Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Органы дознания и их полномочия

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);

  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 1

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Замечание 2

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Что даёт особый порядок обвиняемому

Формально обвиняемый в плюсе: закон не позволяет назначить ему наказание, больше 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершённое преступление  (ч.7 ст.316 УПК РФ). Проще говоря, при рассмотрении дела в особом порядке верхняя планка максимально возможного наказания (как правило, это лишение свободы) снижается на 1/3.

Проблема заключается в том, что обвиняемый выбирает особый порядок «вслепую», поскольку узнает о конкретном виде наказания и его размере для себя только при вынесении приговора, полагаясь до этого, в лучшем случае, лишь на разъясненные ему положения закона и некие общие представления о практике в конкретном регионе, а в худшем – на посулы следователя.

В практике известны случаи, когда наказание, назначенное в особом порядке, было таким же, как и наказание, которое назначается в общем порядке в среднем по области. Иными словами, обвиняемый ничего не выиграл от особого порядка.

При этом в особом порядке обвиняемый лишается возможности оспорить эпизод, какой-либо отягчающий признак или поставить вопрос о малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК РФ). Также обвиняемый ограничен в возможности обжаловать приговор.

В практике известны случаи, когда обвиняемый брал на себя «чужие» эпизоды и заявлял ходатайство об особом порядке, потому что следователь обещал ему «условный срок», а затем получал по приговору реальное лишение свободы большой срок. Но обжаловать такой приговор, ссылаясь на «обещания следователя», «чужие эпизоды» и т.п., не имеет смысла – почти всегда он будет оставлен в силе.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Комментарий к статье 40 УПК РФ

1. Комментируемая статья содержит перечень органов дознания, которые вправе осуществлять предварительное расследование, а также реализовывать иные полномочия.

2. Перечень органов дознания находится в ч. 1 комментируемой статьи. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что под органом дознания законодатель в большинстве случаев понимает коллективный орган (органы внутренних дел РФ, органы Федеральной службы судебных приставов и др.). Вместе с тем имеется и исключение: в качестве органа дознания поименованы единоличные должностные лица (начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов). И в первом, и во втором случае орган дознания в процессуальном плане отождествляется с должностным лицом, которое возглавляет данный орган, поскольку решения принимаются (утверждаются) не органом в целом, а конкретным лицом – начальником данного органа.

3. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи также отсылает правоприменителя к «иным органам исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к органам, оперативные подразделения которых осуществляют такую деятельность, помимо органов внутренних дел РФ, относятся оперативные подразделения: органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний. Вместе с тем не следует смешивать два вида деятельности – процессуальную и оперативно-розыскную, поскольку одно и то же событие устанавливается различными способами, и в первом случае сведения непосредственно используются в качестве доказательств (ст. 74 УПК РФ), во втором – преобразуются в таковые (ст. 89 Кодекса).

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на органы дознания возлагается обязанность производства дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным.

5. Дознание происходит по общим правилам, установленным в УПК РФ для предварительного следствия, за исключением изъятий, прямо установленных в гл. 32 Кодекса. Кроме того, в гл. 321 закреплены особенности производства дознания в сокращенной форме.

6. Неотложные следственные действия осуществляются по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ). Данные действия осуществляются в срок не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, после чего оно направляется прокурору для последующей передачи следователю. Таким образом, деятельность по производству неотложных следственных действия понятием «дознание» не охватывается.

7. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий также возлагается на лиц, которые в связи с удаленностью от мест расположения органов предварительного расследования обязаны наряду со своими основными служебными функциями осуществлять и полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Вместе с тем указанные лица (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и др.), строго говоря, к органам дознания не относятся, поскольку они наделены лишь полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ), а не по осуществлению дознания в полном объеме (гл. 32) или в сокращенной форме (гл. 32.1 Кодекса).

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Полиция

Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:

  1. Подразделения ППС.
  2. Дежурные части.
  3. Подразделения ГИБДД.
  4. Отделы вневедомственной охраны.
  5. ИВС.
  6. Участковые полиции.
  7. Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.

Кто такой следователь и чем он занимается?

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено две различных формы, в которых может производиться расследование уголовного дела: следствие и дознание. Соответственно, как вы уже, наверное, догадались, в первом случае, его осуществляет следователь, а во втором – дознаватель.

