Право недропользования и его виды

Алан-э-Дейл       30.04.2023 г.

Законодательство РФ об охране и использовании недр

Согласно Закону РФ «О недрах” от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Закон РФ «О недрах» действует на всей территории России, регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Что касается специфических отношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, то они могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах». Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные. В перечень общераспространенных входят: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лориииновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответствующий правовой режим.

Рекомендуемые файлы

FREE

Лекция 1. Государство франков (История государства и права зарубежных стран)
Юриспруденция. Право
FREE

Лекция 2 — Госудаства Древнего Востока (История государства и права зарубежных стран)
Юриспруденция. Право

Понятие, значение и классификация сделок
Право, юриспруденция
-8%

Реферат на тему: «Государственные монополии как отдельный объект правового регулирования»
Право, юриспруденция
FREE

Lektsia_5_IT_2014 (Информационное право)
Юриспруденция. Право

2 задачи по гражданскому праву
Юриспруденция

2.     собственности на полезные ископаемые и результаты использования по­лезных свойств недр;

3.     собственности на горное имущество, создаваемое или приобретаемое в процессе недропользования;

4.     собственности на геологическую информацию, полученной в процессе недропользования.

СОГЛАСОВАНИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДРА С ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТВАЛЫ И ОТХОДЫ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО И СВЯЗАННЫХ С НИМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

Преамбула Закона Российской Федерации «О недрах» указывает на то, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с недропользованием и с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Пункт 3 ст. 6 Закона определяет использование этих отходов как один из видов пользования недрами. Частью 4 ст. 11 установлено, что лицензия удостоверяет право использования таких отходов.

В то же время в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 пользователь недр имеет право использовать эти отходы. Более того, согласно п. 3 ст. 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

В свете приведенных норм остается открытым вопрос правомочий в отношении отвалов и других отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в том числе после прекращения действия лицензии на пользование недрами. В органы управления государственным фондом недр неоднократно обращались пользователи участками недр, у которых закончился срок действия лицензии.

В то же время при наличии лицензии, предоставленной на срок отработки месторождения, не урегулировано решение проблемы использования получаемых в результате такой отработки отходов в соответствии с нормой п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах».

Такая проблема обусловлена требованиями указанной нормы, на основании которой для использования этих отходов нужна лицензия.

Действительно, с одной стороны, согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии. С другой стороны, при прекращении действия лицензии он уже не недропользователь и, следовательно, на основании ч. 3 ст. 12 этого Закона, являясь собственником таких отвалов, не вправе их использовать. Следует отметить справедливость мнения, высказанного в научной литературе: «…причины возникновения… проблемы во многом могут быть объяснены отсутствием механизмов определения правового режима отходов производства (к примеру, старых отвалов горного производства) в качестве особых объектов права» <1>.

<1> Новикова Е.В. О проблемах распределения экологических обязательств между природопользователями // Экологическое право. 2003. N 2. С. 3.

Остается также открытым вопрос, как рассматривать упомянутые отходы. С одной стороны, если это твердые компоненты, то при определенных обстоятельствах их можно рассматривать как движимое имущество. В случае присутствия флюидной (жидкой) составляющей, а также при наличии структурной связи с основанием отвала это будет являться объектом недвижимости. Во втором случае необходимо решение проблемы государственной регистрации такого объекта с определением бремени и ответственности его содержания.

Законодательством также не установлен момент перехода собственности на упомянутые отходы и отвалы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Приведенные недостатки затрагивают как частный, так и публичный интерес.

Увеличивающееся количество неучтенных горнодобывающими предприятиями отходов, хранящихся в отвалах, наносит ощутимый вред окружающей среде и населению. Указанная проблема обусловлена тем, что, с одной стороны, эти отвалы являются собственностью пользователя недр или землепользователя, которая является объектом регулирования гражданского законодательства. Действительно, на основании п. 2 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находятся брошенные отвалы и сливы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. С другой стороны, процедура использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств является одним из видов пользования недрами, предусмотренным ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах».

