Чем отличаются понятия специальность, профессия, квалификация, должность

Алан-э-Дейл       13.07.2022 г.

Образование

Образование могут быть получены разными способами и признаны различными способами. Ниже приведены примеры образовательных соглашений.

  • Обучение на рабочем месте — (Примеры: бармен, манекенщица, продавец, санитарный работник, водитель грузовика, официант)
  • Ученичество — (Примеры: плотник, электрик, линейный монтажник, каменщик, механик, сантехник, техник по ОВК, сварщик)
  • Профессиональная аттестация — (Примеры: повар, косметолог, ассистент стоматолога, помощник юриста)
  • Степень специалиста — (Примеры: специалист по диагностической ультразвуковой сонографии, рисовальщик, помощник врача, лицензированная практическая медсестра, лаборант, оптик, веб-разработчик)
  • Выше Ученичество — (Примеры: дипломированный инженер, дипломированный бухгалтер, консультант по вопросам управления, юрист)
  • Степень бакалавра — (Примеры: бухгалтер, журналист, медсестра, инженер-программист, учитель начальной или средней школы)
  • Профессиональная степень — (Примеры: архитектор, дантист, инженер, руководитель, инвестиционный банкир, юрист, фармацевт, врач)
  • Высшее образование — (Примеры: космонавт, историк, математик, медсестра-анестезиолог, ученый, профессор университета)

Ст 196 тк рф с комментариями 2021

Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Повышение квалификации – что это?

Designed by katemangostar/Freepik

В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.

Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.

Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.

Подготовка кадров

Первоначальная подготовка осуществляется в учебных заведениях: институтах, колледжах и т. д. Будущие руководители должны иметь высшее образование, для рабочих хватает и среднего специального. Квалификация работника – это уровень подготовки, необходимый для выполнения обязанностей. Для её приобретения сотрудник обучается всегда и везде.

Новые работники часто слышат фразу: «забудь то, чему тебя учили в институте». Конечно, делать этого не стоит, но дело в том, что в большинстве случаев теория и практика значительно разнятся между собой. Поэтому работодатели вынуждены проводить обучение на производстве, чтобы новичок понял, что от него требуют. Кроме практики, в организации рассказывают свою теорию, тем самым подготавливая сотрудников к работе.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Миграция [ править ]

Все страны находятся в процессе изменений и перехода, что делает возможной миграцию квалифицированных рабочих из мест с более низкими возможностями для обучения и улучшения условий труда. Хотя материалистические вознаграждения играют определенную роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным массовое перемещение людей из мест менее развитого в благополучные общества.

Иммиграция квалифицированных рабочих в Канаду

1 января 2015 года правительство Канады внедрило иммиграционную систему экспресс-въезда в рамках экономического класса, включая Федеральную программу квалифицированных рабочих. В рамках Express Entry федеральные квалифицированные работники 347 подходящих профессий, отвечающие минимальным критериям приема, отправляют профиль выражения своей заинтересованности в пул Express Entry. Профили кандидатов в пуле ранжируются согласно Комплексной рейтинговой системе.

Южная Африка

Во времена апартеида подготовка квалифицированных рабочих была сосредоточена на белых жителях, но после социально-политических потрясений 1990-х годов эти же квалифицированные рабочие эмигрируют, что является очень деликатной темой в современном южноафриканском обществе. СМИ в Южной Африке все чаще освещали «утечку мозгов» в 1990-е годы. Начиная с 1994 года, когда демократически избранное правительство взяло под свой контроль бразды правления, официальная статистика Южной Африки свидетельствует об увеличении эмиграции квалифицированных рабочих. Достоверность этих данных поставлена ​​под сомнение.

Евросоюз

Европейский союз ввел в действие политику, которая открыла путь квалифицированным работникам из других стран для работы и проживания в ЕС в соответствии со схемой Голубая карта» (Европейский союз) . Основными причинами введения этой политики являются старение населения в целом и растущая нехватка квалифицированных рабочих во многих государствах-членах.

