Арбитражные суды

Алан-э-Дейл       31.07.2022 г.

Арбитражные суды РФ: система, компетенция

Достаточно продолжительное время рассматриваемые инстанции относились к специализированным структурам в составе гражданских органов. В 2002 году был принят новый АПК. В рамках реформы была пересмотрена компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В результате была существенно расширена подведомственность последних. Кроме того, дифференцировался и усложнился порядок рассмотрения дел.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов закрепляется федеральным законодательством. В Конституции установлено, что рассмотрение дел должно осуществляться только специально созданными инстанциями. Арбитражные суды считаются федеральными. Это означает, что на уровне регионов не могут формироваться органы, обладающие правом на разбирательство споров, отнесённых к их ведению. Полномочия, компетенция арбитражных судов базируются на единых принципах. Они распространяются и на прочие инстанции, осуществляющие рассмотрение дел. В настоящее время инстанции действуют на 4-х уровнях. В систему арбитражных судов входят:

  • ВАС.
  • Федеральные инстанции округов.
  • Апелляционный орган.
  • АС республик, областей, городов фед. значения, автономных областей/округов, краев.

Кто может стать участником третейского дела?

Участниками третейского разбирательства могут быть и юридические лица, и граждане. Главное при обращении в ТС – это наличие согласованного между сторонами обоюдного волеизъявления о рассмотрении споров в конкретном третейском суде.

Невозможно привлечь к участию в третейском деле того, кто не подписывал упомянутого выше соглашения, за исключением ситуации, когда такое лицо в реальном времени дает согласие на участие. И напротив, лицо, подписавшее третейскую оговорку, может уклониться от рассмотрения его дела в третейском суде только в том случае, если другая сторона также соглашается рассматривать дело в государственном суде.

Задачи и полномочия арбитражных судов

Система арбитражных судов возникла с принятием Закона “Об арбитражном суде” от 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда регулируются также Арбитражным процессуальным кодексом РФ, действующим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется как общими судебными законами — Законом “О статусе судей в РФ”, Законом “О судебной системе РФ”, так и специальными — Федеральным конституционным законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:

  1. между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
  2. между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).

Подведомственность арбитражного суда

Положения ст. 27 АПК уточняют, что в компетенцию арбитража в РФ входит рассмотрение споров, связанных с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской или иной деятельности.

Несмотря на то что арбитраж является одним из видов гражданского процесса, он имеет свои особенности:

  1. Участниками разбирательства могут быть только организации, ИП, публичные образования и граждане, которые не имеют статуса ИП.
  2. Споры носят экономическую направленность, то есть все иски, поданные по иным основаниям, будут отклонены.

Материалы дела, которые принимаются судом на рассмотрение, в случае подачи без нарушения норм о подведомственности разбираются в общем порядке, даже если в дальнейшем к участию в деле были приглашены граждане, не являющиеся ИП. Однако правовой статус таких граждан ограничен: они вправе вступать в процесс только в качестве третьих лиц, не заявляя при этом никаких требований относительно заявленного предмета спора.

Кроме того, п. 5 ст. 27 АПК РФ содержит правило, согласно которому арбитражный суд рассматривает дела с участием не только компаний и ИП, зарегистрированных на территории РФ, но и лиц, которые зарегистрировали свой правовой статус на территории иностранного государства.

Базовые полномочия арбитражного суда

На Арбитражный суд в России возлагаются следующие полномочия:

  • Изучение в первой инстанции дел, которые являются подведомственными арбитражными судами в России, за исключением тех, что относятся к компетенции вышестоящих органов власти.
  • Пересмотр по вновь возникшим условиям и обстоятельствам принятых и вступивших по закону в силу судебных актов.
  • Обращение в российский Конституционный Суд с запросом на проведение проверки закона, который применяется либо подлежит исполнению в деле, которое рассматривается им в любой инстанции.
  • Обобщение и изучение судебной практики.
  • Подготовка всевозможных предложений по усовершенствованию законов, а также прочих нормативных правовых актов.
  • Проведение анализа по судебной статистике.

Перечисленные полномочия Федерального Арбитражного суда выполняются посредством способов, указанных в процессуальном законодательстве. Они могут различаться на каждом конкретном уровне.

Правильное определение судебных полномочий арбитражного суда в отношении того или иного дела, то есть установление его подведомственности и подсудности определенному арбитражному органу, играет весьма важную роль. Нарушение правил в отношении подсудности либо подведомственности в рамках рассмотрения и разрешения дел может повлечь за собой отмену принятых решений.

