Статья 1282. переход произведения в общественное достояние

Алан-э-Дейл       21.12.2022 г.

Патенты

В большинстве стран срок действия патентов составляет 20 лет, после чего изобретение становится частью общественного достояния. В Соединенных Штатах содержание патентов считается действительным и имеющим исковую силу в течение 20 лет с даты подачи заявки в Соединенных Штатах или 20 лет с самой ранней даты подачи заявки, если в соответствии с 35 USC 120, 121 или 365 (c). Однако текст и любые иллюстрации в патенте, при условии, что иллюстрации представляют собой в основном штриховые рисунки и никоим образом не отражают «личность» человека, их рисующего, не подлежат охране авторским правом. Это отдельно от только что упомянутых патентных прав.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

[править] Критерии принадлежности произведений к общественному достоянию

Результаты творческого труда являются частью общественного достояния, если исключительные права на них не закреплены в законодательстве соответствующей страны — то есть не существует законодательных актов, какими бы закреплялись подобные права или существующее законодательство не предусматривает возможности для защиты таких прав. К общественному достоянию также, как правило, относятся работы, которые были созданы до того, как положеня об имущественных правах интеллектуальной собственности были включены в национальное законодательство. Примером могут быть произведения Уильяма Шекспира и Людвига ван Бетховена или изобретения Архимеда (одновременно переводы работ Шекспира или Архимеда могут быть защищены авторским правом). Авторское право также не распространяется на произведения, принадлежащие правительству Соединенных Штатов Америки.

Работы нетворческого характера не могут быть защищены авторским правом и часто относятся к общественному достоянию. Например, в большинстве стран подавляющее большинство математических формул не является предметом авторского или патентного права (хотя их применение или реализация, например, в виде компьютерных программ, может быть защищена патентом). Факты и данные являются частью общественного достояния. Наборы интуитивно организованных данных, например, алфавитные справочники вроде телефонного справочника или адресной книги находятся в общественном достоянии. Но творческий подход к организации фактов или данных, например, категоризированные списки, может быть защищен авторским правом.

Как можно использовать общественное достояние произведений науки и искусства

Для того что применять общедоступные произведения искусства и литературы в рамках Закона, эксплуататор такого права может применять следующие режимы:

  • использование отрывков музыкальных и иных продуктов в целях ознакомления или обучения;
  • произведений науки и искусства можно свободно использовать в научных работах, официальных публикациях в случаях, если автором при жизни не установлено ограничений на такой режим использования;
  • включение авторских произведения в библиотеки, фонды или архивы
  • создание репродукций

Свободный доступ к общественному достоянию не подразумевает прямой коммерческой составляющей.

История

Хотя термин « домен » не использовался до середины 18 века, его можно проследить до древнеримского права , «как предустановленную систему, включенную в систему права собственности». У римлян была обширная система прав собственности, в которой они определяли «многие вещи, которые не могут находиться в частной собственности» как res nullius , res communes , res publicae и res Universitatis . Термин res nullius был определен как вещи, которые еще не были присвоены. Термин res communes был определен как «вещи, которыми человечество могло бы наслаждаться, например, воздух, солнечный свет и океан». Термин res publicae относится к вещам, которые являются общими для всех граждан, а термин res universalitatis означает вещи, которые принадлежат муниципалитетам Рима. Если посмотреть на это с исторической точки зрения, можно сказать, что идея «общественного достояния» возникла из концепций res communes , res publicae и res Universitatis в раннем римском праве.

Когда первый ранний закон об авторском праве был первоначально установлен в Великобритании со Статутом Анны в 1710 году, общественное достояние еще не появилось. Однако аналогичные концепции были разработаны британскими и французскими юристами в 18 веке. Вместо «общественное достояние» они использовали такие термины, как publici juris или propriété publique, для описания произведений, не подпадающих под действие закона об авторском праве.

