Статья 44 нк рф. возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Соглашение о возмещении потерь или заверения об обстоятельствах в договоре

Видимо, по мнению ФНС России, проводимая ею пропаганда активного использования налоговых оговорок должна понизить градус общего неприятия подхода «плати налоги за контрагента». Что понимается под «налоговой оговоркой»?

На практике условие договора о компенсации одной стороной другой сумм налогов, пеней и штрафов, уплаченных из-за предъявленных налоговым органом претензий, формулируются на основании статьи 406.1 «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств» и статьи 431.2 «Заверения об обстоятельствах» Гражданского кодекса Российской Федерации.

В первом случае (ст. 406.1 «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств» ГК РФ) стороны определяют обстоятельства, при которых могут возникнуть имущественные потери одной из сторон, и обязанность другой стороны эти потери компенсировать. Причем такая обязанность может быть и не связана с нарушением основного обязательства. Теоретически достаточным основанием для возмещения потерь стороны вправе определить даже неоформленные актом налоговой проверки или решением инспекции сомнения налогового органа в правомерности учета конкретной хозяйственной операции. Такие сомнения могут быть выражены, например, в уведомлении налогового органа о выявленных им «разрывах» в исчислении НДС по цепочке поставщиков, и предложении произвести самостоятельную корректировку налоговых обязательств, в частности, «снять» вычеты по НДС и расходы по контрагенту, с которым у налогоплательщика заключен договор с налоговой оговоркой.

Во втором случае (431.2 «Заверения об обстоятельствах» ГК РФ) стороны могут дать заверения об обстоятельствах, имеющих значение для реализации права на учет расходов и применение налоговых вычетов, например, заверения об обязательном учете полученной выручки и НДС в бухгалтерском и налоговом учете, исчислении и уплате налогов в бюджет в полном объеме, оформлении первичных документов, счетов-фактур в соответствии с требованиями действующего законодательства. В случае недостоверности таких обстоятельств у заверителя возникает обязанность возместить другой стороне ее убытки в виде доплаченных налогов, пеней и штрафов. Однако в отличие от возмещения имущественных потерь между полученным убытком и недостоверным заверением должна быть доказанная прямая связь.

Можно заметить, что оговорка о возмещении потерь лучше защищает покупателя, поэтому чаще используется, когда потенциальный поставщик ради заключения сделки готов поступаться своими интересами даже в случае не вполне обоснованных налоговых претензий к нему или его контрагенту.

Вадим ЧимидовСоветник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

Заверение же об обстоятельствах существенно повышает требования к покупателю в смысле принятия им мер по оспариванию претензий налогового органа, так как причинно-следственная связь между заверениями поставщика и возникшей у покупателя недоимкой будет неочевидна без решения инспекции о доначислении налогов по основаниям, связанным с фигурой поставщика или его поведением как налогоплательщика. Критически оцениваться при этом может и необращение покупателя к поставщику с целью получения доказательств, опровергающих утверждение налогового органа о недостоверности тех обстоятельств, о которых было дано заверение.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. Особое значение указанной фискальной обязанности подтверждается ее прямым закреплением в Конституции РФ. В ст. 57 Конституции, в частности, говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.

Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т.е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

  • 1) объект налогообложения;
  • 2) налоговая база;
  • 3) налоговый период;
  • 4) налоговая ставка;
  • 5) порядок исчисления налога;
  • 6) порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов должны быть определены плательщики сборов и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Ликвидация организации

Принимая решение о ликвидации компании, руководитель не всегда в полной мере оценивает налоговые последствия. Одним из этапов ликвидации, осуществляемой в соответствии с нормами законодательства, является налоговая проверка. В большинстве случаев речь идет не о камеральной, а о выездной налоговой проверке. Если по результатам проверки у организации будет выявлена задолженность по налоговым платежам, то на стадии ликвидации вопрос об уплате налогов будет решаться ликвидационной комиссией (п.1 ст.49 Налогового кодекса Российской Федерации — НК РФ). При этом налоговые платежи будут осуществляться за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. В случае если денежных средств недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, пени и штрафов, задолженность погашается учредителями (участниками) указанной организации (п.1 ст.49 НК РФ). Пределы участия определяются законодательством Российской Федерации.