На сегодняшний день следственные аппараты имеются в штате трех российских ведомств, в число которых входят: Следственный комитет, МВД, ФСБ. Каждый из этих органов уполномочен расследовать дела, отнесенные к его компетенции.

Для того, чтобы понять, какие дела расследуют следователи указанных ведомств, нам придется заглянуть в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где перечислены составы преступлений, которыми занимаются органы следствия.

Так, СК РФ, занимается, как правило, наиболее тяжкими преступлениями (убийства, бандитизм, коррупция и др.).

Основной массив всех дел расследуют следователи МВД. Чаще всего им приходится работать с кражами, грабежами, мошенничествами.

Структура и виды

Новая редакция уголовного процессуального закона в статье 40 отражает не только суть рассматриваемых подразделений, их основные функции и направленность, но и фиксирует полный перечень тех структур, которые относятся к такой деятельности.

Указанная норма кратко обозначает те ведомства, которые должны реализовывать процедуру дознания.

Относят к ним следующее:

  • ОВД, а также их отделы, пункты, подразделения, полицейские управления и другие структуры, обладающие правом осуществлять ОРД;
  • служба судебных приставов, их подразделения и управления;
  • пожарный надзор;
  • таможенные органы;
  • военная полиция;
  • государственная охрана;
  • служба исполнения наказаний;
  • структуры внешней разведки.

Любая из предложенных структур имеет схожий статус и занимает определённое место при возникновении ситуаций, соответствующих их компетенции. Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания будут напрямую зависеть от направленности их работы.

Независимо от характера деятельности должно быть предусмотрено три подразделения.

Относят к ним следующее:

  • Начальник. Руководитель в данном случае осуществляет контроль над всей структурой в целом, а также за отдельными ведомствами. Возможности указанного субъекта в УПК РФ не обозначены, они определяются ведомственным законодательством. Кроме того, любое решение, принимаемое руководством, может исходить как от органа, так и от конкретного должностного лица.
  • Руководители подразделений и ведомств. Орган дознания имеет свои специализированные подразделения. Каждым из них руководит должностное лицо – начальник, и его заместитель. Основная функция указанных субъектов – контроль над деятельностью дознавателей и соблюдением ими законодательства. Это проявляется в возможности поручать совершение тех или иных действий дознавателю, изымать дело для проверки и отменять выносимые постановления. Полный спектр полномочий также предусматривается ведомственными нормативными актами.
  • Дознаватели. К данной категории относят лиц, которые наделены полномочиями для осуществления предварительного расследования и иных процессуальных действий Стать таковым можно только по приказу руководители органа. Данный статус предполагает прямую подчинённость руководству ведомства, особый перечень полномочий и ответственность, как должностного лица.

Структура и организация деятельность рассматриваемых органов власти не должна отличаться в связи с отличиями направлений работы. Кроме того, должностные лица различных структур могут сотрудничать в ходе одного расследования.

Выбирать особый порядок или нет?

Прежде, чем поддаваться на уговоры следователя об особом порядке, нужно очень хорошо понимать риски, последствия и плюсы для себя.

Без знания материалов конкретного дела нельзя сформулировать универсальные критерии, используя которые можно было бы решить, использовать особый порядок или нет. Но есть несколько основных моментов, которые полезно знать в любом случае.

Во-первых, если вам вменяют преступление небольшой тяжести и без отягчающих обстоятельств (их перечень указан в статье 63 УК РФ) – суд не может назначить лишение свободы (ч.1 ст.56 УК РФ).

Например, в законе указано, что простая кража (ч.1 ст.158 УК РФ) может наказываться и лишением свободы до 2 лет. Но если отягчающих обстоятельств (например, рецидива) нет – это наказание нельзя назначать. Напомню, что особый порядок формально влияет только на самое суровое наказание, указанное в статье (то есть лишение свободы).

Во-вторых, не нужно думать, что для особого порядка нужно сразу давать признательные показания. Это не так. Можно всё предварительное расследование молчать, а затем ознакомиться со всеми материалами дела и при необходимости дать показания, согласиться с обвинением и заявить ходатайство об особом порядке.

