Объект налогообложения земельного налога

Алан-э-Дейл       16.11.2022 г.

Оглавление

Дополнительные нюансы определения налоговой базы

Если участок возник в течение налогового периода, налоговая база по нему будет определяться как кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на государственный кадастровый учёт.

Изменение кадастровой стоимости земли не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если изменение произошло в течение налогового периода.

Но из этого правила есть два исключения. Учитывается изменение кадастровой стоимости в следующих ситуациях:

  • изменение кадастровой стоимости произошло из-за технической ошибки, допущенной органом, который осуществляет государственный кадастровый учет;
  • изменение кадастровой стоимости земли произошло на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения стоимости или соответствующего решения суда.

Если земля находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Обязанность уплаты налогов закреплена за каждым из налогоплательщиков, которые владеют землёй на праве собственности или бессрочного пользования.

Размер подлежащего уплате налога на земельный участок определяется на основании кадастровой стоимости земли, категории налогоплательщика, наличия льгот и возможности получения налогового вычета, предусмотренного законодательством.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон
№ 436-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину
кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых
6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории
граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с
детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из
этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь
земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если
площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только
за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона — вычет применятся только
по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида
разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно
выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую
ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то
вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной
исчисленной суммой налога.

Другой комментарий к Ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации

ВС РФ в Определении от 12.07.2006 N 5-Г06-57 пришел к выводу, что объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.

На приведенный вывод ВС РФ ссылался и Минфин России (см., например, письмо от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).

Минфин России в письме от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 пришел к выводу, что в случае, если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.

Приведенные позиции ВС РФ и Минфина России закреплены в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»: объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Что делать, если налоговое уведомление не получено

Налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:

наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России».

Подробнее…

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:

  1. наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

  2. если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

  3. налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).

Кто является плательщиком налога на землю

В соответствии с п.1 ст.№388 Налогового кодекса РФ плательщиками являются физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Налогом облагаются территории, на которые имеются права:

  • собственности (включая долевую и совместную);
  • бессрочного пользования;
  • пожизненного владения на основании вступления в наследство.

Налог на дачный участок, находящийся во владении у двух и более лиц, разделяется между ними следующим образом:

  • при долевой собственности – пропорционально размерам частей;
  • при общем владении – поровну.

Согласно ст.389 НК РФ объектами налогообложения являются все земельные участки. Исключения составляют земли:

  • изъятые из оборота или ограниченные в пользовании;
  • располагающиеся на территории лесных массивов;
  • обладающие статусом культурного наследия;
  • входящие в водный фонд и принадлежащие государству;
  • на которых возведены многоквартирные дома.

ВАЖНО! В п.2 ст.388 НК РФ указано, что лица арендующие землю не уплачивают земельный налог. Его начисляют владельцу недвижимого имущества

Комментарии к ст. 388 НК РФ

После 01.01.2010 организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только земельные участки, не облагаемые земельным налогом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28 указано, что организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57.

В письме ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@ указано, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки

Также следует иметь в виду, что при проведении контрольной работы к организациям в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе приобретенных на условиях договоров купли-продажи), должны применяться согласно статье 110 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные статьей 120 (или статьей 122) НК РФ

По мнению арбитражных судов, только после государственной регистрации указанного в пункте 1 статьи 388 НК РФ права на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, организация становится плательщиком земельного налога (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2006 N А56-32257/2005, ФАС Уральского округа от 11.07.2006 N Ф09-5951/06-С7, от 03.07.2006 N Ф09-5636/06-С7, от 26.12.2005 N Ф09-5819/05-С7).

Пленум ВАС РФ в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» обобщает приведенные выводы.

Пленум ВАС РФ призывает суды исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и  значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Скачать пояснение по налогоплательщикам земельного налога
Скачать пояснение по льготам для земельному налогу
Скачать пояснения по ставке земельного налога
Скачать пояснения по определению налогооблагаемой базы
Скачать пояснение по декларации по налогу

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Расчет налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости применяется относительно недавно, с 2015 года. Постепенно все регионы России переходят на определение налога этим способом. Полностью этот переход завершится к 2020 году.

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость объекта. Кадастровая стоимость, в отличие от инвентаризационной, максимально приближена к рыночному уровню. Поэтому сумма налога при расчете теперь больше по сравнению с прошлыми годами.