В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» рекомендовано судам при применении данной нормы учитывать, что погашение задолженности учредителями (участниками) возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. Так, участники полного товарищества во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. В обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах субсидиарная ответственность может быть возложена лишь на тех учредителей (участников, акционеров), которые имеют право давать обязательные для этого общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и лишь в том случае, когда несостоятельность (банкротство) общества вызвана этими учредителями (участниками, акционерами).

Основания возникновения налоговой обязанности

Обязанности относительно уплаты налогов или сборов появляются, изменяются и останавливаются, если есть основания, которые установлены НК или другим нормативно-правовым актом относительно налогов и сборов. И у этого положения есть две трактовки.

Первое, это то, что относительно исполнения налоговых обязанностей закреплен принцип дозволенного поведения. В Налоговом кодексе отражен расширительный подход относительно границ поведения налогоплательщиков. На его основании законным действием считается то, которое предписано законодательством о налогах и сборах. Согласно второй трактовке существует обеспечение налогоплательщику гарантий соблюдения его прав налоговыми органами, так как основания для появления, изменения и остановки налоговых обязанностей предстают как объект налогового контроля. Исходя из этого, можно сказать, что налоговый орган может заниматься контролем определенных действий исключительно в рамках налогового законодательства.

Первичный элемент налоговых обязанностей – момент, который служит началом существования для данной обязанности.

Замечание 3

В налоговом законодательстве тесно связаны обязанности по уплате налогов и момент появления обстоятельств, которые предусматривают уплату определенного налога или сбора. То есть, по факту налоговые обязанности установлены по всем видам налога, так как для каждого из них момент появления обязанностей относительно уплаты налогов и сроки их осуществления определены по-разному.

Сумму налога, которую важно уплатить за определенный налоговый период, налогоплательщику следует исчислять самостоятельно, основываясь на налоговой базе, ставке и льготах. Таким образом, основание для возникновения налоговых обязанностей – это налоговая база

Финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, а также непосредственно сам объект налогообложения нельзя воспринимать как основание появления налоговых обязанностей. Данные понятия следует воспринимать как основания для появления обязанностей по исчислению сумм необходимого вида налога, но не его уплату. Необходимая для уплаты будет сумма, которая осталась от объектов налогообложения после того, как были применены все необходимые вычеты и налоговые льготы.

Для ряда видов налогов юридический факт, который находится в основе обязанностей по уплате данных налогов, заключается не только из обстоятельств материального характера, но и из ряда процессуальных обстоятельств. К примеру, в ситуациях, о которых говорится в налоговом законодательстве РФ, обязанности относительно исчисления сумм налога могут быть возложены на налоговый орган или на налогового агента

В данных ситуациях не позже тридцати дней до того, как наступит срок платежа, для налогового органа важно направить плательщику налоговое уведомление. К налогам такого типа относятся налоги на имущество физического лица, земельные налоги, налоги на доход физического лица

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Замечание 4

Правоотношения относительно уплаты налогов такого характера появляются на основании фактического состава, основные части которого – это налоговая база и нормативные акты налоговых органов. О необходимости наличия сложных юридических фактов речь идет в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговых обязанностей имеет четкие временные рамки. У каждого вида налога и сбора есть свои сроки уплаты. Срок уплаты налогов может быть изменен исключительно по правилам, которые установлены НК. Производя оплату налогов, имеющих сложный юридический состав (ситуации, когда расчет налоговый базы осуществляет налоговый орган)налоговые обязанности появляются не раньше срока получения налогового уведомления. В ситуациях, когда срок уплаты налогов нарушен, начисляются пени.

Сроки уплаты налогов выступают в качестве одной из ключевых частей закона «О налогах» и определяются по всем видам налогов или сборов. Тем не менее, в ряде ситуаций налоговый орган вправе изменить срок уплаты налогов, но исключительно в порядке, который предусмотрен НК.

Пример 1

К примеру, во время создания, ликвидации или же реорганизации компании относительно тех видов налогов, по которым налоговый период исчисляется календарным месяцем или кварталом, допускается изменить сроки уплаты налогов, имея при этом согласие налогового органа.

