Какой штраф положен за несоблюдение дистанции

Алан-э-Дейл       25.07.2022 г.

Оглавление

○ Суммы штрафа.

Легкая задачка для инспектора ГИБДД. Сколько рублей штрафа заплатит нарушитель из ситуации № 2? Ответ: нарушение 9.10 оценивается в полторы тысячи рублей. Цитируем КоАП 12.15 часть 1:

«Нарушение правильного расположения автомобиля на проезжей части, несоблюдение боковой дистанции, движение по обочине, на встречном разъезде, пересечение пешеходной либо транспортной колонны влечет за собой выписывание административного штрафа размером в 1500 рублей.»

При неизбежности оплаты помните о скорости погашения штрафной санкции – оплата в 20-ти дневный срок снижает сумму штрафа вдвое. Также есть 10ти дневный срок для обжалования вынесенного Постановления путем подачи искового заявления об отмене административного взыскания в виде наложенного представителем ГИБДД штрафа.

Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения классифицируют ответственность водителя таким образом:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Если инспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должен доказать это

Санкции за административное правонарушение

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесение предупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение о конфискации транспортного средства, лишении прав на него или аресте нарушителя принимается судом

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности.

Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ.

Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладывается наказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимой силы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действий потерпевшего, то он избегает наказания

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины.

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотрена также за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самое строгое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год

Однако ответственность за уголовное правонарушение может установить только суд после рассмотрения дела.

Штрафы за несоблюдение дистанции

Проезд не по предписаниям знака 3.16 рассматривается как административное нарушение. Штраф назначается в размерах до 1500 рублей.

Статья КоАП 12.15 предполагает подобные действия в отношении автолюбителя, нарушившего пункт 9.10. Всякий маневр, совершенный при движении по проезжей части, может быть зафиксирован на видеорегистратор или камеры наблюдения.

Эффективный промежуток выбирает сам водитель. Согласно Правилам ПДД 9.10 он должен быть установлен такой, чтобы избежать столкновения.

Рекомендуемые расстояния в городской среде при скорости 60 км/ч – 3-4 метра, на трассе, при разгоне до 80 км/ч -15-20 метров.

Эти постулаты должны соблюсти все водители для организации безаварийного движения. Ездите, соблюдая правила дорожного движения!

Какие знаки показывают главную дорогу в ПДД, говорится в статье:

главная дорога по ПДД

Как работают камеры фиксации нарушений ПДД, смотрите на странице.

Про нарушение ПДД под знаком СТОП узнайте из этой информации.

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен
руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными
условиями. ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями
варьируется с учётом реальной дорожной обстановки. Принято различать минимально
допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие
типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция
между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных
условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно
увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3
    м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или
    глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя,
    гололёд — 6 метров (5 сек).

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь
чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную
дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за
баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам
советуют выдерживать не меньше пяти метров. Им вообще тяжело, они стараются не
приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают
проблемы. В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между
машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно
конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной
трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе,
прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на
    трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до
    передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей
    деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью,
    расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта
    порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой
    плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.

В пробке

В заторах дистанция между
автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля,
что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять
полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если
передняя машина неожиданно заглохнет.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным
условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать
промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать
правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется
приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной
машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать
впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Для грузовика

Контролировать ситуацию перед легковым автомобилем водителю грузовика
крайне важно! На трассах рекомендуется выдерживать наиболее безопасный
промежуток, равный 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить
машину без риска столкновения

До
крупногабаритного автомобиля

Крупный транспорт, осуществляющий грузоперевозки, или большой автобус
закрывают обзор водителям, передвигающимся сзади. И чем они массивнее, тем
больше должно быть расстояние до них

На трассах многие стараются обгонять
грузовики, но важно при этом выдерживать 10-метровый промежуток

Боковой интервал

Данный промежуток не менее важен для дорожной безопасности. Боковой интервал по ПДД — это расстояние
сбоку между машинами. Во время обгонов, на широких трассах с несколькими
полосами, автомобили оказываются на одинаковой горизонтальной плоскости.
Примечательно, что наибольшее число аварий происходит из-за неправильно
выдержанного бокового промежутка. В правилах указано, что это расстояние должно
быть рассчитано с учётом:

