Как грамотно оформить официальный ответ на письмо, запрос, обращение

Алан-э-Дейл       28.12.2022 г.

Тезисы статьи

  1. Пациент имеет право подать обращение в письменной, электронной или устной форме.
  2. Медорганизация вправе проигнорировать обращение при определенных условиях.
  3. Типовых форм ответов в федеральном законодательстве нет.
  4. Содержание ответа зависит от вида обращения. Всего видов три: предложение, заявление и жалоба.

На имя главврача поликлиники Миронкиной поступило обращение от пациентки Фроловой:

«21 февраля 2017 года я обратилась в поликлинику № 7 за медицинской помощью к участковому врачу. На приеме врач Порошина Е.В. позволила себе разговаривать со мной в неподобающей манере, грубо, резко, неуважительно. Приоритет прав пациента при оказании медицинской помощи реализуется в т. ч. путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников. Об этом сказано в ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Считаю, что врач нарушила нормы врачебной этики, мое право на уважительное и гуманное отношение при оказании медицинской помощи. Прошу разобраться в ситуации, привлечь врача к дисциплинарной ответственности и сообщить мне в письменной форме о принятом решении».

Миронкина проигнорировала обращение. Пациентка пожаловалась в вышестоящие органы. По итогам разбирательств поликлиника заплатила штраф 68 тыс. руб. Проверок и штрафов можно было избежать, если бы главврач составила грамотный ответ. Какой — расскажем в статье.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Жалоба в Минздрав через соцсеть

Пользователь интернета может обратиться в Минздрав через соцсеть «ВКонтакте» на странице проекта «Послушайте, доктор». Пилотный проект стартовал в 2016 году в 10 регионах страны — Калужской, Курской, Московской, Саратовской, Томской, Тюменской, Ульяновской областях, Красноярском и Хабаровском краях, ХМАО — Югра. Пользователь записывает видеообращение длительностью 1,5–3 мин с рассказом о своей проблеме и отправляет его напрямую в министерство. На каждое обращение гражданина ответственные лица представляют отчет — также в формате видеоролика. На пробном этапе Минздрав принимает видеообращения граждан только по вопросам доступности, качества и комфортности медицинской помощи. Видеообращения, связанные с лекарственным обеспечением, ведомство не рассматривает.

Чем опасны вольные ответы на обращение

На практике ответы медорганизаций не имеют четкой формы и содержания. Каждый руководитель составляет ответ в свойственной ему манере. Почему так происходит?

Дело в том, что Закон № 59-ФЗ регулирует лишь вопросы, касающиеся общего содержания ответа, а требований к его структуре и детальному содержанию не предусматривает. Отдельные положения Закона конкретизируются в нормативных актах региональных органов управления здравоохранением, а также в локальных актах медорганизаций.

Примеры

Как отвечают на обращения в разных регионах 1. Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1 Омской области разработала Положение о работе с обращениями граждан (goo.gl/IZ0YwO). Положение обязывает регистрировать письменные обращения граждан и юрлиц в журнале регистрации обращений граждан. Ответственный исполнитель и лицо, которое подписало ответ, несут ответственность за содержание, полноту, ясность и четкость изложения сути ответа. По итогам рассмотрения обращения исполнитель формирует дело, которое содержит письменное обращение, запрос или регистрационную карточку устного обращения; ответ заявителю; материалы, полученные в ходе рассмотрения обращения. 2. Иные требования содержит Положение об организации работы с обращениями граждан, принятое в Консультативно-диагностическом центре Рязанской области (goo.gl/qHzKO3). Положение интересно тем, что четко определяет ответственное лицо. Окончательный ответ по обращениям готовит и подписывает заместитель главврача по медицинской части. 3. Порядком работы с обращениями граждан в ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А. С. Лукашевского» установлены требования к порядку информирования граждан о приеме обращений, акцентируется безвозмездность рассмотрения обращений, подробно регламентируется работа с устными обращениями в учреждении, в том числе поступившими по телефону. 4. Республиканским клиническим центром охраны здоровья матери и ребенка им. Аймани Кадыровой разработан Порядок рассмотрения обращений граждан в медицинской организации, в котором установлены требования по рассмотрению обращений граждан, в том числе учитывающие особенности работы с обращениями граждан в электронной форме. Правом подписывать ответы на обращения граждан обладают руководитель медицинской организации или уполномоченный им его заместитель. 5. Детальный Порядок рассмотрения обращений граждан создала поликлиника № 71 Санкт-Петербурга. Порядок предусматривает, что обращения граждан с пометкой «Вручить немедленно» или «Срочно» рассматриваются незамедлительно. Обращение рассматривает руководитель. Затем ответственные сотрудники регистрируют обращение в журнале и направляют в структурное подразделение или одному из заместителей руководителя для рассмотрения и подготовки ответа.

