Налог на имущество организаций

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Оглавление

Видео: Изменения по налогу на имущества организаций с 2016 года

Практически ежегодно порядок особенности выплат налогов за имущество организаций меняются и редактируются. В интересах налогоплательщика следить за этими изменениями и устанавливать соответствующие коррективы в бюджете собственной организации. Какие изменения и нововведения коснулись налога в 2016 году? Ответ на данный вопрос вы найдете в следующем видео:

Итак, налог на имущество организаций выплачивают предприятия и учреждения (банки, кредитные организации), иностранные компании, субъекты малого бизнеса и общественные объединения. Налогообложению подлежат недвижимые имущества на балансе предприятия (за исключением земельных делянок). Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами субъектов РФ, но не могут превышать 2,2% от налоговой базы.

Проводки по учету налога на имущество

В бухгалтерском учете начисление и оплату налога на имущество надо учитывать на сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам». К счету 68 надо открыть субсчет «Расчеты по налогу на имущество».

При общей системе налогообложения (ОСНН) налог на имущество надо включить в состав прочих расходов по реализации и производству, в сумме, определенной в декларации. Открывается субсчет по налогу на имущество к счету 68. Если предприятие использует метод начисления, то расходы в качестве налога надо учитывать в последний день периода отчета, если кассовый метод – то после уплаты налога в бюджет.

Исключением являются организации, которые имеют на балансе объекты собственности, налоговая база по которым находится, как кадастровая стоимость.

Выплаты с таких объектов надо платить на общих основаниях.

Если организация на “упрощенке” платит единый налог с доходов, то оплаченный налог на имущество – базу по налогу не уменьшит.

Если же оплата происходит с разности “доходы минус расходы”, то сумму налога необходимо включать в состав расходов в периоде перечисления в бюджет. Так как объектом налогообложения ЕНВД является вмененный доход, то на расчет налоговой базы сумма оплаченного налога на имущество не повлияет.

Самое главное изменение по налогу на имущество – это его отмена по всему движимому имуществу, которое поставили на баланс с 01 января 2013 г. Эти нововведения закреплены законом года и коснутся большого числа российских налогоплательщиков.

Сроки уплаты налога на имущество предприятий

Период, за который уплачивается налог – год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Когда период истекает, необходимо рассчитать сумму налога и уплатить ее. Информация отражается в декларации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

В некоторых субъектах налоговый период разделяется на отчетные. Возможность разделения зависит от положений конкретного регионального закона. В случае, когда разделение не применяется, налог уплачивается за весь год.

Каким образом определяются периоды, зависит от того, из какой стоимости – среднегодовой или кадастровой, рассчитывается база по уплате налога.

В силу п. 2 ст. 379 НК РФ:

  1. Для юр. лиц, которые платят налог по среднегодовой стоимости, отчетные периоды – квартал, 9 месяцев.
  2. Для юр. лиц, которые платят налог по кадастровой стоимости, отчетные периоды наступают по истечении каждого квартала

После того, как период завершен, должны исчисляться и уплачиваться авансовые платежи (если иное не установлено законом конкретного региона). Кроме того, установлена обязанность предоставления в контролирующие органы расчета по авансовым платежам.

***

Таким образом, компании, владеющие различными активами, в некоторых случаях должны платить налог на имущество, информация о котором представлена в статье.

Налоговая база

статьи 375 НК России

Если для некоторых основных средств не предусматривается начисление амортизации, то их стоимость определяется разницей между их первоначальной стоимостью и значением износа согласно нормам амортизации.

Налоговая база бывает двух типов. Первый – на основе кадастровой стоимости имущества. В данном случае выплата платится с торговых центров, административно – деловых помещений, жилых домов и т. д. Решение о расчете налога на прибыль на основании кадастровой стоимости принимают правления субъектов РФ и закрепляют законами.

На официальных сайтах правительств субъектов РФ можно взять данные для подсчета налога. Кадастровую стоимость также можно найти в разделе «Справочная информация» на сайте Росреестра. Второй вид налоговой базы определяется по среднегодовой стоимости имущества.

