Оглавление
- Правовой комментарий к статье 264 УК РФ
- Возможно ли примирение
- Нарушение правил международных полетов
- Классификация вреда здоровью при ДТП
- Тяжкий вред здоровью при ДТП: судебная практика
- Критерии определения степени тяжести вреда
- Состав и особенности преступления
- Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
- Возможность предупреждения ДТП
- Способы оплаты
- Возмещения ущерба
- По каким критериям определяется
- Возмещение материального и морального ущерба
- Действует ли скидка на оплату штрафа?
Правовой комментарий к статье 264 УК РФ
Статья 264 УК РФ является единственным составом, по которому автовладелец будет привлечен к уголовному наказанию за нарушение, допущенное при эксплуатации машины. Все остальные нарушения рассматриваются только в рамках административных дел.
Для уголовного преследования необходимо возникновение следующих последствий:
- причинение тяжких телесных повреждений в результате наезда автомобиля или столкновения транспортных средств;
- причинение смерти одному или нескольким пострадавшим;
- указанные выше последствия, наступившие в результате управления машиной в пьяном виде.
Как правило, столь серьезные последствия наступают в результате ДТП, причем в действиях автовладельца могут устанавливаться любые нарушения правил движения. После аварии составляется протокол об административных правонарушениях, который впоследствии будет являться и доказательством по уголовному делу.
Деяние по ст. 264 УК РФ характеризуется перечнем обязательных признаков, которые устанавливаются следствием и судом. В их состав входят:
объектом выступают отношения, связанные с безопасной эксплуатацией и управлением транспортными средствами, а дополнительным объектом — жизнь и здоровье человека;
объективной стороной признается нарушение ПДД или правил эксплуатации автотранспорта, причинения тяжких последствия в виде смерти и вреда здоровью, а также доказанная причинно-следственная связь между ними;
субъективная сторона определяется только в виде неосторожности;
субъект преступного деяния — гражданин, достигший 16 лет и признанный в ходе следствия вменяемым.
Не имеет значения, имелось ли у водителя право на управление автомобилем. Даже если гражданин был лишен прав, либо попросту не имел их, освобождение от ответственности не наступает.
Наказание по ст. 264 УК РФ определяется по следующим критериям:
причинение тяжких телесных повреждений — по части первой, а при выявлении состояния опьянения по ч
2 указанной нормы;
нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть человека по ч. 3, а при управлении под воздействием алкоголя — по части четвертой;
если в результате противоправных действий по неосторожности погибли два или более человека — применяются части пятая и шестая.
Смерть в результате наезда или столкновения автомобиля фиксируется сотрудниками правоохранительных органов и медицинских учреждений. Гибель человека может наступать не сразу после воздействия от наезда автомобиля, жертва может скончаться от полученных травм намного позже аварии. По этой причине особое значение будут иметь результаты специализированных медицинских экспертиз, которые назначаются в процессе расследования дела.
Если пострадавший выжил в аварии, ему в обязательном порядке выдается направление на медосвидетельствование, целью которого является установление последствий для здоровья. Для последующего уголовного преследования должны быть выявлены следующие признаки тяжких телесных повреждений:
- вред изначально представлял опасность для жизни;
- произошла потеря какого-либо органа человека, зрения, слуха или речи, либо органы утратили свои функции;
- прерывание беременности у женщины;
- ходе медосвидетельствования установлен диагноз в виде психического расстройства у жертвы;
- выявлено неизгладимое обезображивание лица у потерпевшего;
- подтверждена значительная стойкая утрата способности к труду (не менее, чем на 1/3);
- зафиксирована полная утрата трудоспособности.
Типичным примером тяжкого вреда здоровью будут повреждения, в результате которых установлена первая группа инвалидности. В этом случае в материалах дела будет присутствовать справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ.
При выявлении правоохранительными органами указанных тяжких последствий для здоровья либо смерти потерпевшего, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ. Последствия для автовладельца грозят крайне серьезные, в состав возможных санкций входят:
- ограничение свободы;
- работы принудительного характера;
- тюремное заключение.
