Понятие и легализация результатов оперативно-розыскной деятельности

Алан-э-Дейл       31.12.2022 г.

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Ограничения проведения ОРМ

Существуют определенные ограничения для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий попадает под запрет, если имеются ограничения конституционных прав граждан. Оно происходит с целью сбора информации, которая нужна для принятия решения о допуске к сведениям, которые являются составляющим государственной тайны.

Допуск к работе связан с эксплуатацией опасных объектов. Доступ также может быть необходим для участия в оперативно-розыскной деятельности, для установления с лицом отношений сотрудничества, для выдачи разрешений на частную деятельность детективного и охранного характера.

Замечание 9

Важно отметить, что для обеспечения безопасности сотрудников ОВД, как и для иных защищаемых лиц можно проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые ограничивают конституционные права граждан. Подобная информация указана в пункте 8-11 статьи 6 Закона об ОРД

Безопасность обеспечивается без решения суда, если есть письменное согласие должностного лица или гражданина

Подобная информация указана в пункте 8-11 статьи 6 Закона об ОРД. Безопасность обеспечивается без решения суда, если есть письменное согласие должностного лица или гражданина.

Подобное ограничение может быть объяснено сбором данных сведений, не входящих в количество центральных задач ОРД, поэтому законодателем не разрешено осуществлять вторжение в наиболее важные конституционные гражданские права.

Замечание 10

Особенности и ванные нюансы проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливаются законодательством. Зачастую сферой осуществления подобных мероприятий являются иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, которые обладают стратегическим значением для обеспечения обороны страны и государственной безопасности. Подобное положение отражено в статье 8.1 Закона об Оперативно-розыскной деятельности.

Результаты ОРД, которые при этом получаются благодаря подразделениям ФСБ России, могут быть использованы в доказывании, если существует судебный предъявляемый иск. Подобные иски предусматриваются статьей 15 Федерального закона, который был принят 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

УПК Российской Федерации и Закон об ОРД устанавливает то место, где будут рассматриваться материалы о проведении по отношении к судье ОРМ и иных действий следствия, который обладают тесной связью с ограничением конституционных прав или нарушением его неприкосновенности.

Замечание 11

Из-за этого некоторые оперативно-розыскные мероприятия проводятся в несколько этапов, что является сложным для ОВД, либо могут задействоваться иными оперативно-розыскными подразделениями, например ФСБ России, таможенными органами, ФСИН России.

Чтобы взаимодействие было эффективным, осуществляют составление плана, который необходимо согласовывать между органами и подразделениями, которые заинтересованы в этом деле.

Вывод 6

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять ОРМ, оперативные сотрудники должны обладать содержанием мер, а также требованиями, которые может предъявить законодатель к формированию их проведения. Лишь знания основ и условий, которые требуются для проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий, позволят избежать нарушения закона и достигнуть юридически значимого итого в рамках функционирующего оперативно-розыскного законодательства.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Процедура предоставления результатов ОРД

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.

В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.

Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Соблюдение порядка оформления и передачи результатов ОРД имеет важное практическое значение… Нарушение процедуры предоставление результатов ОРД может повлечь признание полученных в ходе ОРД доказательств недопустимыми

На практике оперативные сотрудники правоохранительных органов крайне небрежно относятся к соблюдению описанной процедуры, чем пользуется защиты в суде. Оперативные сотрудники нередко отказываются предоставлять материалы ОРД в суд ссылаясь на государственную тайну, что как уже разъяснял ВС РФ  является незаконным.

Действия следствия на основании полученных результатов ОРД

Если информация в рапорте или сообщении, предоставленном оперативниками, имеет полный перечень обоснованных доказательных аргументов для продолжения уголовно-процессуальных мероприятий, следователь, в свою очередь, начинает приводить в действие свои должностные установки по факту работы над раскрытием уголовного дела.

  • Процедура задержания подозреваемого – в ходе следственных мероприятий в соответствии с регламентом уголовно-процессуального кодекса производится обыск и возможное освидетельствование потенциального объекта преступления.
  • Изъятие объектов приобщения к делу – осуществляется выемка и осмотр вещей, одежды, обуви и прочих предметов, которые принадлежат подозреваемому.
  • Отправка потенциальных вещественных доказательств на экспертизу – все те же предметы личного гардероба подозреваемого, его хозяйственный или рабочий инвентарь, вещи, которые могут посодействовать выяснению обстоятельств совершенного или еще только подготавливаемого преступления, – все это подлежит лабораторному анализу.
  • Проведение допроса – в соответствии с действующим законодательством сам подозреваемый и потенциальные сообщники или другие участники розыскных мероприятий подвергаются обязательному допросу с целью выявления их причастности к совершенному преступлению.
  • Процедура опознания – при наличии необходимости свидетели, проходящие по делу, могут опознать подозреваемого в ходе проведения следственных мероприятий. В таких случаях возможно невизуальное наблюдение подозреваемого опознаваемым в целях сохранения безопасности его как свидетеля.
  • Просмотр и прослушивание записей на соответствующих носителях – к делу могут быть приобщены улики в виде определенных видеосъемок, аудиозаписей и фотографий, запечатлевших факт правонарушения, осуществляемого подозреваемым.
  • Обыск – следственный комитет получает разрешение на обыск рабочего или жилого помещения подозреваемого с целью выяснения дополнительной конкретики обстоятельств совершенного потенциальным преступником злодеяния.

По факту проведения следственных мероприятий доказательства, добытые в ходе следственной деятельности, наряду с наработками опергруппы передаются в прокуратуру и судопроизводство.

Документация, подтверждающая подлинность происхождения результатов ОРД

Вам будет интересно:Льготы ребенка-сироты. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ

В части проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативникам нередко приходится производить выемку различных предметов, которые проходят по делу как непосредственно относящиеся к нему и несущие в себе доказательный характер того или иного факта. Сам момент получения таких предметов оперативниками фиксируется документально, и в рамках должностных юрисдикционных полномочий сотрудника зачастую подобная фиксация имеет форму протокола. Это может быть:

  • протокол досмотра;
  • протокол задержания;
  • протокол выемки;
  • протокол добровольной выдачи и т. д.
  • документация, посредством которой были оформлены результаты соответствующих розыскных действий (все те же протоколы, а также бумаги о задержании, проведенном в административном порядке);
  • сообщение (сопроводительное письмо) и постановление о передаче материалов оперативных работ следствию для дальнейшего приобщения их к уголовному делу;
  • документально зафиксированные показания проходящих по делу участников на предмет обстоятельств созерцаемого ими факта преступления.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.