Налоговая обязанность как норма налогового законодательства. Обязанность по уплате налога.

Налоговая обязанность – это урегулированное нормами права отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности уплаты налога.

Обязанность по уплате налогов и сборов носит публично-правовой характер и представляет собой правоотношение между налогопла тельщиками и государством как субъектом суверенной власти.

В узком смысле налоговую обязанность рассматривают как обязанность налогоплательщика уплатить государству соответствующую сумму в порядке и сроки, определенные законодательством о налогах и сборах.

Налоговая обязанность в широком смысле включает всю совокупность обязанностей и прав, в ее содержании можно выделить несколько основных блоков:

– обязанность по регистрации налогоплательщика в налоговом органе и ведению налогового учета;

– обязанность по уплате налогов и сборов;

– обязанность по составлению, представлению и хранению налоговой отчетности.

Центральное место в содержании налоговой обязанности занимает обязанность по уплате налогов и сборов. Именно она отождествляется с налоговой обязанностью в узком смысле. Категория «обязанность по уплате налогов и сборов» нашла свое правовое воплощение в Конституции РФ (ст. 57) и НК РФ (ст. 3).

Обязанность по уплате налога – единственная в системе обязанностей налогоплательщика – носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Общими основаниями являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Согласно ст. 44 НК РФ налоговая обязанность прекращается:

1) с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком;

2) с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика.

По общему правилу налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме.

К числу иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности, можно отнести: удержание налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК); принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46–48 НК); уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК); уплата налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК); уплата налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК); списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК); уплата налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК); зачет излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога в счет предстоящих платежей (ст. 78, 79 НК) и др.

Смерть налогоплательщика или признание его умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога.

Что говорит закон

Обратимся к Налоговому кодексу. Прежде всего, из положений ст. 45 п. 1 вытекает, что:

  • плательщик налога в общем случае обязан уплачивать его самостоятельно;
  • плательщик налога обязан соблюдать установленные законом сроки уплаты, но при этом имеет право произвести уплату досрочно.

Следовательно, несмотря на установленные для каждой налоговой выплаты предельные сроки, плательщик может принять решение о досрочной уплате и исполнить его самостоятельно.

Вместе с тем налоговая служба руководствуется правилом, по которому следует в первую очередь подать декларации, содержащие расчетные суммы, и лишь затем производить уплату. «Приблизительная» сумма налога может вызвать подозрения ИФНС в недобросовестности налогоплательщика. Так, из содержания Письма №БС-4-21/5366 от 22-03-18 г., касающегося земельного участка организации, проданного в текущем году, следует, что организация может уплатить земельный налог досрочно, а именно ранее 1 февраля следующего за отчетным года лишь в случае подачи досрочной декларации.

Между тем прямого запрета на уплату налоговых сумм досрочно законодательство не содержит, а ст. 45 НК РФ не связывает досрочную выплату с подачей декларации (расчета) за период.

Правила уплаты налогов иным лицом.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03-05-06-03/36715).

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-02-08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

Как доказать свою добросовестность

Что же грозит налогоплательщику, который выполнил требования п.2 ст.45 НК РФ, но его деньги в бюджет не поступили?

Действию налоговых органов в этой ситуации посвящены Приказы МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и от 06.10.2000 N БГ-3-18/351, а также Письмо от 09.10.2000 N ВП-6-18/788@. В них министерство указало, что налоговые платежи считаются поступившими в доходы бюджета, только когда они зачислены на счета по учету доходов бюджетов. Это следует из положений Бюджетного кодекса.

Не поступившая в бюджет сумма будет числиться на лицевом счете налогоплательщика как неуплаченная. Если добросовестность налогоплательщика не вызывает у налогового органа сомнений, на эту сумму не будут начисляться пени и не будут приниматься меры к ее принудительному взысканию. Правда, и справку об отсутствии задолженности перед бюджетом в этом случае получить не удастся.

Если добросовестность налогоплательщика для налогового органа неочевидна, последствия непоступления денег в бюджет будут иными. На непоступившую сумму будут начисляться пени, налоговый орган предъявит требование об уплате налога, а при его неисполнении — начнет процедуру принудительного взыскания.