Функции

Абсолютно каждый арбитражный суд обладает своим аппаратом, который выполняет следующие функции:

  • Прием входящей документации.
  • Содействие судьям в рамках подготовки дел для судебных заседаний.
  • Удостоверение копий актов и их выдача.
  • Рассылка документации.
  • Проверка оплаты государственной пошлины и прочие полномочия.

Внутреннее устройство суда включает в себя экспедицию, канцелярию и отделы, в которые входят судьи и их помощники, а также секретари и специалисты. Кроме того, сюда относятся судебные составы и их председатели наряду с отделами приставов и так далее.

Полномочия арбитражного суда рассмотрим ниже.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Суть третейского суда и что его отличает от государственного суда?

Третейский суд (далее в т.ч. «ТС») – это аналог государственного суда, однако, чтобы его решение можно было принудительно исполнить, необходимо получить исполнительный лист в государственном суде: арбитражном или районном. Для реализации права на рассмотрение спора в третейском суде нужно иметь на руках подписанное третейское (арбитражное) соглашение, к которому стороны могут прийти любым способом, подтверждающим их желание его заключить (в том числе обмен бумажными и электронными письмами). Третейская оговорка может иметь вид как отдельного документа, так и пункта, содержащегося в контракте, договоре или любом ином документе.

Важная отличительная особенность третейского суда от государственного — быстрый срок получения исполнительного листа.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Что такое подведомственность дел арбитражным судам?

Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера, в соответствии с действующим законодательством обладает большое количество органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций. Каждый из этих органов должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата. Отсюда следует, что, принимая дело к своему производству, соответствующий орган должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться этим органом, не отнесено ли оно к ведению другого органа. Другими словами, необходимо определить подведомственность дела.

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

В зависимости от характера органа, рассматривающего и разрешающего дело, подведомственность подразделяется на:

  1. судебную подведомственность — отнесение дела к ведению судов общей юрисдикции или арбитражных судов;
  2. административную подведомственность — рассмотрение дела находится в компетенции административных органов государства;
  3. подведомственность дел общественным организациям — дела рассматриваются специально созданными органами общественных организаций (например, биржевые комиссии, третейские суды и т. д.).

Следовательно, определить подведомственность дел арбитражным судам означает выяснить, какие именно дела в соответствии с законом подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

Рассмотрению дела арбитражным судом могут предшествовать обязательные или возможные процедуры, предусмотренные законом или иным нормативным актом, связанные с передачей дела в арбитражный суд. Наличие или отсутствие таких процедур определяет классификацию подведомственности дел арбитражным судам:

  1. исключительная подведомственность — никаких специальных процедур не установлено, дело направляется непосредственно в арбитражный суд (например, требование о возмещении вреда и т. п.);
  2. условная подведомственность — обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулирования возникшего разногласия между собой (например, ст. 797 ГК РФ — предъявление иска перевозчику возможно только после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора и т. п.).

Что представляет собой арбитражный суд

Неотъемлемой частью Единой системы судопроизводства России выступает арбитражный суд. К сфере его компетенции относятся коммерческие споры, иные дела, связанные с деятельностью экономических субъектов.

Появление такого судебного органа обусловлено необходимостью выделения судебных дел, связанных с хозяйственными и имущественными вопросами, благодаря их специфике, отличной от других областей права.

История создания

Исторически первым судебным органом, занимающийся исключительно вопросами экономической деятельности, стал коммерческий суд, учрежденный в 1832 году 14 мая. Он появился во времена царствования императрицы Анны Иоанновны и являлся частью проводимых ей экономических и внутриполитических реформ. Судебный институт специализировался на торговых спорах, а также делах о банкротстве. Отделения суда располагались в городах, их компетенция распространялась на жителей и на приезжих, находящихся в пределах городской территории. Просуществовал коммерческий суд вплоть до 1917 года, когда был упразднен вместе с другими учреждениями императорской России.

Несмотря на то что в СССР исчезли коммерческие отношения, оказалось, что споры хозяйственных объектов происходят даже в социалистической экономике. Поэтому в 1931 г. появился Государственный арбитраж. Для разбирательств в отдельных ведомствах одновременно с государственным появился ведомственный арбитраж. Орган быстро показал свою нужность и в дальнейшем непрерывно совершенствовался, прекратив функционирование вместе с распадом Советского Союза в 1991 году.