Наиболее серьезные последствия повлечет санкции по ч. 6 ст. 264 УК РФ — тюремный срок от четырех до девяти лет. В этом случае добиться условного срока будет практически невозможно.
Привлечение к наказанию по нормам УК РФ не освобождает владельца ТС от ответственности за нарушение правил по нормам КоАП РФ. Также автовладелец будет обязан полностью компенсировать имущественный ущерб и вред здоровью, если на него не распространяется действие полиса ОСАГО.
Возможно ли примирение
Эта возможность прописана в 25 статье УПК РФ. Если обе стороны пойдут на примирение, то уголовное дело, может быть, прекращено, а, значит, и ответственности по нему не будет.
Чаще всего это становится возможным, когда виновник полностью заглаживает свою вину перед пострадавшим в полном объеме. Но нужно понимать, что такая практика возможна, только если тяжесть преступления инкриминирована как небольшая или средняя.
Случаев, когда стороны пошли на применение и судья это одобрил при особо тяжком вреде или даже смерти, единичны, но существуют в судебной практике.
Совет: такое соглашение (примирение), должно быть, оформлено только в письменной форме в виде нотариального договора.
Дорога — это всегда дорога, никто не застрахован от происшествий на ней. И хорошо, когда пострадает только метал, но когда страдают люди ситуация совершенно другая.
Статья 264 четко обозначает что за это будет и зависит от тяжести нанесенного человеку вреда. И чтобы свести к минимуму возможность возникновения ответственности по данной статье, соблюдайте ПДД и внимательно следите за дорогой. Она не прощает халатности!
Что говорят юристы про тяжкий вред при ДТП, смотрите консультацию в следующем видео:
Нарушение правил международных полетов
Оно выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и ином нарушении правил международных полетов.
Правила международных полетов — это правила безопасного пересечения воздушного пространства различных государств. Отступление от них влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы, крупный материальный ущерб, нарушение нормальной работы аэропортов, осложнение межгосударственных отношений.
Порядок пользования воздушным пространством Российской Федерации определяется Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», отдельными международными соглашениями и специальными правилами, установленными Правительством РФ.
К нарушениям правил международных полетов относятся: незаконное пересечение государственной границы как в сторону России, так и обратно, полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и пр.
Вид воздушного транспортного средства значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.
Не образует преступления вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.
Вина может быть как умышленной, так и неосторожной. Субъектом преступления может быть любое лицо с шестнадцатилетнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства
Субъектом преступления может быть любое лицо с шестнадцатилетнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства.
показать содержание
Классификация вреда здоровью при ДТП
Любой вред здоровью, который один человек наносит другому, подразделяется на два вида:
- Умышленный. В этом случае человек сознательно наносит увечья, травмы, побои, создаёт условия, в которых потерпевший покалечится или умрёт.
- Неумышленный. В этом случае, виновный может по незнанию, в целях самообороны, при ДТП стать причиной увечий, травм, смерти.
Неумышленный вред здоровью бывает:
- Лёгкий. Ситуация, когда пострадавший получил ссадины, ушибы, небольшое нервное потрясение. Может быть, вообще отказался от медицинской помощи или его отпоили валерианкой (как пример).
- Средней тяжести. Это тип вреда самый «скользкий» и непостоянный. Травмы после ДТП признаются средней тяжести, но очень часто через несколько лет после аварий могут появиться серьёзные последствия травм. В этом случае пострадавший или его близкие имеют право подать в суд снова и требовать признать не средний, а тяжкий вред здоровью. Стоимость лечения будет выплачивать виновный ДТП, исходя из решения суда. Суд, в свою очередь, опирается на неопровержимые доказательства судебных экспертов, которые письменно подтвердят, что проблемы со здоровьем, смерть, спустя долгое время наступили именно из-за аварии. Суд также может пересмотреть дело как уголовное и назначить срок тюремного заключения.