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Статья 71 Конституции РФ

Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Ответ г.

Геологическое изучение недр

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов подписывают правительственные положения геологического изучения недр, использования сырьевой основы и разумного применения недр. 

Замечание 2

После одобрения Министерства Природы России и совместно с органами представительной власти принимаются решения в области недропользования, защиты недр и смежной с ними защитой окружающей природы.

Обособленным областям недр могут присваиваться категории объектов государственного назначения. Это происходит для обеспеченности нужд государства особо важными и редкими формами природных богатств недр, присутствие которых обращено на национальную защищенность России и гарантирует ей независимость.

Часть месторождений государственного значения, включая изученные и готовые к применению природных ресурсов, вносят в общегосударственную систему запасных месторождений.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

  • 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
  • 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
  • 3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
  • 4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;
  • 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 6) Утратил силу.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

  • 1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
  • 2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • 3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
  • 4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
  • 5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  • 6) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • 7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения;
  • 8) Утратил силу;
  • 9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
  • 10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
  • 11) Утратил силу;
  • 12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
  • 13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
  • 14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
  • 15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Регулирование отношений по использованию недр в РФ

Замечание 3

Правовое регламентирование недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами. Полномочия в сфере управления собственностью на недра и недропользование четко разграничены между РФ и субъектами.

Права муниципалитетов в области использования подземного пространства городов и сел, права владения, распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, такими как песок, глина, гравий, торф, значительно расширены. Поэтому органы местного самоуправления являются важным звеном в правовом регулировании. Местные органы – участники использования и охраны недр, субъекты управления с публичной собственностью на них.

Вышеперечисленные органы осуществляют государственное регламентирование и координирование сферы горных отношений, связанных с геологическим исследованием и охранной деятельностью территории России и ее континентального шельфа, с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств.

Вывод 1

В РФ узаконена исключительная собственность государства на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и другие природные ресурсы.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Участки недр, относящиеся к федерально-значимым

Замечание 4

Статус недр федерального значения определяется на основе решения федеральных органов и органов субъектов РФ.

Для того, чтобы удовлетворить потребности России в ресурсах, которые обеспечивают ее независимость и безопасность, определяются участки федеральных недр. Часть месторождений включена в федеральный фонд месторождений, находящихся в резерве. К участкам федеральных недр относятся:

  • месторождения урана, алмазов, никеля, кобальта, платины;
  • нефть, газ, золото, медь.

В 2008 году был принят ФЗ, где устанавливаются критерии, по которым иностранные инвесторы имеют ограниченный доступ к пользованию федеральными участками недр.

На основе международного права приняты меры, которые обеспечивают независимость российского топливно-энергетического комплекса от вмешательства без оснований.

Правительство РФ ведет работу по регулированию собственностью России на недра, кроме федеральных законов, действующих в этой области, приняты постановления Правительства РФ, регламентирующие данные отношения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Статья 2. Государственный фонд недр

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Право собственности на недра

В настоящее время право народов и наций на владение, пользование и распоряжение природными богатствами своей страны, и в частности недрами и их ресурсами, рассматривается как неотъемлемый элемент суверенитета каждого государства. Это положение неоднократно подтверждалось резолю­циями ООН и, стало уже общепризнанной международной нормой.

Таким образом, современное право собственности на недра базируется на двух принципах:

•     земля и недра являются самостоятельными объектами права собственно­сти, право собственности на землю не влечет за собой права собственно­сти на недра и их ресурсы;

•     земля как объект права может находиться в государственной, общест­венной и частной собственности, недра — только в государственной соб­ственности.