Краткая инструкция того, как начисляется налог на имущество организаций

Чтобы начислить налог на имущество организации, необходимо:

  1. Определить, является ли имущество, принадлежащее организации, объектом налогообложения.
  2. Проверить, есть ли по имуществу предприятия какие-либо льготы.
  3. Решить, какую базу налогообложения выбрать: квартальную или годовую.
  4. Найти ставку налога для предприятия.
  5. Рассчитать налог с помощью программы «1-С» или воспользоваться онлайн-калькулятором.

Как рассчитать налог на имущество организаций?

Рассчитывается этот налог с помощью программы «1С». Для этого нужно:

  • Зайти в программу «1С», в раздел «Справочники» – «Налог на имущество».
  • Войти в раздел «Ставки и льготы». Указать ставку налога на имущество (по умолчанию она равна 2,2%): поставить дату начала действия организации, указать размер ставки. Если у организации есть какие-либо налоговые льготы, тогда нужно поставить галочку на пункте «Освобождение от налогообложения». Выбрать код льготы из списка. Также можно поставить галочку на графе «Снижение налоговой ставки» – если это предусмотрено в организации или же уменьшение налога.

В подразделе «Порядок уплаты» кликнуть по кнопке «Создать». Указать год начала действия организации, наименование фирмы, налогового органа. Если оплата налога происходит по авансовым платежам, тогда нужно поставить галочку на графе «Уплачивать авансы», указать, какого числа происходит оплата аванса. Если галочку не поставить, тогда налог на имущество будет уплачиваться по окончанию года ежегодно.
Подраздел «Объекты с особым порядком налогообложения» необходим для тех случаев, когда порядок налогообложения по имущественному налогу отличается от типового.
В подразделе «Способы отражения расходов» указывается срок действия организации, счет затрат, статьи затрат.
После необходимой настройки нужно зайти в раздел «Операции» – «Закрытие месяца», выбрать организацию, после чего кликнуть по вкладке «Расчет налога на имущество».
Сформировать декларацию. Для этого перейти в раздел «Отчеты» – «Регламентные отчеты» – «Декларация по налогу на имущество» – «Заполнить». В первом разделе система автоматически начислит нужную сумму налога.

Как считается налог самостоятельно?

Если нужно самостоятельно рассчитать налог на имущество организаций, тогда нужно знать формулу расчета. Если нужно рассчитать налог по средней стоимости, тогда нужно:

  1. Определить остаточную стоимость объектов недвижимости предприятия, которые облагаются налогом, на начало каждого отчетного месяца или года. Также нужно определить последнее число периода.
  2. Результаты по остаточной стоимости нужно суммировать, а потом разделить общий результат на 13.
  3. Определить остаточную стоимость из разницы между сальдо по первому и второму счету на нужную дату.

В результате вышеприведенных математических действий формула расчета налога на имущество будет выглядеть так:

Расчет налога на имущество с кадастровой стоимости

Формула расчета налога на имущество в этом случае выглядит так:

К примеру, предприятию принадлежат складские помещения кадастровой стоимостью на 01.01.2018 года 30 млн. руб.

В конце года предприятию нужно заплатить налог на имущество в сумме: НИ = 30 * 2,2% = 660 000 (рублей).

Что такое налоговая база по налогу на имущество

Под понятием «налоговая база» по имущественному налогу, согласно ст. 375 НК РФ, подразумевается среднегодовое значение стоимости облагаемого налогом имущества. Следует помнить, что в учете такое имущество отражается по его остаточной стоимости.

Законодателем предусмотрено, что для отдельных видов недвижимости определение базы происходит исходя из их кадастровой стоимости на 1 января. К ним относятся, в частности, офисные помещения, торговые центры, жилые дома и т. д. (ст. 378.2 НК РФ). Кроме того, регионы вправе самостоятельно расширять указанный перечень.

В качестве налогового периода установлен 1 год. С 2020 года компаниям предстоит отчитываться только по завершении года, в течение него отчетность представлять больше не нужно.

