Статья 30.3. срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Алан-э-Дейл       18.05.2023 г.

Оглавление

Подготовка жалобы на решение кассационного суда

Подаваемая в Верховный суд кассация, считается второй. Информация, изложенная в данном документе, не должна копировать текст первой жалобы, в противном случае вы получите отказ в рассмотрении дела и упустите шанс обжаловать кассационное определение.

Арбитражный или гражданский процессуальные кодексы не предъявляют жестких требований к содержанию кассации в Верховный суд. Однако, при написании жалобы, наши юристы рекомендуют придерживаться этого плана:

  • Шапка документа. Здесь пишем в какую коллегию ВС вы обращаетесь (в гражданскую, по экономическим спорам) и его адрес. Ваши данные ФИО и кем вы проходите по судебному делу — истец, ответчик. Данные остальных участников, с указанием истец или ответчик.
  • Наименование документа — Кассационная жалоба на решения, апелляционные постановления, кассационные определения, с указанием номеров актов и даты оглашения их (т.е. акты, которые будут обжаловаться в Верховном суде).
  • Начало — описательный раздел, в котором вы оповещаете какие стадии были пройдены, какие приняты по ним судебные акты с номерами и датами, и цитируете принятые решения.
  • Главный раздел — мотивационный, в котором необходимо юридически правильно описать ошибки судов и, важнее, доказать их наличие, ссылаясь на статьи законов АПК и ГПК. Здесь не нужен длинный список всех нарушений, только наиболее существенные. Описание нарушений должно быть так изложено, чтобы судья — фильтр счёл их убедительными и направил ваше дело для дальнейшего разбирательства.
  • Последний раздел — ваши требования в кассации. Например, отмена всех решений, частичная отмена, новое рассмотрение дела, изменение в судебных актах. В последнем варианте коллегия ВС сам принимает новое кассационное постановление, без возвращения в нижестоящие суды.
  • В конце — документы, приложенные к жалобе.

По нашей практике, именно от подготовки мотивационного раздела на 100% зависит результат обжалования решения кассационного суда. Так наши юристы рекомендуют, указывать номера страниц архивных документов, в которых вы обнаружили ошибки. Не стоит прикладывать копии этих страниц, так вероятнее, судья запросит дело из архива и подробнее изучит его суть, что может положительно сказаться на принятии решения.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 № 30 «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда» с 1 октября 2019 года кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых нижестоящими судами.

Порядок подачи кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб подаются непосредственно в кассационный суд.

Жалобы могут быть поданы следующими лицами:-    лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;-    защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;-    потерпевшим, представителем потерпевшего;-    законным представителем физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, илипотерпевшего, законными представителями юридического лица;- уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, допущенным к участию в деле в качестве защитника.

Требования к кассационной жалобе по делу об административном правонарушении

Жалоба на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб должна содержать:
1)    наименование суда, в который подается жалоба;
2)    сведения о лице, подавшем жалобу;
3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;5)    доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб;6)    перечень материалов, прилагаемых к жалобе;
7)    подпись лица, подавшего жалобу.

К жалобе должны быть приложены:1)    копия постановления по делу об административном правонарушении;2)    копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;3)    копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;4)    копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

Читать полный текст:
№ 30 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 30 О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда

№ 26
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

№ 25
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 25 О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Срок подачи кассационной жалобы

В попытке изменить судебный вердикт заинтересованный участник процесса может обжаловать апелляцию. По закону на данную процедуру отводится установленный срок. Кассационная жалоба по административному делу должна быть подана не позднее 6 месяцев со дня вынесения судебного решения (ст. 138 КАС).

Дополнительная информация! В исключительных случаях срок подачи кассации продлевается до 12 месяцев. Пример: заявитель в связи с тяжелым заболеванием провел много времени в лечебном учреждении, затем последовал трудный реабилитационный период. Время на подачу жалобы истекло. Но у гражданина есть возможность продлить срок на обжалование решения — нужно подать соответствующее ходатайство, приложив документы из больницы.

Суть кассационной жалобы

К административным правонарушениям можно отнести нарушение ПДД, порчу и утерю документов, распитие спиртного в общественных местах и т. д. После суда назначается наказание в виде штрафа или общественных работ.

Судебный процесс в России проходит таким образом: рассмотрение дела, при несогласии с вердиктом апелляционное обжалование через арбитражный суд (пока оно не вступило в законную силу).

Кассационная жалоба на апелляционное определение суда по административному делу — третья ступень судебного производства (когда апелляционная жалоба не удовлетворила результатом). В России это новая процедура, кодекс административного производства функционирует со второй половины 2015 года.

