Контроль за соблюдением трудового законодательства

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Внеплановая проверка

Такой вид проверки призван осуществить мониторинг соблюдения трудовых норм в отношении работников, а также устранение отклонений предыдущих мероприятий.

Основания для включения во внеплановую проверку:

  • окончание периода для устранения нарушений по итогам предыдущей проверки;
  • получение вышестоящим органом обращения по поводу нарушений в подведомственной организации.

По факту принятия решения о внеплановом контроле вышестоящая организация разрабатывает и утверждает распорядительный акт. Внеплановая проверка осуществляется в форматах изучения документов или выездном.

Задачи и полномочия ФИТ

На основании ст.355 ТК существует ряд задач, которые находятся в области решения деятельности ФИТ:

  • обеспечивать следование и защиту трудовых прав и свобод людей, сюда же входит право на ряд надежных условий труда;
  • гарантировать то, чтобы работодатели следовали трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам, в состав которых входит ряд норм трудового права;
  • гарантировать направление работодателю и работникам данные относительно самых эффективных средств и методов следования положениям трудового законодательства и нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • доводить до сведения необходимого органа государственной власти факты нарушений, действий или злоупотреблений, не попадающих по действие закона и иного нормативно-правового акта.

Один из ключевых принципов работы государственного инспектора труда состоит в самостоятельности, которая говорит о том, что государственный инспектор труда во время реализации своих прав и обязанностей:

  • выступает в качестве полномочного представителя государства и находится под его защитой;
  • самостоятелен от государственного органа и должностного лица;
  • руководствуется исключительно Конституцией РФ, федеральным законом и иным нормативно-правовым актом.

Для того чтобы выполнять поставленные задачи, ФИТ предоставляют ряд широких полномочий, осуществить которые возможно исключительно при соблюдении вышеуказанных принципов.

Рассмотрим ключевые данные полномочия:

заниматься государственным надзором и контролем за тем, как соблюдаются в компаниях трудовое законодательство и ряд иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
анализировать обстоятельства и причины нарушений, которые выявлены, в результате чего важно принять меры относительно устранения и восстановления прав граждан, которые были нарушены;
рассматривать на основании законодательства РФ ряд дел относительно административных правонарушений;
направлять в необходимом порядке соответствующую информацию в ряд федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов;
заниматься надзором и контролем за тем, как соблюдается установленная система расследований, а также как учитываются несчастные случаи во время производства;
обобщать практику использования, анализировать то, что стало причиной нарушения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, подготавливать соответствующие предложения по их улучшению;
анализировать картину и причины производственного травматизма и работать над предложениями относительно его профилактики, принимать участие в процессе расследования несчастных случаев на производстве или проводить такие расследования независимо;
принимать необходимые меры относительно привлечения в необходимом порядке ряд квалифицированных специалистов для того, чтобы обеспечить применение положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые относятся к охране здоровья и безопасности сотрудников в момент их деятельности, а также относительно получения данных о воздействии используемых методов, применяемых материалов и способов на состояние здоровья и безопасность сотрудника;
запрашивать у федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, органа прокуратуры, судебного органа и иных компаний и безвозмездно получать от них данные, необходимые для того, чтобы выполнить возложенные на ФИТ задачи;
проводить личный прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и другие обращения сотрудников относительно нарушения их трудовых прав, принимать меры относительно устранения нарушений, которые выявлены, и восстанавливать нарушенные права;
информировать и консультировать работодателя и работника относительно вопросов соблюдения трудового законодательства и ряда других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
информировать общественность относительно выявления нарушений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, проводить разъяснительную работу относительно трудовых прав сотрудников;
подготавливать и публиковать ежегодные доклады относительно соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, и представлять их в необходимом порядке Президенту РФ и Правительству РФ.

Особенности прав и обязанностей государственных инспекторов труда

Основываясь на том, что ограничивать права и свободы допустимо исключительно, базируясь на федеральном законе, ст.357 ТК обозначает ряд ключевых прав государственных инспекторов труда:

— в любое время, имея удостоверение установленного образца, посещать для того, чтобы проводить инспекцию компании всех организационно-правовых видов и форм собственности в порядке, который установлен федеральным законом и рядом иных нормативно-правовых актов РФ, на беспрепятственной основе;

