Конституция рф для обществознания

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

  • предложение должны поддержать не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • это открывает путь к созыву Конституционного Собрания;
  • если Собрание одобрит проект новой Конституции, его нужно утвердить на всенародном голосовании или в Конституционном Собрании;
  • в первом случае нужны голоса «за» более половины избирателей, которые примут участие в голосовании, при этом явка должна быть не менее 50%;
  • во втором случае достаточно получить одобрение от 2/3 Конституционного Собрания.

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Регулярно менялись названия регионов – например, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, у «Республики Калмыкия – Хальмг Тангч» забрали вторую часть названия, а «Ханты-Мансийский автономный округ» получил второе название «Югра».

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.

Повлияют ли поправки в Конституции РФ на экзамены по обществознанию?

Да, повлияют. Но давайте разберёмся, каким образом. Во-первых, не стоит переживать, думая о том, что нужно всё переучивать или учить абсолютно все поправки. Во-вторых, новых заданий или заданий только на новые положения Конституции РФ не появится.

Вот что говорят сами эксперты ФИПИ: «Никаких изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. не будет. Некоторые коррективы будут внесены в содержание задания 14 с учетом изменений в Конституции Российской Федерации, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020». Еще знание поправок может пригодиться вам во второй части экзамена.  Что касается ОГЭ по обществознанию, небольшие коррективы могут внести в задание 15.

Подведём мини-итог: существенных изменений в ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию в связи с поправками в Конституции не будет. Изменят задание 14 в ЕГЭ и задание 15 в ОГЭ, еще знание поправок пригодится во второй части экзамена, если задание будет связано с Конституцией.

Хотите сдать ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

Право на споры и трудовые права

Право на индивидуальные споры представляет собой важнейшую гарантию соблюдения трудовых прав работников и работодателей в области труда. Порядок разрешения любого индивидуального трудового спора регулируется ТК РФ.

Определение 1

Ст. 381 рассматривает индивидуальный трудовой спор в качестве наличия неурегулированных разногласий работодателя и работника, касающихся вопросов использования трудового законодательства и прочих нормативных правовых актов, которые включают нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, локальных актов, трудовых контрактов и др.

Индивидуальный трудовой спор представляет собой также спор работодателя и лица, которое ранее состояло в трудовых отношениях с ним , а также тем лицом, которое желало заключить трудовой договор с работодателем, если он отказал.

Коллективные трудовые споры рассматриваются также в соответствии с ТК РФ.

Определение 2

Статья 398 рассматривает коллективный трудовой спор в качестве неурегулированных разногласий работников (их представителей) и работодателей (включая представителей). Такие разногласия могут возникать по поводу установки и изменения условий труда (в первую очередь, по выплате заработной платы), заключения, изменения и выполнения соглашений и коллективных договоров, отказа работодателей учитывать мнение выборного представительного органа в процессе принятия локальных нормативных актов.

Статьей 409 ТК РФ регулируется порядок и условия реализации права на забастовку. Так, когда примирительные процедуры не могут привести к тому, что спор разрешается или работодатель уклоняется от них и не выполняет соглашение, то работники (включая их представителей) имеют право начать забастовку.

Каждый гражданин имеет право на отдых, при этом человеку, который работает по трудовому договору даются гарантии, которые установлены федеральным законом. Они включают установленную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Основные положения законов о праве на отдых находятся в ТК РФ.

Время отдыха включает тот промежуток времени, на протяжении которого сотрудник освобождается от исполнения трудовых обязанностей. Этот промежуток человек вправе использовать по своему усмотрению. Виды времени отдыха включают перерывы в течение рабочего дня (смен); ежедневные (междусменные) перерывы; выходной день (еженедельный непрерывный отдых); нерабочий праздничный день; отпуск.

Оплачиваемый отпуск работнику предоставляется каждый год. В соответствии с семейными обстоятельствами и прочими уважительными причинами сотруднику при написании письменного заявления возможно предоставление отпуска без сохранения зарплаты. Его длительность определяет соглашение между работником и работодателем. Работодатели должны на основе письменного заявления предоставлять отпуск без сохранения зарплаты следующим категориям работников:

  • участники ВОВ;
  • работающие пенсионеры по старости;
  • родители и жены (мужья) военнослужащих, погибших или умерших по причине ранения, контузии или увечья, получение которых обусловлено исполнением обязанностей военной службы (заболеванием, которое связано с ее прохождением);
  • работающие инвалиды;
  • работники в случае рождения детей, регистрации брака, смерти родственника;
  • другие случаи, которые предусматривает ТК и прочие законы.

На уровне Конституции в нашей стране закреплено право на социальное обеспечение, в соответствии с которым для каждого гражданина должно быть предусмотрено социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потере кормильца и др. Это право исходит из более общих положений, которые рассматривает 7 статья Конституции РФ. Она содержит положение о том, что Российская Федерация представляет собой социальное государство. Ее политика концентрируется на формировании условий, которые должны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие для любого человека.

