Оглавление
- Понятие ненормативных правовых документов
- Инкассовое поручение
- Обжалование в прокуратуру
- Юридическая помощь
- Обжалование нормативных правовых актов
- Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
- Как происходит рассмотрение таких споров
Понятие ненормативных правовых документов
Современная юридическая наука предусматривает несколько видов правовых актов.
- Конституция Российской Федерации, а также международные конвенции, которые ратифицированы нашим правительством. Они имеют высшую юридическую силу и могут быть отменены или изменены только теми органами, которые их приняли. В данном случае это Государственная Дума.
- Законы. Они принимаются Государственной Думой, а также субъектами нашей Федерации. Те которые приняты Думой, могут быть отменены или изменены только ей, либо Конституционным Судом. Те, которые приняты на уровне субъектов, могут быть отменены Думой, Конституционным судом, а также самими субъектами.
- Нормативные акты. Они принимаются Правительством, Президентом, а также органами субъектов РФ.
- Ненормативные правовые акты.
Ненормативные правовые документы это различные приказы, разъяснения, и постановления, которые принимаются на основании вышестоящих Законов, Постановлений, и конкретизируют деятельность государственных образований.
Их можно разделить на следующие виды:
- общего действия, то есть, направлены на урегулирование вопросов, которые касаются порядка осуществления деятельности указанных в них государственных и муниципальных органов, при решении различных полномочий;
- индивидуальные, которые устанавливают права и обязанности граждан, служащих, субъектов хозяйственной деятельности, при отношениях с различными контролирующими органами;
- индивидуальные акты, которые наделяют правами, или прекращают их у граждан, которые проходят публичную (государственную) службу (например, приказы о назначении, увольнении, наказании служащих), также сюда относятся решения контролирующих органов о применении штрафных и иных санкций к лицам, или субъектам хозяйственной деятельности.
Ранее такие споры рассматривались в арбитражном суде, а регулировалось все это отдельной главой арбитражного процессуального кодекса нашей страны.
Инкассовое поручение
Определяя правовую природу инкассового поручения и выбирая способы защиты налогоплательщика при списании денежных средств с его счетов, важно понимать, что в настоящее время нет единой позиции относительно правовой природы данного документа. Если провести анализ арбитражной практики, можно встретить случаи, когда инкассовое поручение суд посчитал ненормативным актом
Такие ситуации имели место, когда поручение выставлялось без принятия соответствующего решения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2003 г. по делу N А33-18202/02-С1-Ф02-3630/03-С1)
Если провести анализ арбитражной практики, можно встретить случаи, когда инкассовое поручение суд посчитал ненормативным актом. Такие ситуации имели место, когда поручение выставлялось без принятия соответствующего решения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2003 г. по делу N А33-18202/02-С1-Ф02-3630/03-С1).
Судебная практика по признанию инкассового поручения недействительным многочисленна <1>. Судьи апеллируют к мнению ВАС РФ, изложенному в Постановлении N 5: «…под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование».
<1> См., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 г. по делу N А11-12078/2004-К2-Е-11579, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2005 г. по делу N А69-423/05-3-Ф02-2754/05-С1, ФАС Уральского округа от 26 ноября 2003 г. по делу N Ф09-4006/03.
Однако есть и другие мнения. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 22 августа 2003 г., 19 августа 2003 г. по делу N КГ-А40/5838-03 пришел к выводу, что инкассовые поручения не являются ненормативными актами. Они представляют собой платежные документы, переданные в банк на основании решений налогового органа. Очевидно, что данная точка зрения представляется наиболее приемлемой.
Определение правовой природы инкассового поручения необходимо для формулировки налогоплательщиком требований в суд в целях защиты своих интересов. Это может быть требование о признании:
- незаконными действий налоговых органов по выставлению инкассо (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 января 2006 г. по делу N А58-4446/05-Ф02-6995/05-С1);
- инкассового поручения не подлежащим исполнению (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2005 г. по делу N А19-451/05-40-Ф02-4885/05-С1).
Налогоплательщику следует помнить о том, что, если судом будет признано, что инкассовое поручение не является ненормативным правовым актом, суд прекратит производство по делу (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2002 г. по делу N А56-35069/01).
