Оглавление
- Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.
- Конституционный строй
- Писаная и неписаная конституция
- Классификация конституций по группам
- Основы конституции Украины.
- Как меняют конституции
- Как принимали Конституцию России
- «Гибкие» и «жесткие» конституции
- Основные функции КОНСТИТУЦИИ.
- Четыре признака суверенитета по Л.Дюги
- Драконовские меры: история конституций
- Виды законов
- Какие поправки ожидаются и как их будут принимать
- Заключение
Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.
Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.
- Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
- Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
- Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального голосования;
- Становится основой для функционирующего законодательства;
- Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
- Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
- Это правовой акт прямого действия.
Конституционный строй
Сама по себе конституция — ничего больше, чем слова, записанные на бумаге. Конституционным государство становится тогда, когда общественный договор, зафиксированный в документе, действительно работает. Как это выглядит на практике:
-
Стабильность процедур. Основные законы, правила и процессы не могут постоянно и безосновательно меняться. Граждане должны знать, как работает управление в их стране — а значит, осознавать последствия своих действий. В неконституционных режимах граждане, включая высоких чиновников, часто могут не знать, как им придется вести себя завтра и «не придут ли за ними».
-
Подотчетность власти. В конституционных демократиях власти отчитываются перед гражданами через процедуры: выборы, определение государственных должностей, бюджетную ответственность, выборы об отстранении должностных лиц, референдумы. Подотчетность властей делает возможной ответственность граждан за действия своего правительства.
-
Разделение властей на региональные и федеральные, на законодательную, исполнительную и судебную ветви, создает систему сдержек и противовесов. Граждане могут влиять на проводимую политику, обращаясь в разные институты.
-
Прозрачность действий властей необходима, чтобы у граждан было достаточно информации для участия в управлении — например, через выборы. Без прозрачности невозможно обеспечить подотчетность власти — а значит, и ответственность граждан.
Писаная и неписаная конституция
Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.
Определение 4
Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.
Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.
Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.
Замечание 2
Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.
Вывод 2
В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.
Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме
Определение 5
Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Дарованные конституции подразделяются на:
- Принятие монархом конституции для своего государства самостоятельно, без разделяя права с иными лицами в процессе ее принятия. К таким конституциям следует отнести Конституцию Бельгии, принятой в 1831 году и прекратившей своё действие в 1994 г.; Конституция Канады 1867 года; Конституция Японии 1889 года; Иорданского Хашимитского Королевства, принятой в 1952 году. Также Президентом Пакистана в 1962 году даровалась Конституция.
- Колониальные конституции. Суть заключалась в снижении обострения национально-освободительной борьбы. Государство создавало конституцию для своей колонии и преподносило ее в качестве дара с той целью, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь не идет о реальном отделении и независимости колоний, а просто о предоставлении конституций для зависимых от государства колоний. Первыми такими конституциями были конституции, разработанные англичанами для зависимой от нее колонии – Индии. Они утверждались английским парламентом и подписывались королем. Франция была дарован Алжиру закон о «Статуте Алжира» 1948 года, а США – Конституцию Кубы в 1901 году.
Классификация конституций по группам
Фактическая и юридическая конституция.
Определение 1
Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.
Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.
Определение 2
Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.
Основы конституции Украины.
Конституция страны становится основным законодательным актом, на котором и строится вся правовая база в целом. Украина не исключение: сегодня правовые отношения между гражданами регулирует документ, принятый 28 июня 1996 года. Основными особенностями нормативно-правового акта являются:
- главенствующее место в общей иерархии народного права. Законы и различные подзаконные акты обязательно по своему содержанию должны соответствовать конституции страны;
- уникальная система принятия – документ вступает в действие только после одобрения подавляющим большинством;
- обобщенная форма изложения. Конституция Украины построена таким образом, что на основании каждой статьи можно создать самостоятельный правовой акт;
- изменения вносятся только согласно существующим правилам. Сначала разрабатывается законопроект изменений, который должны одобрить депутаты в Раде.
Как меняют конституции
Очевидно, что с течением времени общественный договор устаревает — и тогда конституцию нужно менять. Но вопрос о том, каким образом должен быть устроен этот процесс, крайне сложный. Один из авторов американской Декларации независимости Томас Джефферсон , что конституцию нужно менять каждые 19 лет — за это время, по его подсчетам, обновлялась половина жителей, а значит, конституция уже не представляла их интересы. При этом сегодня внести поправки в конституцию США крайне трудно — даже 2% несогласных граждан может оказаться достаточно, чтобы поправки не прошли (но по более реалистичным расчетам, около 25% граждан могут заблокировать поправки). Все дело в пятой статье: по ней поправку сначала должны утвердить две трети обеих палат Конгресса, а потом ратифицировать три четверти штатов. В итоге с 1789 по 2019 год было предложено 11 770 поправок, из них принято — 27.
