Оглавление
- Сергей Степашин
- [править] Председатели Счётной палаты
- Описание федерального закона 41
- Счетная палата РФ: современная история и функции
- Татьяна Голикова
- Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате
- Хачим Кармоков
- Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА
- Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
Сергей Степашин
Сергей Степашин до прихода в Счетную палату имел очень весомый послужной список: в 1990 годах возглавлял Федеральную службу контрразведки РФ, затем – министерство юстиции и МВД. Занимал пост председателя правительства РФ. Был депутатом Госдумы РФ III созыва, членом фракции “Яблоко”. 19 апреля 2000 года постановлением Госдумы назначен председателем Счетной палаты. Руководил палатой до сентября 2013 года.
Запомнился количественными и качественными показателями: при нем были устранены финансовые нарушения на 131,6 млрд руб. Из материалов, переданных в прокуратуру, в 80% случаев вырастали уголовные дела. Самыми крупными стали нарушения, выявленные в компании «», госкорпорациях «Олимпстрой», на строительстве объектов к . В годы работы Степашина начали проверять и столичный регион. В частности резонанс вызвала проверка законности распоряжения землями лесного фонда в Московской области.
[править] Председатели Счётной палаты
- Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 г., № 13-I ГД — 19 апреля 2000 г., № 310-III ГД)
- Степашин, Сергей Вадимович (19 апреля 2000 г., № 311-III ГД — 4 февраля 2005 г., № 1481-IV ГД; вновь назначен 4 февраля 2005 г., № 1482-IV ГД и 26 января 2011 г., № 4785-5 ГД — 20 сентября 2013 г., № 2859-6 ГД)
- Голикова, Татьяна Алексеевна (20 сентября 2013 г., № 2859-6 ГД — 17 мая 2018 г., № 3970-7 ГД)
- Кудрин, Алексей Леонидович (с 22 мая 2018 г., № 3994-7 ГД)
Председатели органов-предшественников
Председатели Комиссии советского контроля Совета министров РСФСР:
- Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 — 17 сентября 1959)
- Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 — 31 мая 1961)
Председатели Комиссии государственного контроля Совета министров РСФСР:
Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 — 11 декабря 1962)
Председатели Комитета народного контроля РСФСР:
- Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 — 11 октября 1989)
- Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 — 16 июня 1990)
Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации — Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации:
- Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 — 16 ноября 1992 — исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 — 24 декабря 1993)
- Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 — 17 января 1995)
Описание федерального закона 41
Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года. Члены Совета Федерации одобрили документ 27 марта того же года. В законную силу вступил ФЗ 5 апреля 2013 года.
Рассматриваемый закон регламентирует отношения Счетной палаты при проведении аудита бюджетных сфер (государственного, федерального) c другими ресурсами. Данные отношения направлены на обеспечение и поддержание безопасности государства, а также на социально-экономическое развитие.
Принят настоящий законодательный акт с целью создания парламентского контроля с помощью формирования Счетной палаты, в компетенции которой обеспечить конституционное право населения по средствам проведения действий по государственному контролю.
Правовую основу существования Счетной палаты составляют законодательные акты:
- настоящий ФЗ № 41;
- конституция России;
- принципы и нормы международного права.
Данное учреждение проводит государственный контроль (аудит) только в соответствии со специальными стандартами, установленными законами. Все проводимые действия для осуществления контроля проводятся в соответствии с принципами:
- законности;
- эффективности;
- объективности;
- независимости;
- открытости;
- гласности.
Согласно положениям 5 статьи 41 Закона, в качестве задач Счетной палаты выступают:
контроль за финансовыми средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, особое внимание направлено на эффективное и рациональное использование денежных средств;
контроль за результатами достижения специальных целей, направленных на социальное и экономическое развитие России;
контроль за следованием текстам нормативных актов, также надзор за процессом формирования и распределения финансовых средств;
разработка предложений, направленных на устранение недочетов, выявленных при надзоре за распределением денежных средств;
пункт 5 утратил свою законную силу в ноябре 2014 года (последняя редакция рассматриваемого закона приходится на 7 февраля 2017 года);
проведение процедуры оценивания предоставления налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета;
проверка достоверной информации, указанной в отчетах от главных администраторов федерального бюджетного фонда;
осуществление надзора за передвижением денежных средств государственных бюджетов в Центральном Банке России и в иных кредитных учреждениях;
проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.
Деятельность Счетной палаты основана на соблюдении всех вышеуказанных задач и иных действий, описанных в других нормативных актах.
Скачать закон РФ о Счетной палате
Согласно положениям настоящего 41 Федерального Закона в составе Счетной палаты входит множество должностей. Главными из них являются:
- Председатель данного государственного органа;
- Заместитель Председателя Счетной палаты;
- Аудиторы, осуществляющие проведение проверок;
- Аппарат данного учреждения.
Главной руководящей должностью в данном государственном учреждении является Председатель. Члены Государственной Думы выбирают человека на данную должность на срок 6 лет, принятое решение должно соответствовать решению Президента России. Согласно положениям настоящего закона, на должности Председателя человек не может задержаться более чем на два срока (12 лет). По закону, сотрудники Госдумы вправе снять с рассматриваемой должности человека, при возникновении следующих ситуаций:
- Человек, занимающий данный пост, нарушил законодательные нормы;
- Председатель лично хочет уйти в отставку, предоставив при этом соответствующее заявление;
- Глава счетной палаты признан судебной инстанцией недееспособным;
- Утрата доверия, согласно положениям Федерального Закона № 273.
Снятие с должности происходит при решении большинства членов Государственной Думы.
Счетная палата РФ: современная история и функции
Международный антикоррупционный портал вспомнил, как начиналась современная история контролирующего органа РФ и как с коррупцией боролись предшественники Алексея Кудрина на этом посту.
