Исполнительные органы местного самоуправления и их виды

Алан-э-Дейл       09.02.2023 г.

Порядок выборов

Порядок во время которого осуществляется выбор главы муниципального образования вследствии проведения специального всеобщего голосования определяется законодательством о выборах муниципального порядка, именно поэтому порядок в процессе которого осуществляется избрание главы из состава представительного органа – уставом муниципального образования и, что самое главное другими правовыми документами муниципального характера. В роли некого примера можно привести выборы главы города Саратова. Опираясь на 30 статью Устава города Саратова глава города избирается депутатами Городской думы из своего состава в процессе первого заседания на определенный срок полномочий Городской думы и при этом исполняет свои обязанности на основе постоянного характера. Кандидатуры для осуществления выбора на должность главы города выдвигаются специальным лицом, в роли которого обычно выступает депутат (группой депутатов), а также путем самовыдвижения.

Замечание 1

Стоит отметить, что каждый депутат (группа депутатов) имеет право выдвинуть только одну кандидатуру на должность главы города.

Должностное лицо, которым собственно является депутат, который в свое время выдвигается на важную должность главы города, имеет полное право оповестить о самоотводе своей кандидатуры

Такой документ в виде специального заявления о самоотводе обязан приниматься без какого-либо обсуждения и, что самое важное голосования. В свою очередь, любой из кандидатов на должность главы города выступает в процессе заседания Думы со своей программой деятельности

Кандидат, который в свое время тем или иным образом претендует на статус главного лица города, считается избранным в том случае, если его выбрала большая часть от установленной численности депутатов Городской думы. В ситуации, если ни один из граждан, который претендует на данную должность не набрал в процессе голосования требуемого для избрания числа голосов, то осуществляет процесс переизбрания, то есть повторные выборы с новым выдвижением кандидатур. После этого, учитывая все итоги голосования Дума все таки принимает необходимое соответствующее решение.

Полномочия главного лица в городе вступают в силу с того момента, как он был избран Городской думой и заканчиваются тогда, когда наступает второе воскресенье в марта месяца, причем в том году, в котором в свою очередь заканчивается его срок полномочий, а в определенном случае, предусмотренном специальным Законом о местном самоуправлении от 2003 года, – когда наступит второе воскресенье октября года, когда подходит к концу его срок полномочий.

Полномочия главы муниципального образования:

  • представлять образование муниципальной направленности в отношениях с местными органами местного самоуправления, государственными органами власти, организациями, а также гражданами, без доверенности осуществлять свои действия от имени муниципального образования;
  • обнародовать, а также подписывать в конкретном порядке, который ранее был установлен специальным уставом образования муниципального характера, правовые акты являющиеся при этом нормативными, которые в свою очередь были приняты специальным органом представительной власти муниципального образования;
  • осуществлять издание в пределах своих полномочий документов правовой направленности;
  • требовать созыва заседания внеочередного представительного органа образования муниципального характера;
  • осуществлять деятельность по обеспечению местными органами самоуправления определенных полномочий, которые в свое время имеют прямое отношению к каким-либо отдельным полномочиям государственного правопорядка, переданным самим органам местного самоуправления федеральными законами, а также законами субъекта Российской Федерации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Порядок деятельности специальных подразделений

Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.

Вам будет интересно:Авиационно-химические работы: виды, подготовка и выполнение

В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:

  • разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
  • координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
  • взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
  • контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.

Важные моменты

Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.

Вам будет интересно:Сколько платят за рождение ребенка: срок оформления и порядок выплат