- Тяжкий вред. К этой категории относятся повреждения, которые ведут к потере жизни; потеря зрения или слуха; изуродование лица; повреждение и удаление органов (внутренних, в том числе); выкидыш, прерывание беременности на любом сроке; расстройства психики; утрата трудоспособности, в том числе и профессиональной не меньше 30%; смерть пассажира, пешехода, другого водителя, участника дорожного движения.
Это означает, что водитель виновный в аварии, из-за которого кто-либо очень сильно пострадал или умер, стал инвалидом, потерял конечности или внутренние органы, проходит по уголовному делу. И совсем необязательно, чтобы он был пьян.
Тяжкий вред здоровью при ДТП: судебная практика
По окончании расследования, уголовное дело направляется в суд. И вот здесь у обвиняемого есть много возможностей оставить о себе «хорошее впечатление».
Конечно, если следователем собраны доказательства, при которых автовладелец выглядит «в неприглядном свете», то переубедить судью в обратном вряд ли удастся. Желательно возместить вред потерпевшему до заседания и тогда все закончиться примирением, а не тюремным сроком.
Далее рассмотрим несколько реальных практических примеров, с различными обстоятельствами дорожного конфликта.
Вина доказана
Тамбовский районный суд Амурской области вынес приговор № 1-80/2020 от 29.04.2020 года, по которому признал Еженкову виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. И назначил ей ограничение свободы на 1 год с лишением водительского удостоверения на тот же срок.
Из материалов дела установлено, что она нарушила скоростной режим на дороге и не смогла остановиться, в результате чего сбила гражданина, тем самым совершила ДТП с пострадавшими. Последнему был причинен тяжкий вред здоровью.
Свою вину подсудимая признала полностью и ее дело рассматривалось в особом порядке, то есть без исследования всех доказательств. А также, изучив личность подсудимой, суд пришел к выводу о том, что ей можно назначить мягкое наказание.
А вот вопрос о возмещении ущерба потерпевшему решился следующим образом: из-за того, что у суда не было достаточных данных о заработке Еженковой, иск передали для разрешения в гражданском порядке.
Опьянение
Байрамуков не только нарушил правила дорожного движения, но еще и был в состоянии опьянения. Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Из обстоятельств дела стало известно следующее. Обвиняемый выпил, но все равно сел за руль своего автомобиля, чтобы забрать потерпевшую. Во время поездки переднее колесо лопнуло, он свернул на обочину, но машину закрутило и перевернуло. В результате этого пассажиру был причинен тяжкий вред.
Во время судебного заседания подсудимый был болен и прислал ходатайство о рассмотрении дела без него, вину свою полностью призвал. При рассмотрении выяснилось, что подсудимый был признан инвалидом 1 группы. Это обстоятельство было отнесено судом к смягчающему обстоятельству.
Вина Байрамукова доказывалась показаниями свидетелей, а также проведенными автотехническими и медицинскими экспертизами. Состояние опьянения не было засчитано судом как отягчающее обстоятельство.
Приговором № 1-53/2020 от 29.04.2020 г. подсудимому назначили условное наказание с испытательным сроком 3 года, а также с изъятием прав на 2 года.
Виноваты наркотики
Как известно опьянение может быть не только алкогольным, но и наркотическим. Так случилось и со Степанкиным.
Находясь в «неадекватном» состоянии, он сел за руль автомобиля, не остановился на желтый сигнал и сбил несовершеннолетнего пешехода. Последнему был причинен тяжкий вред.
Конечно, отпираться тут было бесполезно, подсудимый решил воспользоваться правом рассмотрения дела в особом порядке. Стороны не возражали и суд принял не строгий приговор.
Смягчающими обстоятельствами в этой ситуации посчитали возмещение вреда потерпевшему, признание вины, раскаяние. А вот опьянение отягчающим суд почему-то не усмотрел.
Кировским районным судом г. Кемерово по приговору № 1-313/2017 от 29.11.2017 года Степанкин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ и отбывал условное наказание с испытательным сроком 1.5 года, а также лишился прав на 2 года.
Болезнь – опасность на дороге
Воронин заболел и чувствовал себя плохо, недомогание и слабость мешали ему хорошо ориентироваться на трассе. Но он все равно пренебрег правилами и сел за руль автомобиля.
