Проектно-сметный метод обоснования нмцк

Алан-э-Дейл       19.11.2022 г.

Когда НМЦК не обосновывают

В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.

Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.

Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.

В каких случаях применяется метод сопоставимых рыночных цен?

Начальная (максимальная) стоимость контракта определяется заказчиком. Она не может рассчитываться умозрительно. В ФЗ №44 указано, что заказчик обязан обосновывать стоимость. Именно для этих целей используется метод сопоставимых цен. Максимальная стоимость контракта, в свою очередь, определяется таких случаях, как:

  • Подготовка плана-графика закупки.
  • Составление извещения о выполнении закупки.
  • Подготовка документов о закупке.
  • Подготовка приглашения к участию в закрытой закупке.

Порядок расчета начальной стоимости регламентируется частью 1 статьи 22 ФЗ №44.

Основная информация

В пункте 3 статьи 105.17 НК РФ указано, что рассматриваемый метод считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, кроме тех, которые указаны в законодательстве. Порядок применения метода регламентируется статьей 15.9 НК РФ. Использоваться этот способ может только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие на рынке объектов или услуг с сопоставимыми характеристиками.
  • Наличие всей полноты информации об аналогичных объектах.

Запрещается при сопоставлении использовать сделки, участником которых является лицо, зависимое от предприятия, осуществляющего расчет. Критерии сопоставимости сделок изложены в статье 105.5 НК РФ.

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения ();
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 );
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 );
  • электросвязь, почтовая связь ().

Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
  • сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм ().

С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ. С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Пример расчета

Компания занимается продажей холодильного оборудования. В рамках исследования рынка было обнаружено 4 аналогичных товара:

  • Товар №1 – 125 000 рублей.
  • Товар №2 – 132 000 рублей.
  • Товар №3 – 145 000 рублей.
  • Товар №4 – 138 000 рублей.

Нужно вывести среднюю стоимость. При этом используется формула Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n. В результате мы получаем 135 000 рублей. Далее находится средний квадратический показатель. Равен он 8524,47. После этого определяется коэффициент на основании формулы Д/Х * 100%. Мы получаем значение 6,31% (8524,47/135 000). Затем мы сравниваем коэффициент с нормативными значениями. Он составляет меньше 10%. Это значит, что однородность используемых показателей высокая. Следовательно, на основании полученного значения можно определять стоимость холодильника. В данном случае она будет составлять 135 000 рублей. Данная стоимость является совершенно обоснованной.

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Достоинства и недостатки методов затратного ценообразования

Положительным моментом использования данного способа расчета является то, что калькуляция затрат и прибыли выполняется исключительно заказчиком. В связи с этим исключается возможность необоснованного завышения стоимости, как, к примеру, при получении коммерческих предложений. Корректно выполненный расчет учитывает полное покрытие всех затрат поставщика.

Однако заказчику, чтобы получить информацию о прибыли, необходимо проанализировать контракты, размещенные в Единой информационной системе, данные информационно-ценовых агентств, или произвести иное изучение рынка определенной сферы деятельности, что является трудозатратным процессом. Также следует заметить, что суммирование обычных затрат является упрощенным способом и не всегда отражает специфику выполнения работ.

Неверно учтенные расходы и прибыль исполнителя и, как следствие, некорректно обоснованная цена закупки являются нарушением закона о контрактной системе и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Обоснование НМЦК

Назначаемый размер данного показателя должен быть обоснован с помощью присовокупления к расчёту использованных при этом документов и справочной информации. Обоснование, подлежащее публикации в открытом доступе в интернете, при этом не должно нести в себе названий поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Для обоснования НМЦК постановление 567 предлагает следующую её форму, состоящую из:

1. Указания на предмет контракта.

2. Таблицы, поля которой нужно заполнить:

Основные характеристики объекта закупки  
Используемый метод определения с его обоснованием  
Расчёт  
  Дата подготовки обоснования

3. Подписей работника контрактной службы или контрактного управляющего, а также ФИО исполнителя.

Если цена не соответствует рынку

Бывает, что рассчитанная тем или иным методом НМЦК все же имеет существенное отклонение от средней цены по рынку, и участники закупки обращают на это внимание. Тогда они могут обжаловать цену контракта в ФАС

Или же контролирующий орган сам может обратить внимание на цену закупки, которая явно выбивается из общего ряда. Если такое произойдет, и заказчик не сможет объяснить антимонопольному органу свою цену, то закупка может быть отменена.