Фраза «переход в общественное достояние» может быть прослежена до Франции середины 19-го века, чтобы описать конец срока действия авторского права

Французский поэт Альфред де Виньи приравнял истечение срока действия авторских прав к произведению, попавшему «в яму общественного достояния», и если общественное достояние привлекает какое-либо внимание юристов в области интеллектуальной собственности, оно по-прежнему рассматривается как немного больше, чем то, что остается, когда интеллектуальная собственность права собственности, такие как авторские права , патенты и товарные знаки , истекают или прекращаются. В этом историческом контексте Пол Торреманс описывает авторское право как «маленький коралловый риф частного права, выступающий из океана общественного достояния»

Закон об авторском праве различается в зависимости от страны, и американский ученый-юрист Памела Самуэльсон охарактеризовала общественное достояние как «разные размеры в разное время в разных странах».

Задний план

Срок защиты авторских прав варьируется от страны к стране, но музыка, как и большинство других творческих произведений, обычно становится общественным достоянием через пятьдесят — семьдесят пять лет после смерти автора. Как правило, авторское право отдельно защищает «музыкальные композиции» (мелодии, ритмы, тексты и т. Д., Записанные в нотах) и «звукозаписи» (исполнения, записанные в аудиофайлах, компакт-дисках и записях). Следовательно, запись Rhapsody in Blue, сделанная в 2020 году, может быть защищена авторским правом, даже если основная композиция находится в общественном достоянии.

В Соединенных Штатах, хотя прецедентное право в отношении отказа от авторских прав непоследовательно, закон обычно предполагает, что владельцы авторских прав могут посвящать свои работы общественному достоянию; однако такая практика остается чрезвычайно редкой. Чаще всего произведение становится общественным достоянием, когда истекает срок действия его авторских прав — это относится к музыкальным композициям, опубликованным до 1 января 1926 года. С другой стороны, звукозаписи, как правило, охраняются по крайней мере до тех пор, пока 2022. До 1976 года звукозаписи не охранялись национальным законом об авторском праве в Соединенных Штатах; вместо этого охрана этих произведений находилась в ведении правительства штата и местных властей. Это привело к большим различиям в законах по всей стране, и в некоторых юрисдикциях была распространена бессрочная защита звукозаписей. Хотя Закон об авторском праве 1976 года обеспечивал федеральную защиту авторских прав на звукозаписи, созданные после 1972 года, в остальном он оставил государственную защиту как минимум до 2067 года. Закон о модернизации музыки 2018 года дополнительно национализировал систему, распространив федеральную защиту авторских прав на звукозаписи, выпущенные до 1972 года, в то время как а также сокращение срока их защиты. Звукозаписи, сделанные до 1923 года, становятся достоянием общественности 1 января 2022 года; записи, сделанные между 1923 и 1946 годами, будут охраняться в течение 100 лет после публикации; записи, сделанные между 1947 и 1956 годами, будут охраняться 110 лет; и все записи, сделанные с 1957 года по 15 февраля 1972 года, будут лишены защиты 15 февраля 2067 года.

В Европейском Союзе и Канаде звукозаписи охранялись авторским правом в течение пятидесяти лет до 2013 года. 1 января 2013 года сингл Beatles » Love Me Do » стал общественным достоянием. По состоянию на ноябрь 2013 года европейские звукозаписи теперь защищены в течение 70 лет, что не имеет обратной силы. В 2015 году Канада изменила срок действия авторских прав на 70 лет.

8 февраля 2016 года суд постановил, что детская песня « Happy Birthday to You » является общественным достоянием, и Warner / Chappell Music должны были выплатить 14 миллионов долларов лицензиатам песни.

День общественного достояния

Английский логотип Дня общественного достояния 2018/2019 в Польше

День общественного достояния — это праздник, когда истекает срок действия авторских прав и произведения становятся общественным достоянием. Этот юридический переход авторских прав на произведения в общественное достояние обычно происходит ежегодно 1 января в соответствии с индивидуальными законами об авторском праве каждой страны .

Визуализация создана ко Дню общественного достояния. Включает Мона Лизу Леонардо да Винчи, так как она, как известно, является частью общественного достояния.

