Тема 1. организация деятельности пожарной охраны

Алан-э-Дейл       28.02.2023 г.

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Это интересно: Экологический критерий

Границы

Границами гарнизонов являются:

  • территориального гарнизона – границы субъекта Российской Федерации;
  • местного гарнизона – границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

В муниципальных образованиях, расположенных в границах местных гарнизонов, функции по профилактике и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – проведение АСР), возложенные на подразделения гарнизона, могут выполняться подразделениями корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы, включающими в себя силы и средства Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), муниципальной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны, организационно-методическое руководство которыми осуществляется начальником местного гарнизона.

Информационное обеспечение деятельности гарнизонов осуществляется соответствующими центрами управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС).

Карта Павлоградского местного пожарно-спасательного гарнизона в границах Павлоградского муниципального района Омской области

Основные понятия

Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Ландшафтный (природный) пожар – это неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

Лесной пожар – это разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.

Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Профилактика пожаров – это совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Организация тушения пожаров – это совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

Этот документ является первым приложением к приказу №467 МЧС от 25.10.2017 г.

Его параграфы:

  • основные положения, в которых дано определение структуры и общая суть документа;
  • порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;
  • регламент привлечения ресурсов в зоны бедствий.

К Положению прилагаются образцы:

  • плана мероприятий гарнизона;
  • записки с указанием сведений по личному составу (строевой);
  • расписания (графика) выезда;
  • распределения техники по объектам (плана вовлечения ресурсов);
  • оценки потенциала опорного пункта (расчет);
  • описания техники и оборудования бригады;
  • списка документов для регламентирования действий частей;
  • перечня параметров пожароопасных предприятий;
  • списка поселений и предприятий в них (с планируемыми мероприятиями в случае возникновения возгорания);
  • программы составления необходимых документов по датам;
  • книги учета работ.

Средства связи работников пожарной охраны

Отдельно выделяются в пожарной охране, ключевыми фигурами в которых являются руководитель и исполнительная бригада. Между ними поддерживается связь благодаря работе пожарных подразделений. Через них сотрудники передают важную информацию и отсылают запросы. Подобным способом держат связь не только главные фигуранты мероприятия тушения пожара, но и начальники боевых участков, которые могут по запросу предоставить автомобили, оборудованные противопожарными установками.

Основные виды пожарной охраны постоянно поддерживают оптимальное количество разнообразных групп, которые специализируются на пожаротушении. С помощью действия всех служб обеспечиваются массовые профилактические акции по недопущению пожара, а у машин есть возможность приезжать по вызову вовремя.

Организационные аспекты ВПО

Ведомственная пожарная охрана – это структура, состоящая из управленческого органа и боевых подразделений. Она создается согласно регламенту, установленному ФЗ№69. Право на осуществление деятельности организаций появляется с момента получения лицензии от ГПС МЧС. Документ выдается на определенный срок, по его истечению нужно получать новый допуск. Конкретный объем задач определяет специальная комиссия, которая создается до формирования команды пожарников. Она устанавливает:

  • список объектов, подлежащих контролю: здания, оборудование, площадки, сооружения;
  • определяется степень пожарной опасности объектов;
  • устанавливается уровень пожарной защищенности объектов;
  • виды работ, которые будут выполнять сотрудники ВПО и их объем;
  • обязанности должностных лиц и рядовых сотрудников охраны;
  • численность отряда;
  • особенности дислокации на территории предприятия;
  • уровень технического обеспечения и его количество;
  • особенности снаряжение пожарных;
  • структура отряда;
  • финансирование ведомственной команды.

Прекращение деятельности или реорганизация пожарной охраны ведомственного типа осуществляется согласно законодательству, с обязательным уведомлением федеральных исполнительных структур и ГПС МЧС.

Учебные практические занятия

Сообщение в гарнизоне

Гарнизон пожарной охраны представляет собой систему отделов производящих управление, а также предусмотренных организаций и подразделений, которые расположены на одной территории, независимо какая форма собственности и иерархическая субординация, относительно положенных заданий по профилактике и устранению огня, и наконец, выполнению аварийно-спасательных мероприятий.

Своевременность и профессионализм службы, которая обеспечивает связь гарнизона пожарной охраны и четкая слаженность действий сотрудников центра управления силами гарнизона, обеспечивают их успешную деятельность в отношении реализации противопожарной безопасности.

Связь пожарной охраны помогает осуществить ряд следующих функций:

  1. выполнение быстрого приема/отправки уведомлений о пожарах, катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях;
  2. произведение четкой и слаженной высылки дополнительной аппаратуры и вспомогательных отрядов для предотвращения пожароопасной обстановки и ее исходных результатов;
  3. проведение мероприятий по мониторингу подразделений производящих устранение пожаров;
  4. выполнение обмена существующих данных относительно соответствующих отрядов пожарной безопасности и вспомогательными организациями, оказывающие содействие в ликвидации пожароопасной ситуации;
  5. подача информации государственным службам, учреждениям и соответственных уполномоченных лиц о ходе борьбы с неконтролируемым огнем.

