Чем краш-тест отличается от дроп-теста и почему все их так любят

Алан-э-Дейл       08.05.2022 г.

Смотрите 5 самых интересных видео роликов с краш-тестами.

Традиционно краш-тесты автомобилей, которые проводятся независимыми организациями, предназначены, для того чтобы потребитель знал, насколько тот или иной автомобиль отвечает нормам безопасности. Но наибольший интерес к краш-тестам вызывают видео ролики, на которых запечатлен непосредственно сам процесс тестирования.

Давайте посмотрим на удивительную силу столкновения автомобилей во время краш-тестов. Для этого мы отобрали для вас самые популярные в сети Интернет видео ролики с краш-тестами автомобилей. 

Внимательно изучая видео краш-тестов, многие из вас получают визуальное представление перспективы безопасности, того или иного автомобиля. Таким образом, вы и другие потенциальные покупатели автомобилей получают информацию о безопасности конкретного транспортного средства в результате ДТП на определенной скорости. 

Но самое интересное, что чаще всего видео с краш-тестами выходят далеко за рамки познавательной и полезной информации. В большинстве случаев ролики с краш-тестами смотрят с целью развлечения. То есть, многие люди, просматривая ролики с краш-тестами, в принципе, чаще всего не планирует приобретать тестируемые автомобили, а интересуется результатами тестирования машины только ради обычного интереса и развлечения. 

Мы отобрали для вас пять самых просматриваемых роликов с краш-тестами, которые когда-либо проводил Страховой институт безопасности дорожного движения IIHS (США). 

ЧТО ЕСТЬ ЧТО?

Общая идея фронтальных краш-тестов одинакова: взять автомобиль, разогнать и приложить на заданной скорости… о бетонный куб. Разница — в деталях. При ударных испытаниях по «европейской методике» (её теперь используют не только европейцы, но и корейцы, китайцы, японцы, австралийцы, латиноамериканцы, а также американский институт IIHS) применяется деформируемый барьер, имитирующий переднюю часть встречного автомобиля, в который испытуемая машина врезается 40-процентами передка. В этом случае силовая клетка кузова подвергается максимальным нагрузкам, поскольку энергию удара поглощает только один лонжерон.

С этих позиций «классический удар» со 100-процентным перекрытием (им, параллельно евронкаповскому, продолжают оперировать поборники безопасности из Китая, Кореи, Японии, а штатовское агентство NHTSA вообще считает основным) может показаться более гуманным — энергию принимает весь передок. Но! Такой тест — весьма серьёзное испытание для удерживающих систем, так как перегрузки заметно выше. Чуть менее чётко сработает связка «подушка-ремень», как водитель и пассажир неминуемо ударятся головами: водитель — о рулевое колесо, а пассажир — о переднюю панель.

К удерживающим устройствам повышенные требования предъявляет и самый жёсткий из фронтальных краш-тестов — с 25-процентным перекрытием — придуманный американским Институтом страхования и дорожной безопасности. Во время таких «аварий» эксперты ругали «отличников» EuroNCAP за чрезмерную вытяжку ремней: они, оберегая рёбра пассажиров, допускали слишком большое перемещение тела, что грозило травмами головы. Причём куда она врежется — предсказать трудно, так как большой разворачивающий момент заставляет манекены (читай — пассажиров) перемещаться вокруг вертикальной оси.

Но гораздо опаснее, что при «касательной аварии» собственно удар зачастую проходит мимо энергопоглощающих элементов (в первую очередь, лонжерона)! Удар, таким образом, принимает колесо, которое вминает силовую клетку салона, сокращая жизненное пространство пассажиров. Американцы считают такую аварию одной из самых страшных: для пассажиров автомобилей, обладающих 5-звёздочным рейтингом безопасности, каждое четвёртое подобное столкновение заканчивается смертельными травмами. Кстати, «Авто Mail.Ru» удалось вживую увидеть, как проходит краш-тест по данной методике.

Боковых краш-тестов также существует несколько видов. Самый распространённый — так называемый «европейский удар» (им не пользуется только Latin NCAP): в среднюю стойку машины строго перпендикулярно на скорости 50 км/ч «приезжает» 950-килограммовая тележка со сминаемым «бампером». У американской NHTSA тележка намного больше — целых 1367 кг, а удар происходит под углом 63º при скорости 62 км/ч. Ещё существует так называемый «европейский столбовой удар»: машину крепят на тележке и на скорости 29 км/ч боком бьют… правильно, в столб.

