Статья 28.3 коап рф. должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Алан-э-Дейл       30.04.2022 г.

Ст. 28.3 КоАП РФ с комментариями

Государственные структуры, должностные лица которых обладают полномочиями на составление протоколов, можно разделить на 5 больших групп:

  1. Правоохранительные органы.
  2. Администрация.
  3. Налоговые органы.
  4. Разрешительные структуры
  5. Надзорные органы

Важно помнить: не всякий сотрудник соответствующего госоргана уполномочен составить протокол. Это должны быть сотрудники соответствующих инспекций, причем не всякие сотрудники.. Очевидно, что водитель или секретарь такой инспекции не вправе оформлять протокол

В названиях должностей должны присутствовать слова: уполномоченный, инспектор или специалист. С полицией ситуация более понятна, чем с гражданскими службами. Оформлять материалы могут только офицеры, что нетрудно определить по знакам различия. Кроме того, специальное звание указано в служебном удостоверении. Причем полицейский также должен быть уполномоченным или инспектором

Очевидно, что водитель или секретарь такой инспекции не вправе оформлять протокол. В названиях должностей должны присутствовать слова: уполномоченный, инспектор или специалист. С полицией ситуация более понятна, чем с гражданскими службами. Оформлять материалы могут только офицеры, что нетрудно определить по знакам различия. Кроме того, специальное звание указано в служебном удостоверении. Причем полицейский также должен быть уполномоченным или инспектором.

Кто составляет протокол об административном правонарушении

Лица, уполномоченные протоколировать административные нарушения, определяются статьей 28.3 КоАП России.

В первую очередь, это сотрудники тех госорганов, которые наделены правом рассмотрения административных материалов по соответствующим статьям кодекса в пределах их компетенции.

Однако, часть вторая ст. 28.3 содержит перечень государственных структур, имеющих право на составление протоколов по конкретным статьям кодекса с последующей передачей материала для его рассмотрения по подследственности согласно 23-й главе КоАП.

Последняя редакция статьи предусматривает 92 уполномоченных госоргана. В данном случае, нет нужды перечислять все эти структуры, поскольку их подробный перечень имеется в соответствующей норме административного закона.

Скорее всего, Вам пригодится информация о том, как пользоваться Федеральным порталом проектов нормативно-правовых актов.

Нюансы

В случае попадания в дорожно-транспортное происшествие водителю стоит адекватно оценить ситуацию

Если имеются явные доказательства того, что авария наступила из-за его действий, важно уточнить некоторые нюансы дальнейшей деятельности

В первую очередь, крайне не рекомендуется всячески отрицать вину в ДТП. Особенно, если это случилось под камерами или на глазах свидетелей – именно они могут стать тем моментом, который значительно усугубит ситуацию.

В дальнейшем излишне рьяное отрицание может сказаться на постановлении уполномоченных структур – наказание стандартно принимает более строгие позиции. Поэтому нужно сотрудничать с инспектором, не отказываясь от претензий. Но при этом нужно обязательно учитывать, чтобы сотрудник государственной безопасности вносил данные в протокол в соответствии с реальной картиной произошедшего.

Подобная предосторожность не случайна, так как не редкость, когда госслужащие могут несколько «приукрасить» ситуацию, особенно если гражданин признает собственную вину

В связи с этим содержание документа нужно изучать тщательно и со всем вниманием

Такая позиция – это оптимальный вариант исхода событий. Так, при вынесении постановления учитывается стремление водителя помочь разбирательству. Исключение лишних обстоятельств способствует достижению справедливой оценки ДТП.

Лишь таким образом гражданин может в полной мере защитить свои права. Только знание основных норм законодательства и выводов реальной практики помогут избежать случаев с несоблюдением интересов человека.