Чтобы не повышать резко налоговую нагрузку при переходе на новый метод расчета законодатели предусмотрели переходный период. В течение трех лет налог считают с учетом понижающего коэффициента, установленного пунктом 8 статьи 408 НК РФ. Для первого года показатель равен 0,2, для второго — 0,4, для третьего – 0,6. С четвертого года коэффициент не используется.

Прежде чем применять указанный коэффициент нужно убедиться, что полная налоговая база по кадастровой стоимости больше, чем база, определенная старым способом – по инвентаризационной стоимости. В противном случае налог считают, не применяя переходные правила.

Формула расчета налога на имущество физических лиц описана в пункте 8 статьи 408 НК РФ. Чтобы определить сумму налога к уплате, нужно разность налогов, определенных по кадастровой и инвентаризационной стоимости, умножить на понижающий коэффициент. К полученному показателю прибавить сумму налога, рассчитанную по инвентаризационной стоимости.

Помимо этого пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ установлено дополнительное условие, начиная с расчета за третий год переходного периода. Сначала нужно сумму налога за прошлый год, рассчитанную без учета коэффициентов, умножить на коэффициент 1,1. Полученное число сравнить с налогом за текущий год также без учета коэффициентов. Если первый показатель меньше второго, то текущий налог устанавливается равным расчетной величине налога на основании показателя предыдущего года.

Данные о кадастровой стоимости объекта можно получить, подав запрос о предоставлении выписки из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта. Запрос можно направить в территориальный орган Росреестра, а можно воспользоваться услугами МФЦ. Кроме того, эту информацию можно узнать на сайте Росреестра.

При расчете налога по некоторым видам имущества налоговый орган обязан учесть вычеты, предусмотренные в пунктах с 3 по 5 статьи 403 НК РФ. А именно:

  • кадастровая стоимость 20 кв. м общей площади вычитается из стоимости квартиры;
  • кадастровая стоимость 10 кв. м вычитается из стоимости комнаты;
  • на кадастровую стоимость 50 кв. м уменьшается стоимость жилого дома;
  • и наконец, кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение, уменьшается на 1 млн. руб.

Вычеты учитываются для каждого объекта. Другими словами, если гражданин – владелец двух квартир и трех домов, кадастровая стоимость при расчете налога будет уменьшена на вычет для каждого дома и для каждой квартиры. В том случае если вычет окажется больше, чем кадастровая стоимость, то налоговая база будет нулевой. Соответственно и налог тоже будет равен нулю.

Разберемся на примере как рассчитать налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Пример 1. Пуговкина Виктория Федоровна — владелец квартиры в центре Геленджика. Площадь квартиры 50 кв. м. В Краснодарском крае расчет налога на имущество по кадастровой стоимости применяется с 2017 года. Кадастровая стоимость квартиры 3,5 млн. руб. Инвентаризационная стоимость квартиры по данным БТИ составляла 300 тыс. руб. Виктория Федоровна не относится ни к какой категории льготников.

Рассчитаем налог на квартиру за 2017 год. Во-первых, определим сумму налогового вычета. Для квартиры он составляет кадастровую стоимость 20 кв. м. Разделив 3,5 млн. руб. на площадь квартиры 50 кв. м получаем кадастровую стоимость одного метра – 70 тыс. руб. Соответственно размер вычета будет равен 1,4 млн. руб. (70 тыс. руб. умножить на 20 кв. м)

Применив вычет, получаем налоговую базу, равную 2,1 млн. руб. Далее считаем налог по формуле Налогового кодекса. (2,1 млн. руб. * 0,1 % – 300 тыс. руб. * 0,1 %) * 0,2 + 300 тыс. руб. * 0,1 % = 660 руб. Виктория Федоровна должна будет заплатить в бюджет налог на недвижимое имущество за 2017 год в сумме 660 руб.

Уплата налога

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики – организации после налогового периода представляют налоговому органу в местоположении земельного участка налоговую декларацию на налоге.

Налоговые декларации на налоге представлены налогоплательщиками не позднее, чем 1 февраля года после налогового периода с истекшим сроком.

Декларация представлена в установленной форме:

на бумаге с применением сменной транспортной компании, содержа данные в электронной форме установленного формата;
на бумаге с использованием двумерного штрих-кода;
на установленных форматах в электронной форме (это передано на телекоммуникационных каналах или через кабинет налогоплательщика).

Другой комментарий к Ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации

После 01.01.2010 организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только земельные участки, не облагаемые земельным налогом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В письме Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28 указано, что организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57.

