Статья 3. основные понятия

Алан-э-Дейл       25.07.2022 г.

Комментарий к Статье 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи направлен на определение перечня реестров, внесением сведений о суднах в которые обеспечивается государственная регистрация судов. К числу этих реестров относятся:

— Государственный судовой реестр;

— реестр арендованных иностранных судов.

Исключение из правила о регистрации составляют маломерные суда, для которых п. 2 комментируемой статьи устанавливает особый порядок государственной регистрации.

Кроме того, п. 1 комментируемой статьи устанавливает субъекта такой государственной регистрации — администрации бассейнов ВВП. Иными словами, бюджетные учреждения, являющиеся такими администрациями, являются также и регистрирующими органами, которые принимают заявления о такой государственной регистрации, прилагаемые к нему документы, рассматривают вопрос о возможности государственной регистрации и принимают соответствующее решение.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. В п. 2 комментируемой статьи установлена особенность регистрации маломерных судов. Эта особенность проявляется только лишь в двух ее элементах:

1) субъект государственной регистрации — уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

2) порядок такой государственной регистрации, который должен устанавливаться вышеуказанной службой. Однако в настоящее время такой порядок не утвержден, что означает возможность применения к порядку государственной регистрации маломерных судов общих положений КВВТ РФ.

Также еще одной особенностью государственной регистрации таких маломерных судов является и то, что государственной регистрации подлежат только маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях. Как следует из материалов судебной практики, такие цели заявителям при государственной регистрации маломерных судов необходимо доказать. Так, например, в Архангельской области Пинежское потребительское общество обратилось с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» с просьбой о государственной регистрации маломерного судна «Аргон». Однако данное общество получило отказ в связи с тем, что данное маломерное судно используется в коммерческих целях. Не согласившись с таким отказом, Пинежское потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области. В ходе судебных разбирательств первой, а затем и апелляционной инстанции было установлено, что спорное судно используется для перевозки грузов в магазины, расположенные в труднодоступных населенных пунктах, что также подтверждает использование судна именно в коммерческих целях — для перевозки товаров, подлежащих дальнейшей продаже обществом с целью получения прибыли. Соответственно, отказ регистрирующего органа правомерен (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу N А05-6355/2013).

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о государственной регистрации судов, которые построены российскими организациями после 01.01.2010 и используются в том числе в целях обеспечения сообщения между портами, расположенными на ВВП РФ, и морскими портами РФ, а также судов смешанного (река — море) плавания. Регистрация таких судов осуществляется согласно правилам, установленным Министерством транспорта РФ, а именно Правилам регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 09.12.2010 N 277.

Комментарий к Статье 5 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

Нормы комментируемой статьи носят бланкетный характер, отсылая к специальному законодательству, регулирующему вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе и в области ВВТ.

Согласно ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 ст. 2 данного Закона ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию на ВВТ подлежат:

1) деятельность по перевозкам ВВТ пассажиров;

2) деятельность по перевозкам ВВТ опасных грузов;

3) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ВВТ. В целях реализации указанных норм ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительством РФ было принято Постановление от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», которым в том числе утверждены:

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

— Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Приказом Министерства транспорта РФ от 30.04.2013 N 158 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.

Комментарий к Статье 68 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. В случае, когда нет необходимости в осуществлении систематических, регулярных перевозок грузов в определенные сроки и в обусловленных объемах, когда нет выраженной необходимости в элементах планирования отношений между перевозчиком и грузоотправителем на долгосрочный период, применяется рассмотренная выше система заявок. В случае необходимости систематических перевозок грузов, когда необходим четкий элемент планирования объемов и сроков подачи грузов и предоставления транспортных средств, применяется организационный договор, или договор об организации перевозок грузов. Основные правила такого договора содержатся в ст. 798 ГК РФ. Главная цель этого договора — согласовать сроки и объем подачи грузов к перевозке и предъявления транспортных средств (судов) к приему грузов.

Сущность договора в том, что грузоотправитель обязуется в установленные сроки и в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы, а перевозчик — принимать эти грузы к перевозке. Данный договор не является договором перевозки, по своей конструкции он носит консенсуальный характер, то есть считается заключенным с момента согласования условий договора, и является взаимным. Существенными условиями данного договора являются объем, срок и порядок расчетов. При отсутствии одного из них договор считается незаключенным. В договор могут включаться и иные условия, в частности, права и обязанности сторон. Обязанность перевозчика — подавать исправные и пригодные в техническом отношении суда. Обязанность грузоотправителя — обеспечить безопасность груза и его сопровождение в установленных случаях и иное. Условия ответственности сторон, детальное регулирование порядка расчетов, порядка изменения сроков и объема перевозок, а также иные условия могут быть включены в содержание. Договор заключается в простой письменной форме.

2. По своей природе организационный договор напоминает предварительный договор (ст. 429 ГК РФ), но он им не является по смыслу ст. 798 ГК РФ, согласно которой в организационном договоре должны содержаться объем, срок, порядок расчетов и иные условия организационного характера. Данная статья ничего не говорит о том, что в организационный договор должны включаться существенные условия самого договора перевозки, как это должно было бы быть по смыслу п. 3 ст. 429 ГК РФ. Назначение договора об организации перевозок — организовать, спланировать предстоящие перевозки, он поэтому так и называется. В него могут и не входить условия, которые должны содержаться в самих договорах перевозки, заключенных на его основании

У организационного договора есть самостоятельный предмет и условия — согласование объемов и сроков предъявления и приема грузов к перевозке, а также организационные моменты предъявления и принятия грузов к перевозке. Но в п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому условия перевозок, согласованные в организационном договоре, считаются включенными в сам договор перевозки, если только иное не предусмотрено договором перевозки. Данное правило является диспозитивным. Стороны в самом договоре перевозки, осуществляемом в отдельном рейсе, могут и изменить некоторые условия, содержащиеся в организационном договоре. Если в организационном договоре согласованы все условия отдельного договора перевозки груза и если иное договором не установлено, то можно применять данные условия организационного договора как предварительного договора, тем более что п. 1 комментируемой статьи не оговаривает, какие именно иные условия могут быть включены в организационный договор, оставляя это на усмотрение сторон. Но на практике иногда не является целесообразным включать в организационный договор все условия относительно договора перевозки, так как ситуация может меняться, и эти условия целесообразно согласовывать в самом договоре перевозки.

