Трудовое право в российской федерации

Алан-э-Дейл       20.07.2022 г.

Обязанности нанимателя

Обязанности работодателя можно распределить на группы в зависимости от того, перед кем эти обязательства наступают.

Что обязан делать работодатель как субъект правоотношений

Как сторона трудового права, работодатель должен соблюдать и выполнять следующие обязательства:

  1. Неукоснительно следовать трудовому законодательству, действующему на данный момент в стране.
  2. Соблюдать нормы, предписанные в различных нормативных документах по трудовому законодательству:
    • нормативных актах;
    • локальных документах;
    • федеральных законах, региональных и муниципальных постановлениях;
    • колдоговорах;
    • индивидуальных трудовых договорах;
    • дополнительных соглашениях.

Обязанности работодателя перед государственными контролирующими органами

Эти обязанности нельзя отнести к тем, что возникают непосредственно перед работниками, однако, их соблюдение направлено на организацию благоприятной работы наемного персонала. Итак, работодатель в отношении органов управления и контроля обязан исполнять все предписания, которые выдаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющих госнадзор и контроль над надлежащим исполнением норм ТК РФ.

Обязанности работодателя перед своими сотрудниками

Нанимая сотрудников, работодатель берет на себя достаточно большое количество обязательств. Их немало по той причине, что они должны гарантировать соблюдение прав наемных работников, которые также зафиксированы в ТК РФ (ст. 21). Их можно свести к нескольким группам, отличающимся по принципу предпринимаемых действий:

  • обязанности, связанные с соблюдением норм ТК в отношении сотрудников;
  • обязанности, имеющие отношение к организации, охране и оплате труда;
  • обязанности, регламентирующие оформление рабочей документации;
  • обязанности по обеспечению работы всем необходимым.

Рассмотрим некоторые обязательства лица, предоставляющего работу, перечисленные в соответствующем перечне из ст. 22 ТК РФ.

  1. Наниматель должен обеспечить нанятым сотрудникам оговоренную заключенными соглашениями работу.
  2. Предоставляя возможность труда, наниматель обязан обеспечить рабочее место, оборудование, материалы, сырье, специальную документацию, инструментарий и другие факторы, которые будут необходимыми для полноценной деятельности в рамках трудового соглашения.
  3. Организованные условия и принципы соблюдения безопасности труда должны отвечать требованиям, установленным в трудовом законодательстве для данной отрасли деятельности.
  4. Оплата за труд одинаковой ценности должна быть равной.
  5. Различия в оплате должны быть обусловлены объективными факторами, предусмотренными ТК РФ: квалификацией, стажем сотрудника, уровнем должностных обязанностей, их количеством и пр.
  6. Оплата вознаграждения за труд должна производиться в установленные колдоговором или индивидуальных договорах сроки, если они не противоречат требованиям ТК РФ.
  7. Сотрудникам должен быть обеспечен отдых в качестве перерыва для принятия пищи, выходных дней в соответствии с регламентом, ежегодных отпусков и пр.
  8. Для предусмотренных законом категорий работников должен быть обеспечен особый режим труда: например, сокращенное рабочее время, облегченный труд и т.п.
  9. Локальные акты, принимаемые на предприятии, должны быть доведены до сведения персонала, что подтверждается личной подписью каждого работника об ознакомлении с ними.
  10. Работник должен быть оформлен в соответствии с требованиями законодательства, поэтому обязанность работодателя – заключить с ним трудовой договор.
  11. Заключение колдоговора и ведение коллективных переговоров также лежит на плечах работодателя.
  12. Если выявлены нарушения организации труда и его безопасности, либо о таком заявил работник, наниматель в обязательном порядке должен рассмотреть эти проблемы и принять необходимые меры для их устранения.
  13. В случае нанесения работнику вреда по вине работодателя на последнем лежит обязанность возмещения лечения, а также компенсации за моральный ущерб (в рамках действия ТК РФ).
  14. Работодатель обязательно должен обеспечить социальное страхование для всех своих сотрудников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несоблюдение своих обязанностей для работодателя чревато административным наказанием – штрафом. Штрафные санкции предусмотрены ТК РФ, а также НК и иногда ГК РФ

Самые серьезные нарушения своих обязанностей могут лишить работодателя права деятельности и занятия определенных должностей на тот или иной срок.

Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы

К смежным с трудовым правом отраслям российского права можно отнести, в первую очередь, гражданское право, административное право и право социального обеспечения, но определенные «точки соприкосновения» трудовое право имеет и с некоторыми иными отраслями права.

Основные положения, относящиеся к предмету, методу и функциям трудового права, рассмотренные выше, позволяют отграничить отрасль трудового права от других, смежных отраслей, которые имеют схожие предмет и метод правового регулирования. Так, например, схожими являются трудовые и некоторые гражданско-правовые отношения, отграничение которых имеет большое значение на практике в силу правовых последствий. Те и другие отношения связаны с трудом. Однако, если для трудового права важен весь процесс труда, то для гражданского права – лишь результат труда (например, результат, передаваемый от подрядчика к заказчику по акту приема-передачи).

В гражданско-правовых отношениях, как и в трудовых, человек получает вознаграждение за свой труд, но трудовым законодательством установлен минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Отличием является и подчинение лица, работающего по трудовому договору, ПВТР.

Работник имеет право на социальные гарантии, которые на исполнителя по гражданско-правовому договору не распространяются.

Трудовое право «пересекается» с административным правом по вопросам регулировании труда государственных служащих. По ст. 11 ТК РФ на госслужащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной службе, таким образом, труд этой категории работников регулируется во многом нормами административного права, но с учетом основных принципов и положений трудового права. Ряд вопросов, связанных с трудом на госслужбе регулируются нормами трудового права по причине отсутствия регулирования специальным законодательством.

Административным правом устанавливается и ответственность за некоторые нарушения в сфере труда, например, нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ), нарушение норм охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и т.д.

При упоминании об ответственности можно подчеркнуть и связь с уголовным правом – некоторые наиболее тяжкие правонарушения в сфере труда влекут уголовную ответственность (статьи 143, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Трудовое право соприкасается с гражданским процессуальным правом по поводу рассмотрения трудовых споров в суде. Правила рассмотрения таких споров установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ). Вместе с тем, для рассмотрения трудовых споров установлены отдельные специфические правила о порядке и сроках рассмотрения дел, возможности использования примирительных процедур, наличия комиссий по трудовым спорам и т.д.

В значительной степени трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения, которое до недавнего времени было его частью. Если трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателем и работником, то право социального обеспечения – правоотношения, возникающие по вопросам социальной защиты граждан, состоявших в трудовых отношениях, а также никогда не работавших граждан (в том числе по причине инвалидности, болезни).

Правоотношения по социальному обеспечению могут возникать либо после трудовых отношений (выход на пенсию), либо предшествовать им (получение социальных пособий детьми), либо сопутствовать им (получение пенсий и мер социальной поддержки работающими пенсионерами). Размер пенсионного обеспечения зависит от страхового стажа работника. Характер и условия труда влияют на уровень пенсионного обеспечения. Однако, эти две отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования. Если в праве социального обеспечения основной метод – централизованное регулирование, то в трудовом праве он сочетается с договорным методом.

Нельзя не упомянуть и конституционное право, которым устанавливаются исходные положения для всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. Именно на уровне Конституции РФ закреплены основные права и свободы в сфере труда.

показать содержание

Роль законодательных актов в сфере трудового права

В иерархической структуре источников трудового права после Конституции и международных актов представлены законы.

Законодательство в области труда находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72, а разграничение полномочий установлено статьей 6 Трудового Кодекса.

На основании статьи 76 вышеуказанного Кодекса по предмету совместного ведения принимаются законодательные акты федерального характера, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Замечание 4

При этом нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами РФ, не должны противоречить положениям федеральных актов. При противоречии положений между федеральными и иными нормативно-правовыми актами, действует федеральный закон.

Компетенцией органов государственной власти в области трудовых отношений и отношений, связанных непосредственно с трудовым законодательством, являются вопросы, которые требуют единого правового регулирования по всей территории России.

К ведению органов государственной власти, в соответствии со статьей 6 Трудового Кодекса, относится:

  • Определение направлений государственной политики отношений в сфере труда;
  • Определение основ правового регулирования отношений в сфере труда, а также других отношений, связанных с ними;
  • Уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников, который обеспечивается государством;
  • Порядок подписания, изменения и прекращения трудовых договоров, основ сотрудничества в социальной сфере;
  • Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации обозначается как остаточная, поскольку они принимают нормативно-правовые акты, которые не относятся к ведению РФ

Пример 1

Частью 3 статьи 65 Трудового Кодекса предоставляется возможность принятия законодательных актов о трехсторонних комиссиях по вопросам координированию трудовых отношений.

