Парламент российской федерации: понятие, характеристика

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Как работает Госдума? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Функции и полномочия законодательного органа, как видим, с такой позиции довольно ограничены. Но так ли всё на самом деле? Следует отметить и то, что законодательная власть может влиять на исполнительную, причем весьма значительно. Так, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Для этого необходимо, чтобы не меньше одной пятой части депутатов вынесли соответствующее предложение. После этого идут обсуждения, в рамках которого задаются вопросы и осуществляется поиск ответов. Всё это происходит при привлечении председателя Правительства. Если все процедурные этапы пройдены, то постановление может приниматься тайным или же открытым голосованием. Для того чтобы оно было успешно принято, нужно набрать большинство голосов. В случае позитивного решения оно передаётся президенту. Он может распустить Правительство или же не согласиться с решением Госдумы. Во втором случае, если она менее чем за три месяца повторит эту процедуру, то у президента останется небольшой выбор – отправить в отставку или исполнительную власть, или законодательную.

Представительная власть

Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей. Депутаты выбираются по одномандатному и мажоритарному округу. Выборы представителя по одномандатному округу означают голосование за определённую политическую партию, выборы по многомандатным округам (мажоритарная система), предполагают избрание населением своего конкретного кандидата. Представительная власть в РФ – это комплексность интересов между народом и властью. Народ через своих выборных представителей, выражает свою волю и намерения (волеизъявления), для совместного решения проблем общежития народонаселения страны, общенациональных вопросов.

Также парламент назван законодательным органом, потому что наделён законодательной инициативой. Парламентом принимаются законы, обязательные как для всех граждан государства, всех ветвей власти, разделённых на законодательную, исполнительную и судебную, так и самого Президента РФ.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:

  1. Утверждение изменений границ регионов.
  2. Решение вопроса об использовании ВС за пределами государства.
  3. Назначение судей ВАС, ВС и КС, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты.
  4. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения.
  5. Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.

Однопалатный парламент

Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:

Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны:

  • Они просты и компактны;
  • Обычно избираются всем населением страны напрямую;
  • Все депутаты имеют равный статус;
  • В таком парламенте быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс;
  • Структура парламента понятнее для избирателей;
  • Легче проконтролировать недопущение ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём.

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

  • Недостаточно представлены интересы территориальных единиц государства;
  • Отсутствует противовес в виде второй палаты;
  • Существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья;
  • Парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции.

Правовые акты Федерального Собрания

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении амнистии;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Популярные темы сообщений

  • Интересные факты о море

    Почти каждый человек, когда слышит слово «Море» представляет перед собой пляж, небольшие волны и легкий теплый ветерок. Море у нас всегда ассоциируется с отдыхом, отпуском и летом.

  • Природные источники углеводородов

    Практически каждый день люди используют лекарства, лакокрасочные изделия, синтетические моющие средства, изделия из пластмассы — это как раз и есть те органические вещества, которые произведены путем синтезирования из углеводородов.

  • Бархатцы

    Название этому растению дал К. Линней. Он для названия взял имя этрусского полубога Тагеса, который обладал исключительной красотой. Родиной бархатцев является Центральная и Южная Америка. В Европу их завезли в XVI веке,

Собрание Законодательства Российской Федерации

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:

  1. в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  2. во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
  3. в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  4. в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  5. в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актовПрезидента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части – иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера.

Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

показать содержание

Еще по теме § 7.4. Парламент Российской Федерации:

  1. Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
  2. Контрольная функция парламентов субъектов Российской Федерации за исполнением законов всегда занимает центральное место в их деятельности.
  3. Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  4. Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
  5. Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
  6. ПОЛОЖЕНИЕ о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации
  7. Правовое регулирование права собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  8. Статья 31.11. Исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на территории Российской Федерации имуществаКомментарий к статье 31.11
  9. Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации Комментарий к статье 18.8
  10. 2.1. Деятельность органов при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации в области энергосбережения
  11. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ)
  12. 36.5. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  13. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
  14. Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
  15. Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
  16. Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Комментарий к статье 18.5
  17. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК РФ)
  18. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ)
  19. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 2581 УК РФ)

Государственная Дума — «нижняя» палата парламента: порядок выборов, структура, компетенция

Государственная Дума — это так называемая «нижняя» палата парламента. В отличие от Совета Федерации, который представляет интересы субъектов РФ и федерального центра, она призвана представлять интересы всей российской нации, всего многонационального народа России.

Государственная Дума состоит из450-ти депутатов, избираемых путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании по так называемой смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе сроком на 5 лет. Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат). Вторая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, с заградительным пунктом в 5%.

Структура Государственной Думы включает в себя Совет

Государственной Думы, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

Компетенция Государственной Думы:

  • утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

История парламента в мире и в России

Прежде, чем рассматривать понятие парламента, необходимо обратиться к истории парламентаризма. Родиной парламента может являться Англия, в которой с 13 века королевская власть ограничивалась собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей графств и городов. В дальнейшем парламенты появляются в других государствах Европы. В условиях современности они существуют уже в измененном виде в большинстве мировых стран.

Замечание 1

В нашем государстве рассматриваемое «изобретение» человечества не прижилось сразу. Еще в октябре 1905 года царем Николаем II был подписан Манифест. В нем он заявил о формировании парламента, поскольку в то время было сильное давление демократически настроенного общества России.