Начальник связи гарнизона выполняет ведущий контроль относительно задействования и специального ухода за аппаратным обеспечением связи. Лицо на эту должность определяется из определенного количества сотрудников прошедших специальный курс.

>Связь в противопожарной службе имеет специфическую дифференциацию и подразделяется на следующие виды:

  1. связь извещения. Данный вид оповещения выполняет прием и передачу информации о пожароопасной ситуации;
  2. оперативно-диспетчерская связь:

    • отвечает за пересылку приказов отрядам ГОЧС;
    • обработка уведомлений с районов, где происходит борьба с неконтролируемым огнем;
    • информирование властей, учреждений, местных организаций, уполномоченных лиц о пожароопасной ситуации;
    • мониторинг уведомлений относительно передвижения ответственных подразделений и специального транспорта, который движется по заданному маршруту;
    • пересылка распоряжений на передислокацию пожарных автомашин.
  3. осуществление коммуникации в районе проведения мероприятий по предотвращению огня или устранению иной чрезвычайной ситуации. Здесь основной уклон идет на правильный и безостановочный контроль отрядами и специальным вспомогательным оборудованием, а также осуществление их взаимодействия и пересылка извещений с места чрезвычайной ситуации либо пожара;
  4. административно-управленческая связь. Объединяет в себе различные типы связи, которые не касаются комплекса оперативно-технических заданий.

сотрудники

Обучение и сервис

Основная статья : Обучение пожарной части

Подготовка к работе в качестве пожарного зависит от структуры пожарной бригады в соответствующей стране. В зависимости от этих обстоятельств обучение проходит централизованно в школах пожарных бригад или, более децентрализованно, в отдельных пожарных командах на месте или на промежуточных уровнях, таких как район или район. В некоторых странах, например, в Чешской Республике или в Дунайском университете в Австрии, есть возможности учиться в университетах или технических колледжах для получения более высоких должностей в пожарной службе .

Пути обучения профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных частей также различаются. Профессиональные пожарные команды очень часто проводят обучение в обычное время ожидания, которое дополняется индивидуальными предметными курсами. В случае добровольных пожарных дружин, однако, необходимо учитывать, что члены пожарных бригад имеют гражданскую профессию и поэтому курсы обучения, по возможности, завершаются во внепиковое время или в другие периоды досуга.

Еще одним критерием типов обучения сегодня является наличие различных сертификатов и систем управления качеством. Это необходимо для того, чтобы дать отдельным членам пожарной бригады одинаковую подготовку для тех же видов деятельности или функций.

Во времена нехватки финансовых ресурсов также необходимо организовать обучение как можно более эффективно. В частности, в области добровольных пожарных бригад, предпринимаются попытки перенести широко разноплановые учебные курсы, представленные базовыми учебными курсами, в места расположения соответствующей пожарной бригады, поскольку в этой области инструкторы также работают на добровольность и, следовательно, рентабельность. Иначе обстоит дело со специальными учебными курсами, где вам нужно использовать специальные средства, которые обычно можно найти только в центральных учебных заведениях, таких как школы пожарных или базовые пожарные команды.

Во многих местах есть специальный советник по пастырскому попечению (также известный как пастор пожарной бригады) для защиты персонала . Он поддерживает спасателей дискуссиями и помогает разобраться с трудными ситуациями и впечатлениями. Подобные системы также доступны для пострадавших, например. B. Скорая пастырская помощь или PSNV.

Молодежная работа

Основная статья : Молодежная работа в пожарной части

Молодежная пожарная команда во время учений

Во многих странах есть пожарные департаменты, которые специально занимаются набором молодых людей .

В некоторых странах — например, в Германии — ввиду сокращения числа добровольных пожарных дружин предпринимаются попытки привлечь новых членов с помощью рекламных и имиджевых кампаний. Посредством молодежной работы в молодежных пожарных командах делается попытка вдохновить детей и молодых людей работать в пожарных командах , чтобы их можно было использовать в пожарных командах , если они имеют соответствующий возраст и квалификацию. В некоторых общинах есть детские пожарные команды.

Примеры:

Молодежная пожарная команда для Германии или молодежная пожарная команда для Австрии.

Пожаротушение

Основная статья : Пожарный спорт

X. Международные спортивные соревнования пожарных бригад CTIF 1993 в Берлине, дисциплина пожаротушения FF — Победитель: Команда FF Beselich-Obertiefenbach

Тушение пожаров — это спорт, возникший во многих областях борьбы с пожарами.