А дальше начинается самое интересное. И непонятное. Машина преодолела несколько краш-тестов: можно ли считать её безопасной? Нет, так как если методики оценки вероятности травм прописаны предельно чётко и имеют немало общего, то итоговая оценка — тот самый «звёздный» рейтинг — подсчитывается произвольным образом. В зачёт, например, может пойти наличие системы стабилизации, ассистента при перестроениях… Для каждой методики авторы создают свои собственные способы подведения итогов. Поэтому, например, 5 звёзд EuroNCAP и 5 звёзд C-NCAP — это абсолютно разные вещи!

Рейтинг надежности автомобилей 2021 года от ИК J.D. Power

Эта авторитетная американская компания проводит масштабные исследования на территории США и в некоторых других странах с целью определить, насколько часто и почему ломаются автомобили на протяжении первых трёх лет (рейтинг VDS) и первых трёх месяцев (рейтинг IQS) эксплуатации.

Так, опрос среди 36 000 респондентов, являющихся собственниками легковых авто, произведённых в 2021 и подпадающих под основной критерий, показал, что самой надёжной машиной, как и в предыдущие 7 лет, остаётся Lexus.

Основным критерием определения надёжности для рейтинга является количество поломок на 100 авто на протяжении трёх лет эксплуатации. Оказалось, что в этом исследовании средний показатель дефектов составил 136 поломок, что на 6 пунктов ниже прошлогоднего результата, а данные 2021 года оказались хуже на 20 пунктов.

На основании полученных результатов сформированы следующие выводы:

  • надёжность легковых ТС растёт, но темпы роста замедлились;
  • наметился новый тренд – машины массового сегмента впервые превзошли по надёжности люксовые авто;
  • наибольший прогресс в 2021 году продемонстрировали автопроизводители из Германии.

Итак, предлагаем вашему вниманию рейтинг самых надежных трёхлетних автомобилей (VDS):

Место в 2021 году Марка автомобиля Количество поломок на 100 авто Место в рейтинге 2021 года
01 Lexus 105 01
02 Porsche 108 02
03 Toyota 109 09
04 Chevrolet 115 06
05 Buick 117 04
06 MINI 119 17
07 BMW 121 08
08 Audi 124 13
09 Hyundai 125 07
10 Kia 127 05
11 Infiniti 128 04
12 Volkswagen 133 19
13 Mercedes-Benz 135 15
14 Subaru 137 25
15 Nissan 138 11
16 Chrysler 141 31
17 Ford 143 16
18 Honda 147 12
19 Lincoln 148 10
20 Mitsubishi 157 26
21 Mazda 160 14
22 GMC 163 18
23 Cadillac 168 27
24 Jeep 169 28
25 Jaguar 170 21
26 Acura 173 20
27 Ram 179 24
28 Dodge 204 23
29 Volvo 220 22
30 Land Rover 248 30
Средний показатель 136

При составлении рейтинга самых надёжных трёхмесячных автомобилей 2020 года было опрошено 76000 респондентов, при этом в тройке первых, как и в 2021 году, оказались корейские автомобили.

У победителя, автобренда Genesis, из 100 автомобилей только у 63 были обнаружены проблемы (худший показатель почти вдвое выше – 123 поломки).

От редакции : Как работает каско

Средний коэффициент остался на прошлогоднем уровне (93 дефекта). Чаще всего автовладельцы жаловались на проблемы с электроникой и сбоями в работе мультимедийной системы.

Рейтинг надёжности на протяжении трёх месяцев с момента покупки (IQS):

Место в 2021 году Марка автомобиля Количество поломок на 100 авто Место в рейтинге 2021 года
01 Genesis 64 01
02 Kia 69 02
03 Hyundai 71 03
04 Ford 82 05
05 Lincoln 83 07
06 Chevrolet 84 06
07 Nissan 85 10
08 Dodge 88 19
09 Lexus 89 08
10 Toyota 89 18
11 Buick 91 16
12 GMC 92 21
13 Mazda 93 22
14 Mercedes-Benz 93 15
15 Porsche 95 04
16 Honda 97 23
17 Cadillac 99 12
18 Jeep 99 17
19 Infiniti 100 14
20 BMW 101 11
21 Ram 104 09
22 Audi 105 25
23 Mini 106 13
24 Acura 109 20
25 Chrysler 112 26
26 Subaru 112 28
27 Volkswagen 113 24
28 Volvo 117 29
29 Alfa Romeo 120
30 Mitsubishi 123 27
Средний показатель 93