В этой ситуации помочь налогоплательщику может только обращение в арбитражный суд. До вынесения решения суд может по заявлению налогоплательщика принять обеспечительные меры. Например, запретить налоговому органу предъявлять инкассовое поручение на взыскание не поступившей в бюджет суммы налога (п.2 ст.91 АПК РФ) или приостановить взыскание (п.5 ст.91 АПК РФ).

Но судебная практика складывается не в пользу налогоплательщика. В частности, когда дело касается схем с погашением «проблемными» банками собственных векселей. В качестве примера можно привести:

  • Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.10.2000 N 3561/00, от 22.10.2002 N 2045/01, от 22.10.2002 N 9448/01, от 22.10.2002 N 10515/01, от 29.10.2002 N 4621/01 и от 05.11.2002 N 6294/01;
  • Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.10.2002 по делу N КА-А41/7200-02, от 17.12.2002 по делу N КА-А40/8140-02, от 21.01.2003 по делу N КА-А41/9054-02, от 27.02.2003 по делу N КА-А41/757-03 и от 17.03.2003 по делу N КА-А41/465-036;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2000 по делу N А13-5883/99-14 и др.

Н.С.Иващенко

Специалист Минэкономразвития России

М.В.Краснов

Сотрудник ООО «Мострансгаз»

Досрочная уплата налогов физическими лицами

Парадоксальная ситуация сложилась в вопросе досрочной уплаты налогов гражданами:

  1. С одной стороны, действует уже упоминаемая выше ст. 45 НК РФ, по которой они уплачивать налоги досрочно имеют полное право.
  2. С другой, ст. 409 (2), 397 (4), 363 (3) НК РФ позволяют уплату физическому лицу налога на имущество, а также земельного и транспортного только на основании налогового уведомления.

Сложившаяся правовая коллизия может быть вскоре устранена введением понятия «налоговых взносов», т.е. возможностью авансовых платежей по налогам для граждан. Соответствующий законопроект уже направлен Правительством в Госдуму.

Что такое налоговая обязанность?

В качестве налоговой обязанности выступает одна из ключевых категорий налогового права, к которой применимо множество налоговых правоотношений.

В понимании Налогового кодекса понятие налоговой обязанности выступает в виде модели, образца правомерных отношений между лицами, которые обязаны уплачивать налоги и сборы. Тут же стоит отметить, что в законодательном закреплении состава юридических фактов, которые находятся в основе появления, изменения и остановки обязанностей относительно уплаты налогов и сборов, а также структуры выполнения этой обязанности, лежит «прозрачность» налогообложения, которая дает возможность обязанным лицам достаточно ясно определять рамки своего правового статуса в отношениях имущественного характера с государством.

При сравнении Закона «О налоговой системе» и Налогового кодекса можно сказать, что в Налоговом кодексе из всех обязанностей налогоплательщика исполнение обязанностей относительно уплаты налогов и сборов выделено в отдельную главу

Таким образом законодатель обратил внимание на недостатки предшествующих нормативных актов и сделал возможным рассмотрение налоговых обязанностей в широком и узком направлении

Замечание 1

При рассмотрении налоговых обязанностей в широком направлении, особое внимание уделено комплексу мер корректного поведения налогоплательщиков, информация о которых содержится в ст.23 НК

Рассматривая налоговую обязанность в узком ключе, важно обратить внимание на ряд налоговых обязанностей налогоплательщиков и вопросы реализации конституционно установленных мер должного поведения относительно уплаты налогов и сборов, которые установлены на законных основаниях. Исполнение налоговых обязанностей – первоочередная обязанность относительно иных имущественных обязанностей налогоплательщиков, она служит основой для определения развития других налоговых правоотношений

Исполнение налоговых обязанностей – первоочередная обязанность относительно иных имущественных обязанностей налогоплательщиков, она служит основой для определения развития других налоговых правоотношений

Рассматривая налоговую обязанность в узком ключе, важно обратить внимание на ряд налоговых обязанностей налогоплательщиков и вопросы реализации конституционно установленных мер должного поведения относительно уплаты налогов и сборов, которые установлены на законных основаниях. Исполнение налоговых обязанностей – первоочередная обязанность относительно иных имущественных обязанностей налогоплательщиков, она служит основой для определения развития других налоговых правоотношений

Замечание 2

Также исполнение обязанностей относительно уплаты налогов и сборов – это сложный юридический факт, так как подразумевает ряд обязанностей налогоплательщиков. А именно, встать на учет в необходимом налоговом органе, вести налоговый учет, на самостоятельной основе рассчитывать налоговую базу и обозначать на данной основе сумму налога, перечислять налоги в необходимый бюджет и др.

