Оглавление
- Содержание Конституций
- Содержание Конституции России
- Содержание и форма Конституции
- Торг
- Форма государственного устройства
- Значимость текста конституции
- Глава государств
- Почему конституция основной закон государства
- КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)
- Группы прав
- Основные черты Конституции РФ
- Теория правового государства
- Какие могут быть Конституции
- Конституция РФ, как основной Закон государства
- Политический режим
- История конституции
Содержание Конституций
Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:
- Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам.
- Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.
К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:
- Право личной неприкосновенности, то есть контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки.
- Свобода труда и передвижения, то есть отмена полицейской паспортной системы.
- Свобода совести.
- Свобода слова и печати.
- Гражданское равенство — уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений.
- Свобода собраний и союзов.
- Право подавать петиции.
- Право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.
Совокупность данных положений именуется конституционным правом, а их система называется конституционализмом.
Содержание Конституции России
По содержанию Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.
Определение
Преамбула — вводная или вступительная часть нормативного акта.
В ней определяются цели и задачи государства, а именно: утверждение прав и свобод человека, обязательности соблюдения демократических основ, а также мира в РФ, сохранение единства страны, возрождение суверенитета, обеспечение благополучия России.
Первый раздел
Он включает девять глав:
- Основы конституционного строя. Здесь говорится об основополагающих принципах законов Российской Федерации.
- Права и свободы человека и гражданина. В данной главе речь идет об основных правах и обязанностях граждан РФ.
- Федеративное устройство. В этой части первого раздела можно узнать о государственном устройстве России, о территориальном делении и о полномочиях, которые закреплены за каждой административной единицей государства.
- Президент Российской Федерации. Здесь говорится об условиях, при которых человек может стать президентом РФ, об его обязанностях и правах.
- Федеральное Собрание. В данной главе речь идет о парламенте России, о его делении на две палаты. Верхняя — это Совет Федерации. Нижняя — это Государственная Дума.
- Правительство Российской Федерации. В этом пункте можно узнать о полномочиях правительства Российской Федерации, а также о председателе правительства.
- Судебная власть. Здесь говорится о классификации и иерархии судов РФ, а также об их полномочиях.
- Местное самоуправление. В этой части первого раздела речь идет о том, что такое местное самоуправление, о его назначении и обязанностях.
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Это заключительная глава раздела. В ней представлены возможности внесения поправок в Конституцию России.
Второй раздел
Он называется «Заключительные и переходные положения». В нем:
- приведены положения о введении новой Конституции;
- представлено соотношение Конституции и Федеративного договора;
- определен порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, которые действовали до вступления в силу данной Конституции;
- рассмотрены основания, на которых действуют ранее образованные органы.
Содержание и форма Конституции
Конституция Российской Федерации – самый главный закон страны, целью которого является обеспечение граждан правами и свободами и указание Федеративного устройства общества. Конституция состоит из двух разделов, основного и дополнительного.
В первом разделе 9 глав:
- Принципы конституционного строя. Первая глава содержит 16 статей, в которых описываются основные понятия и признаки государственного строя, выделяются принципы политического и социального развития страны.
- Права и свободы человека и гражданина. Во второй главе 64 статьи с описанием основных прав и свобод человека и гражданина в которых указано, на какие поощрения может рассчитывать индивид, что может делать на территории страны и какую помощь может ждать от государства
- Федеративное устройство. Третья глава посвящена устройству государства и наименованию всех субъектов, расположенных на территории страны
- Президент Российской Федерации. Президент РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции РФ. В четвертой главе описаны все его функции, обязанности и права, способ выбора и механизмы воздействия на общество
- Федеральное собрание и правительство Российской Федерации. Кроме Президента РФ интересы страны представляют Федеральное собрание и Правительство РФ. Их обязанности описаны в пятой и шестой главах
- Судебная власть и прокуратура. Функции судебной власти описаны в 7 главе Конституции РФ
- Местное самоуправление.Все документы о работе региональных и муниципальных органов власти строятся на основании 8 главы Конституции РФ
Торг
И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.
Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречен на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.
Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)
Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.
Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)
Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.
Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внес 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Значимость текста конституции
Несмотря на то, что в последнюю половину двадцатого века произошёл качественный скачок в принятии государствами по всему миру национальных конституций, существует проблема утраты значимости непосредственно самого текста конституции
К примеру, опросы населения Соединённых Штатов выявили, что основная часть американцев признаёт важность конституции США, но при этом мало кто мог сказать, каково содержание текста конституции, о чём она говорит. Известная слабость конституций, когда принципы, в них заложенные, могут с достаточной лёгкостью попираться властью, также не способствует утверждению их важности.