Альтернативная программа в Америке

АМЕРИКАНСКИЕ автостраховщики проводят собственные независимые тесты безопасности автомобилей. Этим занимается, как было сказано, институт IIHS на базе специально созданного исследовательского центра “Vehicle Research Center” (VRC) в штате Вирджиния.

Основная программа испытаний полностью соответствует европейской. Это фронтальное столкновение (с частичным перекрытием) со сминаемым препятствием на скорости 40 миль/ч (64,5 км/ч) и боковой удар со скоростью 30 миль/ч (48 км/ч). Но звезды по результатам тестов не выставляются. Безопасность водителя и пассажира (общая – усредненная) оценивается по разноцветной четырехбалльной шкале: хорошо (good), приемлемо (acceptable), посредственно (marginal) и плохо (poor).

Фронтальный и боковой краш-тесты в обязательном порядке дополняются имитацией удара сзади, как если бы в стоящий автомобиль на скорости 20 миль/ч (32 км/ч) врезалась другая машина. Таким образом определяется, насколько хорошо сиденье и – главное – его подголовник защищают от опасных для жизни травм спины и шеи. Кстати, специалисты государственной программы NHTSA неоднократно заявляли, что тоже хотели бы проводить подобные тесты, но вынуждены пока от них отказываться из-за недостатка выделяемого бюджета.

Именно с этой серией испытаний (результаты которых были обнародованы в январе этого года) связан разгоревшийся недавно скандал: оказалось, что при ударе сзади водители и пассажиры 37 из 44 протестированных внедорожников и пикапов рискуют, в прямом смысле слова, сломать себе шею. Безопасными были признаны только “Ford Freestyle”, “Honda Pilot”, “Jeep Grand Cherokee”, “Land Rover Discovery III”, “Subaru Forester” и “Volvo XC90”. Оценки “приемлемо” удостоился “Ford Escape” (и его “клоны” – “Mazda Tribute” и “Mercury Mariner”). Остальные автомобили этого класса, продаваемые на территории США (в том числе и некоторые именитые “европейцы”), были признаны откровенно опасными.

По итогам трех серий испытаний лучшие из всех протестированных автомобилей получают “золото” или “серебро” за безопасность. Результаты моделей-победителей по итогам прошлого года (по версии IIHS) мы приводим в таблице № 2.

Тесты, идущие в зачет общей оценки безопасности автомобиля, часто дополняются специальными исследованиями, выполняемыми по заказу страховых компаний. Например, часто проводится так называемый бампертест – проверка автомобиля на прочность при столкновениях на малой скорости (5 миль/ч или 8 км/ч). Подобные ДТП очень часто происходят при парковке и приносят ощутимые убытки страховщикам. Лучшим автомобилем за всю историю бампер-тестов был признан “Volkswagen New Beetle” – он не понес абсолютно никакого ущерба. А в престижном “Volvo S80” (тест которого был приурочен к началу его продаж) сработали подушки безопасности, и производителю пришлось перенастраивать их датчики. По результатам этого испытания были вынуждены внести изменения в конструкцию бамперов “Hyundai” (на модели “Elantra”) и “Mazda” (на компактном седане “Protege”).

На базе того же центра проводятся исследования, например влияния подушек безопасности на разных по полу, возрасту и габаритам пассажиров. Кстати, до последнего времени только VRC – единственный в мире – располагал “женским” манекеном для краш-тестов (недавно “дамский” муляж для испытаний в смоделированных ДТП разработан в Швеции), а также манекенами, имитирующими людей разного роста и комплекции. В программе тестов встречается даже такая экзотика (для нас, но не для Америки), как оценка риска увечий при ДТП для людей, которые едут в открытом кузове пикапа.