В ст. 9 Конституции РФ указано, что «земля и другие природные ресур­сы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории… земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государст­венной, муниципальной и иных формах собственности». Таким образом, Конституция РФ допускает в принципе существование различных форм соб­ственности на недра. Однако на современном этапе развития России вопрос о собственности на недра решен однозначно. В соответствии с Законом РФ «О недрах» (ст. 1-2) «недра в границах территории Российской Федерации яв­ляются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации».

Исключением из правил является право собственности на недра на тер­ритории Республики Татарстан и Республики Башкортостан. По договорам разграничения полномочий Российской Федерации с Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. и с Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 г. не­дра этих субъектов РФ объявлены исключительным достоянием и собствен­ностью народов республик, за исключением объектов федеральной собствен­ности (участков недр федерального значения). Многие положения этих дого­воров (в т.ч. о недрах) противоречат положениям Конституции РФ и феде­ральным законам и приведение их в соответствие является задачей государ­ственного строительства Российской Федерации.

Из закрепленной за государством по Закону РФ «О недрах» права соб­ственности на недра следует, что участки недр не могут быть предметом куп­ли, продажи, дарения, исследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, т.е. недра не могут быть товаром. Недра России составляют государ­ственный фонд (ст. 2), включающий используемые и неиспользуемые уча­стки в пределах территории страны и ее континентального шельфа. Отдель­ные участки недр могут иметь статус объектов федерального значения. Такой статус присваивается им на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 2-1). Цель присвоения такого статуса — гарантированное обеспечение государственных потребностей страны в стратегических и дефицитных видах ресурсов недр или необходимость выполнения обязательств по международ­ным договорам.

Конституция РФ определяет (ст. 36, ч. 2), что владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, к категории которых она относит не­дра, осуществляется их собственниками свободно. При этом, однако, уста­новлено два ограничения. Собственник недр должен пользоваться недрами таким образом, чтобы, во-первых, не наносить ущерба окружающей среде, и, во-вторых, не нарушать прав и законных интересов иных лиц.

Бесплатная лекция: «17. Роль международных выставок и ярмарок в исследовании рынков и продвижении товаров» также доступна.

Таким образом, в России право собственности на недра характеризует­ся следующими положениями:

•     недра находятся в государственной собственности;

•   владение, пользование и распоряжение недрами в пределах государст­венной границы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а за пределами государственной границы, т.е. в морской исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, — в исключительном ведении Российской Федерации;

•     владение, пользование и распоряжение недрами осуществляются в инте­ресах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации;

•   владение, пользование и распоряжение недрами осуществляется их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает законных интересов иных лиц.

Собственность на недра

Согласно статье 71 Конституции РФ в ведение России включены:

  • общегосударственная собственность на недра и руководство ею; 
  • обозначение положения и охрана, главным образом, народнохозяйственной сферы и материковой отмели Российской Федерации. 

На основании ст. 72 Конституции в общее управлении Российской Федерации и ее территорий включена законодательная база о недрах и о защите окружающей природы.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» прописывает юридическую и народнохозяйственную базы рационального совокупного потребления и защиты недр, выполняет охрану значений правительства и жителей России, а также прав граждан, использующих недра.

Для юридической защиты недр важную роль играет тема владения недрами, потому что именно от нее будет зависеть по итогу разделение полномочий, функций по охране природных богатств – основного современного достояния России. 

Законодательной базой обозначено, что недра в границах территории России, вместе с подземным пространством и полезными ископаемыми, энергетическими и другими богатствами, считаются собственностью Государства.

Замечание 1

Отдельные части недр и права их использования не могут быть объектом процесса купли-продажи, дарения, наследования, вклада или залога, за исключением случаев, прописанных Законом «О недрах».

Полученные из недр природные ресурсы по договору могут включаться в общегосударственную собственность, а также во владения различных субъектов РФ, магистратской, индивидуальной и другого рода собственности.

В регулировании защиты недр продуктивно применяется федеральный порядок нашего государства. Обладание и использование богатствами недр Государства в пределах территории России на пользу граждан производят Российская Федерация и ее субъекты.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.