Принципы участия граждан в выборах. гарантии избирательных прав

Алан-э-Дейл       01.01.2023 г.

Оглавление

Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.

Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня. (Форма заявления — см. Приложение 1)

При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Если Вас рекомендует одна из перечисленных выше организаций, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Какие действия являются незаконными?

Любое принуждение к участию в голосовании, любые указания, как голосовать, а также любые формы контроля за вашим волеизъявлением являются незаконными.

Незаконно любое вмешательство в ваше волеизъявление. Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее — 67-ФЗ) устанавливает правило о том, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Несоблюдение этой нормы 67-ФЗ может повлечь за собой уголовную ответственность по 141 статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приведу примерный список таких нарушений:

  • Требование сфотографировать бюллетень
  • Требование сменить участок по указанию администрации предпринятия или организации
  • Указание голосовать определенным способом (электронно)
  • Обещание поощрения за голосование определенным способом или за определенного кандидата (партию)
  • Выяснение участка, где вы имеете право голосовать
  • Выяснение списка членов семьи, имеющих право голосовать

Чтобы узнать больше о том, какие действия нарушают ваши избирательные права, рекомендую посмотреть статью «Как справиться с админресурсом» на сайте движения «Голос» (№ 1 в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента). В этой статье подобраны удобные памятки по случаям принуждения к участию в выборах, проведению политической агитации в учебных учреждениях, на государственных и муниципальных публичных мероприятиях.

Кроме того, для анонимного приема жалоб от врачей, учителей, чиновников и других работников бюджетной сферы, которых принуждают к голосованию на выборах, работает сайт «Ваш выбор». 

Особенности проведения выборов в РФ: что следует учесть иностранцам

Проведение выборов и референдумов в РФ подчиняется нормам ФЗ РФ № 67. Его положения касаются не только россиян, но и иностранцев с ВНЖ (постоянно проживающих). Следует отметить, что голосование на любых выборах является тайным и базируется на всеобщем равном прямом избирательном праве.

Попросту говоря, на свое усмотрение он может голосовать, а может и не голосовать. Голосование для всех проводится на избирательных участках. Дата выборов назначается на воскресенье (выходной). Выборы не проводятся в рабочее воскресенье, праздник (а также в день до него и после него). Обычно таким днем является второе воскресенье сентября. Если оно приходится на праздник либо объявлено рабочим днем, тогда день выборов переносят на третье сентябрьское воскресенье. Эти общепринятые нормы применяются повсеместно при организации и проведении местных выборов.

Как принято, решение о назначении выборов заранее публикуется в СМИ. Организацией их занимается специальная комиссия. Информирование избирателей осуществляется постоянно и по всем вопросам, связанным с выборами. Иностранцы, участвующие в выборах, могут узнать о сроках, кандидатах, подготовке, порядке их проведения из СМИ, через комиссию, органы местного самоуправления.

Источники информации обширны и «работают» на протяжении всех выборов. Агитационные материалы размещаются на рекламных конструкциях и др. специально отведенных для этого местах. Вся информация предоставляется оперативно, но о результатах голосования в день выборов не сообщают – таков порядок.

Т. к. иностранец с ВНЖ зарегистрирован по определенному адресу, то он вместе с остальными гражданами вносится в список участников для голосования по месту регистрации. Этими вопросам занимается участковая комиссия. Именно она должна обеспечить участие в выборах (голосовании) всех граждан, имеющих право на включение в данный список.

Это значит, если кто-то из избирателей, например, из-за болезни либо иным по уважительным причинам не может прийти в день голосования на избирательный участок и проголосовать, то участковая комиссия должна организовать для него голосование вне участка. Для того, чтобы проголосовать на дому либо в ином месте, т. е. вне участка, избиратель должен заранее (стандартно за 10 дн. до голосования) письменно либо устно заявить об этом комиссии. Т. е. общий порядок голосования в этом вопросе применяется и по отношению к иностранцам с ВНЖ.

Как пользуются правом голосовать на выборах в РФ живущие за границей

По данным внешнеполитического российского ведомства, за пределами России живут несколько миллионов россиян. Нет ничего удивительного в том, что права «зарубежных» избирателей отличаются от тех, которыми обладают проживающие на территории РФ избиратели. К голосованию на выборах президента РФ в 2018 году Центральная избирательная комиссия намерена привлечь 35 миллионов «зарубежных» россиян.

