Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Алан-э-Дейл       21.08.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Нормативные требования к производству, хранению и реализации рыбной продукции

13.09.2021 г.

Правильное питание – залог крепкого здоровья на долгие годы. Рыба – источник легкоусвояемого белка, микроэлементов, витаминов и полиненасыщенных жирных кислот (Омега 3 и Омега 6), которые полностью усваиваются организмом и являются строительным материалом для клеточных мембран, снижают уровень вредного холестерина в крови, минимизируют риск развития атеросклероза, что благотворно сказывается на работе кровеносной и сердечно-сосудистой систем.

Однако не стоит забывать о том, что пищевая рыбная продукция, в первую очередь, должна быть безопасной для жизни и здоровья человека, в связи с чем предъявляются строгие требования к процессам её производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции.

Под действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»(ТР ЕАЭС 040/2016) попадают: рыба, водные млекопитающие и беспозвоночные в разном состоянии (живые, охлажденные, замороженные и прошедшие первичную обработку); вяленая, сушеная, соленая, копченая рыбная продукция; рыбные полуфабрикаты; консервы и пресервы; рыбный фарш; икра; продукция из водорослей; детское питание на основе рыбной продукции.

При хранении пищевой рыбной продукции должны соблюдаться установленные изготовителем условия хранения с учетом следующих требований:

а) охлажденная пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре не выше 5 °C;

б) мороженая пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре не выше минус 18 °C;

в) подмороженная пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре от минус 3 °C до минус 5 °C;

г) живая рыба и живые водные беспозвоночные должны содержаться в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность, без ограничения срока годности.

В процессе хранения, перевозки и реализации пищевой рыбной продукции не допускается размораживание замороженной пищевой рыбной продукции.

Упаковывание пищевой рыбной продукции должно осуществляться в условиях, не допускающих загрязнения продукции.

Напоминаем, что в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с 13 сентября начинает свою  работу «горячая линия», посвященная качеству и безопасности мясной и рыбной продукции и срокам годности. Консультирование осуществляется по нормативным требованиям к таким видам товаров, рекомендациям по выбору пищевых продуктов, принципам здорового питания. Гражданемогут узнать, как обратиться в органы санитарно-эпидемиологического надзора в случае обнаружения некачественной или фальсифицированной продукции, как пользоваться Государственным информационным ресурсом в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП).

Звонки принимаются по телефонам:

  • Единого консультационного центра Роспотребнадзора (8-800-555-49-43 – круглосуточно);
  • Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (8 (8362) 68-19-13, 68-19-24, 68-19-48, 68-19-44, 8-800-707-61-77 в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45);
  • консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (8 (8362) 45-19-33 – в рабочие дни с 10:00 до 16:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:30).

В районах республики консультации можно будет получить по телефонам:

  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Волжском районе по телефону (8-83631) 6-00-88 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Горномарийском районе по телефону (8-83632) 7-41-15 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Сернурском районе по телефону (8-83633) 9-87-81 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Советском районе по телефону (8-83638) 9-48-14 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Стандарты

Определение 3

Стандарт – НПА технического содержания, разрабатывается на основе согласования с большинством субъектов тех.нормирования и стандартизации. Содержит технические условия для выпуска продукции, ее разработки и эксплуатации.

Государственные стандарты разрабатываются специальными комитетами либо заинтересованными лицами. Стандарт основан на передовых научных технических достижениях

Во внимание принимаются международные и межгосударственные стандарты. Государственный стандарт содержит:

  • требования к изделию;
  • методику контроля изделия;
  • условия технической и информационной совместимости;
  • правила оформления технической документации;
  • требования к снижению энергоемкости;
  • термины, условные обозначения.

Технические стандарты не должны вступать в противоречие с техническими регламентами. В целом гос. стандарт является добровольным для применения, но если в регламенте есть ссылка на него, он обязателен к применению.

Замечание 1

Стандарт организации утверждается юрлицом или индивидуальным предпринимателем, который является разработчиком стандарта и может распоряжаться им по собственному усмотрению.

