Статья 1259. гражданского кодекса рф. объекты авторских прав

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Что такое авторские права

Авторское право — это область юриспруденции, которая регламентирует право автора и других правообладателей на результат интеллектуальной деятельности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, является автором и имеет право защищать своё творение на основании законов.

Даже ребёнок, создавший открытку своими руками, может считаться автором и требовать защиты авторских прав

Существует три понятия в авторском праве:

  • автор (физическое лицо, которое создало произведение);
  • субъект права;
  • объект права.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Законные наследники Юрия Клинских лишились возможного дохода из-за того, что он не зарегистрировал авторские права на песни

Объекты авторского права:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т. д.);
  • изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • объекты архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и т. д.);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не могут являться объектами авторского права:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
  • короткие названия и лозунги.

Законы РФ и международные соглашения об авторских правах

Первый законодательный акт об авторских правах назывался Статутом королевы Анны, и он действовал на территории Британии с XVIII века. Парламентом выдавались документы о регистрации права всем, кто создавал наглядные материалы: книги, чертежи и карты. Причём действовало такое право 14 лет. Автор мог продлить его на тот же срок или продать. Приобретатель произведения получал пожизненное авторское право.

Первый законы об авторских правах защищали авторов старинных карт и чертежей

В современности всё изменилось. В каждом государстве приняты законы о защите авторских прав, существуют и международные нормы.

Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Комментарий к статье 1265 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентированы такие личные неимущественные права автора, указанные в подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право авторства и право автора на имя. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определения этих видов прав, тем самым воспроизводя с терминологическими изменениями положения п. 1 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось, что автору в отношении его произведения принадлежат в том числе следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя). Общая норма, согласно которой в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя, от греч. «псевдо» — «ложный» и греч. «ним» — «имя»), закреплена в ч. 2 п. 1 ст. 19 части первой ГК РФ.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы. Это правило в силу прямого указания в данном пункте действует в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Ранее подобные правила формулировались в общей норме п. 3 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах несколько иным образом: личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

В отличие от Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 1 комментируемой статьи соответственно общей норме ч. 2 п. 2 ст. 1228 комментируемой главы прямо указано, что отказ от права авторства и права автора на имя ничтожен. С учетом положений п. 1 ст. 166 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) речь идет о том, что отказ от таких прав является недействительным независимо от признания его таковым судом. Основание недействительности такого отказа предусмотрено ст. 168 «Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта» данного Кодекса.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает выступление издателя в качестве представителя автора в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом. В данном пункте почти в точности воспроизведены положения п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось следующее: при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с данным Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление; это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Новым в п. 2 комментируемой статьи является прямая отсылка в отношении понятия издателя к ст. 1287 комментируемой главы, определяющей особые условия издательского лицензионного договора. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах такого вида договора не предусматривал (см. комментарий к указанной статье).

Исходя из положений п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 11 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15 давались следующие разъяснения:

суд при подаче издателем заявления не вправе оставить его без движения по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора. При подаче заявления издателю достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование этого издателя;

подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, которым определяются отношения между издателем и автором. Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства;

в случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Виды объектов

Объектам авторских прав являются:

  1. Произведения науки. В них содержатся исследования о фактах объективной действительности, вырабатываются научные знания. Другая характерная черта – научный стиль изложения, отличающий эти произведения от иных. Примеры: монография по физике, курсовая работа, диссертация и т.д. Выражаются, как правило, на бумаге или в электронном виде.
  2. Произведения литературы. В них отсутствует цель получения и систематизации научных знаний, направленность здесь также иная – художественная. Сегодня этих объектов большинство: рассказы, романы, повести, комиксы и иные произведения, которые могут быть в стихотворной или прозаической форме.
  3. Произведения искусства. Сюда относится все остальное, причем форма может быть самой разнообразной, о чем мы уже сказали выше.
  4. Программы для электронно-вычислительных машин (ЭМВ). В самом общем виде это определенная комбинация данных и команд, которые созданы для функционирования компьютеров с целью получения конкретного результата. Отличает эти объекты их сложность, а также черты объектов патентного права (например, некоторые программы могут быть средствами оптимизации производства). Именно поэтому допускается их регистрация, а ФИПС ведет отдельный реестр, посвященный программам для ЭВМ. См. сайт ФИПС: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/.

Примечательно, что, хотя закон и выделяет более конкретные виды произведений (от способа выражения) в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, перечень остается открытым, т.е. могут быть и другие произведения. В этом перечне упомянуты музыкальные, архитектурные, хореографические, изобразительные и иные произведения.