Набрав большую для городского движения скорость, он не справился с управлением и выехал на встречку. Там автолюбитель столкнулся с машиной потерпевшей, в результате чего причинил ей тяжкий вред здоровью.
Вину свою подсудимый признал, сказал, что выпил лекарство из-за ссоры с женой и видимо, оно повлияло на управление транспортом.
Потерпевшая же пояснила, что Воронин уже выплатил ей 20000 рублей в качестве морального вреда, всячески старался помочь после происшествия, поэтому никаких претензий к нему она не имеет.
Учитывая все обстоятельства дела, Промышленный районный суд г. Оренбурга вынес приговор № 1-366/2017 от 07.12.2017 года, где признал Воронина виновным в преступлении ч. 2 ст. 264 УК РФ. А также назначил наказание в виде 1.5 года ограничения свободы с лишением водительского на тот же срок.
Критерии определения степени тяжести вреда
Проблема отнесения причиненного вреда к той или иной степени тяжести имеет важное значение, так как напрямую оказывает влияние на наказание виновного и получение возмещения. В силу медицинской специфики данного вопроса, регулирование осуществляется сразу двумя нормативными актами: Постановлением Правительства № 522 от 17.08.2007 г
и Приказом Минздравсоцразвития №194-н от 24.04.2008 г. Первый документ устанавливает общие критерии, а второй конкретизирует их с медицинской точки зрения – указывает на конкретные физические и психические травмы, наличие которых позволяет считать вред тяжким, средним или легким.
Некоторые факты
Печальная статистика гласит, что ежегодно в авариях гибнут более 30 000 людей, и тысячи получают тяжелейшие травмы.
Установлены следующие критерии:
- Опасность для жизни;
- Потеря органа или утрата его функции;
- Прерывание беременности;
- Значительная и стойкая утрата способности к труду более чем на 30 % или полная утрата профессиональной трудоспособности;
- Неизгладимое обезображивание лица;
- Заболевание наркоманией / токсикоманией;
- Психическое расстройство.
Важно!
Перечисленные выше виды травм / заболеваний должны быть связаны с ДТП причинно-следственной связью. Если человек на фоне пережитого в аварии получил психическое расстройство, необходимо доказать связь последствий с самим ДТП. Для квалификации вреда как тяжелого будет достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных признаков.
Перечень использующихся критериев для оценки степени тяжести вы можете просмотреть или скачать ниже:Критерии оценки тяжести вреда, началоКритерии оценки тяжести вреда, окончание
Состав и особенности преступления
Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.
Объективная сторона квалифицируется при установлении причинно-следственной связи между нарушением конкретного правила ПДД и возникшими последствиям аварии в виде смерти человека.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения. Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет
Для того, чтобы авария попала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения.
Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.
Наказание за ДТП со смертельным исходом
Если все же будет доказано наличие уголовного преступления, к обвиняемому могут быть применены различные меры ответственности.
Каждая из них используется по мнению суда при наличии определенных обстоятельств преступления. Итак, ст. 264 предусматривает следующие наказания.
При нарушении ПДД, повлекшем смерть:
- Принудительные работы до 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельность или занимать конкретные должности до 3 лет;
- Лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или вести конкретную деятельность до 3 лет.
При нарушении ПДД, повлекшем смерть, будучи в состоянии алкогольного опьянения:
Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права заниматься конкретными видами деятельности и быть в определенных должностях до 3 лет.
При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких потерпевших:
- Принудительные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности до 3 лет;
- Лишение свободы до 7 лет с запрещением права заниматься конкретными видами деятельности и занимать определенные должности до 3 лет.
При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких лиц, будучи в алкогольном опьянении:
Лишение свободы от 4 до 9 лет с лишением права заниматься определенной деятельности и занимать конкретные должности до 3 лет.
В качестве опьянения признается наличие в организме алкоголя, наркотических средств, а также при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования.
Очевидно, что уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом в качестве отягчающего обстоятельства подразумевает употребление алкогольных напитков.
Отягчающие и смягчающие обстоятельства по ДТП
Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.
Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.
Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.
В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:
- Оставление места аварии;
- Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП;
- Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога;
- Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля;
- Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя;
- Управление автомобилем без водительского удостоверение;
- Участие несовершеннолетних в преступлении.
Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.
В качестве смягчающих вину обстоятельств судом могут быть учтены следующие факты:
- Водителем выступает беременная женщина;
- У водителя на иждивении имеются дети, опекать которых кроме него некому;
- Водитель полностью загладил вред перед родственниками погибшего: выплатил ущерб, моральную компенсацию, извинился и т.д.
О принятии к производству смягчающих обстоятельств по делу должен ходатайствовать защитник подсудимого.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
В ч
1 говорится о нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. В ч
2 предусматривается повышенная ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, в ч. 3 — за причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.
Трубопроводы являются специфичным видом транспортного средства, с их помощью осуществляется транспортировка жидких, газообразных, сыпучих и иных материалов на дальние расстояния. Содержимым трубопровода могут быть нефть и нефтепродукты, газ и газовый конденсат, вода и другие жидкости, перемещаемые под большим давлением.
Под трубопроводом понимается комплекс технических средств, предназначенных для транспортировки материалов на расстояние. В комплекс входят: трубы, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, компрессорные станции, хранилища материалов, автоматические регуляторы давления и т.д.
Трубопровод должен быть магистральным, главным, таким, по которому передается основной поток материалов. Участки трубопровода, представляющие собой ответвления от магистрального, предназначенные для доставки транспортируемого материала конкретным потребителям, предметом рассматриваемого преступления не являются.
К нарушению правил строительства трубопровода следует относить такое нарушение, которое создает угрозу безопасной эксплуатации сооружения, т.е. повлекло вредные последствия в процессе использования трубопровода. Нарушение иных строительных норм и правил квалифицируется при наличии соответствующих оснований по ст. 216 как нарушение правил при ведении строительных работ.
Аналогичным образом следует оценивать и нарушение правил при производстве ремонтных работ.
Нарушение строительных и ремонтных правил, влияющих на безопасность эксплуатации трубопровода, может выразиться в некачественном выполнении работ по сварке труб, допуске прогиба труб сверх установленной нормы, неточности в регулировании средств автоматики и связи, отступлении от требований норм при устройстве запоров, емкостей, фундаментов и т.д., в связи с чем происходит разрушение или повреждение трубопровода.
Нарушение правил эксплуатации трубопровода предполагает отступление от установленных правил использования трубопровода по назначению в соответствии с его техническими возможностями. Им может признаваться превышение давления в трубопроводе, невнимательность при работе с контрольными и измерительными приборами, непроведение профилактического технического обслуживания машин, агрегатов и автоматики, допуск к работе лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не прошедших инструктаж и специальной подготовки и т.д.
Основным поражающим фактором при нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта трубопровода является транспортируемый материал. В результате разрушений и повреждений происходит утечка нефти и нефтепродуктов, газов, жидкости, что может привести к последствиям, указанным в данной статье. Те же последствия, наступившие в результе воздействия иных факторов (например, поражения электротоком, травмирования людей при разрушении фундамента и т.д.), указывают на наличие иного преступления.
В качестве опасных последствий статья предусматривает наряду с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, гибелью людей, также и крупный ущерб. Ущерб может быть материальным (например, вред, связанный с утратой транспортируемого материала, разрушением трубопровода и т.д.), экологическим (заражение окружающей среды содержимым трубопровода) либо организационным (перерыв в работе магистрали). Ущерб должен быть крупным, это значит, что пострадавшие должны понести существенные затраты в связи с допущенной аварией.
Вина имеет форму неосторожности
Возможность предупреждения ДТП
При решении вопроса относительно вероятности предотвращения наступления тяжких последствий необходимо исходить из того, что непосредственный момент появления опасности устанавливается в каждом случае индивидуально
При этом во внимание принимается дорожная обстановка, предшествовавшая ДТП. Опасность следует считать появившейся в момент, когда у водителя была объективная возможность ее выявить
В ходе анализа доказательств отсутствия или наличия технических факторов для предотвращения ДТП в темное время или при недостаточной видимости, необходимо исходить из того, что субъект должен выбирать скорость, обеспечивающую ему условия, в которых он может осуществлять постоянный контроль за дорожным движением.