Литература

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.02.2007) // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. N 92-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
  5. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968.
  6. Артюхов Ю.С. Некоторые вопросы муниципально-правовой ответственности главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 19.
  7. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве // Правоведение. 1999. N 1.
  8. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2. Полутом 2. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2005.
  9. Замотаев А. Органы местного самоуправления // Муниципальная власть. 1998. N 1 — 2.
  10. Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. N 8.
  11. Кононов П.И. Административная ответственность должностных лиц: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1994.
  12. Лазарева Н.С. Дисциплинарная и административная ответственность советских должностных лиц: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1948.
  13. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. 2008. N 7.
  14. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966.
  15. Манохин В.М. Советское административное право. Саратов, 1968.
  16. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ. М.: Юрист, 1997.
  17. Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 9.
  18. Ответственность в системе государственной власти и местного самоуправления и противодействие коррупции / Отв. ред. Е.С. Шугрина. М., 2013.
  19. Пахомов И.Н. Виды советских государственных служащих, их права и обязанности. Львов, 1965.
  20. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.
  21. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // Трудовое право. 2007. N 4.
  22. Распопин М. Отрешение от должности главы муниципального образования // Законность. 2007. N 1 0.
  23. Служба в государственных и общественных организациях / Под ред. Д.Н. Бахраха, В.М. Манохина, Н.М. Конина. Свердловск, 1988.
  24. Соловьев С. Ответственность глав муниципальных образований // Законность. 2005. N 8.
  25. Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2004. N 8.
  26. Степанова А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 8.
  27. Федосеева С.В. Понятие «должностное лицо»: неоднозначность в толковании // Администратор суда. 2009. N 1.
  28. Чаннов С.Е. Актуальные проблемы расторжения контракта с главой местной администрации // Журнал российского права. 2009. N 5.
  29. Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  30. Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  31. Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы советского административного права. М.; Л., 1949.

Формы обращения

Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:

  • Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
  • Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
  • Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
  • Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.

Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.

Руководство

Вам будет интересно:Что принесет населению реформа здравоохранения в России?

Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.

Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.

По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.

Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Что они собой представляют?

Чем является организация исполнительных органов местного управления? Какова их цель? Исполнительные органы осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции. Они работают над исполнением федеральных законов (субъекта) РФ, а также местных нормативных актов. Согласно уставу муниципального образования, они наделены собственной компетенцией. В данном случае необходимо выделить:

  1. Местную администрацию. Если кто-то задает вопрос про исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то в первую очередь на ум должна приходить именно она. Возглавляется главой муниципального образования (администрации). Занимается исполнением законодательной базы, разработкой проекта бюджета, а также – его исполнением. Кроме этого, администрация управляет муниципальной собственностью. Также она занимается разработкой и внедрением программ социально-экономического развития. К ее структурным элементам относят руководящее звено (в виде главы и его заместителей), аппарат администрации, комитеты, управления и территориальные структурные единицы. Является центром бюрократической жизни муниципального образования.
  2. Главу местной администрации. Деятельность исполнительных органов местного самоуправления под его непосредственным управлением на основе единоначалия. Он несет персональную ответственность за работу администрации. Все исполнительные органы местного самоуправления отчитываются перед ним. Согласно уставу муниципального образования, он может выполнять такие функции, как организация, формирование и исполнение бюджета; руководство учреждениями, организациями и предприятия, что находятся в собственности территориальной общины; обеспечивает соблюдение закона, свобод и прав граждан, отменяет правовые акты подчиненных органов администрации; организуется разработку проектов; применяется меры поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности.

Преобразование муниципальных образований

Преобразование муниципальных образований — это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразование муниципальных образований осуществляется региональными законами по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. При этом поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Аппарат

Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.

Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.

Организационный (организационно-аналитический) отдел.
Приемная.
Общий отдел.
Юридическая служба.
Информационный отдел (пресс-служба).
Управление кадрами.

Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.

Библиографический список

  1. Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.
  2. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: современные проблемы // Российский юридический журнал. 2003. N 1.
  3. Елькина А.В. Элементы конституционно-правового статуса местной администрации // http://www.iumal.org>articles/2012/uri20.html.
  4. Курочкин А.А. Местное самоуправление и федеральное регулирование // Чиновникъ. 2005. N 2 (36).
  5. Климанова А.Ю. Проблемы определения местного бюджета и бюджетного процесса в контексте законов о местном самоуправлении в России // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета. Вып. 11. Елец, 2011.
  6. Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2012. N 4.
  7. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. М., 2013.
  8. Романов А.Н. Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
  9. Савранская О. Благими намерениями выстлана дорога в ад // Муниципальное право. 2003. N 1.
  10. Стукалов А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.
  11. Скоряков О.В. Конституционно-правовое регулирование участия представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном контроле: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.

Полномочия главы муниципального образования

Полномочия, которыми впоследствии наделяется глава города, вступают в силу в тот день, когда дума конкретного населенного пункта избирает его. Прекращается же их действие через установленный законом срок, а именно, во второе воскресенье марта обозначенного Законом «О местном самоуправлении» года.

Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:

  • справедливо;
  • честно;
  • беспристрастно и т.д.