Стандарт организации действует только в пределах организации, он не должен противоречить требованиям технических регламентов.

Другой комментарий к статье 211 ТК РФ

Комментируемая статья посвящена государственным нормативным требованиям охраны труда.

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда могут закрепляться:
— в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
— в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Указанными нормативными требованиями устанавливаются направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности:
— правила, то есть нормы и требования, обязательные для выполнения;
— процедуры, то есть предусмотренный правилами порядок действий при осуществлении какой-либо деятельности;
— критерии, то есть совокупность требований, которым должна удовлетворять охрана труда;
— нормативы, то есть обобщающие нормы, установленные для определенного круга однородных показателей.

Комментируемой статьей к полномочиям Правительства РФ отнесено установление порядка разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда.

При этом Правительством должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действует Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1160. Указанное Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

При этом к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся следующие группы документов:
— стандарты безопасности труда (например, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст);
— правила и типовые инструкции по охране труда (например, ПОТ Р М 006-97 «Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов», Инструкция по охране труда при хранении и эксплуатации газовых баллонов, утвержденная Минтрудом России 21 мая 2004 года);
— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в том числе санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (например, СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ответственность, наступающая в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей в сфере охраны труда

Если существует какая-либо обязанность, то, соответственно, присутствует и ответственность за ее неисполнение. Это же самое правило действует и в сфере охраны труда. Так, например, ст. 419 ТК указывает на то, что в отношении лица, допустившего нарушение трудового законодательства в области охраны труда, могут быть применены меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, материальной ответственности. Не исключено при этом и наступление ответственности уголовной.

О каждом из видов ответственности подробнее:

  1. ДисциплинарнаяСогласно ст. 192 ТК, работающие за неисполнение трудовых обязанностей (к которым относится и соблюдение правил охраны труда) могут быть привлечены к ответственности в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующему основанию. Увольнение за несоблюдение требований охраны труда, если таковое повлекло за собой тяжкие последствия, предусмотрено п. «д» ч. 6 ст. 81 ТК РФ. К этому же пункту можно отнести обязанность работодателя по отстранению от работы сотрудника, не прошедшего обучения и проверки знаний в области безопасности труда, или сотрудника, у которого не пройден обязательный медосмотр.
  2. МатериальнаяНеисполнение требований охраны труда может наступить для работника в случае, если он своими виновными действиями причинил материальный ущерб работодателю.
  3. АдминистративнаяТакая ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП. В соответствии с указанной правовой нормой должностное лицо (специалист, который обязан следить за соблюдением на предприятии требований охраны труда — старший энергетик, инженер, мастер и т. п.), допустившее нарушение требований законодательства по труду или иных нормативных актов, содержащих нормы охраны труда, привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей. В случае же если виновный привлекается к административной ответственности за аналогичное правонарушение повторно, размер штрафа составит уже от 10 до 20 тысяч рублей. Помимо этого, не исключена и дисквалификация работника на срок от 1 до 3 лет.
  4. УголовнаяО возможности привлечения лица, на которое возлагались обязанности по соблюдению правил/требований безопасности труда, к уголовной ответственности говорит УК в ст. 143. Так, например, если в результате несоблюдения таковых пострадавшему причинен тяжкий вред, на виновного налагается штраф, размер которого может доходить до 400 тысяч  рублей, либо штрафные санкции в размере заработка или иного дохода, полученного за период до полутора лет. Также виновника могут приговорить к обязательным или исправительным работам. Если же допущенные нарушения правил, действующих на предприятии (в организации) в сфере охраны труда, привели к наступлению смерти пострадавшего, то виновному могут быть назначены:
  • работы принудительного характера сроком до 4 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности либо без такового);
  • лишение свободы на тот же срок (как с лишением права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные должности, так и без этого).

Метод трудового права

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов воздействия трудового права на регулируемые им общественные отношения.

Метод отражает содержание правовых норм трудового законодательства и реализуется через них.