В постсоветской Российской Федерации арбитражный суд снова появился в 1995 году после принятия закона № 1-ФКЗ. С этой даты началось развитие современного института арбитражного производства, основанного на мировых стандартах и приспособленного к условиям рыночных отношений.

Инстанции, существующие в арбитражном суде и их функции

В нашей стране предусмотрено четыре инстанции рассмотрения исков.

Задача первой инстанции заключается в принятии жалоб заявителей, действующих в хозяйственной области. Продолжительность арбитражного производства составляет 3 месяца. Рассмотрев дело, судья оглашает решение. Это может быть полное или частичное удовлетворение требований, поступивших от истца, либо отказ. Действующим судебное решение становится через 1 месяц. За это время истец и ответчик имеют право обжаловать вынесенное решение. Для этого должно быть подано соответствующая жалоба и необходимые документы в адрес апелляционного суда.

Задача всех остальных инстанций заключается в проверке решений первичных арбитражных судов по жалобе заявителей.

Таких инстанций три: апелляционная, кассационная и Высший арбитражный суд.

Виды и обязанности судебных арбитражных инстанций

Есть несколько типов арбитражных судов: апелляционные; федеральные окружные; высшие. Апелляционная инстанция проверяет законность ранее вынесенных решений, выявляя, насколько они были обоснованными. Если неожиданно вскрываются дополнительные факты, то апелляционный суд в обязательном порядке инициирует пересмотр дела.

Федеральный окружной арбитраж рассматривает дела в первой инстанции, преимущественно решая следующие вопросы:

  • Присуждение компенсаций;
  • Кассационная проверка;
  • Пересмотр имеющих силу судебных актов.

Окружной арбитраж призван обобщить практику, и занимается анализом, имеющейся статистической информации. Полномочия этой инстанции, позволяют ей вносить предложения, направленные на совершенствование законодательства.

Высший арбитраж  рассматривает дела, относящиеся к первой инстанции  и, по сути, является надзорным органом, поскольку определяет правомерность всех вступивших в силу арбитражных актов. Вместе с этим, изучается, а впоследствии и обобщается, практика применения тех или иных законов судами низших инстанций.

Отдельно можно выделить судебную инстанцию, занимающуюся защитой интеллектуальных прав, которая является специализированным отделением, имеющим право рассматривать споры не только в первой, но и в кассационной инстанции.

Каждый из субъектов РФ имеет собственный арбитраж, имеющий право рассматривать все дела, за исключением тех из них, которые попадают под компетенцию суда высшей инстанции. Региональное отделение имеет право пересматривать дела, в связи с вновь выявленными обстоятельствами, даже если уже существует вступивший в силу законный акт

Уделяется внимание изучению и последующему обобщению, имеющейся судебной практики, которая обязательно анализируется

Необходимо своевременно и в установленном законом порядке обращаться в арбитраж соответствующей инстанции. Традиционно представительство интересов сторон, осуществляется профессиональными юристами, знающими все тонкости  и способными грамотно отстоять позицию своего клиента, сформировав у суда правильное мнение.

Порядок и условия получения исполнительного листа.

Исполнительный лист на третейское решение можно получить упрощенным способом в государственном суде. При наличии в арбитражной оговорке слов об окончательности решения третейского суда, законом исключена возможность его проверки государственным судом.

Процессуальным законом определен исключительный перечень случаев, когда исполнительный лист не может быть выдан:

— при установлении фактов порочности третейской оговорки (ее недействительности, недееспособности подписанта);
— из-за выхода за пределы своего ведения, как это установлено третейской оговоркой;
— когда количество и персоналии судей или процедура рассмотрения третейского дела не соответствовали тому, о чем стороны договорились в третейской оговорке или чего требовал закон;
— если одну из сторон третейской оговорки не уведомили вовсе или уведомили ненадлежащим образом о рассмотрении дела в третейском суде.

Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ

ВАС обладает особым правовым статусом в сравнении с прочими инстанциями. В связи с этим, он осуществляет надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по всем возникающим вопросам практики. ВАС рассматривает дела в качестве первой инстанции. Споры по вновь открывшимся обстоятельствам разбираются в порядке надзора. В составе ВАС имеется:

  • Пленум.
  • Президиум.
  • Две коллегии. Одна рассматривает споры, возникающие из административных, другая – из гражданских и иных правоотношений.