Исчислять налоговую базу от среднегодовой стоимости имущества плательщики должны самостоятельно.

Что решили судьи на местах в описанном споре?

Согласно материалам дела спорный объект основных средств (энергоустановка) состоит из трех трансформаторов, шкафов автоматики и защиты отводящих линий, питающих линий сборки шкафов с секционными разъединителями трансформаторной подстанции и подводящих внешних кабельных сетей от подстанции, состоящих из трех независимых линий, проложенных каждая в футляре из труб длиной 5 835 погонных метров. На питающих линиях подстанции установлены плавкие предохранители, высоковольтные рубильники, узлы учета, разъединители. Энергоустановка смонтирована в отдельно стоящем от гостиницы здании (здание энергоцентра).

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование общества. Руководствуясь ст. 130 – 131 ГК РФ, они пришли к такому выводу: энергоустановка не отвечает признакам недвижимого имущества, поскольку из представленных налоговым органом доказательств не следует, что данный объект имеет прочную связь с землей. Напротив, как установили суды, энергоустановка не является объектом капитального строительства, в любое время может быть демонтирована, установлена и подключена в систему электроснабжения в ином месте, у нее отсутствует неразрывная связь с фундаментом здания энергоцентра. См. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 по делу № А32-56709/2019 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 № 15АП-6863/2020 по указанному делу.

Суд кассационной инстанции отменил ранее принятые судебные акты и отказал в удовлетворении требований общества. АС СКО руководствовался теми же положениями Гражданского кодекса, но исходил из того, что трансформаторная подстанция является частью недвижимого имущества, поскольку входит в состав гостинично-туристического комплекса, предназначена для обеспечения электроснабжения здания гостиницы и ее перемещение будет сопряжено с несоразмерным ущербом для функционирования гостиницы. При таком положении суд округа признал правомерным вывод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на применение в отношении энергоустановки освобождения от обложения налогом на имущество (см. Постановление от 03.11.2020 № Ф08-7703/2020 по делу № А32-56709/2019).

Какой порядок определения налоговой базы устанавливается

В 2020 году следует помнить, что налоговую базу компаниям нужно рассчитывать раздельно для следующих категорий имущества:

  1. Подлежащее обложению налогом по месту регистрации фирмы в налоговых органах либо по месту российского представительства иностранной фирмы.
  2. Имущество отдельного самостоятельного (со своим балансом) подразделения организации.
  3. Объект недвижимости, расположенный по месту, отличному от места регистрации фирмы либо ее филиала, равно как и постоянного представительства иностранной компании.
  4. Объекты, являющиеся составной частью единой системы газоснабжения.
  5. Имущество, для которого компания должна считать налоговую базу по его кадастровой стоимости.
  6. Объекты, в отношении которых предприятию следует применять разные налоговые ставки.

Чем руководствовался Верховный суд?

Высший арбитр посчитал, что суд округа занял ошибочную позицию, по следующим причинам.

Гражданское законодательство – не всегда помощник

В первую очередь, ВС РФ указал, что сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством (п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 133, ст. 134 ГК РФ), не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы. Обозначенные критерии не позволяют отграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости – зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях приобретаемые налогоплательщиком активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.

Наличие или отсутствие сведений в ЕГРН – не аргумент

Во-вторых, наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН в силу ГК РФ имеет доказательное значение для целей применения пп. 8 п. 4 ст. 374 и НК РФ, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Ориентир – правила ведения бухгалтерского учета

С учетом изложенного и принимая во внимание требование из НК РФ о формальной определенности налоговых норм, Судебная коллегия ВС РФ посчитала необходимым в рассматриваемой ситуации использовать установленные в бухгалтерском учете формализованные критерии признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

В пункте 5 этого документа рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В пункте 5 этого документа рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.

Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает ОКОФ – Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), он принят и введен в действие с 01.01.2017 Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. До указанной даты использовался Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

В соответствии с названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо– и теплопроводные устройства, устройства канализации).