Эпилог

Главная проблема всех краш-тестов заключается в том, что большинство мировых автопроизводителей «научили» свои машины успешно поглощать данные типы фронтального и бокового ударов, и разница между безопасностью машин тех или иных марок порой кажется несущественной. Организаторам испытаний приходится регулярно ужесточать условия тестов и вводить новые параметры оценки. К сожалению, идеальной методики не может существовать в принципе, ведь каждый случай реального ДТП — индивидуальный. Так что хороший результат краш-теста всегда будет довольно условным показателем безопасности автомобиля. Но в одном результаты краш-тестов можно считать несомненными: если автомобиль провалился в данных испытаниях, значит, он в самом деле опасен.

Павел Ёлшин, фото Euro NCAP, IIHS, JNCAP, CNCAP, Авторевю и фирм-производителей

: Когда возвращается техосмотр в Украине

3. Jaguar XE

Jaguar XE 2016

Водитель и взрослые пассажиры. Еще один представитель Jaguar в ТОП-10. Показатели безопасности водителя и взрослых пассажиров у него такие же, как и у его собрата — 92% из 100.

Дети. А вот результат краш-тестов на безопасность детей несколько хуже — 82%.

Пешеходы. Результат испытаний на безопасность пешеходов — 81%.

Электроника. Оценка работы электронных систем безопасности — 82%.

2. Mercedes GLC

Mercedes GLC 2016

Водитель и взрослые пассажиры. У Mercedes GLC великолепный, хоть и не лучший, результат тестов на безопасность водителя и взрослых пассажиров — 95% из 100.

Дети. На высоте и безопасность детей — 89%.

Пешеходы. Результат испытаний на безопасность пешеходов — 82%.

Электроника. Худший результат после испытаний электронных систем безопасности — 71%.

: Тест-драйв Hyundai Tucson 2016

1. Volvo XC90

Volvo XC90 2016

Водитель и взрослые пассажиры. Volvo XC90 — самый безопасный автомобиль за всю историю краш-тестов Euro NCAP. Результат тестов на безопасность водителя и пассажиров — 97%.

Дети. Уровень безопасности детей — 87%.

Пешеходы. Немного подвели результаты испытаний на безопасность пешеходов — 72%.

Электроника. Зато оценка работы электронных систем безопасности оказалась на недостижимой для других высоте — 100%.

Сбор данных

Графика краш-тестов

Манекен для краш-теста, оставшийся с параличом нижних конечностей после серьезного краш-теста с наклонной спинкой в ​​1997 году в метро Geo .

Краш-тесты проводятся в соответствии со строгими научными стандартами и стандартами безопасности . Каждый краш-тест стоит очень дорого, поэтому из каждого теста необходимо извлекать максимальный объем данных . Обычно это требует использования высокоскоростного сбора данных, по крайней мере, одного трехосного акселерометра и манекена для краш-тестов , но часто включает и больше.

Некоторые организации, проводящие краш-тесты, включают Calspan , независимую испытательную лабораторию в Буффало, штат Нью-Йорк. Благодаря возможностям и опыту Calspan, Calspan получила 5-летние контракты от Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) на выполнение требований NHTSA FMVSS № 214, Испытания на соответствие требованиям защиты от бокового удара, Топливная система FMVSS № 301. Целостность и FMVSS № 305 Электромобили: краш-тесты для защиты от утечки электролита и защиты от поражения электрическим током. Calspan также имеет контракты с NHTSA на проведение краш-тестов по программе оценки новых автомобилей.

Кроме того, факультет гражданского строительства Университета Монаша регулярно проводит краш-тесты в целях безопасности и проектирования придорожных ограждений .

Краш-тест лимузина

Этот вид автомобилей пользуется огромной популярностью на свадьбах и различных корпоративных мероприятий. Но кто-нибудь задумывался ли о безопасности этих видов транспортных средств?

К сожалению, рейтинг безопасности лимузинов, который ведут ряд независимых организаций, отсутствует. Именно поэтому съемочная группа телепередачи «Пятая передача» провела собственный краш-тест, чтобы выяснить насколько лимузин соответствует современным нормам безопасности.

Для этого специалисты разогнали автомобиль до скорости 80 км/час и столкнули его с железобетонным препятствием.

Этот краш-тест показал, что лимузин не намного безопасней для всех пассажиров, несмотря на длину кузова. Особенно если пассажиры не пристегнуты.

Виды краш-тестов

Опишем краткие существующие классические официальные виды краш-тестов.

