Кем осуществляется государственное управление охраной труда? ст. 216 тк рф. комментарии

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Оглавление

Структура государственных органов, занимающихся охраной труда

На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:

Ступень иерархии госуправления Функции
Федеральный уровень (общегосударственный уровень) Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управлениедеятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
Региональный уровень (уровень субъекта РФ) Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
Муниципальный уровень (местный уровень) Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства. Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах. Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка

Работник обязан:

  • соблюдать требования
    охраны труда;

  • правильно применять
    средства индивидуальной и коллективной
    защиты;

  • проходить обучение
    безопасным методам и приёмам выполнения
    работ
    и оказанию первой помощи
    пострадавшим на производстве, инструктаж
    по охране труда
    , стажировку на рабочем
    месте, проверку знаний требований
    охраны труда;

  • немедленно извещать
    своего непосредственного или вышестоящего
    руководителя о любой ситуации, угрожающей
    жизни и здоровью людей, о каждом
    несчастном случае, происшедшем на
    производстве, или об ухудшении состояния
    своего здоровья;

  • проходить обязательные
    предварительные (при поступлении на
    работу) и периодические (в течение
    трудовой деятельности) медицинские
    осмотры (обследования), а также проходить
    внеочередные медицинские осмотры
    (обследования) по направлению работодателя.

Вопросы по действию положений ст. 216 ТК

Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?

Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).

Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.

Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?

О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.

В чем заключается государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:

  • утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
  • разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
  • формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
  • поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее роль в системе управления

Помимо профильного постановления № 875 базовые принципы функционирования и структурного подчинения инспекции определены гл. 57 ТК РФ (ст. 353–369 ТК РФ).

Роструд, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет общий надзор за исполнением трудового законодательства в России. В регионах эти функции выполняют территориальные подразделения — Государственные инспекции труда (ГИТ), действующие в каждом субъекте страны. К общим полномочиям инспекций, помимо прочего, относятся:

  • выполнение комплекса действий по обнаружению и пресечению случаев нарушения норм и правил в сфере трудовой деятельности;
  • контрольные и надзорные функции по отношению к работодателям, а также профильные проверки по особо опасным видам производственной деятельности;
  • обработка жалоб и сообщений о несчастных случаях в сфере производственных отношений, принятие мер для их профилактики, расследование обстоятельств с целью привлечения к ответственности;
  • осуществление экспертизы факторов трудовой деятельности, контроль за проведением аттестации рабочих мест;
  • иные полномочия, определенные ст. 356 ТК РФ и постановлением № 875.

Территориальная государственная инспекция по охране труда включает штат инспекторов, перечень полномочий которых определен ст. 357 ТК РФ.

ВАЖНО! Только инспекторы ГИТ уполномочены проводить проверки организаций и предпринимателей на предмет выполнения требований по безопасности труда, защиты прав работников, а также оформлять предписания об устранении выявленных нарушений. Исключения предусмотрены для отдельных видов производственной деятельности (ст. 366–369 ТК РФ)

Система функционирования Роструда подразумевает четкую иерархию территориальных подразделений и должностных лиц, позволяющую проводить плановые и внеплановые проверки работодателей во всех сферах производственной деятельности. 

Основные этапы по внедрению

Внедрение СУОТ разбивается на следующие этапы:

  1. Предварительный анализ. Анализируется вид деятельности организации, входит ли она в какой-либо класс профессионального риска, определяется наиболее безопасный вид производственного процесса, выбираются оборудование и технологические линии, подготавливается территория и т.д. Для сотрудников подбираются СИЗ, организуется предварительный и периодический медосмотры. Подготавливаются гарантии и компенсации за работу в опасных или вредных условиях;
  2. Планирование СУОТ. Определяются концепция, цели и задачи в области охраны труда;
  3. Разработка и применение. Распределяются обязанности и проводится подготовка и обучение персонала. Обеспечивается доступность информации и подготавливается документация. Проводятся меры по предупреждению профзаболеваний и травматизма;
  4. Проверка СУОТ. Обеспечивается как текущий, так и реагирующий контроль. Проводится аудит СУОТ.
  5. Анализ функционирования.

Работодателю необходимо анализировать работу СУОТ с определенной периодичностью, так как это обеспечит ее постоянную адекватность ситуации и результативность. В ходе анализа обязательно оцениваются возможности для улучшения, необходимость изменений.