Законодательством, при определении полномочий органов государственной власти, регламентировано такое ограничение, как установление, по сравнению с федеральным уровнем, более высокого уровня трудовых прав и гарантий работников, что привело к увеличению бюджетных расходов (сокращению бюджетных доходов), которое обеспечивается за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Нормами Трудового Кодекса предусмотрена возможность «опережающего» регулирования органами государственной власти субъекта РФ.

Замечание 5

В случае отсутствия регулирования общественных отношений на государственном уровне, субъектом РФ принимается нормативно-правовой акт, позволяющий исправить данный недостаток.

Среди всех законов федерального уровня отдельное место занимает Трудовой Кодекс Российской Федерации, который представляет собой кодифицированный источник трудового права России. Является четвертым по счету. Ранее Трудовые Кодексы РСФСР были приняты в 1918, 1922 и 1971 годах.

Современный трудовой кодекс является результатом реформы в трудовом законодательстве, необходимость которой была обусловлена социально-экономическим преобразованиями 1990-х годов, значительными изменениями на рынке труда, приватизацией и появление негосударственного типа работодателя. Данный Трудовой Кодекс был принят 30.12.2001, а вступил в действие с 01.02.2002. 30.06.2006 в Кодекс были внесены корректировки (порядка трехсот поправок по всем главам).

Определение 3

Трудовой Кодекс – кодифицированный акт государственного уровня целью которого является определение государственных трудовых прав и свобод и обеспечение гарантий их исполнения, а также формирование благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателя (статья 1 Кодекса).

Координирование трудовых и связанных с ними отношений наравне с Трудовым Кодексом осуществляется федеральными законодательными актами, которые содержат нормы иных правовых отраслей:

  • Закон о занятости;
  • Закон о профессиональных союзах;
  • Закон «Об объединениях работодателей», принятый 27 ноября 2002 года;
  • Закон «О трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», принятый 01 мая 1999 года.

Вывод 1

В рамках трудового права одним из главных правовых источников является Закон, принятый 19 июня 2000 года, «О минимальном размере заработной платы».

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Индивидуальный трудовой спор пример

Способ 2
Примеры нарушение трудовых прав
Способ 1
Способ 3

Примеры нарушение трудовых прав Трудовые права у работника возникают после заключения с работодателем трудового договора. Трудоустроенный имеет право на:

  1. возмещение вреда, если таковой возникает в ходе исполнения должностных обязанностей, компенсацию морального вреда.
  2. своевременную и в полном объеме выдаваемую зарплату;
  3. выходные дни раз в неделю, нерабочие праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;

Трудовые права работников часто нарушаются.

Задержка выплаты зарплаты, несоблюдение норм трудового договора, непредоставление оплачиваемого отпуска, неоплата больничного листа, незаконное увольнение — все это является серьезным нарушением трудовых прав.

Список литературы

Арановский К., Князев С., Хохлов Е. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4.

Бугров Л.Ю. Трудовой договор в России и за рубежом: Моногр. Пермь, 2013.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 — 2016 годы // Рос. газ. 2013. 30 дек.

Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учеб. М., 2013.

Ершова Е.А. Сущность, источники и форма трудового права в Российской Федерации: Моногр. М., 2008.

Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.

Лютов Н.Л. Эффективность норм международного трудового права: Моногр. М., 2014.

Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: Справ. пособие. М., 2007.

О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1 19.06.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 378-О-П об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2007. N 6.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г N 3-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 года N 19-П по делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2000. N 1.

Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст // СПС «КонсультантПлюс».

Сайт МОТ: URL: http://www.ilo.org/global/resources/WCMS_100193/lang—en/index.htm.

Куда обращаться работнику, чтобы отстоять свои права?

Если знать нормы действующего трудового законодательства, то отстоять свой интерес и доказать факт нарушения будет не сложно. Чтобы заявить об этом, пострадавшему сотруднику следует обратиться в следующие инстанции:

  • инспекция труда,
  • прокуратура,
  • комиссия по трудовым спорам,
  • профсоюзный орган,
  • суд.

Если заявление подается в трудовую инспекцию, в бумаге необходимо описать факт нарушения трудового договора и попросить предоставить ответ о результате проверки и предпринятых мерах. В случае выявления недочетов, ответственный специалист инспекции предписывает работодателю устранить все нарушения в установленный срок.