Интенсивность миграции высококвалифицированной рабочей силы

Спрос на квалифицированных специалистов в области информационных технологий (ИТ) постоянно растет. Это привело к уменьшению иммиграционных ограничений, распространенных в различных странах. Миграция квалифицированных рабочих из Азии в США, Канаду, Великобританию и Австралию является обычным явлением, особенно среди студентов и временной миграции квалифицированных ИТ-специалистов. Однако данные показывают, что миграция квалифицированных рабочих из Канады, Германии, Великобритании и Франции в США носит временный характер и больше похожа на обмен умами, чем на «утечку умов».

Политика Всемирного банка в отношении честного обмена

В литературе по « утечке мозгов» основное внимание уделяется дороговизне квалифицированной миграции для родины или страны происхождения. Эта потеря может быть частично компенсирована, если миграция носит временный характер

Развивающиеся страны вкладывают большие средства в образование. Однако временная миграция может вызвать значительный приток капитала на родину. Этот поток капитала плюс полученные дополнительные знания сделают больше, чем просто компенсируют родине инвестиции, первоначально сделанные в обучение квалифицированного рабочего. Ключом к временной миграции является изменение торговой и иммиграционной политики принимающей страны и усиление требований страны происхождения в отношении обратной миграции квалифицированных рабочих.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Миграция [ править ]

Все страны находятся в процессе изменений и перехода, что делает возможной миграцию квалифицированных рабочих из мест с более низкими возможностями для обучения и улучшения условий труда. Хотя материалистические вознаграждения играют определенную роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным массовое перемещение людей из мест менее развитого в благополучные общества.

Иммиграция квалифицированных рабочих в Канаду

1 января 2015 года правительство Канады внедрило иммиграционную систему экспресс-въезда в рамках экономического класса, включая Федеральную программу квалифицированных рабочих. В рамках Express Entry федеральные квалифицированные работники 347 подходящих профессий, отвечающие минимальным критериям приема, отправляют профиль выражения своей заинтересованности в пул Express Entry. Профили кандидатов в пуле ранжируются согласно Комплексной рейтинговой системе.

Южная Африка

Во времена апартеида подготовка квалифицированных рабочих была сосредоточена на белых жителях, но после социально-политических потрясений 1990-х годов эти же квалифицированные рабочие эмигрируют, что является очень деликатной темой в современном южноафриканском обществе. СМИ в Южной Африке все чаще освещали «утечку мозгов» в 1990-е годы. Начиная с 1994 года, когда демократически избранное правительство взяло под свой контроль бразды правления, официальная статистика Южной Африки свидетельствует об увеличении эмиграции квалифицированных рабочих. Достоверность этих данных поставлена ​​под сомнение.

Евросоюз

Европейский союз ввел в действие политику, которая открыла путь квалифицированным работникам из других стран для работы и проживания в ЕС в соответствии со схемой Голубая карта» (Европейский союз) . Основными причинами введения этой политики являются старение населения в целом и растущая нехватка квалифицированных рабочих во многих государствах-членах.

Интенсивность миграции высококвалифицированной рабочей силы

Спрос на квалифицированных специалистов в области информационных технологий (ИТ) постоянно растет. Это привело к уменьшению иммиграционных ограничений, распространенных в различных странах. Миграция квалифицированных рабочих из Азии в США, Канаду, Великобританию и Австралию является обычным явлением, особенно среди студентов и временной миграции квалифицированных ИТ-специалистов. Однако данные показывают, что миграция квалифицированных рабочих из Канады, Германии, Великобритании и Франции в США носит временный характер и больше похожа на обмен умами, чем на «утечку умов».