Подробности

Значение решения Президента в деятельности Госдумы

На практике Госдума выражает свое недоверие правительства очень редко. Но, согласно процедуре постановления депутатов о недоверии правительству, не может быть поводом для того, чтобы распустить центральный исполнительный орган. Если Президент РФ не разделяет мнение большинства депутатов Госдумы, то он даёт им срок в три месяца, чтобы повторно выразить недоверие.

В дальнейшем всё зависит от главы государства. Если он до кону не согласен с решением Госдумы, то вправе распустить представительский аппарат. Если президент подтверждает решение Госдумы о недоверии правительству, то он должен сообщить о его отставке.

Другие полномочия Государственной Думы

Дополнительный список властных полномочий прописан в других статьях Конституции и других законах. Наиболее важным является право на принятие и утверждение федеральных законодательных актов и своего регламента.

Также регламент Госдумы определяет следующие моменты:

— утверждение планирования участия Федерального Собрания на международном уровне;

— разбор вопросов, касающихся политического значения;

— содействие и консультации с президентом по поводу назначений на должности дипломатов в международных организациях и других государствах;

— подача требований в Конституционный суд России и другое.

Совместные функции Совета Федерации и Государственной Думы позволяют считать их унитарным учреждением государственного управления, имеющее название «Федеральное Собрание РФ».

Депутат Государственной Думы

Отдельно рассматривать функции депутатов Госдумы не требуется. Они являются народными представителями, которые избираются путем народного всеобщего голосования. Состоит она из 450 депутатов, перед которыми стоит задача решения первоочередных вопросов политики государства.

Согласно Конституции, каждый депутат избирается на срок 5 лет. Лучшие из кандидатов определяются при тайном голосовании народа.

Полномочия палат

Государственная Дума

Согласно Конституции Российской Федерации, к полномочиям Государственной Думы относятся:

  • Принятие и отмена федеральных законов, а также внесение изменений в них;
  • Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • Объявление амнистии;
  • Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Совет Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, к полномочиям Совета Федерации относятся:

  • Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • Назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • Отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей;
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Впрочем, как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, проект федерального закона может быть принят нижней палатой в обход верхней палаты двумя третями голосов.

Законодательный процесс

Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, – в России проходит следующие стадии:

– законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

– рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором – тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

– принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

– одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

– подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

– опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Совет Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ, представительным и законодательным органом.

Представительный орган означает, что формой государства является представительная парламентская демократия, опосредованная выборами народа, посредством которой реализуется принцип народовластия.

Законодательный орган означает, что народ передал парламенту законодательную власть.

Поэтому ни один закон в РФ не может быть принят без парламента.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной Думы.

Порядок формирования: согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федераций устанавливается Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (Президентом, губернатором) на срок полномочий указанного органа) и если депутаты парламента не проголосуют против данной кандидатуры более чем двумя третями голосов, данная кандидатура утверждается.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, избирается его депутатами на срок полномочий этого органа. В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации – вносятся председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Важную роль Совет Федерации играет в законодательном процессе.

Законы, принятые Государственной Думой, в течение 14 дней должны быть одобрены Советом Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения вопросов. Основной формой работы являются пленарные заседания палаты, проводимые открыто, но при необходимости могут проходить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта федерации. Председатель Совета Федерации осуществляет общее руководство деятельностью палаты: председательствует на заседаниях палаты; представляет на рассмотрение членов палаты повестку дня заседания. Заместители выполняют поручения Председателя и замещают его, когда он отсутствует.

Полномочия:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Структура: Руководство (председатель и его заместители), Совет палаты (входят председатель Совета Федерации и его заместители, а также председатели комиссий и комитетов – осуществляют организацию СФ ФС РФ), члены Совета Федерации, комитеты (по обороне и безопасности, по экономической политике), временные комиссии (по развитию информационного общества), аппарат Совета Федерации.

Иные установленные Конституцией РФ права

5. Наряду с уже рассмотренными полномочиями
палаты Федерального Собрания имеют и иные установленные Конституцией РФ
права.
Совет Федерации наделен значительными правами. Осуществление
большинства из них происходит во взаимодействии с Президентом РФ, ряд из них
связан с его деятельностью. Полномочия этой палаты в основном касаются вопросов
государственного строительства, формирования федеральных государственных
органов. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ
между субъектами Российской Федерации
(при их взаимном согласии), указов
Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение
вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее
территории. Среди полномочий Совета Федерации – назначение выборов Президента
РФ
и отрешение Президента РФ от должности.

К правам Совета Федерации по формированию
государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на
должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и
освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на
должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и
половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума наряду с законодательными
полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных
лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению
Государственной Думы (ст. 103 Конституции) отнесены следующие права, связанные
с назначениями должностных лиц: дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению
Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ и освобождение его от
должности (вопрос об этом согласно п. «г» ст. 83 Конституции РФ ставит
Президент
РФ); назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Перед Государственной Думой несет парламентскую
ответственность Правительство РФ – к ведению именно этой палаты относится
решение вопроса
о доверии ему. Государственная Дума также принимает участие в
привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной
измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против
Президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Государственной Думы относится, кроме
того, объявление амнистии.

Естественно, что каждая из палат также обладает и
правами по решению вопросов своей внутренней организации.

     По вопросам, отнесенным к ведению палат, они
принимают постановления.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.