В письме ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@ указано, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки

Также следует иметь в виду, что при проведении контрольной работы к организациям в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции (в том числе приобретенных на условиях договоров купли-продажи), должны применяться согласно статье 110 НК меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные статьей 120 (или статьей 122) НК

По мнению арбитражных судов, только после государственной регистрации указанного в пункте 1 статьи 388 НК права на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, организация становится плательщиком земельного налога (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2006 N А56-32257/2005, ФАС Уральского округа от 11.07.2006 N Ф09-5951/06-С7, от 03.07.2006 N Ф09-5636/06-С7, от 26.12.2005 N Ф09-5819/05-С7).

Пленум ВАС РФ в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» обобщает приведенные выводы.

Пленум ВАС РФ призывает суды исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Письмо Федеральной налоговой службы от 8 сентября 2020 г. № БС-4-21/14561@ “О применении коэффициента, ограничивающего рост земельного налога для налогоплательщиков-физических лиц”

2 октября 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о применении коэффициента, ограничивающего рост земельного налога (далее — налог), предусмотренного пунктом 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает.

К полномочиям Федеральной налоговой службы, определённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное, общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений разъяснение норм Кодекса о порядке исчисления налога. Вместе с тем, по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.

Согласно пункту 17 статьи 396 Кодекса, введенного Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ, в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьёй 396 Кодекса (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьей 396 Кодекса (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Кодекса, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Пункт 17 статьи 396 Кодекса не применяется при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 статьи 396 Кодекса.

Как отмечено в заключении Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам от 09.04.2019 N 3.5-03/486 «По Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» коэффициент, ограничивающий рост суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом, установлен в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — физических лиц.

Исходя из пункта 17 статьи 396 Кодекса изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка не относится к условию, исключающему исчисление налога с применением коэффициента 1,1 (в отношении земельных участков налогоплательщиков — физических лиц).

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственныйсоветник Российской Федерации 2 класса  С.Л. Бондарчук

Налогооблагаемая база

Под налоговой базой подразумевается кадастровая цена земельного надела, существующая на первый календарный день января каждого года. Данные о текущей кадастровой стоимости надела поступают в налоговые органы из Росреестра, который ведет соответствующий учет.

Запросить кадастровую сумму можно в письменном виде в территориальном отделении Росреестра или в кадастровой палате по месту регистрации надела. В заявке следует указать дату производимого запроса, иначе эта информация будет включена в выписку государственными органами самостоятельно. Получение вышеуказанных данных является бесплатным.

Форма акта определения кадастровой стоимости

Изменения кадастровой цены в течение 2017 года не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы за текущий и предыдущие годы.

В то же время учитываются изменения стоимости по кадастру в результате исправления технических ошибок, совершенных органами, ведущими кадастровый учет. Переоценка налоговой базы в таком случае происходит с того периода, в котором имела место эта ошибка.

Если у земельного участка насчитывается несколько законных собственников, то налогооблагаемая база подлежит расчету пропорционально доле каждого из них.

Еще одним обязательным элементом сбора на землю выступает налоговый период. Под ним подразумевается период времени, равный календарному году, по завершению которого налоговые органы определяют налогооблагаемую базу и высчитывают сумму, причитающуюся к оплате.

https://youtube.com/watch?v=ZHGi-wq_2XM

Льготы по налогу

Федеральные льготы

Освобождены от оплаты земельного налога:
организации и организации преступной и исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – относительно участков земли предусмотрели прямое выполнение, назначенное на эти организации и организации функций;
организации – относительно участков земли заняты общественностью дорог местного значения;
религиозные организации – относительно участков земли, принадлежащих им, на которых расположены здания, структуры и конструкции
религиозное и благотворительное назначение;
всероссийские общественные организации инвалидов (включая созданный как союзы общественных организаций инвалидов), среди которого инвалиды участников и их законные представители составляют по крайней мере 80%, – относительно участков земли, используемых ими для внедрения санкционированных действий;
организации, какой уставный капитал полностью состоит из депозитов указанных всероссийских общественных организаций инвалидов, если среднее число инвалидов среди их рабочих составляет по крайней мере 50%, и их акция в фонде зарплаты – по крайней мере 25%, – относительно участков земли, используемых ими для производства и (или) продажи товаров (за исключением товаров акциза, минерального сырья и других полезных ископаемых, и также других товаров согласно списку, одобренному правительством Российской Федерации при взаимодействии со всероссийскими общественными организациями инвалидов), работы и услуги (за исключением брокера и других посреднических услуг);
организации, какие уникальные владельцы собственности – указанные всероссийские общественные организации инвалидов, – относительно участков земли, используемых ими для достижения образовательных, культурных, медицинских и улучшения, спортивного, научного, информация и другие цели социальной защиты и восстановления инвалидов, и также для предоставления юридической и другой помощи инвалидам, детям с ограниченными возможностями и их родителям;
организации национальных художественных ремесел – относительно участков земли, которые находятся в местах традиционного существующего из национальных художественных ремесел и используются для производства и продаж продуктов национальных художественных ремесел;
сообщества местных этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – относительно участков земли, используемых для сохранения и развития их традиционного поведения жизни, управления и ремесел;
организации – жители особой экономической зоны, за исключением организаций, определенных в товаре 11 из статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации – относительно участков земли, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца появления права собственности к каждому участку земли;