Признаки объекта авторского права

Перечень объектов устанавливает ст. 1259 ГК РФ. При этом он является открытым, так как прямо содержит указание на «другие произведения». А кроме того также программы для ЭВМ.

Таким образом, объектами авторских прав являются произведения. А само определение произведения в ГК РФ отсутствует, хотя есть признаки:

  • результат творческой деятельности. То есть такой деятельности, которая направлена на создание или интерпретацию культурных ценностей. В результате такой деятельности автор создает что-то новое, оригинальное, имеющее культурную ценность (не обязательно, с положительным окрасом).
  • оригинальность, новизна. Копирование и творчество — совсем не одно и то же. Поэтому вопрос, является ли результат труда оригинальным произведением или лишь неуникальным копированием уже созданного произведения, вызывает множество споров. В том числе и в судах.
  • объективная форма. Само по себе произведение, пока существует лишь в голове человека, не станет результатом. Человек должен выразить его вовне. Например, текст, изображение, звукозапись, публичное исполнение и т.п. Произведение фиксируют на определенном материальном носителе. Некоторые юристы признают устное исполнение приданием произведению формы. Однако в случае споров в дальнейшем авторство доказать крайне сложно.

Статья 1259 ГК РФ говорит, что объектом авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Причем независимо от достоинств и назначения, а также способа его выражения.

Список

Так, объектами авторского права можно считать:

  1. Произведения литературы.
  2. Произведения и пантомимы, входящие в группу драматических, сценарных, музыкально-драматических, хореографических, музыкальных и т.д.
  3. Произведения аудиовизуальной категории. Сюда входят теле-, кино-, видеофильмы, диафильмы, слайды и остальные произведения подобного рода. Они состоят из серии кадров, связанных между собой, и могут сопровождаться аудиодорожкой. Предназначены подобные произведения для слухового и зрительного восприятия посредством необходимого технического оборудования. Что еще входит в список объектов авторского права?
  4. Являются таковыми произведения изобразительного искусства, включая графические рассказы, комиксы, графику, дизайн, скульптуру и живопись.
  5. Произведения сценографического и декоративно-прикладного искусства. Последнее предполагает двухмерное или трехмерное произведение, которое было перенесено на предметы быта, в том числе речь идет о промышленном промысловом производстве.
  6. Произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства.
  7. Произведения фотографического искусства и аналогичные ему.
  8. Геологические, географические и иные виды планов, карт, эскизов и пластических произведений. А какие произведения не являются объектами авторского права?

Все перечисленные выше объекты авторского права могут подразделяться по множеству разновидностей и подвидов. Так, например, произведения литературы могут быть предназначены для учебной, научной или художественной сферы. Некоторые виды произведений напрямую описаны законом, например, в случае комиксов. Однако все виды, даже не включенные в список выше, могут стать объектами авторского права только в том случае, если они возникли в результате творческой деятельности и имеют объективную форму.

Из перечисленных произведений являются объектами авторского права все без исключения.

Каждый автор обладает индивидуальными и неповторимыми способностями, он самостоятельно создает свое произведение, что делает его оригинальным. Однако некоторые самостоятельные произведения могут также связываться с другими, дополняя их или обладая новой формой выражения. Подобные произведения часто называют производными. Это могут быть обработки, переводы, рефераты, аннотации, обзоры, резюме, аранжировки, инсценировки и т.д.

Но какие же произведения не являются объектами авторского права? Варианты ответа интересуют многих.

Кроме производных произведений, объектами авторского права справедливо считаются сборники в виде антологии, энциклопедии, базы данных и т.д., а также иные произведения, которые представляют собой результат творческой работы, заключающейся в подборе и систематизации собранных материалов.

Определение творчества

Обычно творческая деятельность определяется как умственная, то есть духовная, интеллектуальная или мыслительная. Ее результатом становится создание самостоятельного творческого произведения искусства, науки и литературы. Иногда подобную деятельность называют продуктивной, и она является противоположностью репродуктивной, которая выражается в обработке уже готовых мыслей или образов согласно формальным правилам логики.

Естественно, творчество представляет собой субъективное понятие. Если для одного человека вывод по научной работе является плодом сильного творческого напряжения, то для других это стандартный итог работы специалиста определенной квалификации. По этой причине, даже несмотря на то, что было написано много статей и книг на эту тему, найти общепринятый критерий для определения творческой деятельности не удалось.

