К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью полиции

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Прокурорский надзор за исполнением законов

Эта отрасль имеет непосредственную связь с:

  • Формированием действенной вертикали власти.
  • Реальной защитой и сохранением свобод и прав человека.
  • Укреплением в деятельности органов власти разного уровня законности.

В контроле над соблюдением положений различных нормативных актов реализуется существенная часть профилактического и надзорного потенциала прокурорской структуры. С его помощью возможно достижение не только надлежащего исполнения законодательства, но и обнаружение нарушений на ранних этапах их формирования, а также принятие необходимых мер для устранения их.

Ограничение полномочий

В связи с приведенной выше информацией, необходимо отказаться от подмены полномочий по надзору вышестоящего госоргана. К примеру, сотрудник службы не должен выполнять перепроверку правильности перечислений регулирующих налогов. Даже при большой значимости проблемы не следует перекладывать ее решение на плечи прокурора на основании бездействия обязанных заниматься этим госорганов. Характер контрольной деятельности указывает также на отсутствие у сотрудников службы административных полномочий.

Прокурор не обязан и не имеет права принимать меры для прямого устранения нарушений. Миссия должностного лица состоит в выявлении факта, причин и условий неправомерных действий, постановке вопроса об их устранении перед тем органом или его сотрудником, в чью компетенцию входит выполнение соответствующих мероприятий. Суть конкретных мер, а также порядок, в соответствии с которым они будут реализованы, определяются указанной организацией, а не прокурором. Этим, с одной стороны, достигается сохранение в такого рода ситуациях независимой позиции сотрудника контрольной службы. С другой – обеспечивается профессиональный подход прокурора к решению вопроса о восстановлении законности.

Современные реалии

Состояние законности в России в первую очередь зависит от объективных сложностей нынешнего времени, подвижности и в некотором роде зыбкости нормативно-правовой сферы. Сегодня в стране нет стабильной юридической системы – она находится на стадии формирования. При отсутствии грамотно продуманной концепции правовых преобразований законотворческая деятельность выполняется бессистемно. Существующие пробелы в структуре негативно отражаются на регулировании экономических, социальных и прочих процессов. Недостаточно хорошо осуществляется в стране непосредственное исполнение законов. На фоне снижения общественной дисциплины в государстве усилилось отрицание правовых норм. При распаде прежней контролирующей системы не была сформирована новая.

Основные функции

Выполняя надзорную деятельность в органах госуправления, прокуратура, таким образом, способствует выполнению стоящих перед государством и обществом задач по защите прав населения, повышения его материального благосостояния. Другими словами, в рамках контрольных мероприятий решаются и прочие вопросы государственного, экономического, политического, культурного, национального и общественного характера. Задачи прокурорской службы определены соответствующими приказами Генерального Прокурора и Законом, а также рядом прочих распоряжений и указаний. Таким образом, рассматриваемый орган:

Обязательно вмешивается при поступившей информации о совершении нарушения посредством принятия мер по обнаружению и устранению неправомерного действия и обстоятельств, способствующих этому

В данном случае необходимо заострить внимание на Конституции. Первые издания Закона о прокуратуре не регламентировали выполнение надзорной деятельности относительно соблюдения ее положений

Тем не менее контроль все же производился. Надзор за исполнением норм Конституции обеспечивался прокуратурой в действительности достаточно непрерывно и планомерно. Однако отсутствие соответствующих нормативных актов формировало неопределенность позиции службы при выполнении своей функции. В связи с этим в ФЗ были внесены необходимые изменения и поправки. Согласно им, к предмету надзора органа относят и исполнение положений Конституции страны. Эти корректировки обоснованно устранили существовавший пробел. В результате была закреплена та фактическая и достаточно серьезная роль, которую играет служба в механизме, обеспечивающем действие Конституции.

Максимально использует возможности надзора за исполнением законодательства при предупреждении разного рода неправомерных действий.

Активизирует и совершенствует деятельность существующих органов госконтроля и правоохранительных служб. Работа эта направлена на обеспечение соблюдения нормативных актов разного уровня, укрепление правопорядка. Данная задача реализуется посредством выполнения прокурорских проверок в указанных структурах и поручения проведения контролирующих мероприятий в нижестоящих подчиненных подразделениях, организациях, учреждениях, на предприятиях.

Активно претворяет в жизнь существующий принцип неотвратимости наказания за правонарушение. Данная задача осуществляется путем постановки вопроса о привлечении преступников к установленной ответственности вне зависимости от их имущественного и должностного положения, исходя из того, что перед законодательством все равны.

Доводит информацию о своей работе до общественности и населения посредством телевидения, радио, периодических изданий. В задачи прокуратуры входит также оповещение о принимаемых мерах по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности с указанием их должностей и фамилий, а также о состоянии динамики преступности в регионах.

Выявляет недоработки в современном законодательстве, необходимость нормативного регулирования общественных отношений, принимает меры по их устранению. Последнее реализуется посредством внесения в представительные органы и структуры, имеющие право на законодательную инициативу, соответствующих предложений. При этом нижестоящие должностные лица передают свое мнение через вышестоящих.

Повышает правовую культуру должностных лиц. Это особенно касается руководства государственных органов, которые издают нормативные акты и совершают прочие действия, имеющие юридическое значение, предпринимателей, начальников коммерческих организаций, граждан. Реализуется это посредством привития указанным категориям потребности в точном соблюдении действующих положений. В наибольшей степени этому способствует прокурорский надзор, выполняемый совместно с проведением особых мероприятий предупредительно-профилактического характера. В качестве основного требования, предъявляемого в настоящее время к службе, выступает повышение эффективности контроля. Это выражается во влиянии на итог работы – состояние правопорядка и законности.

