Суды общей юрисдикции в российской федерации

Алан-э-Дейл       01.01.2023 г.

Дополнительный комментарий к ст. 23 ГПК РФ

Под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: районные суды — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов — Верховный Суд РФ. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят также военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды гарнизонов приравниваются к районным судам, а флотов и округов — к областным и соответствующим им судам.

Значение института подсудности возросло с принятием действующей Конституции РФ, в которой в качестве одного из основных прав человека и гражданина зафиксировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом .

Это конституционное положение означает, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе. Законом субъекта Российской Федерации эти правила устанавливаться не могут, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ судоустройство и судопроизводство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Нарушение этих правил, произвольное изменение подсудности дела является основанием к отмене решения суда.

Гражданские дела рассматриваются по первой инстанции либо мировыми судьями, либо федеральными районными судами (гарнизонными военными судами), либо верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов (окружными, флотскими военными судами), либо Верховным Судом РФ.

Подсудность конкретных категорий гражданских дел судам определенного звена судебной системы является родовой. Правила родовой подсудности содержатся в ст. ст. 23 — ГПК РФ.

Другой вид подсудности — территориальная подсудность, правила которой распределяют гражданские дела между судами одного уровня, т.е. между мировыми судьями, между федеральными районными судами, между верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. Правила территориальной подсудности не распространяются на Верховный Суд РФ, поскольку он один.

Территориальная подсудность имеет несколько подвидов: общая (ст. ГПК), альтернативная (ст. ГПК), исключительная (ст. 30 ГПК), договорная (ст. ГПК), подсудность по связи дел (ст. гпк).

В ст. 23 ГПК РФ в действующей редакции перечислены дела, подсудные мировому судье. Эта статья воспроизводит, с некоторыми редакционными уточнениями, положения ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела о выдаче судебного приказа. Нормы гл. 11 Кодекса не связывают возможность выдачи судебного приказа по перечисленным в ст. ГПК требованиям с их размером в отличие от требований по имущественным спорам, дела по которым рассматриваются и разрешаются в исковом порядке и подсудны мировым судьям при условии, что их размер (цена иска) не превышает 50000 руб., установленных законом на момент подачи заявления.

Это объясняется тем, что судебный приказ может быть вынесен и выдан взыскателю лишь по требованию, которое при подаче заявления не свидетельствует о наличии спора о праве и не вызывает возражения должника (п. 4 ч. 1 ст. , ст. ). Поэтому размер требований для решения вопроса о возможности вынесения и выдачи судебного приказа значения не имеет.

Следовательно, если к мировому судье поступит заявление о вынесении судебного приказа на взыскание денежной суммы, превышающей 50000 р., установленных законом на момент подачи заявления, например, по требованию, основанному на нотариально удостоверенной сделке, то — при отсутствии оснований для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, мировой судья выносит судебный приказ.

Из ст. 23 ГПК РФ в действующей редакции вытекает, что мировому судье подсудны дела о расторжении брака, при отсутствии спора о детях.  

В чем отличия кассация от надзора

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, определенную законом роль. При этом апелляционный суд наделен более существенными полномочиями по сравнению с кассационной  и надзорной инстанцией. Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Практически любое гражданское дело проходит несколько судебных инстанций. Прежде всего, это первая инстанция, где его рассматривает районный или городской суд по существу, апелляционная инстанция, где жалобу рассматривает вышестоящий суд, кассационная жалоба и надзорная инстанция.

После вынесения судом первой инстанции решения по существу в течении месяца (гражданский процесс) у Сторон есть право на апелляционное обжалование. В случае, если судебное решение не обжалуется в апелляционном порядке, решение по истечении месяца вступает в законную силу.

Обращаем ваше внимание, что после 28.11.2018 года существенно изменился порядок апелляционного обжалования. 

Так, решение районного суда, вынесенное им в первой инстанции обжалуется как и  прежде в верховный суд города, области, края. А вот решения верховного суда города, области, края, вынесенное им в качестве суда первой инстанции обжалуется уже в апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалобы в любом случае, как и прежде, подается через суд, который вынес решение.

Изменен порядок и кассационного обжалования. Так, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Большинство граждан опускают руки, после вынесения судом первой инстанции решения не в их пользу, считая, что далее жаловаться нет никакого смысла.

Однако, подобное мнение ошибочно. Большое количество гражданских, административных и арбитражных дел пересматривается именно на этапе кассационного и надзорного судопроизводства. 

У Сторон есть также право подать кассационную жалобу и в Верховный Суд Российской Федерации.