Основа исполнения налоговых обязанностей – это уплата налогов или сборов. Содержание налоговых обязанностей состоит в императивных нормах-требованиях страны относительно уплаты необходимых налогов и сборов. Но в структуре осуществления исполнения налоговых обязанностей есть место и элементам диспозитивности, а именно, договорным процедурам между налогоплательщиками и уполномоченными органами государства.

Прекращение налоговой обязанности

На основании п.3 ст.44 ПК основание для остановки налоговых обязанностей – это наступление одного из нижеперечисленных обстоятельств:

  • уплата налогов или сборов налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • в случае смерти физического лица, которое являлось налогоплательщиком или же в случае признания его умершим в необходимом порядке;

Замечание 5

Задолженности по имущественному налогу умершего человека или человека, которого признали таковым, следует к погашению в рамках цены наследственного имущества в порядке, который установлен гражданским законодательством РФ относительно оплаты наследниками долгов умершего.

  • в случаях ликвидации компании, которая являлась налогоплательщиком после того, как проведена ликвидационная комиссия всех видов расчетов в бюджетной структуре РФ на основании ст.49 НК;
  • случаи появления ряда других обстоятельств, которые связаны законодательством о налогах и сборах с прекращением обязанностей относительно уплаты необходимого вида налога или сбора.

Помимо обстоятельств, о которых упомянули, в качестве самостоятельных юридических фактов, которые служат основой для прекращения налоговых обязанностей, выступает еще ряд обстоятельств. Речь идет о списании долгов безнадежного характера по налогам и сборам в порядке, который установлен ст.59 НК, уплате налогов за налогоплательщиков их поручителями в порядке, установленном ст.74 НК.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Письмо Минфина России от 14 июля 2015 г. N 03-05-04-01/40359 О прекращении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения

7 сентября 2015

В Минфине России рассмотрено письмо по вопросу о прекращении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения и сообщается следующее.

На основании пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц выступают объекты недвижимого имущества, прошедшие государственный кадастровый учет (до 2013 года — государственный технический учет).

Как следует из положений части третьей статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» существование недвижимого имущества или прекращение существования такого имущества подтверждается соответствующими сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости в рамках проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, объект недвижимого имущества считается созданным (прекратившим свое существование) с даты его постановки (снятия) на кадастровый (технический) учет.

Согласно пункту 5 статьи 408 Налогового кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в данном пункте.

Вместе с тем в Налоговом кодексе существует правовая неопределенность относительно даты (периода), с которой прекращается обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в связи с прекращением существования объекта налогообложения, в связи с чем существует необходимость внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, до внесения соответствующих изменений в главу 32 Налогового кодекса при исчислении налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения в отношении таких объектов следует применять коэффициенты, определенные пунктом 5 статьи 408 Налогового кодекса.

 
 
С.Д. Шаталов

Что такое налоговое уведомление и как его исполнить

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.

Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).

Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 № ММВ-7-21/560@)

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физических лиц, получивших доступ к личному кабинету налогоплательщика). При этом налоговое уведомление не дублируется
почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя личного кабинета налогоплательщика уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе (
форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.02.2018 № ММВ-7-17/87@)

Обзор документа

Согласно НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, налог исчисляется с учетом коэффициента. Последний определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Как отмечает Минфин России, в НК РФ существует правовая неопределенность относительно даты (периода), с которой прекращается обязанность по уплате налога на имущество физлиц в связи с прекращением существования объекта налогообложения.

До внесения соответствующих изменений в кодекс при исчислении налога на имущество физлиц в случае прекращения существования объекта налогообложения в отношении таких объектов следует применять вышеуказанные коэффициенты.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.