Критерии

Законодательство предусматривает два основных критерия, по которым определяется необходимость охраны права на авторство. Также существует примерный список произведений, которые в случае соответствия критериям входят в состав объектов авторского права. Кроме того, закон устанавливает область действия прав на авторство.

Таким образом, к авторским правам относятся произведения литературы, науки и искусства по следующим критериям:

  1. Произведения являются результатом деятельности в творческой сфере.
  2. Существование произведений в любой объективной форме.

Если один из критериев отсутствует, говорить о наличии права на авторство произведения нецелесообразно. Следует учитывать, что объектом авторского права может быть не только целое произведение, но и отдельные его части, например, название, если оно отвечает заданным критериям и обладает способностью использоваться отдельно.

Итак, разберемся, что же не является объектом авторского права.

Субъекты смежных прав

  • Исполнители;
  • наследники исполнителей;
  • работодатели исполнителей;
  • правопреемники тех или иных юридических лиц;
  • иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков.

В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно используется термин «изготовитель».

Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное количество.

Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных.

В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель» (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия.

Производители аудиовизуальных исполнений — это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений — физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние.

Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.

Наследники исполнителей — это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей — это липа, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т. д.).

Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

Что на практике?

На практике творческий критерий небезосновательно сводится к самому факту создания результата интеллектуальной деятельности самостоятельно. Проще говоря, общепринято считать творческой деятельностью любую умственную работы, результат которой должен охраняться правом на авторство. Однако он потеряет свой статус в случае, если доказано, что произведение было создано путем копирования, плагиата или пиратства. Также оно может быть не признано содержащим авторское право по закону или преобразовано в объект патентной сферы. Можно сказать, что в данном случае существует своего рода творческая презумпция не только отдельной интеллектуальной деятельности, но и любого полученного в ее процессе результата.

Если установлен факт пиратского копирования, суд как орган, рассматривающий конфликт, как правило, назначает экспертизу. Специалисты, квалификация которых распространяется на соответствующие творческие области, выносят решение о самостоятельности создания произведения или его незаконном частичном или полном копировании у другого автора. Не являются объектами авторского права чужие произведения.

Если будет доказан факт использования чужих материалов, объект перестанет относиться к авторскому праву. Кроме того, будут также приняты соответствующие меры по защите прав реального автора.

Определение творчества как создания самостоятельного произведения является оправданным еще и потому, что для авторского права не имеют значения литературные, научные или художественные характеристики. Область авторских прав предусматривает охрану всех самостоятельных творческих произведений вне зависимости от их достоинства и назначения. История знает много примеров резкой критики и неприятия современниками определенных достижений литературы, науки и искусства, вплоть до гонений их авторов. В дальнейшем авторов этих произведений восхваляли. Так, например, картины некоторых абстракционистов, раскритикованные ранее, затем признавались шедеврами живописи и продавались на аукционах за баснословно большие деньги. Иногда случались и обратные ситуации. Однако на авторское право все эти моменты никак не влияют. Является ли архитектурный проект объектом авторского права? Об этом ниже.

Объективная форма произведения

Законом описывается приблизительный перечень форм произведений, являющихся объективными:

  1. Письменная. Это может быть машинопись, рукопись, нотная запись и т.д.
  2. Устная. Например, исполнение, публичное выступление и т.д.
  3. Аудио- и видеозапись. Производится на магнитные, механические, цифровые, оптические и другие носители.
  4. Объемно-пространственная. То есть модель, скульптура, макет и т.д.

Запись предполагает фиксирование изображения и звуков посредством различных технических средств, выражающееся в материальной форме. Необходимо иметь возможность неоднократного воспроизведения записи. К устной форме также относятся речи, произносимые на публике, например, в суде, на лекции, проповеди или во время доклада.

Как правило, объективная форма произведения выражается посредством различных носителей, будь они материальные или телесные. Это может быть холст, бумага, мрамор, диски и т.д. При этом на сам материальный носитель также существует вещное или право собственности. Подчеркивается, однако, что это не превращает литературные и художественные образы, а также научные понятия в объекты материального плана.

Объектом авторского права большинства стран являются творческие произведения. Способ выражения не играет никакой роли. Многие поэты, к примеру, любили записывать свои стихи на папиросных коробках, манжетах или клочках бумаги. Высоцкий предпочитал записывать стихи на карточках монтажных лент в периоды киносъемок. Подобные способы фиксации творческих произведений не имеют значения. Если произойдет попытка опубликовать стихи под чужим именем и данный факт будет доказан, авторские права поэта будут восстановлены, а действия второй стороны рассмотрены в суде как плагиат.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.