Для анализа используется следующая информация:

  • результаты аудита;
  • жалобы и иные сообщения от заинтересованных сторон;
  • показатели предприятия в сфере ОТ;
  • степень выполнения поставленных перед СУОТ целей;
  • результаты проведенных на предприятии расследований, а также действий по коррекции и предупреждению производственного травматизма;
  • итоги предыдущих анализов;
  • описание изменяющихся обстоятельств, в том числе новых требований со стороны законодательства;
  • список рекомендаций по улучшению.

После проведения анализа могут появиться решения или предприниматься действия, направленные на изменения в параметрах СУОТ, которые направлены на ее улучшение. При этом все выводы обязательно документируются и доводятся до сведенья ответственных лиц и комитета по охране труда.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Также советуем почитать:

  • Как подготовиться к проверке трудовой инспекции
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • Журнал регистрации инструктажа по охране труда
  • Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

Функции, которые выполняет СУОТ

Система должна выполнять ряд функций, среди которых:

  • анализ УТ, выявление причин профзаболеваний и производственного травматизма;
  • проведение оценки показателей ОТ;
  • расследование несчастных случаев, которые произошли на производстве, а также случаев вспышки профессиональных болезней;
  • управление охраной труда, разработка плана мероприятий, призванных обеспечить ОТ;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, на которых она возложена;
  • координация работ, направленных на охрану труда, их финансирование;
  • обучение и контроль знаний по ОТ.

Кроме того, функцией СУОТ является разработка нормативно-правовой базы на конкретном предприятии.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии; — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы; — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора; — центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Чего не может делать инспектор

  • Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
  • Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.
  • Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.

Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.

Запрашиваемые документы:

  • коллективный договор;
  • подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
  • приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
  • инструкции, журналы их выдачи и учета;
  • по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
  • программы инструктажа и журнал их регистрации;
  • акты о результатах расследования внутренней комиссии;
  • прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
  • карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.

Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации. Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами. Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют соответствующие федеральные органы.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Во главе федеральных органов исполнительной власти стоит Правительство РФ, занимающее также лидирующую позицию при решении вопросов безопасности и охраны труда. Правительство РФ отдельные функции выполняет непосредственно силами властей, а на выполнение других задач предоставляет полномочия Министерству труда и иным федеральным органам. Таким образом, Правительство РФ:

  • занимается распределением полномочий в сфере охраны труда между ветками федеральных властей;
  • закрепляет в нормативных актах положения, регулирующие деятельность федеральных органов в области охраны труда и уточняющие подконтрольность и взаимодействие государственных органов между собой.

Федеральные органы, получившие полномочия от Правительства РФ в сфере охраны труда, вправе выполнять перечисленные функции: разрешительные, координирующие, надзорные, исполнительные, контрольные и другие. Федеральные исполнительные власти осуществляют руководство охраной труда на территории всех регионов России в пределах переданных им полномочий. Однако, отдельные полномочия они вправе передавать органам местного самоуправления, но только если такие действия не нарушают нормы действующего законодательства (федерального и местного).

Учет микроповреждений

Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.

Специальная оценка условий труда

Минтруд России также планирует изменить Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 30.12.2020).

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Новое положение о проверках работодателей

C 1 июля 2021 года трудовые проверки регулируются нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 утверждено новое положение о федеральном госконтроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, взамен прежнего положения. Новое положение применяется к проверкам ГИТ, начатым с 23 июля 2021 года, и действует до 1 июня 2023 года. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса РФ

1. Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда возложено на Правительство РФ. По поручению последнего эти полномочия выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Ориентиром нормотворческой деятельности исполнительных органов является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. В числе основных задач демографической политики указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3 Концепции).

Полномочия по разработке порядка оценки уровня профессионального риска, положения о системе управления профессиональными рисками предоставлены Министерству труда и социальной защиты РФ.

3. Названное Министерство в соответствии с Положением о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе такое структурное подразделение, как Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31), названное Министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

4. Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь в качестве главных составляющих организационной структуры успешно используют функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а также метод производственной демократии или активного участия жителей в охранительных мероприятиях. Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве» предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать правовые и технические инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, предписания которых являются обязательными для работодателей.

5. Муниципальный уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих «ступеней», поскольку введен в связи с изменениями в ТК РФ от 18 июля 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Тоншаевском районе на 2011 — 2016 годы, утв. Постановлением главы местного самоуправления Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 г. N 6. Примечательно, что в данной Программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.