Вопрос Ответ
Что такое проток ГИБДД об административном правонарушении? Протокол – это отражение определенных событий, описание фактов, которые могут попадать в категорию административного правонарушения
Что такое постановление ГИБДД об административном правонарушении? Постановление – это документ, составленный по протоколу и содержащий в себе назначение наказания в отношении водителя, признанного виновным.
Какие существуют основания для протокола ГИБДД об административном правонарушении? При выявлении случаев нарушения, когда: водитель не согласен с виной, вынесение наказание не попадает в компетенции инспектора ДПС, водитель является несовершеннолетним лицом от 16 лет, в иных ситуациях, предусмотренных законом.
Могут ли в качестве свидетелей выступать родственники? Да, законодательством в данном случае не предусмотрено ограничение по степени родства.
Какой срок действия протокола ГИБДД? 2 месяца – если в качестве наказания используются штрафные санкции, 3 месяца – если в качестве наказания используется лишение прав на управление автомобилем.
Когда составляется постановление по административному расследованию? Оформление документа происходит по окончании административного расследования.
Когда постановление ГИБДД может быть составлено без протокола? При назначении наказания в отношении нарушения, зафиксированном в автоматическом порядке, при отсутствии претензий у виновного лица к обвинению и взысканию.
Допускается ли оформление протокола и постановления в один день? Да, если были соблюдены все процессуальные требования.
В какой срок должен быть составлен протокол? Документ должен быть оформлен либо на месте, либо в течение 2 суток, если ситуация требует проведение дополнительных мероприятий по выяснению отдельных обстоятельств.
В каких случаях протокол признается недействительным? Если в документе внесены не все свидетельские показания, прописаны данные без ведома водителя, отсутствует номер статьи правонарушения и иные позиции.
В каких случаях постановление признается недействительным? Если в документе отсутствуют реквизиты протокола, он не был реализован в течение 24 месяцев с момента вынесения а также в иных случаях, предусмотренных нормами.
Можно ли найти постановление по протоколу? Да, для этого достаточно знать регистрационный номер протокола и иметь доступ к базам данных ГИБДД.
Можно ли не подписывать протокол? Да, водитель может отказаться от подписи документа. Для этого понадобится привлечь понятых для подтверждения данного намерения.
Что остается делать гражданину, если в отношении него было вынесено постановление? Либо оплатить штраф, либо обжаловать постановление.
В какой период можно обжаловать постановление ГИБДД? Срок стандартно устанавливается в 10 дней с момента вынесения постановления.
Можно ли обжаловать протокол? Нет.
В какой срок рассматривается жалоба? 3 дня с момента получения претензии.
Где можно обжаловать постановление? В отделении ГИБДД или в суде, вынесшем соответствующее решение.
Нужно ли оплачивать государственную пошлину при подаче жалобы? Нет, не нужно.

Протокол должен быть оформлен правильно

Отметим сразу, что при составлении протокола обязательно надо проверить правильность указания даты и места его оформления, корректность описания обстоятельств нарушения, ФИО инспектора или другого должностного лица. Помните, что вы также имеете право делать записи в протоколе. Поэтому не стесняйтесь фиксировать в протоколе любые неправомерные действия или бездействие инспектора, а также ошибки и неточности. Кроме того, вы имеете право сделать запись в протоколе с просьбой о рассмотрении дела по месту вашего жительства.

Если говорить более подробно, то при оформлении протокола о нарушении ПДД обратите внимание на правильность указания следующих сведений:

  • о дате и месте оформления протокола;
  • о сути правонарушения, времени и места его совершения;
  • о должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол.

Все эти сведения могут понадобиться в случаях, если дело дойдет до серьезных разбирательств (например, при обжаловании нарушения или действий инспектора). Так, например, информация о дате и времени правонарушения позволяет запросить съемку видеозаписи с камер видеонаблюдения. Сведения о месте совершения правонарушения помогут запросить информацию о расположении дорожных знаков и разметки. Данные на инспектора, оформившего протокол, могут понадобиться при подаче жалобы на его действия вышестоящему должностному лицу или в суд.

Есть еще один важный момент, который надо иметь в виду, если дело дошло до составления протокола. Речь идет о свидетелях вашего нарушения ПДД. Если свидетели имеются, то вы вправе настаивать, чтобы инспектор внес в протокол информацию о них. К информации о свидетелях относится их ФИО, адреса и телефоны. Данная информация может понадобиться для доказательства в суде невиновности. Если инспектор отказывается внести в протокол информацию о свидетелях, то вы можете сделать в протоколе об этом соответствующую запись. Наличие такой записи позволит вам подать на инспектора жалобу.

Полезно знать, что протокол о правонарушении (в том числе ПДД) содержит графу «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении». Вы можете сделать запись в этой графе, особенно в случае несогласия с вменяемым нарушением. В этом случае вы можете написать, что правил дорожного движения не нарушали и с составленным протоколом не согласны.

И еще один важный момент. Обязательно подпишите протокол. Ваша подпись подтверждает лишь факт ознакомления с протоколом. При отсутствии подписи вам трудно будет впоследствии подтвердить свое несогласие с вменяемым вам правонарушением.

Подследственность КоАП РФ

Если работник того или иного госоргана не уполномочен протоколировать конкретное правонарушение, это вовсе не значит, что правонарушение будет оставлено без внимания.

В таком случае сотрудник госучреждения может задокументировать выявленное нарушение, собрать доказательства и направить материал в соответствующую структуру по подследственности.

К примеру, работники правоохранительных органов по смыслу закона вообще обязаны выявлять любые правонарушения, регистрировать их в территориальном органе и направлять по компетентности.

Привлечь гражданина к административному наказанию можно лишь при наличии доказательств и соблюдении требований закона при оформлении документов. Знание этих постулатов может помочь избежать неправомерного привлечения к ответственности, что, к сожалению случается.