Похожая ситуация в Дании: там для внесения поправок за них сначала должно проголосовать большинство в парламенте, а после проведения выборов поправки снова должны набрать большинство уже в новом парламенте. После этого проводится референдум, на котором большинство граждан должно проголосовать за, причем участвовать в референдуме должно минимум 40% избирателей. С 1849 года — вступления конституции в силу — ее меняли всего три раза.
Свод законов шумерского царя Ур-Намму считается старейшей писаной конституцией в мире — возраст глиняных табличек превышает 4 тыс. лет
(Фото: Wikipedia)
Действительно, легкость внесения поправок в конституции может привести к плачевным последствиям. Так случилось с Веймарской республикой, чью конституцию историк Уильям Ширер самой либеральной и демократической в XX веке. 48 статья этого документа позволяла президенту вводить чрезвычайное положение и изменять законы без согласия Рейхстага. За время существования Веймарской республики (1919 — 1933 годы) президенты воспользовались этой статьей больше сотни раз — из способа справиться с чрезвычайным положением статья превратилась в инструмент для разрешения неудобных ситуаций.
После пожара в рейхстаге 27 февраля 1933 года президент издал указ, вновь воспользовавшись 48 статьей. За месяц до этого канцлером стал Адольф Гитлер, но ему не хватало большинства в Рейхстаге. Нацистская партия убедила президента, что пожар был началом коммунистической революции. Указ ограничивал личную свободу, свободу речи и прессы, право на собрания и приватность. Мандаты депутатов были аннулированы, после переизбрания нацистская партия получила большинство в Рейхстаге и смогла провести «Закон о защите народа и рейха», дававший Гитлеру диктаторские полномочия — при этом формально веймарская конституция продолжала действовать до свержения Третьего рейха. Похожую аферу провернули в Египте. Там закон о чрезвычайном положении действовал непрерывно с 1981 до 2012 года и стал одной из причин революции.
С другой стороны, менять конституции бывает необходимо, и во многих странах это рутинный процесс. Например, в Германии для принятия поправок нужны только голоса двух третей парламента. Однако в большинстве стран за изменения в конституции обычно либо дважды голосует парламент — до и после выборов, — либо после утверждения парламентом проводится референдум.
Как принимали Конституцию России
Такое явление, как Конституция, существует во всех странах мира, а историки относят первые прообразы основного закона к эпохе Древней Греции. В современном юридическом понимании первая Конституция была принята в 1787 году в США – и она до сих пор действует. Также среди первых были конституции Франции и Польши.
Каждый год в мире появляется примерно 5 новых конституций, а в 20-30 вносят поправки. Самыми молодыми конституциями считаются африканские – из 39 стран в 19 конституции появились после 2000 года. Относительно молодые конституции и у постсоветских стран – они были приняты после распада СССР в 1991 году.
Конституция – это основной закон государства. Это означает, что ни один другой закон или подзаконный акт не может противоречит конституции. Как правило, в конституции закрепляются основные положения правовой системы страны и порядок избрания высших руководителей.
А еще в них часто закрепляют основные права и обязанности граждан. Например, в конституциях 73 стран мира упоминается обязанность платить налоги, 98 конституций обязывают граждан служить в армии, а 41 конституция (в том числе в прогрессивной Японии) – обязывают граждан работать.
Российская Конституция была принята в 1993 году. Как известно, в начале 90-х в России были очень непростые политические и социально-экономические условия. Ее принятие было жизненно необходимо: после распада СССР для граждан и бизнеса были сняты многочисленные запреты, а в экономике был отчетливый кризис.
Что касается политического кризиса, он был связан с противостоянием президента Бориса Ельцина и вице-президента Александра Руцкого, которое в итоге привело к знаменитому указу №1400 и вооруженным столкновениям. И принятие новой Конституции было единственным способом разрешить кризис.
Изначально было много проектов основного закона, из которых главными считались 2:
- проект Конституционной комиссии – в первоначальной версии предполагал создание парламентско-президентской республики;
- проект Конституционного совещания (а по факту – Бориса Ельцина) – предусматривал широкие полномочия президента.
Итоговый вариант был, по сути, собран из двух, и после серьезной доработки президент вынес его на всенародное голосование. Фактически у Конституции России было около 800 соавторов, в процессе помогали даже участники проекта «Rule of Law», который существует на деньги правительства США (что сейчас кажется немыслимым).
В итоге на прошедшем 12 декабря 1993 года за проект Конституции России проголосовали жители страны и она вступила в силу. Эта дата теперь считается Днем Конституции.
«Гибкие» и «жесткие» конституции
Конституции этого вида различаются по способу изменения.
Определение 6
«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).
«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:
- Квалифицированное большинство голосов;
- Проведение двойное голосования;
- Утверждение на референдуме.
В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.
В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:
- Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
- Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
- В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
- Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
- Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
- Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.
В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.
Пример 2
В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.
Основные функции КОНСТИТУЦИИ.