Физическая подготовка и спорт продолжают оставаться одними из важнейших основ для обеспечения готовности пожарных к действиям. При основном добровольной работы в добровольных пожарных дружин, необходимо , чтобы быть в состоянии справиться с психологическими и физическими напряжениями, которые слишком часто находятся на пределе , что каждый человек способен.

Укрепление здоровья, развитие необходимых качеств и совершенствование навыков товарищей наиболее эффективно обеспечивается сочетанием оперативной деятельности со специальными спортивными упражнениями и самыми разнообразными видами спорта на основе разносторонней спортивной подготовки. Помимо выносливости и скорости, наиболее подходящим видом спорта для постоянного улучшения физической формы является прикладной пожарный спорт.

Виды связи

Связь, основанная на приеме и передачи извещений — особый тип передачи информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах авариях, и прочих типах чрезвычайных ситуаций.

Данный тип связи предусматривает такие аспекты деятельности:

  • монтаж в отделении пожарной службы сигнализации работающей от прямого источника подключенной электроэнергии и сопутствующего оборудования помогающего принимать различные сообщения с мест, находящихся в зоне выезда пожарной службы;
  • осуществление соединения центрального управления сетью с городской телефонной станцией для приема сообщений о пожароопасных ситуациях. Если в городе находится АТС, абоненты, могут связаться с пожарной охраной, набрав двухзначный номер «01», если же имеется ручная телефонная станция, происходит при помощи передачи заявителем уведомления «Пожар»;
  • соединение ЦУС и ПСЧ с городскими объектами по средствам прямых проводных линий;
  • соединение заявителей с задействованием специальных каналов связи.

Оперативно-диспетчерская связь включает в себя следующие организационные мероприятия:

  • непосредственная радиосвязь центра управления сетью с отрядами и подразделениями пожарной охраны;
  • телефонная связь с городскими службами;
  • обеспечение радиосвязи ЦПР с пожарным автотранспортом, машинами связи, оперативными автомобилями МЧС, которые находятся в пути на место вызова.

Административно-управленческая связь — главной целью данного типа коммуникации служит контроль относительно деятельности государственной пожарной инспекции. Этому способу связи свойственно применение ведомственных и городских систем телефонных коммуникаций и использования радиосвязи. Для крайних случаев допускается эксплуатация устройств «мгновенной» связи, притом, что они не будут вредить проведению операционно-технических заданий.

Гарнизонная связь базируется путем образования линий проводки и радиосвязи посредством формирования многоуровневой системы мобильных и фиксированных точек предоставляющих связь, которые также оснащаются по целевому своему применению. К главным типам связи относительно вида пересылки электронных импульсов и варианта передаваемых сообщений принадлежат:

  • трансляция данных;
  • факсимильный способ связи;
  • телеграфная или телефонная передача и приемка уведомлений;
  • пожарная сигнализация.

Нештатный орган управления гарнизоном

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее – Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда).

Более подробно о должностных лицах пожарно-спасательного гарнизона (начальник и его заместитель, оперативный дежурный, диспетчер) в материале:

Пожарно-спасательный гарнизон

В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.

В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.

Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России).

В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно разрабатывается и утверждается План гарнизонных мероприятий.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах создаются нештатные службы гарнизона.

О них читайте далее в материале:

Нештатные службы гарнизона

История пожарной охраны России

Информация 13 отряда ФПС

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. Известно много исторических документов по вопросам организации пожарного дела в России.

В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нём ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

Первая специализированная пожарная команда в России была организована в 1624 году.

Но официальной датой «рождения» пожарной охраны в России считается 30 апреля 1649 года – день подписания царём Алексеем Михайловичем Романовым «Наказа о Градском благочинии». Этот документ содержал основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушение правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров дал Пётр I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.

В период правления Александра I были организованы пожарные команды в Санкт-Петербурге (1803 г.) и в Москве (1804 г.).

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.

В течение 19 века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства

17 апреля 1918 года Владимир Ильич Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём». На долгие годы именно эта дата стала официальным Днём пожарной охраны.

Ровно 350 лет спустя после создания первых пожарных дозоров, в 1999 году первый президент России Борис Николаевич Ельцин подписывает Указ Президента РФ от 30.04.1999 № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны», согласно которому день подписания царём «Наказа о градском благочинии» становится профессиональным праздником именуемым «День пожарной охраны».

История возникновения и развития

В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».

Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.

Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.

К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:

  • Научно-исследовательские институты.
  • Поселения «закрытого» типа.
  • Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
  • Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
  • Производства стратегического назначения.

Смуров Анатолий Николаевич

У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.

