Оглавление
- Штрафы при проведении специальных закупок
- Как оплатить штраф по 44 ФЗ
- Нарушения при планировании
- Штрафы и пени начислены — что дальше?
- Как оспорить наказание
- Ответственность за нарушение условий контракта
- Предусмотрена ли административная ответственность за использование неисправной ККТ?
- Как рассчитать заказчику?
- Виды штрафов
- Нарушения и предписание
- Какие бывают штрафы по 44-ФЗ
- Краткое описание ответственности сторон по контракту по 44-ФЗ
- Штрафы: общий случай
- Другой комментарий к статье 6.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
- Ответ
- Налоговые деликты
Штрафы при проведении специальных закупок
Отдельная линейка штрафов предусмотрена для контрактов, которые заключены после проведения специальных закупок. Подразумеваются закупки, объявленные для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Эта категория исполнителей госконтрактов поддерживается государством, что в том числе проявляется и через уменьшенные размера штрафов. Принцип сохраняется тот же — чем выше цена, тем меньше процент штрафа.
Как и в обычных закупках, процент штрафа устанавливается от цены контракта или отдельного этапа. Однако ценовых коридоров выделено гораздо меньше. Ознакомиться со штрафами для данной категории поставщиков можно в следующей таблице.
Таблица 2. Штрафы для спецзакупок (СМП и СОНО)
Цена контракта или этапа (в рублях) | Размер штрафа (в % от цены контракта) |
Не более 3 млн | 3 |
От 3 млн до 10 млн | 2 |
От 10 млн до 20 млн | 1 |
Как оплатить штраф по 44 ФЗ
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
Нарушения при планировании
Как известно, планирование осуществляется путем составления плана закупок и плана-графика закупок. При этом такие планы нужно утвердить и разместить в ЕИС в установленные сроки.
Как показала практика, учреждения допускают немало ошибок при планировании закупок. Некоторые из них легко поправимы, а за некоторые придется расплачиваться штрафом.
Например, нарушением является включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих:
-
целям закупки;
-
требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам;
-
нормативным затратам.
Также нарушением будет включение в план-график начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Например, Свердловский областной суд в Решении от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017 признал административный штраф, наложенный на руководителя контрактной службы, законным. Такой вывод был сделан ввиду того, что заказчик включил в план-график пять заказов, по которым для обоснования НМЦК применил метод сопоставимых рыночных цен, используя ценовую информацию, полученную без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, чем нарушил ст. 22 Закона № 44-ФЗ. За данное нарушение КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Нарушение срока утверждения или размещения в ЕИС плана закупок, плана-графика закупок или вносимых в них изменений тоже не останется незамеченным: за это КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5 000 до 30 000 руб. Так, ФАС, проводя проверку заказчика, выявила, что он осуществлял закупку, которая не включена в план-график. Заказчик ссылался на технический сбой ЕИС, однако ФАС посчитала, что заказчик должен был заранее позаботиться о внесении изменений в план-график при необходимости совершить закупку. Поскольку на день размещения извещения в ЕИС план-график не был скорректирован, ФАС признала наличие нарушения КоАП РФ (Решение от 25.07.2017 по делу № К-936/17).
Дополнительно отметим, что в рассматриваемой ситуации ФАС могла бы квалифицировать осуществление закупки, которая не предусмотрена планом-графиком, по иному основанию – КоАП РФ. Тогда штраф для должностного лица составил бы 30 000 руб.
Еще одним нарушением является несоблюдение требований Закона № 44-ФЗ об общественном обсуждении закупок. Правила и случаи такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Они начали действовать с 01.01.2017. В тех спортивных учреждениях, где нарушается порядок и сроки общественного обсуждения либо его не проводят, должностные лица могут быть оштрафованы по КоАП РФ на 30 000 руб.
Напомним, что обязательное общественное обсуждение проводится в случае закупки при НМЦК более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – за исключением некоторых случаев, например, запроса котировок в целях ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.