  • запросить у работодателя и его представителя, органа исполнительной власти и органа местного самоуправления и на безвозмездной основе получить от них документацию, ряд объяснений, данные, которые необходимы для того, чтобы выполнить надзорные и контрольные функции;
  • совершать изъятия, для того чтобы проанализировать образцы материалов и веществ, которые используются или обрабатываются, при предварительном уведомлении об этом работодателей и их представителей, а также сформировать соответствующий акт;
  • производить расследование в необходимом порядке несчастных случаев во время производства;
  • направлять работодателю и его представителю ряд предписаний, которые являются обязательными для исполнения, относительно устранения нарушений и дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности в необходимом порядке;
  • осуществлять направление в ряд судов, имея заключение государственной экспертизы условий труда, ряд требований относительно ликвидации компании или остановки работы ее структурного подразделения из-за того, чтобы были нарушены требования охраны труда;
  • осуществлять отстранение от деятельности ряд лиц, которые не прошли обучение по безопасным способам и приемам осуществления деятельности, не ознакомились с инструкцией по охране труда, не прошли стажировку на ряде рабочих мест и проверку знаний относительно требований охраны труда;
  • не разрешать эксплуатацию средств защиты работников индивидуального или коллективного характера, у которых нет сертификата соответствия или декларации относительно соответствия или несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (сюда же входят требования технических регламентов);
  • формировать ряд протоколов и исследовать дела относительно административных правонарушений в рамках полномочий, формировать и направлять в ряд правоохранительных органов и суды иные материалы относительно привлечения тех, кто виновен, к ответственности на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ;
  • быть экспертом в суде относительно исков о нарушении закона и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, возмещения вреда, который нанес ущерб здоровью работника во время производства.

Классификация обязанностей государственных инспекторов происходит на основании трех ключевых групп:

  • соблюдение установленных в РФ норм права. Речь идет о Конституции РФ, трудовом законодательстве и иных нормативно-правовых актах, которые содержат ряд норм трудового права, и нормативно-правовые акты, которые регулируют работу органов и должностных лиц ФИТ;
  • охрана тайны, которая охраняется законом, и стала известной во время осуществления ими своих полномочий, а также после того как была оставлена должность. Воспринимать в качестве абсолютно конфиденциальных ряд источников любых жалоб относительно недостатков или нарушений положений законов и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
  • воздержание от сообщений работодателям информации о заявителях, в ситуациях, когда проверка проходит из-за их обращения, а заявители возражают против того, чтобы работодателям сообщались данные относительно источника жалоб.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Статья 204. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2016 года.

2. Установить, что с 1 января 2017 года:

1) подпункт 64) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов — организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;

2) подпункт 4) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;»;

3) подпункт 6) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«6) в пределах устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, прибывающими для самостоятельного трудоустройства, выданных местным исполнительным органом разрешений на привлечение иностранной рабочей силы либо выданного органами внутренних дел разрешения трудовому иммигранту;»;

4) подпункт 1) пункта 1 статьи действует в следующей редакции:

«1) при отзыве местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство;»;

5) подпункт 3) статьи действует в следующей редакции:

«3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;».

3. Признать утратившими силу со дня введения в действие настоящего Кодекса:

1) Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 9, ст. 65; N 19, ст. 147; N 20, ст. 152; N 24, ст. 178; 2008 г., N 21, ст. 97; N 23, ст. 114; 2009 г., N 8, ст. 44; N 9-10, ст. 50; N 17, ст. 82; N 18, ст. 84; N 24, ст. 122, 134; 2010 г., N 5, ст. 23; N 10, ст. 48; N 24, ст. 146, 148; 2011 г., N 1, ст. 2, 3; N 11, ст. 102; N 16, ст. 128; 2012 г., N 3, ст. 26; N 4, ст. 32; N 5, ст. 41; N 6, ст. 45; N 13, ст. 91; N 14, ст. 92; N 15, ст. 97; N 21-22, ст. 123; 2013 г., N 2, ст. 13; N 3, ст. 15; N 7, ст. 36; N 9, ст. 51; N 10-11, ст. 56; N 14, ст. 72, 75; N 15, ст. 78, 81; N 16, ст. 83; N 23-24, ст. 116; 2014 г., N 2, ст. 10; N 7, ст. 37; N 8, ст. 44, 49; N 11, ст. 67; N 14, ст. 84; N 16, ст. 90; N 19-I, 19-II, ст. 96; N 21, ст. 122; N 23, ст. 143; 2015 г., N 1, ст. 2; N 3, ст. 13; N 7, ст. 33; N 8, ст. 45; N 10, ст. 50; N 11, ст. 56; N 14, ст. 72; N 15, ст. 78);

2) Закон Республики Казахстан от 15 мая 2007 года «О введении в действие Трудового кодекса Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 9, ст. 66).

 
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 203. Производственный совет по безопасности и охране труда в организациях

1. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представителей создается производственный совет по безопасности и охране труда. В его состав на паритетной основе входят представители работодателя, представители работников, включая технических инспекторов труда.

2. Состав производственного совета по безопасности и охране труда утверждается совместным решением работодателя и представителей работников.