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Каждый гражданин или юридическое лицо, владеющие на праве собственности каким-либо имуществом, обязаны уплачивать с него налоги.

Земельный участок, являясь разновидностью недвижимости, подлежит налогообложению по отдельным ставкам и правилам.

Как определяется налоговая база по земельному налогу, многие владельцы участков не знают.

Размер уплачиваемых налогов в данном случае зависит прежде всего от площади земли, находящейся в собственности, и ее кадастровой стоимости, определенной на отчетную дату.

Земельный налог является местным налогом, следовательно, подлежит уплате в местный бюджет. По нему, как и по иным видам налогов и сборов, налогоплательщикам приходят налоговые уведомления, игнорировать которые не стоит, чтобы не получить дополнительные штрафы и пени за просрочку обязанности исполнения оплаты.

Льготы по налогу на недвижимость

Все льготники по налогу на имущество физических лиц перечислены в пункте 1 статьи 407 НК РФ. В частности, это

  • Герои СССР и Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники ВОВ, других боевых операций;
  • граждане, подвергшиеся радиации вследствие перечисленных в статье 407 случаев;
  • военнослужащие и члены их семей в определенных случаях;
  • пенсионеры и еще несколько категорий граждан.

В подпунктах 14 и 15 пункта 1 указанной статьи указаны еще две категории лиц, имеющих право на льготу в отношении определенных объектов и в зависимости от рода занятий. Во-первых, это творческие работники в отношении специально оборудованных помещений, например творческих мастерских. А во-вторых, граждане – собственники строений площадью не более 50 метров, находящихся на дачных участках или на участках для индивидуального жилищного строительства.

Льгота по имущественному налогу дается в размере суммы налога. Другими словами льгота полностью покрывает налог, и в итоге налог на имущество физических лиц не уплачивается.

Налоговая льгота может быть предоставлена по желанию налогоплательщика по одному объекту каждого вида, даже если у налогоплательщика есть несколько оснований для применения льготы.

Не ко всякому облагаемому налогом на недвижимость имуществу можно применить льготы. Объекты собственности, к которым можно применить льготу, перечислены в статье 407 НК РФ. Сюда относятся:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещения, используемые для творческих мастерских, творческих студий, ателье и т.п.
  • хозяйственные строения площадью меньше 50 кв. м, расположенные на дачных участках, в садоводствах и т.п.;
  • гараж или место в паркинге или на стоянке.

Запрещено применение льготы в отношении объектов, стоимостью больше 300 млн руб. по результатам кадастровой оценки, а также объектов, по специальному перечню административно-деловых и торговых центров. В регионах местными властями могут быть утверждены дополнительные льготы по имущественным налогам.

О местных льготах можно узнать на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Справочная информация» или обратившись в налоговую инспекцию. Для получения льгот нужно подать в налоговый орган заявление определенной формы и документы, подтверждающие право на получение льготы. Форма заявления утверждена 14.11.2017 приказом налоговой службы № ММВ-7-21/897.

Заявление можно подать через «Личный кабинет» на сайте налоговой службы, отправить почтой, сдать его лично в налоговую инспекцию, или воспользоваться услугами уполномоченного МФЦ и сдать заявление туда. Заявление о предоставлении льготы лучше подать до 01 мая. Тогда налоговая инспекция сформирует уведомление об уплате имущественного налога за год с учетом заявленной льготы и налог не придется пересчитывать.

Когда собственник владеет несколькими объектами одного вида, заявлять льготу необязательно. В этом случае ИФНС самостоятельно применит льготу к объекту с максимальной суммой налога на недвижимость. Если же вы хотите выбрать объект по своему усмотрению, то налоговую инспекцию нужно уведомить о своем выборе до 1 ноября текущего года. Форма уведомления установлена 13.07.2015 приказом ФНС №ММВ-7-11/280.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.