Проведение «Дня общественного достояния» изначально было неформальным; самое раннее известное упоминание было в 2004 году Уоллесом Маклином (канадским активистом общественного достояния), поддержку этой идеи поддержал Лоуренс Лессиг . По состоянию на 1 января 2010 г. на веб-сайте Дня общественного достояния перечислены авторы, чьи произведения становятся общественным достоянием. В разных странах мира различные организации проводят мероприятия под лозунгом «День общественного достояния».

Определение

Собственная копия Ньютона его Принципов с рукописными исправлениями для второго издания.

В определениях границ общественного достояния по отношению к авторскому праву или интеллектуальной собственности в более общем смысле общественное достояние рассматривается как негативное пространство; то есть он состоит из работ, которые больше не охраняются авторским правом или никогда не были защищены законом об авторском праве. Согласно Джеймсу Бойлу, это определение подчеркивает общее использование термина « общественное достояние» и приравнивает общественное достояние к общественной собственности, а работы в сфере авторского права — к частной собственности . Однако использование термина « общественное достояние» может быть более детальным, включая, например, использование произведений, охраняемых авторским правом, разрешенное исключениями из авторского права . Такое определение рассматривает произведение, защищенное авторским правом, как частную собственность, на которую распространяется право добросовестного использования и ограничение права собственности. Концептуальное определение исходит от Ланге, который сосредоточился на том, чем должно быть общественное достояние: «это должно быть убежище для индивидуального творческого самовыражения, убежище, обеспечивающее позитивную защиту от сил частного присвоения, которые угрожали такому выражению». Паттерсон и Линдберг описали общественное достояние не как «территорию», а как концепцию: « здесь есть определенные материалы — воздух, которым мы дышим, солнечный свет, дождь, пространство, жизнь, творения, мысли, чувства, идеи, слова, числа — не подлежат частной собственности. Материалы, составляющие наше культурное наследие, должны быть бесплатными для всех живущих, чтобы они могли использовать не меньше, чем материю, необходимую для биологического выживания ». Термин « общественное достояние» также может использоваться взаимозаменяемо с другими неточными или неопределенными терминами, такими как публичная сфера или общественное достояние , включая такие понятия, как «общественное достояние», «интеллектуальное достояние» и «информационное достояние».

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Аудиокниги записывают с согласия автора или издательства

С точки зрения закона, аудиокнига — это фонограмма простой книги. А ещё — это производное произведение. Автор озвучки берёт текст — первоначальное произведение, делает запись чтения, и получается фонограмма — производное произведение. 

Родной брат фонограммы — перевод книги или статьи с одного языка на другой. Перевод тоже производное произведение, для него те же правила.

С автором книги заключают лицензионный договор и платят деньги. В договоре прописывают, что лицензиат получает право создавать и публиковать фонограмму литературного произведения. Даже если автор согласен отдать книгу на озвучку бесплатно, с него нужно взять письменное согласие. Правила — из ст. 1260, 1270, 1286, 1323 ГК РФ.

Есть цель заработать на озвучке или нет — неважно. Разбираться с авторскими придётся и для аудиокниг, которые будут скачивать за деньги, и для аудиоверсий учебников в некоммерческий проект для школьников. . Представим, что мы хотим сделать аудиокнигу романа «Пищеблок» Алексея Иванова

Для этого с Ивановым надо подписать лицензионный договор с правом делать фонограмму. Когда аудиокнига будет готова, мы станем авторами производного произведения — фонограммы романа «Пищеблок». Теперь мы можем зарабатывать на продажах аудиокниги и включать её школьникам на уроках литературы. За пиратский слив книги в сеть можем потребовать блокировку торрента и денежную компенсацию

Представим, что мы хотим сделать аудиокнигу романа «Пищеблок» Алексея Иванова. Для этого с Ивановым надо подписать лицензионный договор с правом делать фонограмму. Когда аудиокнига будет готова, мы станем авторами производного произведения — фонограммы романа «Пищеблок». Теперь мы можем зарабатывать на продажах аудиокниги и включать её школьникам на уроках литературы. За пиратский слив книги в сеть можем потребовать блокировку торрента и денежную компенсацию.