Тенденция потери текстом конституции своей значимости прослеживается и в научной среде. В основе этого — несколько причин. Одна из них — частое рассмотрение основного закона исключительно в юридическом его значении. Зачастую всестороннему анализу подвергаются законы и институты, основанные на конституции, рассматривается юридическое применение основного закона в судах, его влияние на формирование законодательной и исполнительной власти. Попытки приблизиться к самому тексту зачастую заканчиваются той или иной интерпретацией текста, а не ответом на вопрос о необходимости текста как такового. Другой стороной медали оказывается подход, когда конституции рассматриваются в жёсткой привязке к конкретным условиям, что означает значимость документа лишь для ограниченной территории, ограниченного числа людей и на ограниченное время. Когда какой-либо текст начинает приобретать значение, только исходя из обширности и глубины анализа условий его появления или интерпретаций его применения, это означает снижение значимости самого текста.
На самом деле непосредственно значим сам текст основного закона, который создаётся с определёнными целями и имеет важное символическое значение. Конституции могут формировать гражданский характер страны, помогать в самоидентификации нации
Тексты лучших конституций обладают столь сильным духом, что служат предметом гордости и почитания народа. Худшие же способны подчеркнуть всю разобщённость населения.
Несмотря на огромные различия, большинство конституций схоже по выполняемым ими функциям, что означает значимость самого текста, а не только порождённых им политических и юридических институтов
Изначальной и наиболее важной функцией является ограничение власти правящего лица. Это является ответом на главные вопросы создателей: для чего нужен текст конституции и что он должен делать
Среди других функций можно назвать: разрушение старого политического режима и образование нового; создание образа политического будущего, который будет источником вдохновения для населения; обозначение структуры политических институтов; разрешение конфликта институтов в стране; обеспечение прав для меньшинств и их включение в политический диалог и др. Разные конституции могут иметь или не иметь в своём тексте те или иные функции, они могут оставаться лишь словами на бумаге, однако создание текста конституции как такового служит вполне определённым целям.
Тексты конституций, начиная с самых первых и до наших времён, ощутимо изменились. Они стали более длинными, а если раньше в них закреплялись лишь базовые принципы, то теперь они более детальны, что, возможно, означает снижение их эффективности. Особенно подробными являются конституции стран восточной Европы, когда в тексты встраивались все сложнейшие экономические и политические особенности перехода от социализма к новым общественным порядкам.
Глава государств
Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).
В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.
Почему конституция основной закон государства
Нужно обратить ваше внимание на то, что в нашей стране существует невероятное обилие законов. Каждый закон, непосредственно базируется именно на конституционных нормах
Сразу же отметим, что если законодательство будет иметь определенное несоответствие Конституции, то в данном случае, оно теряет свою юридическую силу и не имеет никакого значения. Кроме всего прочего, сама Конституция содержит в себе всю необходимую информацию, которая касается непосредственно структуру проработки и создания, последующего принятия и обнародования закона, а также вступление его в юридическую силу.
Таким образом, становится понятно, что все основные положения государства, и все положения человека в обществе и государстве, непременно определяются данным законодательством. Именно по этой причине, Конституция РФ и является основным законом, который наделен наивысшей юридической силой в нашей стране.
КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)
Основной закон Германии — Основной закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал социализма,… … Википедия
Конституция — основной закон — (лат.) учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обычно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на начале народного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими
Основные черты Конституции РФ
- Принцип верховенства. Основной закон действует на всей территории Российской Федерации без исключения.
- Конституция РФ – акт прямого и непосредственного действия. Это означает, что суды или другие государственные органы принимая какие-либо решения, могут ссылаться на конкретную статью, даже если при определённых обстоятельствах отсутствуют необходимые законы, инструкции, указы и т. д..
- Устойчивость и стабильность. Основной закон РФ не может меняться каждый год, и даже каждое десятилетие.
- Легитимность (законность). Конституция РФ принята законным способом. На референдуме основной закон государства поддержало большинство проголосовавших граждан.
Сколько часов надо откатать в автошколе по закону в текущем году?Изучить правила дорожного движения для владельцев транспортного средства – только половина пути перед самостоятельным выездом на персональном автомобиле. Основная задача –…
Как спилить дерево не нарушая закон?В нашем мире экология стремительно ухудшается, и государство принимает все новые меры по сохранению кустарников и деревьев. От зеленых насаждений зависит качество воздуха и…
Сколько дней отпуск по закону?Согласно Трудового кодекса № 197-ФЗ РФ принятого 30.12.2001 каждый работник в Российской Федерации имеет право на законный отпуск. Порядок их предоставления и продолжительность…
Время, когда можно шуметь в квартире закон?ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обращает внимание граждан на то, что с одиннадцати вечера и до семи утра формируется определенный..
Теория правового государства
Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, |
Правовое государство основывается на принципах:
-
закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;
-
права граждан защищены государством;
-
держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.
Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.
Этапы формирования правового государства:
Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера,
например, готовность граждан отстаивать свои права.
Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права
При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое
гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.
Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.
Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.
Какие могут быть Конституции
- Юридической Конституцию называют в случаях, когда основной закон является сводом правовых норм, которые регулируют общественные отношения в государстве;
- Под понятием «фактической» Конституции подразумевают свод реально существующих в государстве социальных отношений.
- Кодифицированным, когда конституция представляет собой единственный правовой акт, который регулирует все самые основные вопросы взаимодействий в государстве;
- Некодифицированным, когда существуют несколько актов, которые регулируют главные вопросы конституционного характера;
- Смешанным. В этом случаи Конституция включает в себя парламентские законы, обычаи, судебные прецеденты и доктринальные толкования.
- Гибкие. Изменять такой основной закон можно просто путем принятия ещё одного закона.
- Жесткие. Чтобы изменить Конституцию в этом случаи требуется достаточно сложная процедура, предполагающая получения квалифицированного большинства в парламенте (порой даже проведения референдума), ратификации поправок субъектами федерации.
Конституция РФ, как основной Закон государства
Основной Закон Государства
Основной Закон любой страны с государственным укладом должны соблюдать и уважать простые люди, чиновники, депутаты, госорганы власти и местного самоуправления.
- Если вы уважаете свою страну и законодательство, действующее в этом государстве, то вы обязаны знать, что каждая статья прямо направлена на ее исполнение всеми людьми и госорганами.
- Если исполнение какой-то статьи поставлено под сомнение, это значит, что были нарушены ваши юрид. права, и вы имеете право обратиться с исковым заявлением в судебный орган или любой орган госвласти, чтобы восстановить правосудие.
- При этом вы имеете право ссылаться на конкретную статью в договорном конституционном документе.
Нормы конституционного характера действуют на всей территории РФ. С точки зрения государственных специалистов, этот договорной конституционный документ выполняет такие задачи:
- Закрепляет правовую базу государства
- Гарантирует права людей в государстве
- Ведет контроль за властью в стране
- Занимается правосудием
Первая глава конституционного документа говорит о том, что этот Закон является высшим: никакие иные правовые акты не могут вступить в противоречие с принятыми статьями в Конституции.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
История конституции
Основные законы Древнего мира
Деталь из стелы Хаммурапи показывает, что он получает законы Вавилона от сидящего божества солнца.
Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская неписаная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила.
Средневековые своды законов
Предшественниками современных конституций стали средневековые своды законов.
В частности, Законоправило (номоканон) святого Саввы было первым уставом Сербии с 1219 года, сборником гражданского права, основанного на римском праве и каноническом праве Вселенских соборов, и его основной целью было организовать функционирование молодого сербского королевства и сербской церкви. Святой Савва начал работу над сербским Номоканоном в 1208 году, находясь на горе Афон, используя «Номоканон в четырнадцати титулах», «Синопсис Стефана Ефесянина», «Номоканон Иоанна Схоластика», документы Вселенских соборов, которые он модифицировал каноническими комментариями Аристиноса и Иоанна Зонара, местные церковные собрания, правила святых отцов, закон Моисея, перевод Прохирона и новеллы византийских императоров (большинство из них были взяты из новелл Юстиниана и Corpus iuris civilis). Номоканон был новым сводом гражданских и канонических правил, взятых из византийских источников и приспособленных к сербским условиям. Юридические трансплантации римско-византийского права стали основой сербского средневекового закона.
Стефан Душан, император сербов и греков, принял Законник в Сербии на двух государственных съездах: в 1349 году в Скопье и в 1354 году в Сере. Этот свод законов регулировал все социальные сферы. Кодекс был основан на римско-византийском праве. Юридическая трансплантация примечательна статьями 171 и 172 Кодекса Душана, которые регулируют юридическую независимость. Они были взяты из византийского кодекса Василики (книга VII, 1, 16-17).
В 1529 году был принят Статут Великого Княжества Литовского, состоявший из 13 разделов (283 статьи). Уже на берестейском сейме 1544 года статут был подвергнут пересмотру, а окончательная версия была издана в 1588 году и действовала до полной отмены в 1840 году.
Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году. Следует, однако, учитывать, что Декларацией прав граждан и основных принципов государственного устройства он был дополнен только в 1974 году.
Конституции Нового времени
Первая страница оригинального текста Конституции Соединённых Штатов
Первой конституцией в современном смысле этого понятия, — то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них, — является Конституция США(принята 17 сентября 1787 года), ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. К первым писаным конституциям на Европейском континенте также относят Конституцию Речи Посполитой (принята 3 мая 1791 года) и Конституцию Франции (принята 3 сентября 1791 года). Обе конституции просуществовали недолго, в Речи Посполитой — из-за окончательного раздела страны, во Франции — из-за развития революционных событий.

Эта тема закрыта для публикации ответов.