Как при системе заявок, так и при организационном договоре порождаются взаимные обязанности сторон: грузоотправителя — предъявить в определенном объеме в установленный срок груз к перевозке и перевозчика — подать судно и принять груз к перевозке.

Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта

1. За пределами территорий поселений организации внутреннего водного транспорта по согласованию в части обеспечения безопасности судоходства с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, установленную в соответствии с водным законодательством.

2. Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;

использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, в том числе донный, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

3. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

4. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с администрацией бассейна внутренних водных путей и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

5. Не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

6. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

7. Использование водных объектов для целей рыболовства в случае, если такие объекты используются для целей судоходства, допускается по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

8. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.

9. Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

10. Пользование береговой полосой, прилегающей к внутренним водным путям, на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

11. Запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

12. Использование донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объекты, субъекты и основные понятия

Данный кодекс является своего рода аналогом кодекса торгового мореплавания. Последний отличается большим объёмом, сложностью и наличием иностранной специфики.

Между этими двумя документами есть и грани соприкосновения. Они касаются судов, осуществляющих движение по маршрутам, связывающим морские и речные линии. Несмотря на перемещение судов не только по морю, но и по рекам или озёрам, вся деятельность людей по обеспечению этого процесса регулируется кодексом торгового мореплавания.

КВВТ РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, а так же организациями, обеспечивающими судоходство на внутренних водоёмах. Объектами действия данного кодекса являются порты, а так же водные суда и пути (ст. 1).

В кодексе содержится подробная расшифровка понятия внутренних водных путей

Это особенно важно для территории России, отличающейся высоким уровнем разнообразия природных условий и водоёмов

Как следует из положения статьи 7, внутренние водные пути делятся на две части – федерального и регионального значения. Их список формируется и утверждается Правительством РФ. К федеральным относят пути (ст. 7):

  • определённые в качестве таковых на основании заключения международных договоров;
  • с разрешённым плаванием под иностранными флагами;
  • находящиеся в пределах трансграничных водоёмов;
  • перемещения грузов в районы Крайнего Севера;
  • соединяющие крупные административные и стратегически важные центры;
  • находящиеся на территориях нескольких субъектов федерации.

К водным путям регионального значения относятся преимущественно маршруты, проложенные в пределах одного субъекта федерации.

Данным кодексом регулируется использование не только собственно водоёмов, но и берегов. Службам обеспечения движения водного транспорта разрешено (ст. 10):

  • возводить временные или постоянные постройки за пределами поселений;
  • проводить рубки деревьев для размещения навигационного оборудования и обеспечения его видимости;
  • безвозмездно использовать природные ресурсы, находящиеся на берегу водоёма.

Судно как элементарная единица КВВТ РФ

В качестве объекта данного кодекса признаются любые средства передвижения по воде, имеющие государственную идентификацию и минимально необходимый экипаж. Для приобретения собственных идентификационных признаков судно должно иметь номер и название. Номер присваивается государственной организацией, осуществляющей регистрацию судов. Название судно получает от собственного владельца.

Зарегистрированное и названое судно должно обеспечить свою узнаваемость. Это осуществляется путём нанесения номера и названия на борта и некоторые другие части плавсредства. Кроме того, каждое судно должно иметь свои позывные сигналы. Большим судам, обладающим спутниковыми средствами связи, присваиваются персональные номера для судовой станции и избирательного вызова (статья 13 КВВТ).

Кроме того, кодекс предписывает каждому владельцу судна иметь на борту определённый пакет документов, именуемых судовыми. К ним относятся свидетельства:

  • о праве собственности;
  • мерительное;
  • пассажирское;
  • о минимальном составе экипажа;
  • о предотвращении загрязнений;
  • санитарное.

Каждое официальное плавсредство должно иметь на борту судовую роль, а так же судовой и машинный журналы. Все документы выдаются соответствующими государственными органами, а после истечения срока их действия сдаются в тот же орган.

Форма собственности на суда кодексом не ограничивается. В собственность плавсредство переходит с момента его регистрации в органах специального реестра. Постановка на учёт может осуществляться и относительно ещё не построенного судна, которое приобрело свой номер и название (ст. 15).

Экипаж

Существуют три кодекса, которые подробно описывают экипажи разных типов гражданских судов. Это воздушный кодекс (экипажи летательных аппаратов), КТМ РФ и КВВТ РФ. В любом из этих документов содержится информация о минимальном составе экипажа. При этом максимальный состав не определяется. Суда не могут эксплуатироваться, если состав экипажа не соответствует его утверждённому минимальному составу.

Весь экипаж делится на две части – командный и судовой. На пассажирских судах ещё существует третья часть, которая состоит из людей, обслуживающих пассажиров. Минимальный состав зависит от типа судов. Все средства, относящиеся к маломерному типу, обслуживаются минимально возможным количеством людей, то есть одним человеком (ст. 26).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.