Часто писатели продают все права на книгу издательству. И по условиям лицензии озвучивать книгу имеет право только издатель. Это называется исключительной лицензией. Издатели сами приглашают людей на создание фонограммы книги.  Записать свою аудиоверсию в таком случае не получится. 

Бесплатная ли музыка в общественном достоянии?

Ответ простой — да. Технически, поскольку никто не владеет авторскими правами на оригинальные песни, являющиеся общественным достоянием, вы можете бесплатно скачать и использовать их в своих проектах.

Однако важно отметить, что существует множество сайтов, которые взимают плату за загрузку таких треков. Как и почему им это разрешено?. Некоторые сайты или исполнители вполне могут инвестировать деньги в исполнение и запись новых исполнений старых песен, которые в настоящее время являются общественным достоянием

Затем человек, который это делает, становится владельцем авторских прав на эту запись — запись, которую они затем взимают с вас за загрузку. Это справедливо

Некоторые сайты или исполнители вполне могут инвестировать деньги в исполнение и запись новых исполнений старых песен, которые в настоящее время являются общественным достоянием. Затем человек, который это делает, становится владельцем авторских прав на эту запись — запись, которую они затем взимают с вас за загрузку. Это справедливо.

Бессрочные авторские права

Некоторые работы могут никогда не перейти в общественное достояние. Бессрочное авторское право на корону принадлежит Авторизованной версии Библии короля Якова в Великобритании.

В то время как истек срок действия авторских прав на произведения Питера Пэна Дж. М. Барри (пьеса « Питер Пэн, или Мальчик, который не вырастет» и роман « Питер и Венди» ) в Соединенном Королевстве, на него было предоставлено особое исключение в соответствии с авторским правом: Закон 1988 года о промышленных образцах и патентах (Приложение 6), который требует выплаты лицензионных отчислений за коммерческие выступления, публикации и трансляции истории Питера Пэна в Великобритании, пока больница на Грейт-Ормонд-стрит (которой Барри передал авторские права) продолжает действовать. существовать.

В режиме платного общественного достояния произведения, которые вошли в общественное достояние после истечения срока их авторских прав, или традиционные знания и традиционные выражения культуры , которые никогда не охранялись авторским правом, по-прежнему подлежат выплате роялти в пользу государства или ассоциации авторов. . Пользователь не должен запрашивать разрешение на копирование, представление или выполнение работы, но должен заплатить комиссию. Обычно гонорары направляются на поддержку живущих художников.

Общественное достояние по среде

Книги в общественном достоянии

Книга, находящаяся в общественном достоянии, — это книга без авторских прав, книга, созданная без лицензии, или книга, авторские права на которую истекли или были конфискованы.

В большинстве стран срок защиты авторских прав истекает в первый день января, через 70 лет после смерти последнего живого автора. Самый длительный срок действия авторских прав установлен в Мексике, где с июля 1928 года срок жизни плюс 100 лет на все случаи смерти.

Заметным исключением являются Соединенные Штаты, где все книги и сказки, опубликованные до 1926 года, являются общественным достоянием; Американские авторские права на книги, первоначально опубликованные между 1925 и 1978 годами, действуют 95 лет, если авторское право было надлежащим образом зарегистрировано и сохранено.

Например: произведения Джейн Остин , Льюиса Кэрролла , Мачадо де Ассиса , Олаво Билака и Эдгара Аллана По находятся в общественном достоянии во всем мире, поскольку все они умерли более 100 лет назад.

Проект Gutenberg и Интернет-архив делают десятки тысяч общедоступных книг доступными в Интернете в виде электронных книг .