3. Производственный совет по безопасности и охране труда возглавляет председатель, избираемый членами совета из числа представителей работодателя и работников на ротационной основе с периодичностью в два года.

Решения производственного совета по безопасности и охране труда являются обязательными для работодателя и работников.

4. Производственный совет по безопасности и охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах техническими инспекторами труда.

Кандидатуры технических инспекторов по охране труда предлагаются профессиональным союзом, а в случае его отсутствия — общим собранием работников из числа работников организации большинством голосов при присутствии на нем не менее двух третей работников.

5. Технические инспекторы по охране труда утверждаются решением производственного совета по безопасности и охране труда.

Статус, права и обязанности технических инспекторов по охране труда, а также порядок осуществления ими контроля определяются решением производственного совета по безопасности и охране труда.

Плановая проверка

Вышестоящая организация проверяет подведомственную на предмет соблюдения, например, трудового законодательства в процессе деятельности. Проверочные мероприятия в отношении учреждения идут на основании утвержденного плана. Закон региона может определять их периодичность, например, в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683-121) — не чаще 1 раза в 3 года.

Ежегодный план содержит такие сведения:

  • название подлежащего проверке учреждения и места его деятельности;
  • цель, основание мероприятий по контролю;
  • даты начала и окончания;
  • название органа власти, который проверяет организацию.

Основанием для включения подведомственного учреждения в ежегодный план может быть окончание 3 лет с момента:

  • госрегистрации подведомственного учреждения;
  • осуществления последних контрольных мероприятий.

О проведении плановой проверки предупредят заранее, за 3 рабочих дня до ее начала.

Плановая проверка может проводиться в форме:

  • проверки документов;
  • выездной.

Особенности классификации органов государственного надзора и контроля за соблюдением ТК РФ

На основании ст.1 ТК ряд отношений государственного контроля (надзора), профессионального контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство, (сюда же входит законодательство об охране труда) и ряд иных нормативно-правовых актов, которые включают в себя нормы трудового права, относят к другим, напрямую связанным с трудовыми, отношениям. Исходя из этого, можно сказать, что отношения, которые рассматриваются, можно воспринимать как предмет трудового права.

На основании ст.2 Конституции РФ под признанием, соблюдением и защитой прав и свобод гражданина понимается обязанность государства. Конституционные права относительно защиты трудовых прав работников государство реализует при помощи формирования и контроля деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права.

Система данных органов подлежит классификации. Речь идет о:

  • органах, которые занимаются государственным контролем (надзором) за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, во всех компаниях в России. Это органы ФИТ;
  • органах, которые занимаются государственным контролем за тем, как соблюдаются правила относительно надежного осуществления работ в отдельных направлениях и на ряде объектов промышленности. Это ряд федеральных органов исполнительной власти относительно надзора в установленных областях деятельности;
  • органах, которые осуществляют контроль внутриведомственного государственного характера за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в ряде подведомственных организаций;
  • органах, которые занимаются осуществлением государственного надзора за тем, насколько точно и единообразно исполняется трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права. Речь идет о Генеральном прокуроре РФ и ряде подчиненных ему прокуроров на основании федерального закона «О прокуратуре РФ».

Определение 1

Под федеральной инспекцией труда (ФИТ) понимается единая структура государственных органов централизованного характера, которая осуществляет надзор и контроль за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в РФ.

Данная структура выражается в сумме государственных инспекций субъектов РФ на основании территориального деления страны.

Осуществляет руководство ФИТ главный государственный инспектор труда РФ. За назначение его на должность и за освобождение от должности отвечает Правительство РФ. Для руководителя Департамента государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается законодательство о труде и охране труда Минтруда РФ свойственно выступать в качестве заместителя главного государственного инспектора труда РФ. В качестве заместителей руководителя данного департамента выступают главный государственной правовой инспектор труда РФ и главный государственный инспектор РФ по охране труда.

Замечание 1

Важно отметить, что руководители отделов упомянутого выше департамента и ряд их заместителей выступают в качестве главных государственных инспекторов труда. Для управляющих государственными инспекциями труда свойственно выступать в качестве главных государственных инспекторов труда по необходимой местности, а для их заместителей – в качестве заместителя главного государственного инспектора труда по необходимой местности

Для управляющих государственными инспекциями труда свойственно выступать в качестве главных государственных инспекторов труда по необходимой местности, а для их заместителей – в качестве заместителя главного государственного инспектора труда по необходимой местности.

Среди ключевых принципов работы ФИТ и ряда ее должностных лиц выделяют принцип уважения, следования и защиты прав и свобод гражданина и человека, объективности, законности, гласности и независимости.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.