Как же поступить поставщику в случае, если он заметил неадекватную цену? Если цена явно занижена, можно либо пройти мимо этой закупки, либо запросить у заказчика разъяснений. А иногда целесообразно принять участие в такой закупке. В случае победы (а шансы велики, ведь конкурентов будет минимум) участник сможет добавить в свой актив качественно исполненный контракт, а это положительно отразится на его репутации.

Если цена завышена, то закупка будет интересна многим. Не исключено, что и антимонопольной службе. Тогда заказчику придется обосновывать расчет НМЦК или же объявить новую закупку с более адекватной ценой. Но даже если ФАС не заметит завышенной НМЦК, высока вероятность того, что в ходе торгов она будет «сбита» до рыночной самими участниками.

На что опираться при определении

Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:

  • выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
  • рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
  • свежих котировках российских и иностранных бирж;
  • актуальных котировках на электронных площадках;
  • государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
  • официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
  • сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
  • итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.

К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:

  • добытые из анонимных источников;
  • полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
  • присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
  • лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.

Стандартные методы расчета НМЦК

Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько способов для того, чтобы определить НМЦК: анализ ранка, нормативный метод, тарифный, проектно-сметный и затратный. Более подробно суть этих методов раскрыта в Методических рекомендациях из Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567.

Анализ рынка

Метод анализа рынка является приоритетным. Это значит, что заказчики должны использовать его в первую очередь и лишь при невозможности этого в силу закона или других причин прибегнуть к одному из прочих.

Базируется метод на сравнении цена на товары, работы или услуги, аналогичные или однородные объекту закупки. Данные о стоимости можно получить как из ЕИС, так и из интернета, рекламных каталогов и прочих открытых источников информации. Еще один вариант — запросить цену у поставщиков. В расчете НМЦК должны участвовать как минимум три результата таких запросов из пяти, сделанных заказчиком.

Нормативный метод

Метод расчета НМЦК по нормативу должен применяться при закупке тех товаров, работ или услуг, для которых такой норматив установлен. Это, например, мебель, канцелярские товары, медицинские «расходники». Проверить, установлен ли для организации того или иного типа норматив на затраты по объекту закупки, заказчик может в ЕИС. Если да, то выходить за рамки предельных затрат нельзя. При этом можно рассчитывать цену закупки методом рыночного анализа, однако она все равно должна укладываться в рамки норматива.

Тарифный метод

Метод определения НМЦК на основе тарифов, как и нормативный, применяется для отдельных объектов закупки — тех, стоимость которых регулируется. Тарифы на те или иные товары, работы или услуги устанавливаются в подзаконных актах разных уровней. Именно на них заказчику следует сослаться при обосновании НМЦК закупки.

Проектно-сметный метод

Расчет НМЦК на основе проекта и сметы применяется в области закупки строительных работ, а именно по сооружению, реконструкции и ремонту (как капитальному, так и текущему) объектов, включая работы по сохранению памятников культурного наследия.

Затратный метод

Метод расчета НМЦК по затратам применяется тогда, когда невозможно применить ни один из описанных выше методов. Кроме того, затратный метод используют для уточнения цены, которая получена одним из них.

При расчете НМЦК этим методом заказчик должен учесть все затраты, которые возникают у поставщика. Это производственные расходы или затраты на приобретение, расходы по реализации и логистике, а также все прочие. Кроме того, следует учесть норму прибыли поставщика, которая является обычной для конкретной сферы. Взять ее можно из контрактов, размещенных в ЕИС. Суммируя все затраты и заложенную прибыль, заказчик получит НМЦК, рассчитанную затратным методом.

Что такое НМЦК в госзакупках и её обоснование

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки. При этом могут создаться следующие ситуации:

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

Примерная форма обоснования НМЦК

https://youtube.com/watch?v=XBbwNzyJJ_g

Порядок применения метода сопоставимых рыночных цен

Рассмотрим порядок использования метода:

  1. Анализ рынка с целью поиска товаров и услуг, которые аналогичны основному объекту.
  2. Обнаружение идентичных товаров или услуг. Если они отсутствуют, ищутся однородные товары и услуги.
  3. Направление поставщиком запросов о стоимости аналогичных объектов, если это требуется.
  4. Размещение запроса в ЕИС.
  5. Поиск сведений о ценах в реестре контрактов.
  6. Анализ всей полученной информации.
  7. Отбор тех сведений, которые потребуются при проведении расчетов.
  8. Если нужна коррекция цен, нужно ее провести.
  9. Проверка однородности и достоверности имеющейся информации.

После этого можно устанавливать стоимость и предъявлять ее клиенту.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.