Штрафы и пени начислены — что дальше?
Если произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, стороны, как правило, оговаривают причины этого и обсуждают степень своей виновности. Тут возможны два варианта — поставщик признает либо не признает себя виновным.
Поставщик признает свою вину
Если поставщик не отрицает, что виноват в нарушение условий контракта, он может добровольно заплатить штраф и пени. В этом случае заказчик направляет в адрес исполнителя претензию, в которой указывает, по какому контракту и какую сумму он должен оплатить в качестве штрафных санкций, а также описывает нарушение условий договора. Поставщик соглашается с изложенными в письме фактами и перечисляет деньги заказчику, после чего следует обычная процедура приемки контракта и расчета.
Заказчик может взыскать сумму штраф или пени с поставщика самостоятельно. В зависимости от ситуации это можно сделать следующим образом:
- Удержать из суммы оплаты за исполнение контракта.
- Обратиться в банк, который выдал гарантию, с требованием компенсировать неустойку. Способ может быть применен в том случае, если договор банковской гарантии на исполнение контракта включает пункт о покрытии взысканий подобного рода. При этом между заказчиком и поставщиком сохраняются обычные взаимоотношения по исполнению контракта, оформлению результатов его приемки и оплаты.
- Удержать из обеспечения контракта. Отметим, что это неоднозначный способ, ведь в соответствии с законом обеспечение контракта — это страховка от его неисполнения. Формально использовать его на другие нужды нельзя, поэтому если заказчик удержит из этой суммы штрафные санкции, поставщик может обратиться в суд.
Если поставщик не желает платить штраф и пени
Однако порой поставщик не согласен с начисленными санкциями, поскольку считает виновным заказчика. Например, последний затянул срок предоставления документации, из-за чего исполнитель контракта не смог начать строительство вовремя. В этом случае после получения претензии от заказчика поставщику следует обратиться в арбитражный суд
Важно, что при этом свои обязательства по контракту нужно продолжать исполнять в обычном режиме
Суд может вынести решение трех типов:
- полностью освободить поставщика от уплаты санкций, если посчитает его доводы убедительными;
- отказать поставщику в удовлетворении его просьбы и обязать оплатить пени и/или штраф, если решит, что правда на стороне заказчика;
- удовлетворить иск частично, то есть уменьшить сумму неустойки по причине того, что она несоизмерима с последствиями нарушенного обязательства.
Как оспорить наказание
Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.
Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:
- Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
- Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
- Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.
Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.
Предусмотрена ли административная ответственность за использование неисправной ККТ?
Пунктом 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за применение неисправной ККТ.
Обоснование. Согласно нормам названного пункта неприменение в установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
Одними из условий признания ККТ неисправной являются отсутствие (полное или частичное) чека, а также его плохое (неразборчивое) пропечатывание. Какая информация должна быть четко отражена в чеке, чтобы ККТ не была признана неисправной?
Перечень обязательных реквизитов контрольно-кассового чека, которые должны четко и в полном объеме на нем отражаться, приведен в п. 4 Положения № 745.
Обоснование. Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ установлено, что организации, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Если учреждение в случаях, установленных Федеральным законом № 54‑ФЗ, осуществляет расчеты с населением без применения ККТ, то покупателям выдаются бланки строгой отчетности, подтверждающие прием у них денежных средств. Согласно нормам п. 4 Положения № 745 юридическое лицо, осуществляющее денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
- наименование организации;
- идентификационный номер организации-налогоплательщика;
- заводской номер контрольно-кассовой машины;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.
В случае если учреждение в силу норм Федерального закона № 54‑ФЗ при расчетах с населением не использует ККТ, вместо чека покупателям выдается бланк строгой отчетности (БСО). Он должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, за исключением случаев, когда форма БСО утверждена органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит утверждение формы БСО при оказании услуг населению.
Как рассчитать заказчику?