Жалоба подается на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом, кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев.

И наконец, обжалование решения суда в порядке надзора. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течении трех месяцев со дня их вступления в законную силу..

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке

Мировые судьи, их полномочия

На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин «мировые суды». Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.

Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.

В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:

  • соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
  • руководствоваться нормами международного и национального российского права;
  • не быть членом или агитатором политической партии;
  • не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.

Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, — это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.

Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.

Что относится к судам общей юрисдикции?

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды.

Первое, с чем сталкивается подавляющее количество граждан, которые вынуждены отстаивать свои интересы через исковое или приказное производство, – это районные суды. Под этим общим названием скрываются не только районные, но и городские, межрайонные суды.

Кроме них предусмотрены и другие виды судов общей юрисдикции согласно закону, к которым относятся военные и специализированные. Также систему судов общей юрисдикции составляют:

  • Верховные каждого субъекта РФ;
  • краевые, областные;
  • городов федерального значения;
  • автономной области, округов;
  • мировые.

Суды общей юрисдикции РФ (СОЮ) отличаются между собой компетенциями. В зависимости от их объемов формируются звенья системы СОЮ. Всего их четыре, а именно:

  • мировые;
  • районные;
  • верховные каждого субъекта РФ;
  • Верховный Суд страны (ВС).

Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды. Вышестоящие инстанции проверяют законность принятия решения нижестоящими. Поэтому законность действий районных судов проверяется Верховным судом республики, края или области. А законность их решений – ВС РФ. В свою очередь, решения мировых судей обжалуются в районные суды, которые для первых являются вышестоящей инстанцией.

В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.

Основное звено судов общей юрисдикции

Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

    • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
    • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
    • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено);
    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
    • гарнизонные военные суды (основное звено).

Подробнее

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

    1. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
    2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
    3. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Разделение судов общей юрисдикции по процессуальной компетенции

Суды общей юрисдикции также классифицируются по процессуальной компетенцией.

Все СОЮ разделены как по иерархии, так и по процессуальной компетенцией следующим образом:

  • первая инстанция;
  • апелляция;
  • кассация и надзор.

К первым относятся суды, которые рассматривают дела и принимают решения по существу его основных вопросов. Например, о применении санкций, наказания, определения вины, удовлетворении исковых требований и т.п.

Место в звене и процессуальная компетенция может не совпадать. Любой из судов – не только районный или мировой – может выступать в качестве первой инстанции

Так, ВС РФ может рассматривать по существу вопроса дела особой сложности или важности, значение которых очень высокого для общества. Такие дела он принимает как по своей инициативе, так и с подачи Генерального прокурора

В последнем случае требуется ходатайство обвиняемого.

Апелляционные суды общей юрисдикции

Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

В апелляции рассматривается правомерность принятия решений и действий судами предыдущей инстанции. Это могут делать даже районные суды, рассматривая жалобы на решения и действия мировых. В этом случае соблюдение принципа коллегиальности не обязателен. В остальных случаях апелляция рассматривается исключительно коллегиально и по правилам, которые предусмотрены процессуальным законодательством для первой инстанции.

Важно знать! Особенность апелляции – судебное разбирательство полностью или частично повторяет рассмотрение дела. Здесь возможно исследование всех собранных доказательств или некоторой их части.. Право на подачу апелляции действует ограничено по времени – в течение 10-30 дней после выдачи мотивированного решения первой инстанцией

Рассмотрение дела заканчивается постановлением, которым предыдущее решение остается в силе, отменяется полностью или частично, либо дело возвращается на пересмотр в первой инстанции

Право на подачу апелляции действует ограничено по времени – в течение 10-30 дней после выдачи мотивированного решения первой инстанцией. Рассмотрение дела заканчивается постановлением, которым предыдущее решение остается в силе, отменяется полностью или частично, либо дело возвращается на пересмотр в первой инстанции.

Кассационные суды общей юрисдикции и надзор

Фото с заседания Второго кассационного суда общей юрисдикции.

На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу. После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование. Оно проводится в рамках следующих процедур:

  1. Кассационное производство;
  2. Производство в надзорной инстанции;
  3. Возобновление рассмотрение дела по причине неизвестных ранее обстоятельств.

Пройдя все эти инстанции, заинтересованное лицо может обращаться за правосудием, например, в ЕСПЧ. При этом после первой инстанции не обязательно подавать апелляцию. Для ускорения процедуры можно сразу инициировать кассационное производство. Заинтересованной стороне предоставляется на это срок в 6 месяцев.

https://youtube.com/watch?v=wgtI6nSp324

Судебная система Российской Федерации.

