Срок исполнения контракта по 44 фз: досрочное продление, минимальный срок, порядок исполнения контракта

Алан-э-Дейл       14.09.2022 г.

Оглавление

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44-ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товара Существенные условия в проекте госконтракта на выполнение работ Существенные условия в проекте госконтракта на оказание услуг
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Место выполнения работы.
  3. Срок завершения работы.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:

Состав административного правонарушения

Размер ответственности

Норма КоАП РФ

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Административный штраф:

  • на должностное лицо – 20 000 руб.
  • на юридическое лицо – 200 000 руб.

статья 7.32 часть 4

Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Административный штраф:

  • на должностное лицо – 50 000 руб.
  • на юридическое лицо – 500 000 руб.

статья 7.32 часть 4.1

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Административный штраф:

на должностное лицо, юридическое лицо – двукратный размер дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

статья 7.32 часть 5

 Ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ

 Письмо Минфина России от 01.12.2017 N 24-03-07/79960, от 09.11.2017 N 24-03-07/73936

 Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 N 301-ЭС20-21798 по делу N А31-15420/2018.

 Ст.19 Закона 44-ФЗ

 Письма Минэкономразвития России от 31.12.14 №Д28и-2884, от 21.09.16 №Д28и-2476, от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, письма Минфина России от 10.09.19 N24-03-07/69644, от 21.11.19 N24-03-07/90275

 Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-06/95838.

 Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015  N Д28и-3532

 Письмо Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, письмо Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166

 Постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21.01.2020 N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400

 Постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18

 Ч.3 ст.103 Закона 44-ФЗ

Дополнительное соглашение

Уменьшение или увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ возможно также путем заключения с исполнителем дополнительного соглашения. Так, заказчик, которому потребовалось сократить или напротив, добавить дополнительный объем в предмет контракта, может при помощи данного документа расширить действующий договор с исполнителем в результате обоюдного согласия сторон с новыми условиями.

В результате документ будет содержать следующую информацию:

  • полные юридические реквизиты каждой стороны;
  • предмет соглашения, включая пункты текущего контракта затронутые изменениями;
  • основания для принятия соглашения со ссылкой на соответствующие законы;
  • дата и подписи обоих сторон.

Образец дополнительного соглашения об изменении цены не более чем на 10% контракта по 44-ФЗ

После составления документа, его требуется опубликовать в ЕИС в течение 3 дней после подписания. В этот же срок после публикации его положения считаются вступившими в законную силу.

Оснований для изменения существенных условий станет больше

22.03.2021 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, которым расширяют список оснований для изменения существенных условий контрактов.

ВАЖНО!

Проект распространяется на сделки со сроком не меньше 1 года на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заказчики и поставщики по согласованию смогут корректировать условия, если выполняются такие требования:

  • существенно изменилась стоимость 1 или более позиции ценообразующих ресурсов, что привело к изменению общей стоимости строительства, реконструкции или других работ более чем на 5%;
  • без изменения госконтракта не исполнить обязательства по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • есть решение правительства, региональных властей или местной администрации.

Корректировка не должна увеличивать срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%. А правила обоснования изменения существенных условий в дальнейшем утвердит правительство.

Какие условия являются существенными?

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Письмо Минфина России от 07.10.2019 г. № 24-03-08/76873

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев Ваше обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено дополнение статьи 95 Закона № 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.
Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78 , первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Также отмечаем, что частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ указаны документы и информация, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Кроме того, согласно части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, статьей 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта в указанный реестр контрактов.

Когда существенные условия нельзя изменить?

Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Общие существенные положения договора по 44-ФЗ

  1. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  2. Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
  3. Ответственность заказчика и поставщика.
  4. Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
  5. Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
  6. Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
  7. Источник финансирования.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Что считать несущественными условиями

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

Существенные условия

Перечень существенных условий регламентирован ст. 95 44-ФЗ и содержит несколько оснований изменения контракта

Следует обратить внимание, что изменение контракта допускается только по соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения и никак иначе

Подробнее о том когда и как можно изменить условия контракта, а также как безболезненно расторгнуть контракт, отказаться от исполнения контракта и не попасть в РНП, мы разбираем на нашем курсе обучения для поставщиков. На курсе мы изучим на практических примерах организацию поиска и выявление выгодных тендеров; работу с контрагентами; как стать единственным поставщиком; реализацию товаров в интернет магазинах и многое другое.

Продление из-за уменьшения финансирования

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Изменение срока контракта по 44 ФЗ

Одним из самых важных составляющих любого договора является срок действия контракта и период времени, в течение которого происходит исполнение обязательств сторон, между которыми он и был заключен.

В настоящее время все чаще возникают случаи, из-за которых контрагент при возникновении непредвиденных обстоятельств, просто не укладывается в установленные сроки и поэтому не может выполнить свои требования в срок. На основании данных причин возникает вопрос, можно ли изменять, продлить сроки исполнения контракта?

В соответствии с нормами, которые прописаны в ГК России, а точнее п 1 ст 425, на основании этих норм, договор и начинает действовать, после того, как с даты подписания договора сторонами.