Как информирует глава межведомственной группы по организации выборов за рубежом и член Центризбиркома Василий Лихачев, явка избирателей для голосования на выборах президента РФ может быть обеспечена за счет выезда ЦИК в «русские» районы и места повышенной активности российских средств массовой информации за границей.

К примеру, Центризбирком может организовать нахождение представителей того или иного кандидата на избирательных участках в других странах. Но поскольку многие россияне, проживающие за рубежом, в связи с финансовыми ограничениями не могут выехать для голосования в крупные города, где имеются российские посольства и консульства, Центральная избирательная комиссия может направить часть своих сотрудников в «русские районы», чтобы увеличить количество избирательных участков.

При этом как отмечал еще летом 2017 года заместитель главы Центризбиркома Николай Булаев, россияне, которые в день выборов 2018 года будут находиться за границей, смогут воспользоваться своим правом голосовать даже без открепительных удостоверений. Всего в других странах Центризбирком РФ планирует открыть около 360 избирательных участков.

Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Что является подкупом избирателей?

В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

— вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
— производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
— проводить льготную распродажу товаров;
— бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
— предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

К избирательным гражданским правам относятся:

  • участие в выдвижении конкретных кандидатов;
  • участие в мероприятиях по предвыборной агитации;
  • участие в качестве наблюдателя на выборах за деятельностью избирательных комиссий (в том числе, за процессом подсчёта голосов избирателей и определения итогов выборов);
  • иная избирательная деятельность в рамках Конституции и иных законов.

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

  • после их реализации на пройденных выборах не прерываются и не появляются снова, а присутствуют постоянно;
  • обладают схожим объёмом и смысловым содержанием для всех людей;
  • имеют специфический способ обеспечения.

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

  • материальный (статусный);
  • процессуальный (этапный).

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

  • назначение даты выборов;
  • организация избирательных округов, региональных избирательных участков и создание списков избирателей;
  • продвижение и регистрация народных кандидатов (или, например, партийных списков);
  • предвыборная агитация;
  • процедура голосования и подсчитывание итогов выборов.

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Отличия федеральной платформы от московской

Функционально московская система голосования на платформе mos.ru, пожалуй, в первую отличается от голосования на портале госуслуг тем, что московский избиратель может несколько раз переголосовать. В других регионах этой опции пока не предусмотрено. Переголосование означает, что избиратель имеет возможность снова получить электронные бюллетени и поменять свой выбор (или повторить его) через три часа после предыдущего голосования. В итоге будет засчитан последний выбор. Официально это называется «отложенным голосованием».

Такой механизм страхует избирателя от технических проблем (например, если сел смартфон или завис браузер), а также в некоторой мере защищает от принуждения к голосованию за конкретную партию и/или кандидата: если у избирателя остается хотя бы три часа до окончания голосования, то он успеет переголосовать.

Обе системы используют блокчейн и смарт-контракты. Но одно из технических ключевых отличий – в московской системе при подсчете голосов сначала предполагается расшифровка бюллетеней, после чего их в расшифрованном виде сгруппируют и определят результаты. А в федеральном ПТК ДЭГ отдельные бюллетени не расшифровываются. Они сначала сгруппировываются в зашифрованном виде, а потом происходит расшифровка суммарного бюллетеня. Это возможно благодаря использованию технологии гомоморфного шифрования.

Также в федеральной системе используется специальный криптографический алгоритм для анонимизации избирателей, который называется «слепая подпись». Этот алгоритм в системе ДЭГ, позволяющий отделить персональные данные избирателя, по которым он получает бюллетень, от идентификатора с которым бюллетень будет записан в систему, достаточно хорошо исследован мировым криптографическим сообществом. В Московской системе используется механизм анонимизации собственной разработки.

Примечательно, что после окончания процедуры голосования ЦИК 17-19 сентября опубликовал результаты ДЭГ из всех регионов, кроме московского – они появились с существенной задержкой днем 20 сентября. При том что ранее после голосования по поправкам к конституции итоги электронного голосования стали известны уже через час.

Власти Москвы объяснили задержку тем, что результаты ДЭГ в столице были пересчитаны несколько раз к утру 20 сентября. Такая необходимость была связана с возможностью отложенного голосования, которую предоставили только москвичам, сказал глава ДИТ Москвы Эдуард Лысенко.