  • техсостояния и исправности
    машины;
  • темпа передвижения;
  • прочих воздействующих факторов,
    включая даже самочувствие водителя.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,

то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,

если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,

также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле…

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Xвстр = 1,0 + 0,005 (V1 + V3)

Формула при обгоне или опережении:

Dобгон = 0,7 + 0,005 (V1 + V2)

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Выше речь шла о том, что чаще всего виновником ДТП является водитель автомобиля, расположенного сзади. При этом он нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:

Однако существует единственный случай, при котором виновником является водитель автомобиля, находящегося впереди. Речь идет о резком торможении без необходимости. Пункт 10.5 ПДД:

Таким образом, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белая машина тормозила просто так (не для предотвращения ДТП), то виновником будет признан водитель автомобиля, находящегося впереди.

Например, в качестве доказательств может выступать запись видеорегистратора или камеры наружного наблюдения, на которой видно, что перед белым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.

Во всех остальных случаях виновником является водитель автомобиля сзади.

Какая дистанция считается безопасной?

При чем данное объяснение уточняется тем, что торможение не предусматривает выезда на встречную полосу и смену ряда.

Если же взглянуть на все сказанное с другого ракурса, подобная техника выдержки дистанции более актуальна для ситуаций с экстренной остановкой авто.

На практике, многие водители доказали что в городских условиях самым актуальным является то расстояние, которое авто проходит за 4 секунды реального времени. То есть именно четырех секунд обычно более чем достаточно для того чтобы автомобилист едущий сзади, при наличии конфликтной ситуации, успел принять верное решение для предотвращения опасного столкновения.

Опять же, вроде все понятно, но как именно считать, сколько метров машина может проехать за 4 секунды?

На самом деле в этом нет ничего сложного, например:

  1. 108 километров в час, равняется 30 м/с.
  2. 72 км. В час – 20 м/с.
  3. 36 километров в час соответственно – 10 м/с.

Можно делать еще проще. Достаточно просто поделить скорость надвое. Например скорость 100 километров в час, значит дистанция будет равна – 50 метров. Такой расчет и проще и актуальнее для тех водителей, у которых проблемы с глазомером.

Выезд на полосу встречного движения

Ситуации, при которых возникает этот вид нарушения ПДД:

  • обгон с пересечением сплошной разметки;
  • обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения;
  • неверный проезд кругового перекрестка (в обратном направлении);
  • игнорирование знаков одностороннего движения.

Варианты наказания:

  • штраф 1 500 рублей при выезде на встречку из-за объезда препятствия или поворота налево ( п. 2 ст. 12.16 и п. 3 12.15.КоАП РФ);
  • штраф 5 000 рублей во всех остальных случаях, если нарушение было зафиксировано автоматической камерой видеонаблюдения (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
  • лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, если нарушение выявил инспектор ГИБДД (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).

Можно ли оспорить постановление

Штраф за несоблюдение бокового интервала или дистанции не нужно оплачивать, если есть доказательства невиновности в сложившейся ситуации. В этом случае административное наказание не предусмотрено. Чтобы защитить свои права, необходимо обратиться к специалистам, предоставить показания свидетелей или запись с регистратора

Если на место был вызван наряд ГАИ, то следует обратить их внимание на ключевые детали, чтобы они были обязательно отражены в протоколе

Соблюдение подходящей дистанции и бокового интервала с впереди идущим транспортом – это обязанность каждого водителя. Если нарушить это требование ПДД, то высока вероятность аварии на дороге. В этом случае кроме компенсации причиненного ущерба, виновнику предстоит также оплатить штраф.

Как определить виновника ДТП

Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.

Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:

Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто

При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил

Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.

Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника

От чего зависит допустимый интервал между ТС

Законодательно точные критерии безопасной дистанции для движущегося автотранспорта не регламентированы. То есть конкретных цифр и метража ни в параграфах ПДД, ни в иных правовых актах не зафиксировано.