Способы оплаты
Наиболее использующийся вариант оплаты штрафа ГИБДД за пьянку за рулем – через банк. При этом практически в каждом финансовом учреждении водитель может погасить сумму как через кассу, так и с помощью банковских терминалов. В первом случае ему понадобится отстоять очередь и после внесения средств получить квитанцию, подтверждающую факт оплаты – ее нужно обязательно сохранить для предъявления уполномоченным лицам в дальнейшем.
При использовании устройства можно, опять же, воспользоваться двумя способами:
- Первый подразумевает пропись реквизитов постановления об административном правонарушении. Терминал выдает сведения по нему. Следует их тщательно проверить и лишь после этого осуществлять транзакцию.
- Второй заключается в использовании номера водительского удостоверения и государственного номера транспортного средства. В остальном процедура идентична.
В 2021 году дополнительно можно воспользоваться следующими способами погашения штрафа за пьянку за рулем через интернет:
Возмещения ущерба
При ДТП с тяжкими телесными повреждениями следует знать, что грозит водителю в материальном отношении, кроме санкции в виде лишения свободы:
- Восстановление повреждённого транспорта, грузов, финансово-экономического ущерба (по ОСАГО страховая компания возмещает потерпевшей стороне страховой случай, но не более 500 тыс. руб.).
- Компенсация морального вреда. Измеряется степенью психологического состояния близких родственников и последствий гибели, тяжкого травмирования пострадавшего. Потерпевшие могут затребовать несколько миллионов рублей. Но чтобы их требование было обоснованным, виновному разумнее будет требовать возмещения ущерба через суд. Например, человек сбил дедушку 75 лет, переходящего улицу ночью в неположенном месте. Родственники потерпевшего требуют 3 млн руб. за моральный ущерб. Оправдывают требование тем, что очень любили покойного и его утрата ничем незаменима. Виновный не в состоянии выплатить такую сумму, даже если продаст своё жильё. Он потребовал, чтобы потерпевшие взыскали с него компенсацию за моральный ущерб через суд. В ходе судебного разбирательства, были выяснены обстоятельства того, что пожилой человек ночью скитался один по дорогам, потому что его выгнали из дома родные. Кроме того, старик страдал болезнью Альцгеймера. Исходя их всех данных, суд постановил выплатить за моральный ущерб сумму, покрывающую расходы на ритуальные услуги, годовщину и надгробный камень – в общей сложности 300 тыс. руб. Сам виновный получил условный срок 1,5 года.
- Оплата всех расходов на лечение и реабилитацию пострадавшего. Если человек выжил, но находится в критическом состоянии, то виновный компенсирует расходы на лекарства, стационар, лечебный комплекс, инвалидное кресло и т. д. Но только, если есть подтверждающие документы (чеки, квитанции), направления, рецепты, заключения судебных медиков, лечащих врачей о том, что заболевание – это последствие аварии.
Мировое досудебное соглашение во многом упрощает судебный процесс. Если стороны между собой договорились о возмещении морального или другого ущерба, то факт передачи денег нужно зафиксировать в нотариально заверенном документе.
Для подсудимого это важно – вдруг родственники потерпевшего скажут, что им ничего не дали. Доказать обратное будет очень трудно
По каким критериям определяется
Сегодня согласно статье УК РФ за тяжкий вред здоровью при ДТП полагается достаточно серьезная ответственность.
При вынесении приговора в случае рассмотрения дела по нанесению тяжких телесных в результате ДТП судья обязательно ориентируется непосредственно на ст. №111 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Но в первую очередь в расчет принимаются именно медицинские критерии оценки тяжести нанесенного вреда.
Они включаются в себя следующее:
- какой-либо вред здоровью человека, который:
- по своему характеру создает непосредственную угрозу для жизни;
- вызывает развитие состояния здоровья, угрожающего жизни.