Музыка в общественном достоянии

Люди создавали музыку тысячелетиями. Первая система нотной записи , « Музыка Месопотамии» , была создана 4000 лет назад. Гвидо Ареццо ввел латинскую нотную запись в 10 веке. Это заложило основу для сохранения мировой музыки в общественном достоянии — различие, оформленное наряду с системами авторского права в 17 веке. Музыканты охраняли свои публикации нотной записи как литературные произведения, но исполнение защищенных авторским правом произведений и создание производных произведений не ограничивалось ранними законами об авторском праве. Копирование было широко распространено в соответствии с законом, но расширение этих законов, направленных на улучшение литературных произведений и ответ на воспроизводимость коммерческих технологий звукозаписи, привело к ужесточению правил. Относительно недавно среди профессиональных музыкантов стало популярным нормативное представление о том, что копирование в музыке нежелательно и лениво.

В законах США об авторском праве проводится различие между музыкальными композициями и звукозаписями, первая из которых относится к мелодии, нотной записи или текстам, созданным композитором или автором текста, включая ноты, а вторая относится к записи, исполненной артистом, включая компакт-диск, LP. , или цифровой звуковой файл. Музыкальные композиции подпадают под те же общие правила, что и другие произведения, и все, что было опубликовано до 1925 года, считается общественным достоянием. С другой стороны, звукозаписи регулируются другими правилами и не имеют права на статус общественного достояния до 2021–2067 годов, в зависимости от даты и места публикации, если явно не выпущены заранее.

Проект Musopen записывает музыку в общественном достоянии с целью сделать ее доступной для широкой публики в высококачественном аудиоформате. Музыкальные онлайн-архивы хранят коллекции классической музыки, записанной Musopen, и предлагают их для скачивания / распространения в качестве общедоступной услуги.

Фильмы, являющиеся общественным достоянием

Фильм 1925 года Go West стал общественным достоянием в США в 2021 году из-за истечения срока его авторских прав через 95 лет.

Общественного домена фильм является фильм , который никогда не был под авторским правом, был выпущен в общественное достояние его автором или была его авторское право истекло. В 2016 году в открытом доступе было более 2000 фильмов всех жанров, включая мюзиклы, мелодрамы, ужасы, нуар, вестерны и анимационные фильмы.

Знак общественного достояния

Знак общественного достояния Creative Commons

В 2010 году Creative Commons предложила Знак общественного достояния (PDM) в качестве символа, чтобы указать, что произведение свободно от известных ограничений авторского права и, следовательно, находится в общественном достоянии. Знак общественного достояния представляет собой комбинацию символа авторского права , который действует как уведомление об авторском праве , с международным символом «нет» . В Europeana базы данных используют его, и, например , на Викискладе в феврале 2016 года 2,9 миллиона работ (~ 10% всех работ) указаны с отметкой.

Источники / проекты

По сути, все исторические музыкальные произведения (до 1925 г.) являются общественным достоянием. Например, классические ноты широко доступны для бесплатного использования и воспроизведения. Некоторые другие текущие работы также доступны для бесплатного использования через проекты общественных работ, такие как Интернет-архив . Этот и аналогичные проекты направлены на сохранение и обеспечение легкого доступа к тысячам музыкальных файлов, являющихся общественным достоянием, многие из которых были записаны в рамках проектов, посвященных записи музыки для публичного использования.

Музыка по лицензии Creative Commons:

Музыкальные произведения и записи, являющиеся общественным достоянием, могут быть загружены на сайт Wikimedia Commons .

Какие литературные произведения можно записывать свободно

Без покупки лицензии и согласия автора можно озвучивать книги из общественного достояния. 

Общественное достояние в России — это книги писателей и переводчиков, которые умерли больше 70 лет назад. Отсчёт 70 лет начинают с 1 января года после смерти автора, а если книга написана совместно — после смерти последнего автора. Для репрессированных писателей 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Для участников Великой Отечественной войны срок увеличивается до 74 лет — ст. 1281, 1282 ГК РФ.

К примеру, роман «Бесы» Достоевского можно спокойно начитывать на диктофон и выкладывать в сеть. Писатель умер в 1881 году, его романы в общественном достоянии. 

Ещё согласие автора не нужно, если он сам выложил книгу в открытый доступ и прямо разрешил переработку. Это называется открытой лицензией — ст. 1286.1 ГК РФ. 

Статья актуальна на 04.05.2021

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.