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования

Полномочие Описание
Представлять населенный пункт Имеет право глава осуществлять представительство муниципального образования непосредственно при контакте с органами самоуправления других населенных пунктов, а также:государственными структурами;
гражданами;
организациями и т.д.
При этом, представительствовать можно без оформления доверенности, как и осуществлять все действия, входящие в рамки данного мероприятия.
Подписывать и обнародовать документы, принятые представительным органом Имеет право глава также и на подписание и оглашение официальных бумаг, при условии, что соблюдает порядок, определенный уставом конкретной территории.
Издавать правовые акты Укладываясь в рамки собственных полномочий, данное лицо может издавать правовые акты различного содержания.
Требовать созыва заседания Если главе кажется, что имеет место необходимость внеочередного созыва представительного органа населенного пункта, он имеет право его потребовать.
Обеспечивать органами самоуправления осуществление полномочий Речь идет о таких полномочиях, как возможности решения вопросов местного значения.

Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.

Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:

  • проводить собрания от лица органа;
  • осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
  • ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
  • осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.

В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:

  • формировать и исполнять городской бюджет;
  • распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
  • обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
  • отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
  • заключать различные договоренности и соглашения;
  • использовать мотивационные меры поощрения;
  • привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.

При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

О муниципальных учреждениях и организациях

Это важный момент, который заслуживает пристального внимания. Самый ходовой пример – жилищно-коммунальное хозяйство. Как формируются цены на услуги ЖКХ? Большинство людей считают, что все определяется централизовано. Это верно, но частично. Федеральные центры власти могут установить максимальную и минимальную плату за что-то. Но конкретные показатели зависят от органов местного самоуправления. Так, если вблизи есть озеро с питьевой водой, то из него можно брать воду и подавать в дома людей. Это будет относительно дешево. Если же ничего подобного вблизи нет, то ее приходится доставлять издалека. А на это нужны денежные средства. И, соответственно, это ведет к удорожанию оказываемых услуг. Но жилищно-коммунальное хозяйство – это не единственный пример влияния местной власти на качество и стоимость нашей жизни. Кроме этого, на них лежит еще и организация культурно-массовых мероприятий, определенное поддержание образовательных и медицинских учреждений, а также многое другое. Да, для многих это будет неожиданностью – но множество различных аспектов, которые годами никак не сдвинуться, на самом деле могут быть успешно решены на местном уровне. Для этого существуют довольно обширные возможности. На случай, если поселение не может себя обеспечить самостоятельно, был придуман такой инструмент, как децентрализация полномочий и распределение бюджета. Так, от региональных и местных властных структур зависит размер некоторых видов налогов, процент сумм, которые идут в центральное казначейство и что остаются для использования на благо поселения. В случае если необходимо срочно реализовать определенный проект, а средств на него нет, то практикуется обращение к вышестоящим бюджетам, чтобы они профинансировали потребность. Вот так построена организация исполнительных органов местного самоуправления.

О главе подробнее

Он тоже заслуживает внимания. Федеральный исполнительный орган и местного самоуправления нуждается в контроле и направлении со стороны умелого человека. Поэтому рассматривается несколько вариантов его привлечения. Так, в качестве главы администрации может выступать выборный представитель муниципального образования, или же привлекаться отдельное лицо, с которым заключается контракт. Первый вариант довольно обыденный и заключается в том, что мы сами идем и голосуем за человека. Во втором случае проводится конкурс, и с его победителем заключается контракт. В таком случае должен решаться ряд вопросов, а именно:

  1. Определяется порядок проведения конкурса.
  2. Формируется состав надзорной комиссии. При этом 2/3 ее членов идет от муниципального образования, а еще 1/3 от законодательного органа вышестоящего субъекта Российской Федерации.
  3. Выбирается лицо, которое и будет выполнять обязанности главы местной администрации.
  4. Утверждаются условия контракта.
  5. Формируется структура местной администрации.
  6. Вопрос расторжения контракта.

Теперь немного сместим фокус внимания. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом. Следует отметить, что ему нельзя совмещать статус председателя последнего и главы администрации. Это сделано для реализации принципа разделения властей на местном уровне. Хотя в сельских поселениях допускается совмещение их полномочий. Без подписи главы акты исполнительных органов местного самоуправления недействительны. Кроме этого, у него есть еще ряд полномочий. Их мы сейчас и рассмотрим.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.