В-третьих, нужно помнить, что прокурор или потерпевший могут не согласиться на особый порядок. Тогда дело будет рассматриваться в общем порядке. При этом судья может назначить наказание и больше 2/3 от самого сурового, несмотря на то, что выход из особого порядка произошёл не по инициативе обвиняемого.

Например, во Владимирской области прокуроры с начала 2019 года начали возражать в судах против особого порядка. В результате обвиняемый может работать на особый порядок, чтобы смягчить себе на 1/3 наказание, давать признательные показания и т.п., но прокурор в суде инициирует выход из особого порядка – и смягчающая на одну треть наказание «дробь» по ч.5 ст.62 УК РФ пропадёт.

В любом случае, принимать решение о том, рассматривать ли особый порядок как инструмент для защиты в конкретном деле, а также работать на него так, чтобы использовать по максимуму, нужно только после анализа материалов дела (сначала – доступных защите в ограниченном количестве, затем – в полном объёме) и консультации с адвокатом.

Если Вам нужна помощь адвоката по уголовному, семейному, гражданскому праву – Вы можете позвонить по телефону 8-910-188-73-21 либо написать на электронную почту nikonovma@gmail.com или в telegram.

8-910-188-73-21
nikonovma@gmail.com
все способы связи

Дознаватель

Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).

Замечание 3

Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.

Общие сведения

Какую структуру можно рассматривать как орган дознания? УПК РФ устанавливает перечень подразделений, в полномочия которых входит выяснение обстоятельств вероятного преступления. Он определен в 40-й статьей Кодекса. К таким учреждениям относят:

  1. ОВД.
  2. Органы ФСБ.
  3. Федеральные структуры госохраны.
  4. Подразделения службы разведки РФ.
  5. Органы Минюста.
  6. Подразделения по контролю оборота психотропных и наркотических средств.
  7. Структуры внешней разведки Минобороны РФ.
  8. Органы ФССП.
  9. Подразделения Госпожнадзора.

Кроме этого, орган дознания — это должностное лицо. В частности, речь идет о:

  1. Командирах воинских соединений, частей.
  2. Начальниках гарнизонов.
  3. Капитанах морских судов.
  4. Руководителях геологоразведочных зимовок и партий.
  5. Главах диппредставительств и консульств РФ.

Дополнительные сведения

В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

Статья 38 УПК РФ. Следователь

  1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
  2. Следователь уполномочен:
    1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
    3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
    4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
    5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
  3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Полномочия

Законодатель определяет общий перечень полномочий органов, осуществляющих дознание в уголовном процессе. Указанные возможности носят общий характер и отсылают к иным нормам закона. В последней редакции кодекса представлены не права лиц, а скорее их группы, которых определяется три.

Установление порядка реализации предусмотренных возможностей будет являться правом ведомственных структур, их руководителей. Организация работы также проходит на внутреннем уровне.

Говоря о группах полномочий, следует отметить, что они формируются в соответствии с формами дознания:

  • процессуальные действия, связанные с расследованиями, где предварительные мероприятия необязательны;
  • следственные мероприятия;
  • иные процессуальные действия, необходимые для раскрытия преступления.

Они не являются дознавателями, но имеют ряд схожих с ними полномочий.

Необходимо отдельно рассмотреть возможности по каждой группе. Порядок работы также будет зависеть от данного критерия. Итак, первая группа – компетенция при необязательном предварительном расследовании. Здесь у рассматриваемых субъектов определяется свобода действий. Они могут возбуждать дело, назначать следственные мероприятия, выносить постановления, принимать процессуальные решения и выдвигать обвинение.

Вторая группа – обязательные предварительные следственные мероприятия. Такой вариант требует неотложных следственных действий. Полномочия также затронут возможность возбуждения дела, проведения процессуальных действий, однако, дальнейшая судьба расследования не будет от них зависеть. Свобода органов ограничивается следователями, которые принимают дело в свою работу через десять дней.

Таким образом, подразделение дознания выступает субъектом раскрытия преступлений и реализует свои возможности, как сторона предварительного расследования. Любая структура будет включать в себе вертикальную систему ведомств, их руководство и дознавателей, непосредственно осуществляющих расследование. Круг полномочий будет зависеть от характера деятельности и положения должностного лица в общей системы соответствующих органов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.