Краш-тест «Фронтальное столкновение». Краш-тест Национальной администрации безопасности дорожного движения FMVSS 208. Это оригинальный вид краш-теста машин, начавший претерпевать свои изменения в 1968 году.

«Фронтальное столкновение» — это прямой лобовой удар, приходящийся на всю ширину автомобиля на скорости в 50 км/ч. Обычно он проводится с непристегнутыми манекенами различных величин.

Для того, чтобы оценить тест по пятизвездочной системе, его необходимо проводить на скорости 55 км/ч с пристегнутым манекеном.

Краш-тест дорожной безопасности «На малое лобовое смещение». Принцип данного краш-теста следующий: на скорости в 65 км/ч автомобиль врезается в препятствие, при этом контакт приходится на 25 % передней левой части машины. Поскольку, именно эта область автомобиля оснащена передней стойкой, то повреждения конструкции кузова машины будут минимальными в момент столкновения.

В основном, автомобиль, попав в аварию такого рода, начинает вращаться, бросая сидящих в нем пассажиров под углом вперед.

Advertisement

Приведем пример проведения данного теста, который проводился в летний период. В некоторых автомобилях манекены проскользнули через переднюю и боковую подушки безопасности, ударившись о переднюю стойку. Для сравнения можно сказать, что в группе тестирование проходило одиннадцать автомобилей, и только три из них получили оценку «хорошо». Понимаете, о чем это говорит?

Для улучшения этих показателей автопроизводителям потребуется приложить массу усилий. Дословно, им нужно будет добавить обивки в переднюю стойку, увеличить структуру в ногах и, возможно, переработать дизайн приборной доски.

Краш-тест на боковое столкновение. Проводится следующим образом: полуторатонная перемещаемая конструкция с разрушаемой передней частью ударяет в бок испытуемой машины на скорости в 55 км/ч под углом в 63 градуса, имитируя аварию бокового столкновения на скорости в 50 км/ч.

Если оценивать по пятизвездочному принципу, то конструкции необходимо создавать удар со скоростью 60 км/ч.

Страховой институт дорожной безопасности использует «женские» манекены на передних и задних автомобильных сидениях, так что их голова располагается на уровне верхнего края конструкции.

Краш-тест на раздавливание крыши. Тест FMVSS 216 Страхового института дорожной безопасности.

В этом тесте плоская плита старается продавить край крыши под воздействием веса. Вес, который больше автомобиля в три раза тестирует легковой автомобиль. Такая машина не должна просесть, более чем на 12 сантиметров. Грузовые машины, вес которых варьируется в рамках от 2,7 тонн до 4,5 тонн, должны выдержать вес, превосходящий саму машину в полтора раза.

Параметры иногда незначительно изменяются, но суть остается прежней.

Краш-тест «Чистота топливной системы». Краш-тест FMVSS 301.

Целью этого теста является не проверка технической безопасности пассажиров — он «смотрит», насколько хорошо работает топливная система. Вывод после прохождения этого теста у автомобиля должен быть следующим: «Топливная система не будет давать серьезных утечек во время аварии».

Итоги подводятся после тестов FMVSS 208 и 214 и после специфического теста 301 на заднее столкновение, когда плита весом в 1,8 тонны врезается сзади в легковую машину на скорости 50 км/ч. С топливным баком, заправленным на 93 %, топливная система не должна терять больше, чем 30 мл топлива в минуту, причем вовсе не имеет значения, в каком положении находится автомобиль: стоит на колесах, лежит на боку или находится в перевернутом состоянии.

Проверку на герметичность также проходят электрические транспортные средства; испытывают утечку в них электролита.

Advertisement

Потребительский ответ

  • В 1998 г. получил одну звезду для взрослых жильцов в EuroNCAP краш-тесты; продажи резко упали, и дизайн 18-летней давности был быстро списан.
  • В 2005 г. Дэу Калос сделал новости в Европе и Австралии, набрав всего две звезды в краш-тесте, что привело к снижению продаж и продемонстрировало влияние ударопрочности автомобиля на успех модели в рынок. Результат для Холден в Австралии, которые продавали Kalos под Холден Барина имя, повлекшее за собой значительное количество отрицательных гласность, с управляющим директором Холдена, вынужденным публично защищать автомобиль.
  • Второе поколение Isuzu Trooper (1995–1997) модели получили оценку «неприемлемо» Потребительские отчеты за их склонность к перекатывать во время тестирования. После отчета продажи Trooper так и не восстановились, а через два года производство прекратилось.