ВАС наделяется полномочиями по разработке предложений, ориентированных на совершенствование правовых актов, осуществлению законодательной инициативы в пределах вопросов своего ведения. Суд ведёт общую статистику и организует аналогичную работу в других АС. В его задачи входит также принятие мер по формированию надлежащих условий для функционирования других инстанций, в том числе относительно организационного, кадрового, материально-технического обеспечения. Компетенция Высшего Арбитражного Суда распространяется на вопросы, исходящие из межгосударственных соглашений. Инстанция реализует и иные функции, определённые в Конституции.

Система арбитражных судов

В соответствии со  Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»  система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

  1. специализированные арбитражные суды..

В субъектах РФ действуют арбитражные суды субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. 

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Мы начнем с объяснения разницы между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, поскольку часто наши клиенты не понимают, куда им следует обратиться, если их партнер нарушил договорные обязательства или если физическое лицо не возвращает им долг по займу.

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях в рассмотрении дел в арбитражном суде могут участвовать и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, но эти случаи строго ограничены.

Таким образом, нужно запомнить главный принцип подведомственности дел арбитражным судам: арбитражные суды рассматривают экономические споры по предпринимательской деятельности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Также необходимо помнить, что существуют иные категории дел, подведомственные арбитражным судам, а также специальная подведомственность дел арбитражным судам. Так, именно арбитражные суды полномочны рассматривать следующие дела:

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • иные категории дел.

Таким образом, если обидчик Вашей компании – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за защитой Ваших интересов, скорее всего, Вам нужно будет обратиться в арбитражный суд.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Для целей нашей статьи ключевое значение имеет то, что суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не обладающих статусом индивидуального предпринимателя.

Итак, если Ваш должник – физическое лицо, для взыскания долга Вам необходимо обращаться в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд.

Второй важный вывод заключается в том, что все дела по трудовым спорам, семейным, жилищным и земельным отношениям с участием граждан рассматриваются также в судах общей юрисдикции.

Мы рассмотрели основные и наиболее часто встречающиеся категории дел, подведомственных арбитражным суда и судам общей юрисдикции. Безусловно, и в первом и во втором случае есть особые категории дел, однако встречаются на практике они достаточно редко.

Если Вам нужна помощь, чтобы определиться с тем, в какой суд обратиться с иском и Вы не до конца уверены в своей позиции, обратитесь к нам. Специалисты по судебной работе проанализируют Вашу ситуацию, дадут прогноз в отношении перспектив Вашего дела и помогут вести Ваше дело в суде.

Заключение

Судебная власть в РФ имеет ключевое значение в области обеспечения реализации субъектами своих прав и обязанностей. Возможность предъявления требований в рамках искового производства установлена Конституцией и законодательством. В зависимости от сферы, в которой возник тот или иной спор, дело относится к ведению тех или иных судов. АС разрешает конфликты, связанные с предпринимательством или экономическими вопросами. При этом дела арбитражные суды рассматривают в рамках административного и гражданского производства. В своей работе инстанции руководствуются положениями Конституции, ФЗ, АПК и ГПК. В качестве общих задач для всех арбитражных судов выступают:

  • Защита интересов и прав организаций и граждан, охраняемых законом.
  • Правильное и единообразное применение нормативных актов.
  • Содействие укреплению законности в сфере предпринимательства и в рамках иных экономических отношений путём использования существующих правовых средств.

В качестве высшего органа в системе выступает ВАС. Эта инстанция решает множество задач. Они касаются не только непосредственного рассмотрения экономических споров. В компетенцию ВАС входит обобщение практики прочих арбитражных судов, разработка предложений по усовершенствованию законодательных положений. Особое значение имеют его надзорные функции. ВАС уполномочен вести проверку законности решений, принимающихся другими арбитражными судами. Процесс рассмотрения экономических споров предполагает особый состав участников производства. В качестве одной из сторон в таких делах всегда выступает предприятие или гражданин, ведущие коммерческую либо другую экономическую деятельность.

В рамках такого производства субъекты могут не только восстановить или оспорить нарушения их прав и интересов, но и потребовать компенсации убытков, отмены нормативных или ненормативных актов, признать незаконность действий/бездействия виновных лиц. Всё это имеет большое практическое значение в современных экономических условиях. Принципы арбитражного судопроизводства не отличаются от положений, на которых основываются гражданский или уголовный судебный процесс. Во всех случаях инстанции должны обеспечивать своевременное, беспристрастное, независимое и объективное рассмотрение спора. Только при выполнении этих условий будет достигнута единая цель судебного разбирательства – защита прав и интересов организаций и граждан.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.