Метод трудового права является комплексным, для него характерно сочетание элементов диспозитивности и императивности, единства и дифференциации регулирования, централизованного и локального регулирования, возможность договорного регулирования отношений, равноправие сторон трудовых отношений при заключении трудового договора и его расторжении в сочетании с подчинением работника работодателю в процессе труда.

Рассмотрим в чем проявляются вышеперечисленные признаки метода трудового права.

Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда. Централизованное нормативное регулирование позволяет установить минимальный уровень гарантий трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, минимальная оплата труда), которые нельзя понизить путем договорного или локального регулирования. Централизованно установленный минимум гарантий трудовых прав, может быть изменен только в сторону повышения. Роль локального регулирования – предусмотреть все нюансы на уровне конкретного работодателя.

Другой особенностью метода трудового права является сочетание диспозитивного и императивного способов регулирования отношений.

Диспозитивность проявляется при заключении трудового договора, который дает возможность сторонам по своему усмотрению и желанию определить характер отношений. Однако, пределы такой самостоятельности ограничены нормами императивного характера. Диспозитивные и рекомендательные нормы дают возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения, устанавливают основы, предоставляя сторонам трудового отношения право определить свое поведение с учетом особенностей труда.

Договорной метод правового регулирования демонстрирует равноправие сторон трудового договора, как при заключении, так и при расторжении договора, возможности включения дополнительных условий, улучшающих положение работника, предоставление дополнительных льгот и гарантий со стороны работодателя. Данный метод используется и при заключении коллективных договоров и социально-партнерских соглашений.

Юридическая свобода сторон трудовых отношений не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя.

Равноправие сторон трудового договора при его заключении и расторжении сочетается с подчинением работника в процессе осуществления труда работодательской власти.

Единство правового регулирования заключается в существовании общих конституционных принципов и установлении на федеральном уровне общеправовых норм, распространяющихся на всех участников правоотношений в сфере труда и действующих на всей территории России. Вместе с тем, в дифференциации находят отражение особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Этот метод учитывает условия труда, климатические условия, физиологические и психологические особенности организма, специфику и характер труда.

Проявление дифференциации регулирования – специальные нормы, предназначенные для разных категорий работников, могут составлять отдельный нормативный правовой акт или включаться в законы, содержащие общие нормы.

Специальные нормы могут быть трех видов:

  • нормы-льготы (большая часть специальных норм: о сокращении рабочего дня, удлинении отпуска, повышении оплаты труда и т.д.);
  • нормы-изъятия (ограничивающие права по сравнению с общим регулированием: запрет забастовок для государственных служащих, запрет работы по совместительству, связанной с управлением транспортом, для водителей и т.д.);
  • нормы-приспособления (дополнительные условия прекращения трудового договора с работником-педагогам и т.д.).

Еще одной особенностью метода трудового права является участие работников через своих представителей (в первую очередь, профсоюзов) в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. К примеру, ряд локальных нормативных актов работодатель принимает с обязательным учетом мнения представителей работников (ст. 372 ТК РФ).

Имеются и особые способы защиты прав, характерные только для отрасли трудового права. Так, в качестве органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, ТК РФ предусматривает комиссию по трудовым спорам, а при коллективных трудовых спорах – примирительную комиссию, посредника и трудовой арбитраж.

Письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2018 г. № 18958-ИК/03 О добровольной и обязательной основе применения ГОСТ 12.0.004-2015

15 ноября 2018

Вопрос: Прошу разъяснить носит ли характер добровольного или обязательного применения Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В самом приказе Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, которым данный ГОСТ был введен в действие, прямо указывается на добровольность его применения, что в полной мере соответствует положениям Закона о стандартизации.

Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N 1-67/2018 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2015 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 11-566/2018 и т.п.).

В связи с этим вопрос — обязательно ли работодателю выполнять требования ГОСТа или нет?

Ответ: Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело обращение по вопросу применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и в рамках установленной компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре поставки.

Согласно статье 27 Федерального закона нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

Одновременно сообщаем, что ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» входит в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.

И.о. заместителя начальникаУправления техническогорегулирования и стандартизации И.А. Киреева
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.