К сожалению, локальные документы, которые мы изучили, не содержат типовых форм ответов на обращения и пошагового алгоритма, разъясняющего, как составить ответ. Нет их и в нормативных актах региональных органов управления.

Правовое обоснование ответа имеет особое значение. Укажите и воспроизведите все положения законодательства, которые обосновывают принятое решение

Между тем ответ на обращение — официальный документ, влекущий правовые последствия. Если заявитель не получает ответа на обращение либо его требования не удовлетворены, он вправе обратиться в вышестоящие органы, что приведет к неблагоприятным последствиям для медорганизации. Одно из таких последствий — внеплановая проверка надзорных органов — подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

Важное уточнение: подобную проверку надзорные органы проводят только по обращениям и заявлениям граждан о нарушении прав потребителей

Если вы хотите избежать проверок и судебных разбирательств, составляйте ответ грамотно, вежливо и убедительно, со ссылкой на конкретные нормы. У заявителя должно сложиться впечатление о значимости его обращения, о немедленной готовности администрации больницы решить его проблемы.

К СВЕДЕНИЮ

Если вы отказываете в удовлетворении требований, сообщите пациенту мотивы отказа и укажите порядок обжалования вашего решения. Заявитель может обжаловать ответ на обращение в административном порядке в вышестоящий орган управления здравоохранением или вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту жительства пациента или по местонахождению медорганизации.

Подготовка жалобы на решение кассационного суда

Подаваемая в Верховный суд кассация, считается второй. Информация, изложенная в данном документе, не должна копировать текст первой жалобы, в противном случае вы получите отказ в рассмотрении дела и упустите шанс обжаловать кассационное определение.

Арбитражный или гражданский процессуальные кодексы не предъявляют жестких требований к содержанию кассации в Верховный суд. Однако, при написании жалобы, наши юристы рекомендуют придерживаться этого плана:

  • Шапка документа. Здесь пишем в какую коллегию ВС вы обращаетесь (в гражданскую, по экономическим спорам) и его адрес. Ваши данные ФИО и кем вы проходите по судебному делу — истец, ответчик. Данные остальных участников, с указанием истец или ответчик.
  • Наименование документа — Кассационная жалоба на решения, апелляционные постановления, кассационные определения, с указанием номеров актов и даты оглашения их (т.е. акты, которые будут обжаловаться в Верховном суде).
  • Начало — описательный раздел, в котором вы оповещаете какие стадии были пройдены, какие приняты по ним судебные акты с номерами и датами, и цитируете принятые решения.
  • Главный раздел — мотивационный, в котором необходимо юридически правильно описать ошибки судов и, важнее, доказать их наличие, ссылаясь на статьи законов АПК и ГПК. Здесь не нужен длинный список всех нарушений, только наиболее существенные. Описание нарушений должно быть так изложено, чтобы судья — фильтр счёл их убедительными и направил ваше дело для дальнейшего разбирательства.
  • Последний раздел — ваши требования в кассации. Например, отмена всех решений, частичная отмена, новое рассмотрение дела, изменение в судебных актах. В последнем варианте коллегия ВС сам принимает новое кассационное постановление, без возвращения в нижестоящие суды.
  • В конце — документы, приложенные к жалобе.

По нашей практике, именно от подготовки мотивационного раздела на 100% зависит результат обжалования решения кассационного суда. Так наши юристы рекомендуют, указывать номера страниц архивных документов, в которых вы обнаружили ошибки. Не стоит прикладывать копии этих страниц, так вероятнее, судья запросит дело из архива и подробнее изучит его суть, что может положительно сказаться на принятии решения.