  • Об админе

Александр Шпилёв

Администратор сайта , Экспертизы.орг

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.

И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.

Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.

После соблюдения претензионного порядка, если таковой требовался, и не получения результата, который бы устроил заявителя, уточнения срока исковой давности и определения подсудности дела, вы должны составить исковое заявление. Главное в нем – указать предмет и основания иска, то есть что вы просите через суд у ответчика и на какие нормы права вы ссылаетесь в обоснование своих требований. Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Результаты рассмотрения должны быть оформлены постановлением. В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

  1. наименование и состав суда, принявшего постановление;
  2. дата и место принятия постановления;
  3. дело, по которому принято постановление;
  4. наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  6. содержание обжалуемых судебных постановлений;
  7. выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
  8. мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

показать содержание

Какие дела рассматриваются в мировом суде

Полный список судопроизводств зафиксирован в российском законодательстве:

  • ФКЗ от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции».
  • ФЗ №188 «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г и т.д.

Какие дела рассматривает мировой суд? Перечень компетенций мирового судьи закреплен в ст. 3 ФЗ №188 от 17.12.1998. Судья может рассматривать:

  • гражданские по имущественным вопросам, требованиям по взысканию ЖКХ задолженности, имущественным спорам до 50 000 рублей, кроме проблем по наследственным вопросам и интеллектуальным правонарушениям;
  • уголовные дела по преступлениям с наказанием не более 3 лет заключения кроме проблем из ст. 31 УПК РФ;
  • административные;
  • семейные;
  • иски по ЗПП с требованиями менее  100 000 рублей.

Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2019 год ВС внес в Государственную думу РФ 3 проекта федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 11.04.2019 № 8). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.

Состав и полномочия Президиума областных судов

Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

  • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
  • анализ и систематизация судебной практики;
  • контроль над работой аппарата суда;
  • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
  • утверждение членов коллегий.

Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ «О судебной системе», заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

Современная структура судебной системы РФ

На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:

  • Конституционный суд. Его полномочия заключаются в решении вопросов о признании соответствующим или не соответствующим Конституции РФ конкретного закона, отдельной нормы, статьи, положения и т.д., а также рассмотрение жалоб по вопросам конституционности вынесенного в отношении заявителя постановления, определения.
  • Верховный суд, решениями которого осуществляется надзор за нижестоящими судами, в том числе и за арбитражем. При рассмотрении жалобы в Верховный суд РФ могут быть отменены все предыдущие решения по делу и принято новое.Верховный суд РФ – высший судебный орган, правомочный давать официальные разъяснения по применению на практике тех или иных законов.
  • апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Принцип организации и полномочия указанных судов в целом с 1 октября 2019 года поменялись. Созданы и уже действуют 5 апелляционных судов, которые рассматривают жалобы на не вступившие в законную силу судебные акты областного, краевого уровня. Девять созданных кассационных судов рассматривают кассационные жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения.
  • верховные суды республик, областные и краевые, а также суды городов федерального значения (например, Мосгорсуд) – эти органы судебной власти находятся на одном уровне с друг другом и являются вышестоящими по отношению к районным звеньям. В областных судах функционируют судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, которые рассматривают апелляционные жалобы на приговоры, решения и постановления районных судей.
  • районные суды общей юрисдикции. Эти суды рассматривают практически все гражданские и уголовные дела, за исключением компетенции мирового судьи и некоторых отдельных дел, подсудных областному уровню (к примеру, по уголовным делам об убийстве нескольких лиц или по гражданским делам с гостайной разбирательство будет проходить в областном суде). Районный суд может выступать и апелляционной инстанцией по отношению к постановлениям мирового судьи, например, именно в районном суде обжалуются постановления об административном правонарушении.
  • мировые судьи (суды субьектов) – их компетенция заключается в рассмотрении определенной категории гражданских и уголовных дел, вынесении судебных приказов, постановлений об административных правонарушениях. Это самая первая ступень в судебной иерархии, все остальные суды являются федеральными и вышестоящими по отношению к мировому звену.

Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.

В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.

списка кандидатов

Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания.  В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.

Основным законом, устанавливающим принципы построения и деятельности судов в РФ, является Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Полномочия же каждого из судебных органов определяются множествами федеральных законов, кодексов, иными нормативными актами, а также разъяснениями Верховного суда РФ. Рассмотрим основные функции судов тех уровней, в которые обращаются наиболее часто.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.