В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.

Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.

В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.

Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы

Должностные лица

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона: оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда.

Внимание!!! Обязанности должностных лиц гарнизона, включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности

На взрывоопасных производствах

Чтобы предотвратить взрывы, следует исключить открытый огонь, искры, удары, нагрев, создание в емкостях избыточного давления.

На таких производствах служба пожарной охраны запрещает вести огнеопасные работы, применять приборы электронагрева, пользоваться спичками и зажигалками. Обязательно заземление всего технологического оборудования.

Газоанализаторами контролируется воздушная среда для выявления опасных концентраций смесей воздуха и газа. При проведении работ обязательно использование вентиляции вытяжного и приточного типа.

Технологическое оборудование снабжается устройствами предохранения — клапанами, запорами, отсекателями, различными гидравлическими затворами.

Немного истории

30 апреля мы отмечаем День работников пожарной охраны. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ о создании первой на Руси службы по борьбе с огнем. Это одна из старейших отечественных государственных структур, фактически — первое управление пожарной охраны. Еще при Иване Грозном обывателям предписывалось иметь в каждом жилище основные средства для тушения огня.

В «Наказе о городском благочинии», датированном 1649 годом, организация пожарной охраны уже регламентировалась на профессиональном уровне. Документом прописывались правила постоянного дежурства, городских объездов, штатный состав охраны и меры наказания за неправильное обращение с огнем.

При Петре I уже существовали постоянные пожарные команды. Необходимые инструменты имелись на всех кораблях флота и в войсковых подразделениях. Первый отечественный пожарный устав появился в 1857 г. Годом позже с помощью военно-полицейского телеграфа стали передавать тревожные сообщения, еще немного позже появилась и электрическая сигнализация.

Для пожарных ввели специальную форму одежды — брандмейстеры щеголяли в золоченых касках. С 1907 г. на улицах Москвы можно было встретить первый автомобиль службы охраны. В каждом округе имелась своя пожарная часть.

После революции, в 1918 году, одним из первых декретов советской власти борьба с огнем провозглашалась одной из задач государственного значения. В 1994 году Дума приняла федеральный закон, касающийся пожарной безопасности. ГПС была организована в 2001 г.

Ныне пожарная охрана МЧС имеет в собственном распоряжении базу квалифицированных кадров (220 тыс. человек), 13,6 тыс. помещений, 18 634 единицы автомобильной техники, 49 специальных катеров.

Обязанности старшего пожарного

Сотрудник пожарной части, назначенный старшим, находится в непосредственном подчинении у командира отделения и занимается на своём дежурстве принятием вооружения и рабочего оборудования, а также обеспечивает точное выполнение должностных обязанностей пожарными, которые несут службу на постах, в выставленных дозорах и во внутреннем наряде.

Старший пожарный может быть ознакомлен с обстановкой именно в том месте, куда должно выехать подразделение. Он может вносить различные предложения руководству по улучшению фактических условий несения службы.

При ликвидации очага возгорания спасатель обязан знать поставленную непосредственным руководителем перед ним задачу, а также задачу, которую должно выполнить отделение. Он обязан беспрекословно и оперативно подчиняться приказам и командам вышестоящего руководства.

Он ни в коем случае не оставляет своей рабочей позиции без непосредственного разрешения командира отделения и в обязательном порядке поддерживает постоянную связь с руководством, а также с пожарными сотрудниками из своего отделения.

Пожарный предупреждает людей о появляющейся угрозе жизни, а также занимается их эвакуацией и спасением, о чём предварительно докладывает своему непосредственному руководителю.

Пожарным тщательно отслеживается исправность пожарно-технического вооружения и обеспечивается бережное обращение с ним. Также он несёт ответственность за точное соблюдение техники безопасности и проверяет наличие вооружения при завершении работ, докладывая о полученных результатах непосредственно командиру отделения.

Структура ГПС

Существуют разные виды пожарной охраны. Организационно она состоит из федеральной службы и относящейся к субъектам РФ. А главные задачи пожарной охраны — разрабатывать и реализовывать меры государственного масштаба по предотвращению данных стихийных бедствий и росту эффективности защиты от них отдельных объектов и целых населенных пунктов.

Кроме того, в ее компетенции — организовывать и проводить государственный пожарный надзор, готовить профессиональные кадры для борьбы с огнем. И самое главное — тушить пожары и проводить все сопутствующие работы аварийно-спасательного характера на объектах, в городах и поселениях. Этим занимаются все виды пожарной охраны.

Научными исследованиями и конструкторскими разработками в данной области занимаются во ВНИИПО (так сокращенно звучит название Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны), а также в учебных заведениях ведомственного характера (всего их пять) и многочисленных лабораториях для испытаний.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.