При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2020 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:
- Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
- Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.
В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:
1/300 Ст * Ц * Д, где:
Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;
Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
Д – количество дней просрочки.
Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2020 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.
По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:
по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:
(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;
по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:
(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;
в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:
(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;
Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:
1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.
В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.
Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):
Цена контракта (руб.) | Штрафы в % отношении к цене контракта |
Менее 3 млн. | 10 |
3-50 млн. | 5 |
50-100 млн. | 1 |
100-500 млн. | 0,5 |
500 млн.-1 млрд. | 0,4 |
1-2 млрд. | 0,3 |
2-5 млрд. | 0,25 |
5-10 млрд. | 0,2 |
Более 10 млрд. | 0,1 |
Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи
Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.
Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:
Цена контракта (руб.) | Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Виды штрафов
Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д. Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д. Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности. Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.
Вид и категория штрафа зависит от тяжести совершенного преступления. Стороны могут понести:
- Дисциплинарную ответственность;
- Уголовную ответственность;
- Административную ответственность;
- Гражданско-правовую ответственность.
Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.
Нарушение по контрактной системе
Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.
Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:
- Заказчик и поставщик;
- Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
- Сотрудники государственных и федеральных органов;
- Организации со специализацией закупок;
- Работники комиссий по государственным закупкам.
Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:
- Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
- Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
- Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.
В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.
Для заказчика
Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 — 7.32.1. Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 — 7.29.3. В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.
Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности. Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей. Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.
Ответственность за нарушение сроков
Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.
В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был — поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей. За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом. При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.
Нарушения и предписание
Не всегда нарушения положения законодательства о закупках чреваты административным наказанием: за некоторые не предусмотрена ответственность КоАП РФ, а за некоторые заказчики освобождаются от ответственности ввиду малозначительности недочета.
Если КоАП РФ за нарушение не предусмотрена ответственность, контрольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в ЕИС. Причем оно должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Если предписание не исполнить, ФАС вправе применить к учреждению или должностному лицу (в зависимости от того, кому было выдано предписание) меру административной ответственности по КоАП РФ: штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., для юридических лиц – 500 000 руб.
* * *
Нарушения законодательства о закупках совсем не редкость. Несмотря на достаточно четкую регламентацию закупочной деятельности, заказчики путаются в сроках и правилах составления документов и размещения информации. Полагаем, что контрактному управляющему или руководителю контрактной службы лучше лишний раз открыть Закон № 44-ФЗ и прочитать правила осуществления той или иной закупки, чем потом платить многотысячные штрафы. А руководителям учреждений, в свою очередь, рекомендуем периодически повышать квалификацию занимающихся закупками работников, чтобы те были в курсе последних изменений и нововведений.
Какие бывают штрафы по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).
Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042.
Краткое описание ответственности сторон по контракту по 44-ФЗ
Размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств по Федеральному закону №44-ФЗ определяется согласно Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.
Штраф начисляется согласно правил, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления штрафа (п.13 ПП 1042).
Если контрактом предусмотрены этапы, то штраф рассчитывается для каждого этапа.
Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
ВАЖНО! Штраф рассчитывается за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательств.
Размеры штрафов по 44-ФЗ
*обозначение: НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта, ЦК – Цена контракта
1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств начисляется неустойка в размере:а) 10 % от ЦК (этапа), если ЦК (этапа) не превышает 3 млн. рублей;б) 5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 1 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 0,5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);(в данном пункте рассмотрены штрафы при НМЦК менее 500 млн.рублей)
2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств по результатам торгов для СМП, размер штрафа устанавливается в размере 1% от ЦК (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств, заключенным с ПОБЕДИТЕЛЕМ закупки, предложившим НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА:а) если ЦК не превышает НМЦК:10 % от НМЦК, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;5 % от НМЦК, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);1 % от НМЦК, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);б) если ЦК превышает НМЦК:10 % цены контракта, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;5 % цены контракта, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);1 % цены контракта, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательства, которое НЕ ИМЕЕТ СТОИМОСТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств):а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей;б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение ПОДРЯДЧИКОМ обязательств ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 % стоимости указанных работ.