Новые Краш-тесты автомобилей IIHS — Теперь и на стороне переднего пассажира.

Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) представил новую программу испытаний аварийных ситуаций, направленную на то, чтобы производители автомобилей уделяли внимание безопасности передних пассажиров на том же уровне, как и безопасности водителей. Так недавно IIHS опубликовал отчеты и видео о новых уникальных краш-тестах, в которых тестировались новые легковые автомобили на предмет безопасности передних пассажиров. . Новый фронтальный краш-тест на стороне передних пассажиров был введен страховым институтом IIHS в связи с тем, что некоторые автомобильные компании мало внимание уделяли именно правой стороне автомобиля, т.е

стороне переднего пассажирского места

Новый фронтальный краш-тест на стороне передних пассажиров был введен страховым институтом IIHS в связи с тем, что некоторые автомобильные компании мало внимание уделяли именно правой стороне автомобиля, т.е. стороне переднего пассажирского места

Особенно это касадось безопасности переднего пассажира при фронтальном ударе со смещением (с малым перекрытием).

Напомним, что несколько лет назад институт ввел новый краш-тест, который имитирует лобовой удар автомобиля с деревом, столбом или со встречной машиной. Причем удар идет по касательной, что позволило оценивать безопасность того или иного автомобиля к приближенным реальным условиям.

После появления нового краш-теста с малым перекрытием, многие популярные автомобили с первого раза не прошли испытания. В результате большинство автопроизводителей были вынуждены улучшить безопасность своей продукции для того, чтобы получить хорошие оценки в краш-тестах. 

Но со временем специалисты института поняли, что многие автокомпании просто схитрили, улучшили безопасность транспортных средств под новые краш-тесты с малым перекрытием только со стороны водителей, а о пассажирах совсем забыли. 

Дело тут в следующем. Во фронтальных краш-тестах с малым перекрытием удар происходит обычно с левой стороны. Но… А что произойдет, если вдруг удар придется со стороны переднего пассажира? Вот это и попытались выяснить специалисты Страхового института IIHS.

В итоге они установили, что при ударе в правую сторону (новый краш-тест с малым перекрытием) не все автомобили входящие в высший рейтинг безопасности обеспечивают передним пассажирам достаточную защиту. В результате этого, Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) принял решение ввести новый вид краш-тестов на постоянной основе, а вместе с тем пересмотреть и свой рейтинг по безопасности.

Теперь, чтобы та или иная модель автомобиля могла претендовать на высшую награду в рейтинге безопасности (начиная с рейтинга безопасности 2018 года) необходимо, чтоб автомобиль успешно прошел не только те, ранее введенные испытания, но и получил оценку не ниже установленной, т.е. оценки -«Приемлемо», уже за новый фронтальный краш-тест с малым перекрытием со стороны переднего пассажира. 

И вот наконец-то на днях, IIHS опубликовала результаты первой тестовой группы автомобилей, которые прошли новые краш-тесты. В итоге из тех 13-ти проверенных автомобилей 10 моделей получили хорошие оценки. Один автомобиль получил оценку «Приемлемо», а 2-е машины получили оценку «Удовлетворительно». 

Как отмечает представитель IIHS, все легковые автомобили в отличие от кроссоверов и внедорожников прошедших аналогичные тест-испытания, не получили плохих оценок по новым видам краш-тестов. 

Как проводится новый краш-тест с 25-процентным барьером?

Новый краш-тест IIHS введенный недавно институтом с целью проверки уровни безопасности переднего пассажира при лобовом ударе, проводится на скорости 64 км/час. В отличие от стандартного испытания автомобиля с малым перекрытием со стороны водителя, новое испытание проводится уже с 25 процентным барьером, что составляет примерно одну четверть от всей передней части автомобиля.

Причем удар, в отличие от обычных краш-тестов происходит со стороны переднего пассажира, что позволяет более детально оценить защиту переднего пассажира при лобовом ударе с правой стороны.

Так например, специалисты проверяют, как защищен пассажир при ударе машины о городскую мачту, о дерево или об отбойник. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.