III ЭТАП: Кассационная жалоба (первая).

Обжаловать в кассационном порядке можно или решение суда, или апелляционное определение, или и то, и другое сразу – в зависимости от того, что именно нас не устраивает.

Срок для обжалования – 6 (Шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу

Внимание! Этот срок один для 3-го и 4-го этапов, отдельного срока для подачи второй кассационной жалобы нет!. Независимо от того, было ли вынесено решение мировым судьей или районным судом, и, соответственно, от того, кем было вынесено апелляционное определение, кассационная жалоба подается в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции

Независимо от того, было ли вынесено решение мировым судьей или районным судом, и, соответственно, от того, кем было вынесено апелляционное определение, кассационная жалоба подается в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции.

Обязательно прохождение второго этапа – если не было апелляционной инстанции, то кассацию подавать нельзя.

Предмет обжалования – решение суда первой инстанции и/или апелляционное определение суда второй инстанции.

1) Возвращение кассационной жалобы без рассмотрения по существу. Означает, что податель жалобы что-то сделал неправильно. Наиболее частые ошибки – пропущен срок обжалования; не приложен оригинал или нотариально заверенная копия доверенности представителя, нарушена подсудность (жалоба подана не в тот суд). В этом случае, если не пропущен срок обжалования, надо просто снова подать жалобу, устранив нарушения.

2) Определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Наиболее часто встречающийся на практике результат.

3) Определение о передаче кассационной жалобы для рассмотрения, рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции и вынесение судом кассационного постановления или определения.

По пунктам 2 и 3 дальнейшая процедура обжалования почти одинакова. Но по обоим этим пунктам дальнейшее обжалование возможно, только если решение в первой инстанции принималось районным судом. Если же первой инстанцией был мировой судья – вторая кассация возможна только если первой кассационной инстанцией было вынесено постановление (если жалоба рассматривалась по существу), если же жалоба не рассматривалась, поскольку был отказ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения (п.2 III этапа), то дальше в кассационном порядке обжаловать уже ничего нельзя.

При этом, исходя из буквального прочтения п.3 ч.2 ст.377 ГПК РФ в кассационном порядке в Верховный Суд само решение мирового судьи обжалованию не подлежат, даже если они были обжалованы в кассационном порядке в президиум областного суда — в этом пункте упомянуты только решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции. С другой стороны, согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу решения и определения мировых судей, на судебные приказы, на апелляционные определения районных судов могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в президиум областного или равного ему суда вынесено постановление президиума. На практике случаев успешного обжалования решений мирового судьи в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ мы не нашли, успешные случаи обжалования в СКГД ВС РФ постановлений президиумов областных судов, вынесенных по жалобе на решение мирового судьи — есть.

Поскольку в большинстве случаев выносятся определения об отказе в передаче для рассмотрения, и учитывая неясности с возможностью обжалования решений мирового судьи во второй кассации – на этом этапе почти полностью исчерпываются возможности обжалования для тех дел, где первой инстанцией был мировой судья. Почти – потому что есть еще шестой этап.

Надзорная жалоба

Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.

Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:

  • жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
  • список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
  • жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
  • срок подачи документа — не более трех месяцев.

Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.

Жалобу могут подать:

  • участники предыдущих процессов;
  • третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
  • прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
  • государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.

При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.

Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.

Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:

  • нарушение прав определенного участника процесса;
  • нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
  • нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.

Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.

Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:

  • вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
  • уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
  • лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
  • судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
  • каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;
  • решение по делу принимается путем голосования.

После рассмотрения жалобы, суд выносит соответствующее решение. Так, возможен отказ в удовлетворении ходатайства, полная или частичная отмена вступившего ранее в силу постановления.

Юристы и адвокаты твоего города

Когда отвечать на обращение не нужно

Медорганизация вправе проигнорировать обращение, если гражданин не указал Ф. И. О. или почтовый адрес, по которому нужно направить ответ (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Если текст обращения нечитаем, вы также не обязаны отвечать (ч. 4 ст. 11).