Полномочия кассационного суда

Кассация — это шанс изменить решение суда. Если при подаче апелляционной жалобы дело как бы заново рассматривается (новый вердикт может быть самый неожиданный), то в данном случае идет проверка уже вынесенного и вступившего в юридическую силу решения. Проводится анализ дела в соответствии с законодательными нормами: корректно ли применены правовые нормы в отношении обратившегося лица. В подробности расследования никто углубляться не будет. Исход возможен в двух вариантах: либо судебный вердикт отменяется, либо остается в силе.

Какие судебные ошибки ищут в кассационном суде:

  • Применение устаревших норм законодательства в отношении заинтересованного лица.
  • Неправильное толкование законов.
  • В отношении лица, подавшего жалобу, проигнорирован нужный закон (не учтены статьи, которые соответствуют рассматриваемому делу).
  • Некорректно заполненные протоколы и судебные акты, отсутствие подписей должностных лиц и т. д.

На подачу кассационной жалобы имеет право истец, ответчик и другие заинтересованные лица, чьи права нарушены в ходе процесса. Если гражданин по каким-либо причинам не может самостоятельно заниматься составлением и подачей кассации, он вправе поручить хлопоты представителю. Но к жалобе необходимо приложить доверенность, иначе ее рассматривать не станут.

Обратите внимание! Кассация в административном процессе возможна только по конкретному делу. Если у подающей жалобу стороны появились другие интересы, отстоять их таким способом не получится

Нужно подавать иск на заведение параллельного дела.

Срок подачи кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Нужно понимать, что срок подачи кассационной жалобы по административному делу КоАП не регулирует. Как такого понятия кассации в КоАП нет совсем.

Вступившее в силу решение (постановление) суда может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, но уже в порядке надзора.

Кассация по административным делам, рассматриваемые согласно КАС, может быть принесена в течение полугода.

Когда начинает отсчитываться

Если подается кассация на апелляционное определение, то срок для ее подачи нужно считать с момента вынесения решения судом апелляционной инстанции, так как оно сразу вступает в силу.

При обжаловании первоначального судебного решения срок нужно считать уже с даты, когда оно вступило в законную силу.

Несоблюдение срока подачи обращения приведет к тому, что заявление останется без рассмотрения и будет возвращено заявителю.

Фактически это означает утрату возможности защищать свои права и интересы в кассационной инстанции.

Если время упущено

В ситуации, когда время было упущено по уважительным причинам срок, отведенный законом, на подачу кассационной жалобы можно восстановить.

Для этого нужно вместе с обращением направить соответствующее ходатайство, в котором обязательно надо указать уважительные причины пропуска и представить их подтверждение.

Замечание. Восстановление срока для участников дела возможно только в течение 1 года с даты вступления оспариваемого решения в силу.

Для других лиц, которые имеют право кассационного обжалования, восстановление срока возможно также в течение 1 года, но уже с момента, когда заявителю стало известно о наличии решения.

Объективные причины

Хотя законодательство содержит прямое указание на возможность восстановления пропущенного по уважительным причинам срока кассационного обжалования, перечня или списка уважительных причин нигде не приводится.

Фактически в каждой ситуации суд решает этот вопрос в индивидуальном порядке, учитывая приложенные документы, обстоятельства и особенности конкретного ходатайства и даже всего дела.

Рассмотрим, какие причины суды обычно считают уважительными и подходящими для восстановления срока:

 Тяжелая болезнь только при наличии соответствующих подтверждающих документов из медицинских учреждений 
 Неграмотность заявителя обычно доказать этот момент очень сложно, особенно дойдя до кассационной инстанции 
 Беспомощное состояние  —
 Отсутствие сведений об оспариваемом судебном постановлении у заявителя 

Иногда судами могут быть приняты в качестве уважительных причин и другие обстоятельства.

Например, к таковым возможно будет отнесена длительная зарубежная командировка государственного служащего.

Форма ходатайства

Строгой формы или определенного бланка для подачи различных заявлений в судебные органы не устанавливается.

Но существуют общие требования к подобным документам, которые соблюдать нужно обязательно.

Специалисты советуют ориентироваться на уже устоявшуюся схему подобных документов при подготовке собственного ходатайства.