По факту обращения в прокуратуру организовывается проверка. По итогам которой также выносится решение устранить выявленные правонарушения.

Юридическая сила источника трудового права

Источники трудового права различаются по форме правовых актов, по юридической силе, по своему характеру, по сфере действия .

В зависимости от юридической силы нормативно-правовых актов источники трудового права могут быть классифицированы в следующей иерархии:

  • Конституция РФ;
  • правовые акты международных организаций, в которых участвует Россия (например, акты ООН и МОТ), договоры и соглашения, подписанные Российской Федерацией;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • иные федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • правовые акты социального партнерства;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права.

Рассмотрим каждый из этих видов источников трудового права более подробно.

Следует отметить, что в ТК РФ последовательно проводится принцип разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в правовом регулировании труда. Иными словами, речь идет об отсылочных нормах Трудового кодекса. Так, только федеральными законами могут устанавливаться: особенности правового положения объединений работодателей (ст. 33 ТК РФ), общероссийский минимальный размер оплаты труда (ст. 133), особый порядок определения материального ущерба (ст. 246).

Подзаконные акты в сфере труда принимаются указами Президента РФ, нормативно-правовыми документами Правительства РФ, министерств, федеральных служб и др.

Цели, задачи и функции трудового права

Цели трудового права совпадают с целями трудового законодательства, зафиксированными в ст. 1 ТК РФ:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового права являются:

  1. создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;
  2. правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права – это «основные направления правового воздействия данной отрасли на регулируемые общественные отношения, отражающие не только настоящее, но и будущее трудового права, реализация которых призвана достичь цели и обеспечить решение задач в сфере наемного труда, стоящих перед государством и перед трудовым правом».

Система функций трудового права включает в себя функции, свойственные праву в целом, так называемые общеправовые функции, и собственные или отраслевые. Регулятивная и охранительная функции, являясь общеправовыми функциями, обусловлены социальным назначением трудового права и необходимостью охраны общественных отношений, являющихся предметом трудового права как самостоятельной отрасли.

Регулятивная функция устанавливает позитивные правила поведения, обеспечивает правовые стимулы, льготы, поощрения, гарантии, преимущества, что способствует удовлетворению интересов как работников, так и работодателей.

Охранительная функция реализуется путем правовых ограничений, обязанностей, запретов, наказаний, целью которых является охрана общественных отношений в сфере труда. Эта функция вторична по отношению к регулятивной функции, производна от нее и призвана ее обеспечивать. Охрана и защита трудовых прав необходима тогда, когда нарушаются права работников или работодателей.

Отраслевые функции трудового права определяются его социальным назначением. Одной из основных функций трудового права является экономическая. Цели экономической функции – стабильное развитие рынка труда, оформление легальных трудовых отношений, повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий производства, создание конкурентоспособного производства, повышение материального благосостояния работников.

Основная цель социальной функции трудового права – обеспечение работнику реализации его социальных прав (на отдых, охрану труда, на нормирование труда и гарантированную государством минимальную оплату труда, на защиту от безработицы и т.д.) Социальная функция является одной из важнейших в трудовом праве, так как обеспечивает гражданам социальные права, закрепленные в Конституции РФ. Особую роль играет данная функция в обеспечении трудовых прав отдельных категорий граждан, таких как женщины, подростки, лица с ограниченной трудоспособностью, лица с семейными обязанностями. Социальная функция реализуется через предоставление льгот, прав, дополнительных гарантий работникам, которые трудятся в опасных и вредных условиях, в районах Крайнего Севера, при работе в условиях ненормированного рабочего дня. Значимость этой функции подтверждается таким относительно новым понятием в трудовой сфере как «социальный пакет», представляющим собой набор социальных благ за счет средств работодателя.

Защитная функция трудового права выражается в защите прав работника и работодателя. Условно нормы трудового права, выполняющие защитную функцию, можно разделить на две группы. К первой могут быть отнесены нормы, которые осуществляют защиту работника от произвола работодателя путем запретов и ограничений, к их числу относятся:

  • запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора;
  • запрет направления в служебные командировки, запрет работы в ночное время для отдельных категорий работников;
  • запрет привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.

Во вторую группу входят нормы, регулирующие защиту уже нарушенных трудовых прав и свобод. Наиболее действенной является норма ст. 8 ТК РФ, запрещающая ухудшать нормами локальных нормативных актов положение работников по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.