Ответ не требуется, если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию медорганизации. Верните такое обращение гражданину в течение не более семи дней со дня его регистрации. Уведомите гражданина о том, что его обращение переадресовано.

На обращение можно не отвечать и не направлять его на рассмотрение компетентного органа, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы. Об этом следует сообщить гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения (ч. 4.1 ст. 11).

Не отвечайте на обращение, которое содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу руководителя, а также членов его семьи. Вместо ответа вы вправе сообщить гражданину «о недопустимости злоупотребления правом» (ч. 3 ст. 11).

Не нужно отвечать, если пациент ранее направлял аналогичные обращения и неоднократно получал письменные ответы по существу вопроса. При этом в последнем обращении пациент не привел новых доводов или обстоятельств. Руководитель медорганизации вправе признать очередное обращение безосновательным и прекратить переписку с пациентом, уведомив его об этом (ч. 5 ст. 11).

Обязанность медорганизации рассматривать обращения гарантирует, что гражданин реализует не только право на обращение, но и другие конституционные права, в том числе на охрану здоровья и медпомощь. Так Конституционный суд разъясняет нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в своем постановлении от 18.07.2012 № 19-П

Можно не отвечать на обращение, если в нем содержится вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте медорганизации в интернете. Нужно лишь сообщить пациенту электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ. Сделать это необходимо в течение семи дней со дня регистрации обращения (ч. 5.1 ст. 11).

Закон запрещает отвечать на обращение, если ответ по существу вопроса приведет к разглашению сведений, составляющих врачебную тайну. О том, что ответ невозможен, руководитель сообщает гражданину, направившему обращение (ч. 6 ст. 11).

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Отказывать нужно уметь

Даже если вы отказываете просителю, можно так оформить отказ, что пациент останется доволен. Одно дело — сухо сообщить пациенту, что «в удовлетворении требования отказано», пусть даже со ссылкой на статью закона. Другое дело — подробно обосновать отказ, разъяснить все спорные моменты. В последнем случае медицинская организация увеличивает шансы мирно урегулировать проблему. Разумеется, если заявитель категорически не приемлет отказа, он все равно обратится в вышестоящие инстанции.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36)

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ.

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Копию заявления и приложенных к нему документов рекомендуется направить другим лицам, участвующим в деле, приложив к заявлению документы, подтверждающие их направление.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ. Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ.

Общие положения ФЗ 59

Федеральный Закон №59 о порядке рассмотрения обращений граждан регламентирует права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы управления с заявлениями, предложениями, жалобами и другими документами. Данный закон гласит, что в соответствии с конституцией РФ граждане имеют право обращаться в муниципальные, местные и государственные органы и организации, которые осуществляют публичные функции по управлению. Заявления могут подаваться лично и удалённо, посредством заказных писем.

Закон подразделяет обращения на:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • от объединений граждан;
  • от юридических лиц и организаций.

Гражданские обращения не должны нарушать права и свободы других граждан и осуществляются только добровольно. Рассмотрение заявлений проводится в бесплатном порядке.Федеральный Закон об обращении граждан предусматривает следующие права заявителей:

  • предоставление необходимых материалов по истребованию, для чего необходимо составить соответствующее обращение;
  • ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассматриваемому обращению, при условии, что это не нарушает конфиденциальность гражданской и государственной информации;
  • получение письменных ответов на вопросы, составляющие предмет обращения;
  • обжалование принятых решений и постановлений, а также бездействия судебных и административных органов;
  • прекращение рассматриваемого дела, при адресации соответствующего заявления в орган, ведущий текущее дело.

59-ФЗ также предусматривает сохранение конфиденциальности всех обращающихся граждан и предоставляет гарантии безопасности заявителей от преследования органов управления и должностных лиц за критику в их адрес.

Данный Федеральный Закон предписывает алгоритм рассмотрения гражданских обращений, направленных в органы местного самоуправления и государственные организации, а также устанавливает сроки рассмотрения поданных документов. Все заявления должны быть рассмотрены в течении 30 дней с момента регистрации. Судебные органы или должностные лица вправе продлить срок рассмотрения при наличии существенных причин на срок не более месяца, о чём требуется уведомить всех участников дела.