Право социального обеспечения обладает общим характером, что выражает ряд более конкретных прав. Некоторая часть этих прав непосредственно закрепляется в Конституции РФ. Социальные права граждан, в частности, включают право на поддержку и защиту со стороны государства семей, материнства и отцовства, детства; право на поддержку со стороны государства инвалидов и пожилых граждан.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Статья 71 Конституции РФ

Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Ответ г.

Что Конституция дает рядовому россиянину

Конституция – это основной закон, и все остальные законы и подзаконные акты не могут ей противоречить. То есть, если в Конституции сказано, что граждане имеют право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», то и никакой закон не может этому противоречить.

Законы на соответствие Конституции может проверять только один орган – Конституционный суд РФ. И в него могут обращаться не только чиновники и политики, статья 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает это право гражданам, чьи права и свободы нарушаются законом, который применен в конкретном деле.

Фактически Конституционный суд – это последняя инстанция, где гражданин может найти справедливость. Каждый год КС принимает примерно по 15 тысяч жалоб, но удовлетворяются из них только 30. Гражданин имеет право подать жалобу в КС только после того, как получит отказы от всех остальных судебных инстанций.

Что интересно, если КС признает какую-либо примененную в деле заявителя норму незаконной, то она теряет свою силу, и с учетом этого дело направляется на пересмотр. То есть, КС не выносит конкретные решения в пользу заявителей – он выносит постановления (если жалоба подтвердилась) и определения (если не подтвердилась), по которым работают нижестоящие суды.

За подачу жалобы нужно заплатить госпошлину в размере 450 рублей, а если заявитель получил определение (то есть, отказ), то он может снова обратиться в Конституционный суд по тому же делу, но уже с просьбой пересмотреть какую-то другую норму права.

Конституционный суд рассматривает жалобы по мере возможностей – особенно учитывая, что судей всего 19, и каждый год они получают по 30 тысяч жалоб, в каждой из которых нужно подробно разобраться.

КС рассматривает разные дела, и чаще выносит определения. А среди постановлений за 2018 год (более свежего обзора практики пока нет) выделяют несколько самых важных:

  • налоговые агенты не должны нести ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, если задержка перечисления связана с техническими ошибками и не была преднамеренной;
  • с пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, нельзя взыскать выплаченные ему суммы в случае признания его справки об инвалидности недействительной, если это следствие лишь формальных нарушений;
  • законодательство должно четко определять, какой именно государственный орган должен обеспечивать жильем сотрудников военной прокуратуры и военных следственных органов СК;
  • тот, кто, будучи в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля попал в ДТП с тяжкими последствия и скрылся с места аварии, не имеет преимущества перед тем, кто в этой ситуации остался на месте происшествия.

То есть, Конституционный суд рассматривает самые важные и сложные дела, помогая найти справедливость там, где ее не видят нижестоящие суды.

Именно это и есть та роль, которую Конституция России играет в жизни любого россиянина – ее обязаны выполнять все, а неисполнение рано или поздно будет иметь соответствующие последствия.

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти. 
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях. 
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

На какие поправки важно обратить внимание?

Прежде всего, на ЕГЭ 2021 по обществознанию из-за поправок изменят 14 задание. Вновь обратимся к тому, что говорят эксперты ФИПИ: «Будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России»

Необходимо обратить внимание на изменения полномочий:

  • Президента РФ (статья 83)
  • Совета Федерации (статья 102)
  • Государственной Думы (статья 103)
  • Правительства (статья 114)
  • Судебной власти РФ (статья 118)

Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!

Перед тем, как углубиться в нюансы поправок, еще раз вспомним структуру власти в нашей стране:


Власть в Российской Федерации: схема

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.

Основы конституционного строя РФ

Общие принципы конституционного строя РФ, закрепленные в ст. 1–16 Конституции РФ, таковы:

  • Приоритет человеческих прав и свобод: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.
  • Народовластие, суверенитет народа — признание народа единственным источником власти.
  • Федерализм — децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
  • Демократия.
  • Республиканская форма правления.
  • Полнота суверенитета РФ.
  • Равноправие субъектов РФ.
  • Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения.
  • Экономическая свобода.
  • Разделение властей. Законотворческая деятельность, исполнение законов и контроль за соблюдением законности производится различными органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. Таким образом, выделяются 3 вида власти: законодательная, исполнительная и судебная соответственно.
  • Существование органов местного самоуправления.
  • Идеологический и политический плюрализм. Установлен запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). В обществе разрешено политическое многообразие, провозглашена свобода политических мнений и действий, многопартийность.
  • Светское государство, отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.
  • Приоритет закона. Россия является правовым государством, в котором установлено верховенство закона в общественных отношениях.
  • Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом. Подписанные и прошедшие ратификацию РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. О том, как соотносятся по юридической силе нормы Конституции РФ и международного права, читайте в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Многообразие и равноправие форм собственности, признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.).
  • Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя. Так, ст. 135 Конституции РФ гласит, что основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре Конституции РФ будет поддержано не менее чем 3/5 от числа голосов ФС РФ, то созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает ее новый проект, который потом выносится на всенародное голосование.

Наглядная схема основ конституционного строя РФ представлена ниже.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.