Смотрите полезное видео, в котором подробно разъясняются правила составления протокола об административном нарушении:

Комментарий к ст. 27.2 КоАП

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————

См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Можно ли избежать лишения прав, если административный протокол составлен с ошибками?

Да, но нарушения должны быть существенными. Если быть ещё точнее – то ошибка должна поставить под сомнение сам факт доказательства нарушения.

Ставит ли под сомнение ошибка в одной букве фамилии привлекаемого лица? Нет. А ставит ли ошибка в адресе нарушения, если водителя привлекают за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД? Разумеется, здесь уже есть вопросы к законности лишения прав.

К слову, ошибки будут рассматриваться конкретным судьей в конкретном деле по лишению водительских прав. КоАП РФ не содержит признаков недействительности протокола. Но зато можно найти требования к содержанию интересующего нас документа.

Если опечатка в фамилии, имени, отчестве?

Это считается технической ошибкой, и лишения прав не избежать.

Пример: вместо фамилии «Байков», инспектор ДПС вписал в протокол «Бойков», а водитель не указал ему на это замечание. Или не заметил опечатки.

Неточность в фамилии, имени или отчестве не умаляет вины нарушителя. Если вы повторно проехали на красный свет, это зафиксировал регистратор патрульной службы, имеются свидетели, а также составлен протокол – только лишь на основании опечатки в фамилии (имени, отчестве) лишения прав избежать вряд ли удастся. Судья либо не придаст значения описке в ФИО, либо направит протокол обратно должностному лицу в ГИБДД для исправления.

Неправильная дата нарушения

Такая ошибка в протоколе о правонарушении позволяет развалить дело.

Например, вас поймали за выезд на встречку 16 февраля, а в протоколе инспектор указал 15 февраля. Случалось, что допускали ошибки и с годами.

Но, так уж сложилось, что судья может посчитать неправильную дату в протоколе несущественной ошибкой. В деле могут быть и другие документы (с правильной датой) – заключение медосвидетельствования или рапорт сотрудника ДПС. Тогда судья обратится к ним. Но может вернуть протокол обратно в ГИБДД для исправления. И здесь снова уместно рассчитывать на исковую давность. То есть оттягивать явку в ГИБДД и суд по извещениям и звонкам. Пройдёт 3 месяца, сроки исковой давности истекут, а производство по делу прекратится.

Ошибка со временем

Аналогичная ситуация и в случае со временем.

Вновь обратимся к разъяснениям Верховного Суда из примера в начале статьи. На московского водителя было составлено два протокола: в одном значилось время правонарушения в 2 часа 40 минут, а в другом – это же правонарушение было совершено в 3 часа 20 минут. То есть разница во времени 40 минут. Верховный Суд счёл эту ошибку существенной, в то время как нижестоящие суды ранее не придали этому значения.

Вывод: Обращайте внимание суда на расхождения во времени АП. Есть большая вероятность, что суд признает эту неточность существенной

И административное производство будет прекращено за отсутствием доказательств.

Неверный адрес места правонарушения

Опять же, многое зависит от судьи и убедительности ваших аргументов.

Казалось бы, какая разница, дом № 25 или 26? И суды часто не замечают неверно вписанные в протокол адреса. Получается, что правонарушение было совершено в одном месте, а по факту его рассматривают совсем по другому адресу. Возможно, на этом самом месте нет запрещающего знака «Стоп», поворота, светофора и других важных объектов.

Что делать в такой ситуации?

  • Приобщите к ходатайству запись с видеорегистратора, любую другую запись с уличных камер, фото и показания свидетелей.
  • Обратитесь в орган местного самоуправления, префектуру или БТИ – вам нужно взять справку о том, что адреса не существует в принципе (если это действительно так). Можно подать ходатайство в суд, чтобы эти сведения были получены по судебному запросу.

Также важно проследить схему движения транспортного средства по карте. Лучше делать это вместе с судьей, чтобы прямо по ходу анализа выявлять несоответствие с данными из протокола

В дальнейшем это позволит прекратить административное дело и избежать лишения прав.

Нет информации о понятых

Другая ситуация. Вас отстранили от управления ТС, вы сидите в патрульной машине, а сотрудник ДПС уже заполнил протокол об отстранении. Его напарник находит двух понятых, они подходят и расписываются в протоколе. По факту это нарушение, поскольку инспекторы ГИБДД должны составлять протокол при понятых, а не до того, как они будут найдены. И в таких случаях вам нужно ходатайствовать о вызове понятых в судебное заседание. Отвечая на вопросы судьи, они подтвердят, что расписались в уже составленном протоколе. И на этом основании дело легко разваливается.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.