Государственный контроль

Несмотря на развитие различных форм общественного контроля, а также развитие институтов гражданского общества, основным средством обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел (полиции) все же является государственный контроль, который можно дифференцировать на общий и специальный контроль.

Общий контроль
охватывает все направления деятельности соответствующего органа, подразделения, службы органа внутренних дел и называется «комплексное инспектирование или комплексная проверка оперативно- служебной деятельности органа внутренних дел (полиции)». При таком контроле проверяются дела оперативного учета, работа дежурной части, служебная документация различных подразделений, осуществляющих административную деятельность, кадровая и воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность органа внутренних дел и т.д.

Специальный контроль
направлен на какую-либо относительно самостоятельную группу общественных отношений, или касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный контроль может быть направлен на проверку соблюдения установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем органе внутренних дел.

Контроль за деятельностью в сфере внутренних дел может осуществляться также представительными органами государственной власти. В частности, парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания) вправе осуществлять контроль за деятельностью органов внутренних дел, это может проявляться в таких формах, как парламентские слушания, направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД России.

В установленном порядке должностные лица МВД России могут участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания, выступать перед депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации с докладами по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, раскрытия и расследования резонансных уголовных дел, связанных с коррупцией, терроризмом.

Президент России в пределах своей компетенции, которая определена Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, может осуществлять контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц, а также за деятельностью МВД, ГУ МВД по субъектам Федерации.

Президент России утверждает структуру МВД России, назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства; присваивает высшие специальные звания, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм президентского контроля.

Президент определяет основные направления деятельности МВД России, ставит Министерству те задачи, которые в настоящее время имеют наибольшее социальное значение. Президент России может давать поручения министру внутренних дел, иным должностным лицам Министерства, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента и др. Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом России, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии Министерства, а также в иных мероприятиях, которые проводятся в ведомстве.

Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Наряду с применением мер дисциплинарного воздействия, Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач, тем самым вносится определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Правительство РФ в пределах своей компетенции также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством РФ.

Понятие, значение и специфика надзора

Прокурорский надзор за исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в наблюдении за исполнением законов в административнораспорядительной (управленческой) деятельности поднадзорных органов и учреждений.

В литературе часто для определения данного направления деятельности используется понятие «общий надзор». Этот термин является сугубо научным. Действующее законодательство не содержит такого определения.

Основное содержание общего надзора заключается в том, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры осуществляют надзор за тем, чтобы действия, решения и правовые акты, издаваемые органами государственного управления, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов, соответствовали Конституции РФ и иным законам, действующим на территории РФ.

Специфика общего надзора заключается:

1. В наиболее широком охвате поднадзорных объектов, объемном предмете, обширных пределах, правовых средствах и сферах надзорной деятельности. К примеру, некоторые ученые выделяют свыше 60 направлений в рамках общего надзора.

2. В базовом характере для иных отраслей прокурорского надзора. Практически все иные направления надзорной деятельности, включая специальные отрасли прокурорского надзора, представляют собой частные случаи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов с учетом специфики поднадзорных органов и учреждений. Поэтому правовые средства (главным образом, акты и полномочия), используемые прокурором в рамках общего надзора, по умолчанию применяются во всех иных отраслях и направлениях деятельности, если в Законе о прокуратуре не указано обратного.

Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов являются:

  1. выявление нарушений законов в деятельности государственных и муниципальных органов, учреждений и должностных лиц;
  2. принятие оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов;
  3. принятие мер к предупреждению нарушений законов;
  4. принятие мер к устранению причин, породивших нарушения законов, и условий, им способствующих;
  5. выявление лиц, допустивших нарушения законов, и принятие мер к привлечению их к соответствующим видам ответственности.

Основное значение надзора за исполнением законов заключается в наблюдении за правомерным состоянием (режимом законности) в сфере публичного управления и его оперативном восстановлении в случае нарушения. Восстановление нарушенной законности может проходить в оперативном порядке – путем реализации основных полномочий, предусмотренных ст. 22 Закона о прокуратуре, и вынесения актов прокурорского надзора, а также в более сложном – путем возбуждения судебных, административных и прочих производств в случае, когда прокурор сталкивается с препятствиями при попытке оперативного восстановления нарушенной законности либо когда закон специально устанавливает такой порядок для обеспечения дополнительных гарантий принятия законного решения. Изначально надзор за исполнением законов ориентирован на недопущение нарушения правомерного состояния режима публичного управления и оперативное восстановление нарушенной законности, поэтому в литературе подчеркивают его профилактический характер. Профилактический потенциал общего надзора выражается в том, что с его помощью достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявляются нарушения на ранних стадиях их формирования, принимаются меры к их устранению.

Характер прокурорского надзора за исполнением законов определяется его задачами, заключающимися в наблюдении за единообразным и точным исполнением законов государственными и муниципальными органами, учреждениями и должностными лицами, а также иными субъектами, принимающими управленческие и властно-распорядительные решения. При этом в поле зрения прокурора находится только та часть их деятельности, которая урегулирована законом, связана с исполнением и соблюдением законов. При этом прокурор не вправе подменять другие органы, его действия не должны касаться оперативно-хозяйственной деятельности поднадзорных лиц. Кроме того, реализовывать правовые средства, направленные на восстановление нарушенной законности, в рамках надзора за исполнением законов, согласно общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор может лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.