Значит, по общему правилу исключения из объекта налогообложения, предусмотренные пп. 8 п. 4 ст. 374 и НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.

Данная правовая позиция ранее была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, А05-879/2018 и в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) (п. 31) (утвержден Президиумом ВС РФ 25.12.2019).

Расчёт налога на имущество

Для начала проверьте, нет ли у вас недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если есть, рассчитайте налог по каждому такому объекту отдельно.

По общему правилу, если кадастровая стоимость меняется в течение года, это не влияет на расчёт налога (авансов) за текущий и за предыдущие годы. Новую стоимость нужно использовать при расчёте только с 1 января следующего года.

Но есть исключения:

  • Если стоимость поменялась из-за изменения количественных или качественных характеристик объекта, то по новой стоимости нужно считать налог с момента, когда сведения об изменённых характеристиках внесли в ЕГРН.
  • Если стоимость поменялась из-за исправления ошибок или из-за того, что после оспаривания её приравняли к рыночной, то по новой стоимости вы пересчитываете налог за все годы, за которые платили его по старой, неправильной стоимости.

По остальной недвижимости налог считайте из среднегодовой балансовой стоимости.

Расчёт налога на имущество за год

Расчёт среднегодовой стоимости имущества считайте так: сложите остаточную стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, результат разделите на 13.

Ставки налога, установленные в вашем регионе, можно узнать на сайте ФНС. 

Для вашего удобства я подготовила более подробную информацию по ставкам налога на имущество организаций в Республике Крым и Севастополе.

Исчисленный налог за год уменьшите на авансовые платежи. Так вы получите сумму налога к уплате или к уменьшению.

Проводка по начислению налога на имущество: Д 26 (44) – К 68.

Я подготовила для вас пример расчёта среднегодовой стоимости объекта, а также пример расчёта налога на имущество, которые я нашла в системе «КонсультантПлюс». 

Как снизить налог на имущество в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

  • перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

  • уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога. За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости

Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов

Но налоговая база будет значительно снижена. С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов. Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы. Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Статья 406. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

  • жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
  • гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

4. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Ставки налога
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога
До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  1. кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  2. вида объекта налогообложения;
  3. места нахождения объекта налогообложения;
  4. видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

  1. в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;
  2. в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Отменят отчетность по налогу на имущество

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

Выводы ВС РФ по рассматриваемой ситуации

Нормативные основания для вывода о том, что при приобретении и монтаже установки налогоплательщик осуществил инвестиции не в приобретение оборудования, а в улучшение объектов недвижимости – здания энергоцентра и (или) недвижимого гостиничного комплекса, налоговой инспекцией при рассмотрении дела не приведены и судами не установлены.

Так, из материалов дела не следует, что в случае признания здания энергоцентра (гостиничного комплекса) и энергоустановки одним объектом, образованным из нескольких частей, будет соблюдено условие п. 6 ПБУ 6/01 об отсутствии существенных различий в сроках их полезного использования. Энергоустановка также не может быть отнесена к коммуникациям здания энергоцентра и (или) здания гостиницы согласно ОКОФ.

Формулируя противоположный вывод и ссылаясь на то, что перемещение энергоустановки будет сопряжено с несоразмерным ущербом для функционирования гостиничного комплекса, суд округа, по сути, исходил из того, что после начала эксплуатации энергоустановки ее использование вне гостиничного комплекса становится экономически нецелесообразным. Однако, как ранее отмечалось Судебной коллегией ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, А05-879/2018, применение критерия экономической целесообразности недопустимо, поскольку приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования.

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общая величина затрат налогоплательщика на приобретение и монтаж энергоустановки составила 87 288 392 руб. и первоначальная стоимость объекта основных средств сформирована в указанном размере. Таким образом, публично-правовая цель предоставления освобождения от налогообложения обществом достигнута, в связи с чем включение налоговой инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество неправомерно, – см. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019. ФНС уже распорядилась использовать в работе данное определение (Письмо от 21.05.2021 № БС-4-21/7027@).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.