Обжалование в прокуратуру
Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.
Юридическая помощь
Представленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).
При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».
Обжалование нормативных правовых актов
Понятие «нормативный правовой акт» в АПК РФ не раскрыто.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В Постановлении Государственной Думы РФ от 11.11.1996 N 781-11ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативный правовой акт определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение).
Согласно п.3 ст.191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Аналогичные правила содержатся в п.1 ст.29 АПК РФ.
Похожая норма есть в ст.13 ГК РФ, которая предоставляет право на обжалование нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом.
Из указанных норм следует, что нормативные правовые акты подлежат обжалованию в арбитражном суде, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Видимо, АПК РФ к таким законам не относится, поскольку он не определяет виды нормативных правовых актов, а содержит общие нормы.
В связи с этим следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.1992 N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Пунктом 1 этого Постановления разъяснено, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
Следовательно, в арбитражном суде может быть обжалован акт, если федеральным законом предусмотрена альтернативная подведомственность либо «судебный порядок» его обжалования. Признаком, разграничивающим компетенцию судов, является состав участников спора.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.34 АПК РФ споры об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти рассматривает Высший Арбитражный суд РФ в качестве суда первой инстанции.
Акты иных органов обжалуются в арбитражном суде субъекта Российской Федерации.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Обжалование нормативного правового акта не приостанавливает его действия.
Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Как происходит рассмотрение таких споров
Перед тем как рассказать о том, как происходит рассмотрение данной категории дел, нужно разобраться, какие суды, имеют право рассматривать такие споры.
- Мировые судьи рассматривают дела, в которых требуется вынесение судебных приказов по наложению административно-правовых санкций (например, штрафов), которые налагаются государственными органами на ИП, юридические лица, и граждан.
- Граждане, а также различные юридические лица, организации и учреждения, которые связаны с военной сферой, имеют право обращаться по защите своих прав в Военные суды регионов.
- Районным судам подведомственны все дела, которые связаны с выдачей ненормативных правовых актов государственными органами, которые находятся на административных участках, что обслуживают такие суды.
- Верховным судам субъектов Федерации, а также краевым областным судам, подведомственные споры, в которых выступают высшие органы власти субъектов, областей и краевых образований. Также эти суды рассматривают споры с муниципальными властями, различными экзаменационными, квалификационными комиссиями, которые назначают и увольняют судей, запрещают средства массовой информации, дают разъяснения Законам, и другим нормативным актам. Также сюда относится расформирование избирательных комиссий.
- Верховный Суд РФ, также выполняет роль суда первой инстанции по таким спорам. Оспаривание актов Президента нашей страны, Правительства, Постановления Государственной Думы, которые не носят в себе функции Законов, а также других высших государственных органов, куда можно отнести Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и другие.
Апелляционные суды
Второй частью рассмотрения таких споров, являются апелляционные жалобы. Их имеют право подавать не только граждане и юридические лица, но и государственные образования (органы).
На решение районного суда, такая жалоба подается в областной, краевой либо Верховный суд субъекта Федерации. Если постановление принято по результатам рассмотрения дела краевым, областным или Верховным судом субъекта Федерации, то апелляционная жалоба может быть подана только в Верховный Суд нашей страны.
Особое место процесс обжалования занимает, когда решение вынес Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ). Апелляция подается в этот же судебный орган, но рассматривает ее судебная палата по административным делам.
Кассационные суды
После того, как суды первой и второй инстанций приняли решения, с которыми одна из сторон не согласна, то она имеет право подать кассационную жалобу. Если с районными, областными, краевыми и Верховными судами субъектов РФ понятно, их кассационной инстанцией является только судебная палата по административным спорам ВС РФ.
Но некоторые вопросы возникают, когда апелляция рассматривалась судебной палатой по административным делам ВС РФ. В КАС прописано, что кассацию на такое решение должны рассматривать судьи Верховного суда, из разных судебных палат, которые формируют специальную коллегию, и рассматривают кассационную жалобу.
Существуют специально установленные сроки, в течение которых можно подать административный иск, апелляцию, и кассацию. Если сторона их пропустила, они должны обратиться со специальным заявлением, в котором попросить восстановить эти сроки.

Эта тема закрыта для публикации ответов.