Формирование современной Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. 11 января 1995 года был принят первый федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации”. 12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий ФЗ.
Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. Она обладает организационной и функциональной независимостью. Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Председателя Счетной палаты назначают на шесть лет. Госдума предлагает главе государства не менее трех кандидатур, из которых президент выбирает одну и “возвращает” на утверждение в нижнюю палату.
Главой Счетной палаты может быть россиянин, у которого нет гражданства иностранного государства либо вида на жительство в другой стране. У него должны быть высшее образование и пятилетний опыт работы в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.
С начала работы палаты и до 2018 года ее возглавляли три человека: Хачим Кармоков (1994- 2000), Сергей Степашин (2000 – 2013) и Татьяна Голикова (2013 – 2018).
Татьяна Голикова
Татьяна Голикова до Счетной палаты трудилась в Администрации президента РФ Владимира Путина, была помощником главы государства по вопросам социально-экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ была назначена председателем Счетной палаты. Занимала должность до 17 мая 2018 года. Сейчас назначена вице-премьером в правительстве Дмитрия Медведева, курирует вопросы социальной политики.
При Голиковой Счетная палатаполучила право на предварительный аудит государственных программ. В ведомстве увеличилось число департаментов, аппаратная часть была сокращена, юридическое направление усилено. За пять лет ее пребывания на посту в бюджет вернулись 42,4 миллиарда рублей. Одним из самых резонансных дел по итогам работы Счетной палаты, стало расследование хищений на космодроме Восточный.
You may also like
Фигурантов дела о коррупции при строительстве космодрома “Восточный” приговорили к тюремным срокам
Одна из громких имиджевых историй касалось того, как в 2015 году Счетная палата нашла нового союзника в борьбе с коррупцией — Русскую православную церковь. Татьяна Голикова и патриарх Кирилл тогда пришли к выводу, что одних только властных рычагов в преодолении коррупции недостаточно. Согласно заявлениям пресс-служб обоих ведомств, представители церкви должны были начать предоставлять аудиторам свою экспертную помощь и проводить антикоррупционную «работу с душами людей».
Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате
Последняя редакция рассматриваемого законодательного акта приходится на 7 февраля 2017 года. Однако, все принятые нововведения вступили в законную силу только 28 июня 2017. Редакции подверглась 10 статья 41 ФЗ.
Статья 10
Положения настоящей статьи гласят о запрете Председателю его Заместителю и аудиторам осуществлять некоторые виды деятельности:
- совмещать работу в Счетной палате с работой в государственных учреждениях и местного самоуправления;
- работать в сфере предпринимательства лично или через доверенных лиц;
- принимать участие в хозяйствующих субъектах;
- работать в какой-то оплачиваемой деятельности, за исключением — научной, преподавательской, творческой;
- представлять третьи лица в органах государственной власти;
- предоставлять служебную информацию во внеслужебных целях;
- претендовать на получение гонораров за публикации и выступления по занимаемой должности;
- получать материальную помощь в связи с выполнением своих прямых должностных обязанностей;
- выезжать за границу России за счет финансирования юридических и физических лиц;
- работать в управлении, попечительских и наблюдательных советах;
- принимать участие в политических партиях;
- иметь счета и вклады в соответствии с Федеральным Законом № 79. В последней редакции настоящего 41 закона была добавлена ссылка на 79 ФЗ;
- в обязанности сотрудников Счетной палаты входит неукоснительное указание своих доходов и расходов.
При несоблюдении вышеуказанных пунктов настоящего закона, работников Счетной палаты могут снять с должности и привлечь к ответственности.
Статья 13 ФЗ о Счетной палате
Положения настоящей статьи указывают какие функции выполняет Счетная палата для осуществления своей деятельности:
- проведение контроля в области бюджетов России;
- анализировать законодательные акты, касающиеся принятия бюджетов;
- проверка годовых отчетов глав бюджетов;
- проведение надзора за исполнением федерального бюджета;
- проводить оценивание факторов, влияющих на цели достижения экономического и социального развития.
При последней редакции в 13 статью изменения, дополнения и поправки не вносились.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Хачим Кармоков
Хачим Кармоков до назначения главой Счетной палаты трудился депутатом Госдумы РФ I созыва, сопредседателем депутатской группы “Новая региональная политика”. 17 января 1994 года постановлением Госдумы он был назначен председателем Счетной палаты. Возглавлял ведомство до апреля 2000 года. После отставки был советником нового главы Сергея Степашина. Кармоков запомнился тем, что, используя ресурс левых сил, добился существенного расширения полномочий палаты. ЦБ и Минфин стали еженедельно передавать ей копии платежных документов и выписок по всем счетам, имеющим отношение к операциям с бюджетными средствами. СМИ отмечали, что при председателе Хачиме Кармокове палата превратилась в боевой орган КПРФ. Якобы его приглашали выступить в Думу каждый раз, когда нужно было раскритиковать правительство. Кроме того, как писал ряд оппозиционных СМИ, Счетная палата вовлекалась в олигархические войны. Ходили слухи даже, что отдельные аудиторы могли оказывать услуги неким олигархам независимо от главы палаты и считаясь с Кремлм. Вторым человеком в Счетной палате времен Кармокова был Юрий Болдырев. Он активно занимался политикой, якобы используя ресурс контролирующего органа.
Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», причем уже с изменениями от 11.06.2021, которые вступили в силу с этой же даты. Так, на момент вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ в нем уже были утратившие силу положения, измененные формулировки, переизданные статьи или их части, однако не имеет смысла проводить сравнительный анализ «до» и «после»:
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Обратите внимание
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
4. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении юридических лиц (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, а также в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом Российской Федерации, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.

Эта тема закрыта для публикации ответов.