Автолюбитель самостоятельно определяет оптимальный промежуток между его собственной машиной и теми, что движутся впереди нее и по бокам. Обычно интервал выявляется с учетом таких факторов:

  • качество дороги (ямы, мокрый асфальт, ухабы сыграют в сторону увеличения дистанции);
  • плотность движения (в пробке интервал меньше, тогда как на широкой магистрали промежуток до другого авто должен быть больше);
  • технические характеристики и в целом состояние ТС (для легковых авто допускается снижение дистанции, тогда как для крупногабаритного транспорта таковая увеличивается);
  • изношенность резины – чем больше таковая, тем больше должен быть интервал между автомобилями.

Вдобавок важно обращать внимание на параметры и показатели впереди идущего ТС. Например, от лесовоза, груженого бревнами либо от большой фуры с прицепом рекомендовано держаться на увеличенном расстоянии

Дополнительно стоит упомянуть пункт 10.1 (скорость передвижения), несколько более полно раскрывающий вопрос о дистанции, поскольку скорость ТС имеет к таковой непосредственное отношение. Параграф гласит, что вести машину необходимо, не превышая ограничения, установленные на конкретном отрезке пути.

При этом требуется учитывать:

  1. условия погоды, например, видимость;
  2. особенности автотранспортного средства;
  3. интенсивность движения на магистрали;
  4. свойства дорожного покрытия.

В любом случае скорость должна обеспечить автовладельцу возможность полностью контролировать перемещение своего авто и, если потребуется, суметь грамотно отреагировать и избежать столкновения при экстренном торможении впереди идущего ТС. При необходимости гражданину рекомендуется скинуть скорость либо вовсе остановить машину, однако действовать таким образом, чтобы не усугубить происходящее.

Из сказанного следует, что водитель должен самостоятельно предвидеть, как именно может развиться ситуация на дороге, и на основании наблюдения выбирать подходящую дистанцию в соответствии с каждым из указанных факторов. Первичным здесь должно быть желание минимизировать риск возникновения транспортной аварии.

Автовладельцы обязаны исключить излишнюю плотность движения – не прижимать авто друг к другу (минимальный боковой интервал составляет 50 см), устанавливать допустимую скорость передвижения, просчитывать маневренность, если в этом имеется необходимость.

Основные причины столкновений

За несоблюдение дистанции штраф оплачивает виновник ДТП. Но ситуации на дороге бывают разными, и причин, почему произошло нарушение ПДД, возможно много. Основными из них являются:

  • Движение транспортных средств в разном скоростном режиме. К примеру, задний с 80 км/час, а впереди идущий с 30 км/час.
  • Произошло экстренное торможение для предотвращения опасной ситуации или ДТП с участием пешехода. Чаще всего выскакивает ребенок на дорогу или выезжает коляска.
  • Было выбрано крайне маленькое расстояние между транспортными средствами.
  • Впереди идущий автомобиль дал задний ход или у него произошел отказ на склоне.

Штраф, если въехал в машину сзади, придется платить виновнику. Если действия «пострадавшей» стороны были незаконными или с нарушением установленных правил, то доказать свою невиновность предстоит в суде. В остальных случаях придется оплачивать счет, выставленный Госавтоинспекцией владельцу ТС, которое оказалось в ДТП позади.

Несоблюдение дистанции вызвало ДТП

Результат зависит от причиненного ущерба и конкретного нарушения. Есть 2 вида ответственности, по которым водитель может быть наказан. Это административная – штраф за дистанцию в пользу государства, и гражданская – возмещение вреда потерпевшему.

Разберем несколько вариантов:

  1. Врезались в другую машину, пострадавших нет – штраф 1500 рублей.
  2. Легкий вред здоровью людям, находящимся в машине – штраф 2500-5000 рублей, либо лишение прав на срок от 1 года до полутора лет.
  3. Средняя тяжесть здоровью – штраф 10000-25000 рублей, либо лишение прав от полутора до 2 лет.
  4. При тяжком вреде здоровью вас могут арестовать, присудить обязательные работы, лишить свободы до 2 лет. Наибольший срок лишения свободы – 15 лет, если при этом обнаружены отягчающие обстоятельства.

Если ДТП не было

В таком случае штрафа не будет. Правила дорожного движения трактуют этот вопрос так, что дистанция должна быть такой, которая позволяет избежать столкновения. А если его нет, значит и наказывать не нужно.

Кроме того, сотрудник ДПС не имеет права остановить вас и оштрафовать за то, что вы не соблюдали дистанцию, если аварии не было. С камер видеофиксации также такие штрафы не приходят.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.