Функции конституции отличаются широтой охвата – нормативно-правовой акт такого типа предназначен для регулирования практически всех сфер жизни граждан. Можно выделить несколько основных факторов:
Учредительная функция. Ее суть заключается в том, что конституция считается основой для существования любого правового государства.
Внешнеполитическая
Её важность заключается в регулировании международных политических отношений, в том числе и характера международной политики.
Организаторская. Цель такой функции заключается в описании перспектив развития страны и основных задач, которые предстоит решить правительству и народу.
Идеологическая (присутствует не во всех)
Некоторые нормативно-правовые акты устроены таким образом, что в них дополнительно фиксируется также и политическое коммунистическое учение. Так было в процессе создания Конституции СССР.
Юридическая. Роль конституции в этом случае заключается в правовом регулировании отношений различных сфер деятельности граждан.
Само понятие Конституция означает, что она устанавливает и охраняет экономические, социальные, политические и правовые отношения в обществе страны. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот нормативно-правовой акт направлен на обеспечение народного суверенитета, деление власти на три основных ветки (законодательная, исполнительная, судовая), а также и гарантии прав и свобод граждан.
Во многом конституция предполагает отображение особенностей государства и его граждан. Она помогает в вопросах самоидентификации, становится основой для формирования мировоззрения граждан, позволяет проводить контроль различных сфер отношений в срезе человек-человек и человек-государство.
Четыре признака суверенитета по Л.Дюги
Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:
- Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
- Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
- Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
- Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.
В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.
Определение 3
Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.
Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.
Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.
Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.
Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.
Вывод 2
Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.
Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.
Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.
Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.
Драконовские меры: история конституций
Первые своды основных законов появились еще в древности. Их впервые записали в Афинах в 620 году до н.э., речь шла об управлении городом. Необходимость была насущной: власть принадлежала аристократии, которая руководствовалась по своему усмотрению устными правилами, неизвестными бедным жителям.
В Афинах практиковали денежные займы под залог имущества, земли и даже свободы. В итоге население попало в долговую кабалу, в руках аристократии оказались крупные земельные наделы, а царь ослабел. Если кто-то совершал преступление, последствия зависели от того, к какой семье принадлежал преступник и жертва. Зачастую это приводило к кровной мести, которая могла длиться несколько поколений. Аристократические вендетты затрагивали весь город.
После неудачной попытки захвата власти олимпиоником Килоном, который стремился стать тираном при поддержке недовольных бедных жителей, аристократы были вынуждены ввести общие правила. Задачу поручили законодателю Драконту, который зафиксировал существовавшие законы и ввел новые. Преступления среди аристократов теперь разрешались судом, а кровная месть стала нелегальной. Тремя сотнями лет позже Аристотель особо отмечал различение между умышленным и непредумышленным убийством. Но помимо этого конституция Драконта была драконовской — именно ему мы обязаны этим выражением. Многие мелкие преступления, например, кража продуктов, карались смертью. За долги по-прежнему можно было попасть в рабство.
В итоге конституция Драконта просуществовала недолго и в 590-е годы до н.э., после очередной смуты, была заменена законами Солона. Тот провел долговую амнистию, обеспечил всем представительство в суде и расширил ценз для присутствия в выборных органах — положив начало афинской демократии.
Фото: Douglas O / Unsplash
Аристотеля конституция Драконта интересовала наряду с другими подобными сводами законов — он был занят вопросом о том, что же такое конституция, и как она должна быть устроена. Вот что он пишет в своей «Политике»:
«Государственный строй есть порядок в области должностей; при нем все части находят себе место либо на основании свойств, присущих им, либо в силу того или иного правила, обусловливающего их равенство с общей точки зрения (я имею в виду, например, правило, уравновешивающее либо неимущих, либо состоятельных, либо общее для тех и других). Таким образом, неизбежно получается столько же видов государственного строя, сколько имеется способов управления в зависимости от превосходств и отличительных свойств, присущих составным частям государства».
Аристотель, судя по всему, первым отделил от обычных законов законы конституционные — то есть такие правила, которые устанавливают «порядок в области должностей». Иными словами, основная задача конституции — описать системы и процедуры, по которым будет управляться государство. Отсюда идея о примате конституции над остальными законами.
Виды законов
На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.
Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)
Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).
Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:
- субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
- предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
- срок действия (постоянный или временный закон);
- характер (текущий и чрезвычайный);
- сфера действия (общефедеральный и региональный);
- содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
- степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
- значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
- объем регулирования (общий и специальный).
Какие поправки ожидаются и как их будут принимать
Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.
Поправок достаточно много:
- закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
- приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
- усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
- кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
- президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
- местное самоуправление становится частью единой системы власти.
Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.
В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.
Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).
Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.
Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:
- самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
- норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
- тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
- приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
- в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
- президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
- Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
- органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.
В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.
Заключение
Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.
Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.
И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.

Эта тема закрыта для публикации ответов.