Политика Всемирного банка в отношении честного обмена

В литературе по « утечке мозгов» основное внимание уделяется дороговизне квалифицированной миграции для родины или страны происхождения. Эта потеря может быть частично компенсирована, если миграция носит временный характер

Развивающиеся страны вкладывают большие средства в образование. Однако временная миграция может вызвать значительный приток капитала на родину. Этот поток капитала плюс полученные дополнительные знания сделают больше, чем просто компенсируют родине инвестиции, первоначально сделанные в обучение квалифицированного рабочего. Ключом к временной миграции является изменение торговой и иммиграционной политики принимающей страны и усиление требований страны происхождения в отношении обратной миграции квалифицированных рабочих.

Образовательный процесс и научные степени квалификации

После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.

Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)

Уровень Описание
Бакалавриат Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре
Специалитет Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре
Магистратура Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре
Аспирантура Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура
Интернатура Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года
Ординатура Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен
Ассистентура-стажировка Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее)
Докторантура Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета

В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.

Миграция

Все страны находятся в процессе изменений и переходного периода, что делает возможной миграцию квалифицированных рабочих из мест с более низкими возможностями для обучения и улучшения условий труда. Хотя материальные вознаграждения играют определенную роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным массовое перемещение людей из мест менее развитого в более благополучные общества.

Иммиграция квалифицированных рабочих в Канаду

1 января 2015 года правительство Канады внедрило иммиграционную систему экспресс-въезда в рамках экономического класса, включая Федеральную программу квалифицированных рабочих. В рамках Express Entry федеральные квалифицированные работники 347 подходящих профессий, отвечающие минимальным критериям приема, отправляют профиль выражения своей заинтересованности в пул Express Entry. Профили кандидатов в пуле ранжируются согласно Комплексной рейтинговой системе.

Южная Африка

Под Апартеид, подготовка квалифицированных рабочих была сосредоточена на белых жителях, но после социально-политических потрясений 1990-х те же самые квалифицированные рабочие эмигрируют, что является очень чувствительной темой в современном южноафриканском обществе. СМИ в Южная Африка все больше и больше покрывала «утечку мозгов» в 1990-е годы. Начиная с 1994 года, когда демократически избранное правительство взяло под свой контроль бразды правления, официальная статистика Южной Африки показывает рост эмиграции квалифицированных рабочих. Достоверность этих данных поставлена ​​под сомнение.

Евросоюз

Европейский Союз ввел в действие политику, которая открыла путь квалифицированным работникам из-за пределов Союза работать и жить в ЕС в рамках Синяя карта (Европейский союз) Схема. Основными причинами введения этой политики являются старение населения в целом и растущая нехватка квалифицированных рабочих во многих государствах-членах.

Интенсивность миграции высококвалифицированной рабочей силы

Спрос на Информационные технологии (ИТ) количество квалифицированных рабочих растет. Это привело к уменьшению иммиграционных ограничений, существующих в различных странах. Миграция квалифицированных рабочих из Азии в Соединенные Штаты, Канаду, Великобританию и Австралию является обычным явлением, особенно среди студентов и временной миграции квалифицированных ИТ-специалистов. Однако данные показывают, что миграция квалифицированных рабочих из Канады, Германии, Великобритании и Франции в Соединенные Штаты носит временный характер и больше похожа на обмен умами, чем на «утечку умов».

Политика Всемирного банка в отношении честного обмена

Утечка мозгов в литературе основное внимание уделяется дороговизне квалифицированной миграции для родины или страны происхождения. Эти потери можно частично компенсировать, если миграция носит временный характер

Развивающиеся страны вкладывают большие средства в образование. Однако временная миграция может привести к значительному оттоку капитала на родину. Этот поток капитала плюс полученные дополнительные знания сделают больше, чем просто компенсируют родине инвестиции, первоначально сделанные в обучение квалифицированного рабочего. Ключом к временной миграции является изменение торговой и иммиграционной политики принимающей страны и повышение требований страны происхождения в отношении обратной миграции квалифицированных рабочих.

