Надзорное производство в уголовном процессе

Алан-э-Дейл       10.08.2022 г.

Процедура разбора обжалования

Процесс разбирательства обжалования имеет свой порядок. Для инициирования судопроизводства в надзорной инстанции нужна жалоба с прилагающимся постановлением предыдущего суда. Ее рассматривает назначенный судья, который принимает решение о передаче жалобы в последующее производство. Блюститель закона вправе вынести определение об отказе, если документ составлен с ошибками или претензия неправомерна.

Переданная к производству жалоба инициирует слушание спора. Присутствие участников на заседаниях необязательно. Решение будет принято в любом случае, а постановление — вынесено в положенный срок. Опытные адвокаты советуют не игнорировать заседание, чтобы вовремя повлиять на разбор жалобы, объяснить некоторые моменты.

Один из этапов анализа поданного обращения — представление пояснений сторонами дела. К этой процедуре довольно сложно подготовиться в отсутствии юридического образования. Если Верховный суд откажет в новом разбирательстве или вынесет вердикт, не дающий удовлетворения заявителю, обжаловать его на территории Российской Федерации не получится.

Чтобы быть уверенным в положительном решении, следует прибегнуть к помощи адвокатов. Онлайн-консультации помогут разобраться в проблеме, узнать, сможет ли жалоба помочь аннулировать прежнее постановление или определение.

В чем отличия кассация от надзора

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, определенную законом роль. При этом апелляционный суд наделен более существенными полномочиями по сравнению с кассационной  и надзорной инстанцией. Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Практически любое гражданское дело проходит несколько судебных инстанций. Прежде всего, это первая инстанция, где его рассматривает районный или городской суд по существу, апелляционная инстанция, где жалобу рассматривает вышестоящий суд, кассационная жалоба и надзорная инстанция.

После вынесения судом первой инстанции решения по существу в течении месяца (гражданский процесс) у Сторон есть право на апелляционное обжалование. В случае, если судебное решение не обжалуется в апелляционном порядке, решение по истечении месяца вступает в законную силу.

Обращаем ваше внимание, что после 28.11.2018 года существенно изменился порядок апелляционного обжалования. 

Так, решение районного суда, вынесенное им в первой инстанции обжалуется как и  прежде в верховный суд города, области, края. А вот решения верховного суда города, области, края, вынесенное им в качестве суда первой инстанции обжалуется уже в апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалобы в любом случае, как и прежде, подается через суд, который вынес решение.

Изменен порядок и кассационного обжалования. Так, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Большинство граждан опускают руки, после вынесения судом первой инстанции решения не в их пользу, считая, что далее жаловаться нет никакого смысла.

Однако, подобное мнение ошибочно. Большое количество гражданских, административных и арбитражных дел пересматривается именно на этапе кассационного и надзорного судопроизводства. 

У Сторон есть также право подать кассационную жалобу и в Верховный Суд Российской Федерации.

Жалоба подается на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом, кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев.

И наконец, обжалование решения суда в порядке надзора. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течении трех месяцев со дня их вступления в законную силу..

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке

Полномочия суда надзорной инстанции

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

  1. оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
  2. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  3. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если
  6. допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Термин «оставить в силе» применяется в отличие от термина «оставить без изменения» потому, что необходимо оттенить существующую разницу между действующими и ранее отмененными, а потому не действующими постановлениями. Если нужно сохранить вступившее в законную силу и, следовательно, действующее постановление, то его оставляют без изменения. Когда же требуется восстановить действие ранее отмененного постановления, как бы вернуть ему законную силу, которой оно обладало до отмены, его оставляют в силе. Оставление без изменения недействующего постановления бессмысленно и не отражает подлинного намерения вышестоящего суда, решившего восстановить силу ранее отмененного акта. Таким образом, терминами «оставление без изменения» и «оставление в силе» обозначаются совершенно разные полномочия, что всякий раз должно учитываться в судебной практике.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Согласно ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Согласно п. 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

В отличие от кассационной инстанции указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2 ст. 390 ГПК).

показать содержание

По каким делам рассматривается?

Высшая судебная инстанция осуществляет разбирательство по уголовным, гражданским и административным делам. Большинство граждан, которые получили негативное решение в местном суде, не обращаются с надзорной жалобой в Верховный суд.

Перед подачей документов требуется понимать, что процесс рассмотрения будет начат только после получения разрешение от заместителя Президиума надзорной ведомости и председателя суда.

Достаточно часто, прежде чем передать надзорную жалобу в Верховный суд, проверяются все ранее вынесенные приговоры, утвержденные до момента подачи заявки на обжалование.

В случае обнаружения погрешностей со стороны суда, принятое решение не будет отменено тотчас, но это поможет значительно сократить сроки рассмотрения заявки на несколько месяцев.

По уголовному делу

Обжалование решение суда, удобнее всего, отправить по почте заказным письмом с оповещением о получении. Это требуется для того, чтобы гражданин знал, когда именно примут в рассмотрение его документы.

При подаче документа адвокатом, в обязательном порядке, прилагается ордер о наличии соответствующего образования.

По административному делу

Направление обжалования в ВС РФ по таким делам должно осуществляться путем подачи надзорной жалобы в Верховный суд региона, в котором проживает заявитель. Срок подачи документа не ограничивается действующими нормативно-правовыми документами.


Составление надзорной жалобы

По гражданским делам

Составление надзорной жалобы такого вида дела допускается и самим заявителем. Однако требуется четкое понимание законодательных норм, которые определены в Гражданско-процессуальном Кодексе РФ.

Для образца следует использовать образец жалобы в Верховный суд (ссылка), которая в конце должна содержать подпись заявителя. Помимо этого, с каждой заявки взымается госпошлина в размере трёхсот рублей.

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Результаты рассмотрения должны быть оформлены постановлением. В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

  1. наименование и состав суда, принявшего постановление;
  2. дата и место принятия постановления;
  3. дело, по которому принято постановление;
  4. наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  6. содержание обжалуемых судебных постановлений;
  7. выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
  8. мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

показать содержание

Советы юриста

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Из этого числа контрольный орган:

  • отменил 7 приговоров и постановлений;
  • изменил 27 обвинительных приговоров.

Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

1. Суды надзорной инстанции

В качестве судов надзорной инстанции действуют:

  • президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
  • судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ.

2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения

Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

  • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;
  • должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.

Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Результаты рассмотрения

Изучение доводов проводится уже судьями коллегии, выносящей затем уже коллективное решение. На что рассчитывают авторы жалоб либо их оппоненты?

  • Ранее принятые акты судов остаются без изменений.
  • Отменяются ранее принятые решения, и дело отправляется на новое разбирательство в нижестоящую инстанцию (в какую именно, указывается в постановлении).
  • Отмена решений, полностью или частично, прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения по существу (проще говоря, суд возвращает стороны в положение, имевшееся до подачи иска, и процесс не несет никаких последствий для них).
  • Оставление в силе одного из ранее принятых решений.
  • Отмена всех ранее принятых решений, принятие нового или изменение в части решения, признанного в целом верным.
  • Оставление жалобы без рассмотрения, по сути (т. е. по мнению суда заявитель не имел права подавать заявление, т. к. его права не были затронуты либо не были пройдены стадии апелляции и (или) кассации).

Результаты реализации полномочий суда надзорной инстанции – это в основном отмена ранее принятых решений и направление дела на новое разбирательство.

На этапе надзора новое решение принимается при условии отсутствия необходимости устанавливать новые факты, или, говоря языком закона, устраняет лишь неточности в толковании норм закона в конкретном деле.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.