может показаться, что полицейские поступили правильно: доставили человека без документов в отдел, на срок не более 3 часов, чтобы выяснить его личность, так как, возможно, у них были сведения подозревать, что он мог находиться в розыске.,

Однако есть одно грубое нарушение: полицейские не составляли какой-либо протокол его доставления. Это значит то, что его привезли и держали там совершенно незаконно,

Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

  • сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
  • сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
  • представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
  • работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
  • инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
  • пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Основания для задержания в полиции

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:

  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания. 

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение. Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина

За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  • свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  • паспорт иностранного гражданина;
  • документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  • военный билет военнослужащего.

Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ. В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  • имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  • побнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Отличие доставления от задержания

Не стоит путать эти два понятия. Они несут различную смысловую нагрузку. Так, задержание – это временное ограничение свободы человека. Необходимо это в тех ситуациях, когда следует оперативно разрешить административное дело, не допустить его затягивания, а также принять все существующие меры, чтобы соблюсти требования законодательства.

О том, что произошло задержание, составляется соответствующий протокол. Кроме того:

  • срок ограничения свободы составляет не более 3 (трех) часов;
  • гражданин имеет право сообщить о своем местонахождении родственникам, работодателю;
  • человек может вызвать адвоката.

Протокол об административном правонарушении – как водителю защитить свои права?

Срок задержания исчисляется с момента доставления. Исключение: лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. Их период инициируется после удостоверения факта протрезвления.

Процедура задержания

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Что сказано в законе?

Причины и порядок доставления временно задержанных лиц в полицейский участок прописан в:

  1. Федеральном законе №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  2. Статье 27 пунктах 1, 2, 3 КоАП РФ.
  3. Статьях 91 и 92 УПК РФ.

В рамках законодательных действий различают две основные процедуры препровождения:

  • доставление;
  • задержание.

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы.  Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Сокращения, принятые при описании алгоритма

При написании жалоб, ходатайств и заявлений требуется, чтобы текст выглядел максимально кратко и понятно, поэтому при написании используются сокращения:

РФ — Российская ФедерацияФЗ — федеральный законВС РФ — Верховный суд Российской ФедерацииКС РФ — Конституционный суд Российской ФедерацииОП — отделение полицииПротокол — протокол об административном правонарушенииПротокол задержания — протокол об административном задержанииДЛ — должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушенииОД — оперативный дежурныйКоАП РФ — Кодекс об административных правонарушениях Российской ФедерацииПП РФ — Постановление Правительства Российской ФедерацииКонвенция — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом  (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом №7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))ЕСПЧ — Европейский суд по правам человека

Права задержанного

Задержанный имеет право:

  1. Знать о причинах своего задержания.
  2. Понимать какие именно обвинения ему выдвигаются.
  3. Уведомить своих близких о собственном местонахождении не позднее чем через 12 часов после задержания.
  4. Совершить один телефонный разговор в течение первых трех часов с момента задержания, при условии, что в УПК нет иных указаний.
  5. Получить помощь защитника. Первая встреча с ним должна быть проведена до первого допроса в конфиденциальной обстановке.
  6. Дать объяснения или отказаться от них. Задержанный может общаться на том языке, который ему наиболее удобен. Допрос должен быть проведен в первые 24 часа.
  7. На человеческое обращение, которое исключает пытки и жестокое обращение.
  8. Не свидетельствовать против себя и близких родственников.
  9. На получение медпомощи в случае необходимости.
  10. Ознакомиться с протоколами, а при необходимости вносить в них замечания.
  11. Получить копии протоколов об административных правонарушениях на руки.

При доставлении в полицейский участок должны строго соблюдаться сроки временного задержания.

Кто осуществляет доставление

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и требуется произвести доставление граждан для написания протокола, то сделать это могут не все. Существует определенный круг уполномоченных сотрудников.

К таковым относятся:

  • Должностные лица, которые проводят мероприятия по надзору на транспорте.
  • Представители военной автомобильной инспекции. Речь в данном случае идет о тех автомобилях, которые задействованы Росгвардией, а также армейскими подразделениями.
  • Лица, находящиеся при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Например, при нарушении правил дорожного движения в заповедниках, национальных парках, доставление могут осуществить сотрудники экологического надзора, лесной охраны, рыболовства и др.

Обманули в автосервисе – куда жаловаться?

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание

20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4

Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Что говорит закон

Итак, как уже было указано, такое мероприятие, как доставление, в том числе и гражданина, нашло отражение в КоАП РФ в статье 27.2. Именно из данной нормы можно узнать всю важную информацию.

Так, закон говорит, что доставление представляет собой определенную меру, которая предполагает соблюдение некоторых условностей. К таковым можно отнести ситуации, при которых составить протокол об административном правонарушении на месте совершения события не представилось возможным. Кроме того, обязательно должен быть оформлен данный документ именно за тот проступок, что совершил человек. Доставление происходит принудительно.

Знак «Въезд запрещен» – всегда ли запрещено ехать под «кирпич»?

Нарушителя обязаны доставить в отделение полиции в максимально короткий срок.

В иных ситуациях действия уполномоченных лиц можно признать незаконными и обжаловать их в установленном порядке, например, в суде.

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

  1. Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  2. Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  3. Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  4. Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  5. Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Исчисление сроков задержания по КОАП РФ

По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):

  • если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
  • если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.

Фактически лицо сразу же помещается в КАЗ – камеры административно задержанных, после чего в течение двух суток их доставляют в суды, где на время ожидания разбирательства правонарушители содержатся в специально отведенных помещениях (по сути, те же камеры, но в здании суда). Поскольку продление свыше 48 часов законом не допускается ни при каких обстоятельствах, нахождение в камерах полностью засчитывается в общий двухсуточный срок.

Отдельно в КОАП оговорено начало исчисления срока задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения: с момента вытрезвления. Более подробно в Кодексе не разъясняется – как определить, трезв человек или нет, нужно ли для этого медицинское освидетельствование, содержание не в стенах отдела полиции, а в больнице. Практика идет по пути 6-часового ожидания, когда гражданин станет более адекватно воспринимать происходящее с ним и может давать какие-то объяснения. Насколько такой подход соответствует требованиям законности, вопрос спорный. Ведь довольно часто задержанные находятся не в алкогольном опьянении, а в наркотическом, и определять вытрезвление 6-часовым перерывом нельзя признать правильным. Специалисты права считают, что в данном случае имеется существенный пробел в административном законодательстве.

При наличии оснований гражданин должен быть освобожден немедленно, в том числе и до истечения даже минимального 3-х часового срока. К примеру, одним из оснований для освобождения является прекращение административного производства. О времени прекращения делается отметка в протоколе (см. образец).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.