Из этого срока и происходит вычет времени исполнения обязательств прописанных в муниципальном договоре. Этот срок в обязательном порядке должен быть указан в тексте контракта и будет выступать в качестве существенного условия данного документа.

Изменение существенных условий

Существенные условия контракта — это те условия, которые прямо закреплены законом как обязательные. Гражданским кодексом к ним отнесены положения о предмете сделки, а также иных условиях, которые указаны в законе или иных НПА как обязательные.

Исходя из содержания отдельных положений 44-ФЗ, к существенным условиям также относятся:

  • цена контракта в целом и каждого отдельного этапа, если предусмотрено поэтапное исполнение обязательств;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты и приёмки ТРУ, а также гарантийных обязательств, если заказчик выдвинул требования о гарантии;
  • регулирование объёмов и срока возврата обеспечения, если таковое предусмотрено договором;
  • предоставление нового обеспечения исполнения в случае если у первоначального банка будет отозвана лицензия на осуществление деятельности;
  • в случае если обязательные платежи, связанные с исполнением, в соответствующие бюджеты уплачивает заказчик — положение об уменьшении суммы, которая подлежит уплате в равном размере.

Несмотря на то, что по общему правилу изменение существенных условий контракта не представляется возможным, ст. 95 44-ФЗ предусматривает некоторые условия, по которым заказчик вправе изменить договор:

  • снижение цены при неизменном количестве, качестве и иных условиях ТРУ. Это должно быть прописано в документации и госконтракте, либо в договоре, если речь о закупке у единственного поставщика;
  • изменяется количество ТРУ, при этом пропорционально корректируется и цена. При этом предел изменений — 10% и не должно быть дополнения новыми позициями;
  • ввиду обстоятельств непреодолимой силы одной из сторон невозможно дальнейшее исполнение обязательств, в связи с чем изменяются условия контракта. Такие поправки можно внести в случае, если контракт заключён на срок не менее трёх лет для обеспечения региональных или федеральных нужд, на суммы, не превышающие указанных в п. 1 Постановления Правительства № 1186. Внесение изменений возможно только на основании решения соответствующего органа;
  • изменяются согласно законодательству тарифы (цены) на предмет контракта;
  • снижаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Изменения вносятся путём заключения дополнительного соглашения. Корректировки, связанные со спецификацией контракта в части сокращения ТРУ, осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства № 1090;
  • изменяется цена договора на лечение гражданина РФ за пределами страны, заключённого с иностранной организацией. Такая возможность изначально должна быть предусмотрена договором. Поправки вносятся в соответствии с медицинскими показаниями;
  • изменение контракта, подписанного на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 44-ФЗ с единственным поставщиком.

Улучшение предмета контракта

Ст. 95 44-ФЗ предусматривает возможность поставки предмета соглашения, отличного от прописанного в контракте, в случае, если он превосходит по характеристикам тот, что был заявлен изначально.

При этом цена единицы ТРУ и стоимость контракта в целом изменению не подлежат. А также невозможно изменить таким образом страну происхождения товара.

В случае если поставщик заведомо знает, что не сможет поставить необходимый товар, но при этом всё равно заключает контракт, он подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Это же касается и заказчика, в случае, если он также был осведомлен об этом и заключал контракт с целью изменить его предмет в дальнейшем.

Изменение товара в лучшую сторону допустимо лишь в отношении обозначенных в контракте характеристик. Таким образом, если новый товар отличается от изначального в лучшую сторону, например, габаритами, но в контракте изначально габариты не закреплены как характеристика товара, а по остальным характеристикам товары равны, изменение предмета контракта недопустимо, так как не соблюдается условие об улучшении характеристик.

То есть если изначально вы заказываете принтер, печатающий со скоростью 15 страниц в минуту, но имеющий и цветную, и чёрно-белую печать, а исполнитель предлагает заменить его на устройство со скоростью 20 страниц в секунду, но только с чёрно-белой печатью, то, в случае, если условие о возможность цветной печати было указано в контракте, изменение предмета невозможно.

Основания для продления госконтрактов

Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:

  1. Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
  2. Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2020 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
  3. Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

ВАЖНО!

Обязательное условие, по которому можно продлить срок выполнения задания по муниципальному контракту, — такая возможность предусмотрена его положениями и тендерной документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

ВАЖНО!

Изменение условий договора по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, — нарушение, за которое заказчик получает штраф: 20 000 руб. на физлицо и 200 000 руб. — на юридическое (ч. 4 ст. 7.32 КоАП).

Превышение порога

Обязательным условием в вышеперечисленных основаниях является то, что возможность изменения цены должна быть прописана в документации и контракте. Судебная практика однозначна в данном вопросе. В случае отсутствия такого пункта в контракте дополнительное соглашение может быть признано недействительным, что влечет для поставщика риск неоплаты поставленного товара. Именно поэтому указанное основание не используется в запросе котировок – в процедуре отсутствует документация.

Превышение 10-процентного порога недопустимо, иски поставщика о взыскании задолженности по таким соглашениям не будут удовлетворены. Исключением могут быть строительные работы в случае наступления одновременно следующих условий:

{jcomments}

Какие условия являются существенными?

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.