Приведем ее в следующей таблице:

 Вводная часть  Основная (описательная) часть  Просительная (заключительная) часть
 Реквизиты суда, данные заявителя, название документа, информация о подаваемой кассационной жалобе  Причины пропуска установленного законом срока, их продолжительность  Просьба о восстановлении срок, список приложенных, подтверждающих причины, документов, дата и подпись заявителя (представителя)

Иногда даже опираясь на схему документа, его подготовка вызывает затруднения. В этом случае образец заявления  рекомендуется скачать здесь.

Им можно воспользоваться в качестве шаблона, который потребуется лишь немного доработать перед направлением в судебную инстанцию.

Использование шаблона позволяет существенно упростить процесс составления ходатайства и снижает вероятность возможных ошибок.

Замечание. Профессиональные юристы тоже нередко прибегают к использованию различных шаблонов. 

Соблюдение срока подачи кассации является важным и обязательным условием для ее принятия и рассмотрения судом.

Нужно обязательно проверить этот момент еще до начала подготовки заявления.

В любом случае лучше не откладывать на долго процесс обжалования, ведь иначе можно пропустить отведенный срок из-за собственной забывчивости и восстановить его в дальнейшем уже будет невозможно.

Понятие кассационного производства по административным делам

Согласно действующему кассационный пересмотр административных дел, наряду с апелляционным и надзорным производствами, пересмотром по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, является одним из способов устранения судебных ошибок в административном судопроизводстве, и является его самостоятельной стадией.

Кассационное производство по административным делам — самостоятельная стадия (правоприменительный цикл) административного судопроизводства, предназначенная для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу ( КАС РФ).

Кассационные суды (согласно КАС РФ):

  1. кассационные суды общей юрисдикции;
  2. кассационный военный суд;
  3. Судебная коллегия Верховного Суда РФ:
    • по административным делам;
    • по делам военнослужащих.

Признаки кассационного производства в административном судопроизводстве:

  1. это один из способов пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;
  2. осуществляется специальным звеном судебной системы — кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом);
  3. процессуальная задача кассационного производства — проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела;
  4. предмет кассационного производства  — судебные акты, вступившие в законную силу;
  5. необходимое основание возбуждения кассационного производства — кассационная жалоба лица, наделенного правом кассационного обжалования.

Процессуальная цель кассации в административном судопроизводстве:

проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции).

Полномочия суда кассационной инстанции (КАС РФ):

  1. оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей;
  3. отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу;
  4. оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов;
  5. отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела;
  4. проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются;
  5. проверять законность судебных актов, которые не обжалуются.

Субъекты кассационного пересмотра ( КАС РФ):

  1. лица, участвующие в деле;
  2. другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами;
  3. Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции — если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор.

Защищайтесь — без посредников

Независимый судья проверяет жалобу на соответствие процессуальным требованиям: подана ли она в срок и по подсудности, правомочен ли автор оспаривать решение. Читается и мотивировочная часть. Если кассатор основывает свои требования не на ошибках судей, а, например, требует переоценки доказательств, жалобе не дадут ход.

Согласно ст. 30.11 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.

Суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?

В процессе подготовке судьей решаются и другие вопросы организационного характера:

  • есть ли основания для направления дела в другой суд по подведомственности – например, при обжаловании постановления мирового судьи одного района жалоба материалы направлены в районный суд другого района;
  • об истребовании дополнительных материалов, связанных с делом экспертиз, вызовом других лиц, опрос которых необходим для объективного рассмотрения;
  • есть ли основания для отказа в принятии жалобы по причине пропуска срока обжалования и при отсутствии ходатайства о его восстановлении.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

На обе кассационные стадии — Президиум суда в регионе и ВС РФ — дается общий полугодовой срок. В него входит в том числе время получения заверенных копий принятых актов, которое может растянуться до 2 месяцев. В суде субъекта процесс кассации занимает до 30 дней; если дополнительно потребовалось поднять материалы дела — до 60 дней. В ВС РФ срок составляет 2 и 3 месяца.

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Право на обжалование установлено ст. 30.11-30.19 КоАП РФ. Конкретных сроков КоАП РФ не предусматривает.

В случае пропуска данного срока, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.

Кассационная жалоба по административному делу это шанс изменить решение суда, вступившее в силу. Если апелляционное обжалование не принесло желаемого результата, участник процесса вправе обратиться в кассацию.