6. Если контрактом предусмотрено условие о ПРИВЛЕЧЕНИИ к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, штраф устанавливается в размере 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.
7. За каждый факт неисполнения ЗАКАЗЧИКОМ обязательств:а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей (включительно);б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
Прочие калькуляторы для 44-ФЗ:
- Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта
- Калькулятор расчета цены контракта по итогам электронного аукциона или конкурса
- Расчет обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ
- Расчет неустойки (пени) для 44-ФЗ (согласно Постановления Правительства №1042)
- Калькулятор объема закупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
- Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз
Штрафы: общий случай
Штраф представляет собой фиксированную величину в процентах:
- от цены контракта;
- от цены отдельного этапа, если таковые зафиксированы в контракте.
Максимальный размер штрафа установлен для самых недорогих закупок стоимостью до 3 млн рублей и равен 10% от цены контракта. Минимальный штраф — 0,1% от стоимости — назначается при цене контракта более 10 млрд рублей. В следующей таблице представлены все ставки штрафа в зависимости от стоимости контракта.
Таблица 1. Штрафы для поставщиков, применяемые в общем случае
Цена контракта или этапа (в рублях) | Размер штрафа (в % от цены контракта) |
Не более 3 млн | 10 |
От 3 млн до 50 млн | 5 |
От 50 млн до 100 млн | 1 |
От 100 млн до 500 млн | 0,5 |
От 500 млн до 1 млрд | 0,4 |
От 1 млрд до 2 млрд | 0,3 |
От 2 млрд до 5 млрд | 0,25 |
От 5 млрд до 10 млрд | 0,2 |
Более 10 млрд | 0,1 |
Надо отметить, что такая градация штрафов введена неспроста. В последнее время появляется все больше дорогих контрактов, стоимость которых оценивается миллиардами рублей. Они чаще всего заключаются в рамках целевых программ и приоритетных направлений экономического развития. Приведенная выше линейка штрафов позволяет:
- защитить интересы заказчика в случае, когда поставщик не выполняет контракт или делает это ненадлежащим образом;
- создать условия для того, чтобы штраф не привел к несостоятельности поставщика, допустившего нарушение при исполнении госконтракта.
Другой комментарий к статье 6.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно указанному Федеральному закону под гигиеническим нормативом понимается установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Применительно к ст. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в состав законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят наряду с указанным Федеральным законом другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
Административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, указанных в ст. 6.4 — 6.7 КоАП, квалифицируется в соответствии с данными статьями. Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в остальных случаях влечет за собой административную ответственность, установленную комментируемой статьей.
2. Обеспечение профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения возложены на государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ, статус которой определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (см. комментарий к ст. 23.13).
В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Минздравом России. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, создающейся из числа ведущих специалистов, ученых, руководителей государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и возглавляемой Главным государственным санитарным врачом РФ. Санитарные правила, утвержденные Минздравом России, подлежат государственной регистрации.
3. Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При установлении объективной стороны состава данного правонарушения необходимо выявить факт указанного нарушения независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.
Нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется как преступление, предусмотренное соответственно ч. 1, 2 ст
236 УК.
4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (см. комментарий к ст. 23.13).
Ответ
За любое нарушение условий контракта кроме просрочки контрагент и заказчик платят штрафы. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, начисляется только пеня, во всех других случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчиком начисляется штраф.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Относительно штрафов — в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.
Налоговые деликты
Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.
Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.
Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:
- территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
- судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .
Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.
Размер штрафа как наказания по КоАП диверсифицируется в зависимости от:
- размера причиненного государству ущерба;
- повторности деяния;
- длительности срока, в течение которого совершались правонарушения и т.д.

Эта тема закрыта для публикации ответов.