В Статье 7 Федерального Закона изложены требования к оформлению обращений и к информации, которую требуется изложить в заявлении. По положениям данной статьи заявитель обязан указать в обращении название и адрес органа или должностного лица, которому направляется документ и свои контактные данные: ФИО и адрес. Это необходимо как для идентификации личности просителя, так и для того, чтобы отправлять ему необходимые извещения и документы, которые он может при необходимости востребовать.

В статье 10 59-ФЗ излагаются требования к должностным лицам и органам управления по обработке получаемых обращений. Они обязаны:

  • объективно рассматривать текущую ситуацию, исходя из полученных материалов, а при необходимости, запрашивать у заявителя дополнительные факты и документы.
  • принимать меры по восстановлению свобод, прав и интересов граждан, если они были нарушены или ущемлены.
  • отвечать на адресованные им вопросы в письменном виде и выдавать заявителям необходимую информацию.
  • извещать заявителя при отправке его обращения в другие компетентные органы.

В статье 11 текущего закона устанавливаются меры по обработке обращений, которые нарушают требования к их оформлению.

Права гражданина и гарантия безопасности

Список прав, которые необходимо в обязательном порядке соблюдать, отражен в федеральных законах.

Лицо может:

  • знакомиться с материалами, касающимися рассмотрения обращения по вопросам трудоустройства или иных сфер, если подобное действие не затрагивает права и интересы других лиц;
  • получать ответы на заявки по существу;
  • предоставлять дополнительные доказательства своей правоты и истребовать необходимые документы;
  • обжаловать неправомерные решения;
  • направлять документы с просьбой о прекращении рассмотрения обращения.

Закон гарантирует гражданам максимальную безопасность. Так, лицо не могут начать преследовать на основании того факта, что оно обратилось в уполномоченный орган с заявлением, содержащим критику. Дополнительно нельзя разглашать сведения, присутствующие в обращении гражданина. Возможность выполнить действия может дать только сам заявитель.

Видео

Комментарий к Ст. 5.59 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права граждан на обращение. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» круг лиц, имеющих право на обращение, был расширен. Помимо граждан, обращения имеют право подавать также объединения граждан и юридические лица. В связи с этим Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения в КоАП РФ.

Следует обратить внимание на то, что действие данной статьи не распространяется на обращения граждан, связанные с нарушением прав граждан на информацию (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). 2

Объективную сторону правонарушения составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения. Например, непредоставление ответа заявителю, либо нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов

2. Объективную сторону правонарушения составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения. Например, непредоставление ответа заявителю, либо нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов.

3. Помимо должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, в круг субъектов данного правонарушения входят также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий — соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления — в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, вправе возложить на создаваемые для выполнения работ, оказания услуг в указанных сферах учреждения обязанности по рассмотрению обращений граждан. Установление обязанности по рассмотрению обращений граждан предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

4. Правонарушение совершается, как правило, умышленно

В отдельных случаях возможна вина в форме неосторожности

5. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления (ст. 28.4 КоАП РФ). В течение трех суток с момента вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) оно направляется судье, который в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ уполномочен рассматривать дело.

Особенности подготовки ответов на обращения граждан

В законодательстве установлен четкий срок, в течение которого заявителю обязаны предоставить ответ на заявление. Информацию нужно писать на бумаге или оформлять в электронном виде. Период, зафиксированный в законодательстве, нарушать запрещено.

Обязательно необходимо присутствие существенных оснований. Так, если получена резолюция руководителя о том, что жалобу будут рассматривать сразу несколько органов, уполномоченное лицо направляет копии документов всем участникам правоотношений. Соответствующее действие выполняется в течение недели. Когда данные разосланы в соответствующие организации, они самостоятельно дают ответ заявителю. Существует и иная схема действий. Так, ответ может быть направлен в компанию, которая предоставила копию жалобы. В этой ситуации срок рассмотрения документации сокращается до пятнадцати суток. Срок, в течение которого необходимо как-либо отреагировать на жалобу, контролируется уполномоченными органами. Если выявлено нарушение, должностных лиц привлекут к ответственности.

Видео

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.