- наносимый вред может вызвать серьезное расстройство жизненно важных функций человеческого организма – при этом оно не может быть каким-либо образом исправлено, компенсировано и ведет к смерти;
- потеря зрения – частичная или же полная, причем вне зависимости от величины вреда (оба глаза или же один);
- потеря возможности выражать свои мысли вслух (отсутствие возможности разговаривать), издавать членораздельные звуковые конструкции;
- потеря возможности слышать (на уха или же только на одно) – человек не может услышать ничего на расстоянии более 3-5 метров от своей ушной раковины;
- потеря какого-либо органа человеческого организма либо полная утрата каким-либо органом его функций;
- прерывание беременности в результате возникновения ДТП (выкидыш, внутриутробная гибель, преждевременные роды, необходимость медицинского вмешательства в процесс течения беременности);
- возникновение таких заболеваний, как наркомания, токсикомания;
- полное и неизгладимое обезображивание лица;
- стойкая утрата трудоспособности – меньше, чем на 1/3 (более 30%);
- полная утрата профессиональной трудоспособности – на 100%.
При этом тяжесть вреда в обязательном порядке должна определяться согласно соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо обязательное проведение судебно-медицинской экспертизы. Данная процедура реализуется специальными медиками, имеющими соответствующее образование – судмедэкспертов.
В некоторых случаях обязательно применение специального, очень узкоспециализированного оборудования. Оно позволяет определить серьезность некоторых травм (внутренних). По результатам проведения экспертизы будет обязательно составлен специальный акт.
Возмещение материального и морального ущерба
Автотранспорт должен быть застрахован по ОСАГО. Благодаря этому правилу возможно возмещение вреда пострадавшему не за свой счет, а с помощью страховой компании.
Для того, чтобы получить положенные от страховой деньги, гражданину нужно собрать пакет документов, например, таких как уведомление о дорожном происшествии, справка из больницы с описанием причиненного вреда. Их выдает следователь в рамках уголовного дела.
Обратиться за возмещением дополнительного ущерба можно к следователю, подав ходатайство о признании гражданским истцом. При этом, есть возможность подать исковое заявление в порядке гражданского судопроизводства. Отметим, что возмещение вреда, который подан отдельно, смогут рассмотреть лишь после вынесения обвинительного приговора виновнику!
Конечно, если суд присудит большую сумму, чем уже выдали пострадавшему в страховой, оставшуюся разницу водитель будет возвращать из своего кармана. При соблюдении всех условий, прописанных в договоре ОСАГО, дополнительных расходов можно и избежать.
Действует ли скидка на оплату штрафа?
С 2021 года при погашении штрафов ГИБДД гражданин может воспользоваться правом на получение скидки в 50%. Данное условие призвано стимулировать водителей, нарушивших правила дорожного движения, уплатить причитающийся размер в течение утвержденного законом периода. Однако для получения рассматриваемой возможности в 2021 году необходимо обеспечить выполнение двух правил:
- Первое заключается в соблюдении сроков – на льготное погашение выделяется 20 дней с момента вынесения постановления о наказании.
- Вторым уточняется, что не каждое правонарушение попадает под действие предусмотренной скидки.
Рассчитывать на оплату лишь половины суммы в 2021 году не стоит в следующих случаях:
- при выявлении факта повторного управления автомобилем, не прошедшим процедуру регистрации в нормативном порядке;
- при повторном превышении скорости более, чем на 40 км/ч выше планки;
- при повторном проезде на запрещающий сигнал светофора;
- при повторном выезде на встречную полосу;
- при случаях нарушения ПДД, ставших причиной возникновения ущерба здоровью легкой и средней тяжести;
- при отказе от прохождения от медицинского освидетельствования;
- при пьянке за рулем или при передаче управления лицу в нетрезвом виде.
То есть если водитель был пойман в состоянии алкогольного опьянения, назначенный штраф за пьянку за рулем он обязан выплатить в полном размере – никакой скидки в данном случае не предусмотрено.

Эта тема закрыта для публикации ответов.