Рекомендации

  1. Антуан Жозеф / Берри / Инграм Солидарность квалифицированных рабочих, стр. 73-4, Taylor & Francis, 2000. ISBN 978-0-8153-3336-4
  2. Филип С. Фонер История рабочего движения в США, стр. 78-9, Международные издатели Co., 1976 г. ISBN 978-0-7178-0388-0
  3. Дирк Хёрдер История американского труда и иммиграции, 1877-1920-е гг., п. 153, Университет Иллинойс Press, 1983 г. ISBN 978-0-252-00963-1
  4. Роберт Х. Вибе Самоуправление, стр. 132-3, University of Chicago Press, 1995. ISBN 978-0-226-89562-8
  5. Ю. С. Бреннер Краткая история экономического прогресса, п. 213, Рутледж, 1969 г. ISBN 978-0-7146-1277-5
  6. Детлеф Мюльбергер Последователи Гитлера, п. 19, Рутледж, 1991 ISBN 978-0-415-00802-0
  7. Норберт Альтманн / Кристоф Кёлер / Памела Мейл Технологии и работа в немецкой промышленности, п. 279, Рутледж, 1992 ISBN 978-0-415-07926-6
  8. Томас Л. Фридман Мир плоский, п. 147, Macmillan, 2007 г. ISBN 978-0-374-29278-2
  9. , п. 405
  10. , п. 398
  11. , п. 395
  12. Г. Бейджер Утечка мозгов, п. 1, Архив Брилла, 1972 г. ISBN 978-90-247-1453-7
  13. Дин Бейкер/ Герал А. Эпштейн /Роберт Поллин Глобализация и прогрессивная экономическая политика, п. 362, Cambridge University Press, 1998 г. ISBN 978-0-521-64376-4
  14. Международная мобильность высококвалифицированных специалистов, п. 214, г. Издательство ОЭСР, 2002 ISBN 978-92-64-19689-6
  15. Адам Джолли ОЭСР Экономика и мир сегодня, п. 213, издательство Kogan Page Publishers, 2003 г. ISBN 978-0-7494-3781-7
  16. Ричард С. Ньюфармер Перспективы мировой экономики 2004 г., п. 158, Всемирный банк Публикации, 2003 г. ISBN 978-0-8213-5582-4

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Учёт расходов

Затраты на обучение работника должны приниматься к налоговому учёту согласно нормам ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но учёт может быть выполнен, только если расходы соответствуют следующим условиям:

  • образование сотрудников оплачивается в интересах предприятия, то есть затраты являются экономически обоснованными;
  • обучение персонала производится в организации, имеющей все необходимые разрешения и лицензии;
  • у работника с нанимателем заключён трудовой договор.

Для правильного учёта необходимо подтвердить все понесённые затраты. Сделать это можно при наличии таких документов, как:

  • договор, заключённый нанимателем с учебным заведением;
  • распоряжение руководителя предприятия о направлении сотрудника на обучение;
  • образовательная программа с указанием количества часов учёбы;
  • акт об оказании услуги;
  • копия документа, подтверждающего прохождение работником обучения, например, диплом или аттестат.

Если повышение образования специалиста производится в интересах самого человека, а не для увеличения экономической прибыли организации, то затраты, сопровождающие этот процесс, не должны учитываться при расчёте налога на прибыль. То есть уменьшать таким образом налогооблагаемую базу нельзя.

Чтобы налогооблагаемая база была снижена законно, необходимо доказать, что в учёбе работника присутствует экономическая выгода для организации и существует связь между образовательной услугой и производственной деятельностью предприятия. Например, если компания занимается оказанием транспортных услуг, а работник обучается на визажиста, то расходы на его учёбу не могут влиять на размер налогооблагаемой базы.

Чтобы предприятие успешно функционировало и развивалось, ему необходимы квалифицированные специалисты. Для этого наниматель оплачивает различные учебные программы для персонала, но обучение работников за счёт работодателя по ТК РФ предполагает либо последующую отработку потраченных средств, либо их компенсацию.

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)

Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.