Сроки подачи такого обращения регламентированы статьей 382 ГПК РФ. Временной отрезок будет зависеть от того, по какому именно делу подается обращение – по гражданскому, уголовному, процессуальному или арбитражному. Но сроки обжалования приговора ограничены, а для продления их нужно подавать ходатайство.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Существуют разные сроки для рассмотрения апелляционных жалоб по административным делам:

  • по делам об оспаривании действий должностных лиц государственных органов (в порядке КАС) – 2 месяца со дня поступления жалобы в областной суд. Из этого общего правила есть исключения – например, по делам о нарушении избирательных прав жалобы рассматриваются не позднее дня, следующего за датой поступления материалов в канцелярию областного суда; по делам о депортации иностранного гражданина – в течение пяти дней; по материалам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар – в течение одного месяца.
  • по делам об обжаловании постановлений нижестоящего суда, связанных с привлечением лиц к ответственности по КОАП РФ – 1 месяц со дня поступления дела в апелляцию (исключения – административные правонарушения, связанные с избирательным законодательством);
  • по жалобам на административный арест или выдворение – в течение 1 суток;
  • по делам, когда принималось решение о приостановлении деятельности – в течение 5 суток.

Алгоритм действий

Жалоба в кассационный суд по административному делу передается в кассационную инстанцию непосредственно. Заверенные копии решений нижестоящих судов и жалоба с иными документами сдаются в канцелярию суда. На сегодня предоставлена возможность использовать электронные технологии и отправить жалобу, заполнив форму на портале суда.

Порядок направления документов таким образом урегулирован специальным положением, принятым председателем ВС РФ. Он, в частности, разъясняет применение норм о требованиях к жалобам.

У участника спора есть 6 месяцев на кассационную стадию, такой длинный отрезок времени дается на прохождение обеих инстанций, поэтому не стоит медлить с первой кассацией.

При уважительной причине суд вправе восстановить срок на подачу кассационной жалобы по административному делу. Его течение начинается со следующего дня после вступления в силу обжалуемого решения или определения суда.

Какие документы обязательны

К заявлению всегда прилагаются ранее принятые судебные решения – копии, заверенные выдавшими их судами. Из-за этого часто пропускаются сроки на подачу – судьи, не желая, чтобы на их решения писали жалобы, затягивают выдачу документов.

Если в деле имеется копия доверенности, и срок ее действительности еще не истек, достаточно копии, имеющейся в деле. В канцелярии суда могут попросить предъявить оригинал и предъявить копию, чтобы подстраховаться.

Если заявление пишется для коллегии Верховного Суда, присутствие копии обязательно в любом случае, т. к. в распоряжении судьи будут исключительно материалы, предоставленные отправителем.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле. Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ. Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ

По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт

При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством голосов судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе: 

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Срок подачи кассационной жалобы по административному делу

КоАП РФ не определен срок на подачу кассации

При рассмотрении административных жалоб по КАС РФ, суды обращают внимание на период времени, прошедший со дня вступления постановления в законную силу и причины, послужившие позднему ее направлению в суд

Чаще всего уважительными причинами суд кассационной инстанции признает:

  • отсутствие в постановлении порядка обжалования
  • отсутствие сведений о вручении копии постановления лицу, обратившемуся с жалобой
  • болезнь лица, обратившегося с жалобой, лишающая его возможности подать кассацию ранее

Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ, ч. 2 ст. 318) определено, что судебные акты подлежат обжалованию в кассации в течение шести месяцев после их вступления в законную силу. Таким образом, при подготовке кассации по административному делу также лучше понять, по какому кодексу бедет подаваться жалоба, просить восстановление срока ,если Вы руководствуетесь КАС РФ, а не КоАП РФ в котором срок не предусмотрен.

Комментарий к Статье 30.11 КоАП РФ

1. При применении статьи 30.11 КоАП (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля)) необходимо иметь в виду, что положения, закрепленные в данной норме, не лишают гражданина, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также других лиц, имеющих в силу статьи 30.1 КоАП право обжалования постановления по делу об административном правонарушении, права непосредственно обращаться к председателю или заместителю председателя соответствующего вышестоящего суда, правомочным на основании части 3 статьи 30.11 КоАП пересматривать вступившие в законную силу постановления. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалуемого постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП указанные лица не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда при наличии оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении выносит постановление. В случае отказа в удовлетворении жалобы заявителю должно быть сообщено об этом письмом.

Поскольку протест прокурора является процессуальным документом, предусмотренным КоАП, по результатам рассмотрения протеста прокурора председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит постановление об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении протеста.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Предполагается обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте принесения протеста прокурора, предоставить возможность ознакомления с протестом и представить свои возражения на него. Данные положения не препятствуют пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по жалобе лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.

2. Согласно главе 36 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, — по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов применяется и при пересмотре определений арбитражных судов, если предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела. Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.