Все к утру было пересчитано несколько раз на всякий случай в связи с тем, что у нас в отличие от всей страны была уникальная функция для людей — отложенное голосование, — цитирует Лысенко РБК. — Это создало новые особенности в реализации блокчейна, который реализует для нас «Лаборатория Касперского»

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Кто не имеет права голосовать на выборах в РФ

Помимо тех, кто имеет полное право голосовать на выборах и референдумах в РФ, существует несколько категорий граждан, которые не имеют подобного права. Так, ограничения в правах голоса касается граждан РФ, признанных судом недееспособными или осужденными и находящимися в местах лишения свободы. Впрочем, в соответствии с Конвенцией по правам человека, у заключенных должно быть право голосовать на выборах, поскольку по суду они лишены свободы, а не права избирать президента РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, любая дискриминация в отношении тех, кто намерен голосовать на выборах, противозаконна. Так, принимать участие в голосовании могут любые граждане РФ вне зависимости от веры, пола, расы, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств.

Пример 1. Возможности иностранца, получившего ВНЖ в Подмосковье

Предположим, иностранец получил ВНЖ в Подмосковье. Там же ему оформили временную регистрацию.

В рассматриваемой ситуации иностранец с ВНЖ может трудоустроиться в любом регионе, городе, точке РФ, даже не имея там регистрации. Например, в Москве либо СПБ. Также он сможет пользоваться бесплатными мед. услугами, купить себе жилье в Подмосковье, Москве, иной местности и жить там, в собственном жилом помещении.

По сути, допускаются все возможные варианты проживания. Главное, чтобы иностранец с ВНЖ имел регистрацию и не выписывался оттуда, пока у него есть ВНЖ. При наличии регистрации он может снять отдельную квартиру (дом) и жить там.

Что касается выборов, то он может участвовать как избиратель в местных выборах по месту регистрации, т. е., проводимых в Подмосковье. Также он может избираться в органы местного самоуправления.

Между тем голосовать за депутатов либо президента при наличии ВНЖ он не сможет, даже если купит собственное жилье в столице. Данным правом он будет обладать только тогда, когда получит российское гражданство.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Возможно, последнее, что они хотят, это голосовать за политическую мафию. Процесс, предназначенный для того, чтобы заключенные имели право голоса, начинается с информационных кампаний в тюрьмах о почтовом голосовании, которые сопровождаются разъяснительными сессиями. Наконец, Управление избирательной переписи обязано отправлять конверты и бюллетени в тюрьмы, которые его запрашивают. Они поставляются в руки чиновником Корреаса тем, кто находится в заключении для завершения процесса. Этот чиновник будет отвечать за доставку всех конвертов на избирательных участках, которые соответствуют каждому из заключенных в день выборов.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Однако, если на практике процесс выполняется, его уже сложно проверить. Неизвестно, выполнено ли правило об облегчении голосования в тюрьме. Уголовный кодекс не имеет возможности дисквалифицировать за активное избирательное право, хотя для пассивного.

«Отсутствие интереса к этому вопросу объясняет, что данных так мало», — заключает он. С Платформы прав человека в Андалусии Валентин Агилар находится в том же духе. «У государства есть отношение безразличия к этому праву, как и к множеству других прав», — говорит Агилар, который добавляет, что, хотя в теории должны быть информационные кампании по поводу голосования по почте в пенитенциарных центрах, «на практике мы не знаем, сделаны, мы этого не понимаем».

Избирательные округа

Для проведения выборов
образуются избирательные округа — изби­рательные территориальные
единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы
избирательных округов
и число избирателей в них, которые утверждаются
соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом
местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например,
схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов
Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности
избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы
одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы,
избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по
федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно
образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в
регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного
многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются
избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства
избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного
округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между
собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е.
нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части).
Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы
представительства и образование несколько больших или меньших округов. При
образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований
учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей предусматривается образование избирательных участков.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан
участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как
уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного
жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных
местах.

Очень большое значение для обеспечения
избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков
избирателей.
Список избирателей составляется отдельно по каждому
избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки
избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день
голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен
в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей
представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня
выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение
и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса
обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и
выберут президента, депутатов и т.д. Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам

Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

     Кандидаты могут быть
выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы
избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения.
Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными
объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый
список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на
выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или
представительный орган местного самоуправления.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.