Статья 357. основные права государственных инспекторов труда

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Предписание государственного инспектора труда

Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, вместе с актом проверки составляется предписание государственного инспектора труда.

В данном документе могут указываться такие требования, как:

  • необходимость совершения конкретных действий в целях ликвидации выявленных нарушений;
  • восстановление прав сотрудников;
  • необходимость наказания или отстранения от должности сотрудников, допустивших нарушения, и др.

Дополнительно, если нарушение имеет признаки административного правонарушения, инспектор труда составляет соответствующий протокол.

На осуществление действий, перечисленных в предписании, работодателю дается определенный промежуток времени. По истечении данного срока инспектор труда проводит еще одну, внеплановую проверку, на которой работодатель должен сообщить о выполнении положений предписания.

За неисполнение указанных требований инспектор труда привлекает работодателя и его должностных лиц (далее — ДЛ) к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • на ДЛ — от 30 000 до 50 000 руб. (или в виде дисквалификации на период от 1–3 лет);
  • для ИП — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 руб.

Если работодатель не согласен с обнаруженными нарушениями или считает, что предписание было составлено некорректно (например, отсутствует ссылка на норму права, которая была нарушена, и т. д.), он может оспорить данный документ путем подачи жалобы вышестоящему руководителю инспектора, главному инспектору труда или в суд (ст. 361 ТК).

Структура организации Роструд

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Территориальные подразделения

Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:

  • столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
  • инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
  • управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.

Обжалование результата

Если руководитель проверяемой организации или представляющее его лицо не соглашается с выводами комиссии, он может обжаловать ее результаты путем подачи заявления в суд или вышестоящее должностное лицо ГИТ. Чтобы признать итог недействительным, нужно доказать, что при ее выполнении нарушался закон. Обычно основанием для этого становится то, что инспекция по охране труда не предоставила распорядительный документ либо при контроле не соблюдались обозначенные в нем условия — сроки, предмет и др. Также встречаются процессуальные нарушения при подготовке должностным лицом ГИТ необходимых документов.

Это означает, что надо подготовить соответствующие иски и жалобы. Помогут специалисты . Обжалование предписаний ГИТ — одно из направлений нашей работы. Поскольку бланка для составления жалобы не существует, с этим могут возникнуть затруднения. Наши опытные юристы составят документ таким образом, что он будет гарантированно рассмотрен руководителем инспекции по охране труда. Если все сделать правильно, высоки шансы на то, что Главный госинспектор или суд признает правоту заявителя, а предписание – неправомерным. Оно потеряет свою силу, и вам не придется платить крупный штраф. Поддержка специализированной фирмы поможет сэкономить финансовые и временные ресурсы и повысит вероятность решения вопроса в вашу пользу.

Шаг-1. Подготовка документов

Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателю следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание. Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо подготовить документы, данную информацию опровергающие. Таким документами могут выступать:

  • копии локальных нормативных актов;
  • ведомости начисления заработной платы;
  • приказы, распоряжения;
  • журналы о прохождении инструктажей, т.п.

В случае если суть жалобы – нарушение инспектором порядка проведения проверки, то в данный факт можно подтвердить:

отсутствием уведомления о внеплановой проверке (в случае если данный вид проверки предусматривает уведомление); наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки; отсутствием письменных запросов на предоставление документов (в случае если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).

Перечень, требуемый для подготовки жалобы, является строго индивидуальными и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.

Второй комментарий к Статье 357 Трудового кодекса

1. Основные права государственных инспекторов труда разнообразны, что предоставляет им возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда.

В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 — 5.34, 5.44 КоАП РФ.

КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за:

нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27);

уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);

непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);

уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);

нарушение соглашения (ст. 5.33);

увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);

нарушение прав инвалидов в области трудоустройства (ст. 5.42);

сокрытие страхового случая (ст. 5.44);

неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

В ст. 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об указанных выше правонарушениях от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда — в суд (ст. 361 ТК РФ).

2. Если действия работодателя или его представителей содержат признаки уголовного преступления, государственные инспекции труда вправе направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, ст

143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет

Статьей 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации (независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности) из корыстной или иной личной заинтересованности. Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в том числе в сфере труда (ст. 136 УК РФ), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).

3. Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, обязательное к исполнению последним. Обязательные предписания государственные инспекторы труда вправе выдавать как по собственной инициативе, так и в ответ на обращение к ним профсоюзных органов, работника, который считает, что его трудовые права нарушены, иного лица, полагающего, что имеет место нарушение норм трудового права.

Предписание обязывает работодателя, его представителей устранить в установленные в предписании сроки нарушения, выявленные на основании поступивших жалоб и заявлений.

Предписание государственной инспекции труда, адресованное работодателю, может быть обжаловано им в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2021 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2021 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Чего не может делать инспектор

  • Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
  • Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.
  • Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.

Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.

Запрашиваемые документы:

  • коллективный договор;
  • подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
  • приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
  • инструкции, журналы их выдачи и учета;
  • по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
  • программы инструктажа и журнал их регистрации;
  • акты о результатах расследования внутренней комиссии;
  • прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
  • карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.

Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения на предприятии.

Классы опасности и категории риска

Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:

  • Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
  • Высокий риск (2 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
  • Значительный риск (3 класс опасности): проверки 1 раз в 3 года.
  • Средний риск (4 класс опасности): проверки 1 раз в 5 лет.
  • Умеренный риск (5 класс опасности): проверки 1 раз в 6 лет.
  • Низкий риск (6 класс опасности): проверки не проводятся.

Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.

Как узнать класс опасности или категорию риска, которые присвоены организации

На своем официальном сайте Роструд публикует списки организаций с высоким или значительным классом опасности, которым грозят проверки ГИТ.

В перечнях организаций с категорией высокого риска и категорией значительного риска можно увидеть организации по округам, которые отнесены к соответствующей категории риска.

По названию компании или ИНН можно обнаружить себя в списке и посмотреть присвоенные класс опасности и категорию риска.

Если компании нет в перечнях, значит ей присвоен более низкий класс опасности. Конкретные сведения можно получить в территориальной инспекции по труду. Для этого достаточно обратиться с заявлением, в котором попросить указать информацию о классе опасности и категории риска, присвоенных компании, и показателях, на основании которых проводилась оценка.

Нормативных требований к такому заявлению нет, поэтому его можно составить в свободной форме, указав название и реквизиты организации.

Срок ответа с классом опасности и показателями, которые на него повлияли, составляет 15 календарных дней, 3 дополнительных дня даются на отправление ответа обычной или электронной почтой.

Предприниматель может попросить территориальную инспекцию по труду снизить класс опасности, если он считает, что присвоенные класс и категория завышены.

Что указать в заявлении

Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.

Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:

  • административных наказаний, за которые работодатель привлечен к ответственности;
  • производственного травматизма, особенно смертельных несчастных случаев;
  • задолженностей по зарплате.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом. Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Виды государственных проверок по охране труда

  • Комплексные — контролирование соблюдения закона в различных сферах. В мероприятиях разрешается принимать участие сразу нескольким надзорным органам: Налоговой инспекции, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Ростехнадзору, Роспотребнадзору, Генеральной прокуратуре и др.
  • Целевые — направлены на конкретный участок и вызванные возникшей необходимостью.

Проверки бывают выездными либо документарными. При первом варианте проверяющие выезжают на место, во втором — руководство предприятия предоставляет органу надзора запрошенные документы. Их разделяют на плановые и внеплановые. Первые осуществляются на основании согласованного годового графика, размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РФ. В нем указывается тип исследования — выездной либо документарный, его направление и участвующие органы контроля.

Вторые предусмотрены в следующих случаях:

  • конец периода выполнения вынесенного ГИТ предписания;
  • жалоба о том, что нарушаются права персонала;
  • поступление заявки от работника на обследование места его работы;
  • заявление физического лица, ИП, компании о несоблюдении законодательных норм, опасном для людей;
  • аналогичная информация, поступившая от госоргана, СМИ или профсоюза;
  • в связи с поступлением из Государственной инспекции труда материалов расследования несчастного случая;
  • Приказ руководства госинспекции, обусловленный запросом Прокуратуры, поручением Президента или Правительства.

Правила исследования

  • Процедура исполняется по указанию руководства госинспекции.
  • Она не должна продолжаться дольше 20-ти рабочих дней. На микропредприятиях этот период ограничен 15 ч, в малом бизнесе — 50 ч. Если необходимы экспертизы и дополнительные исследования, время может быть увеличено.
  • Обязательно присутствие уполномоченного лица, направленного работодателем.
  • Нужно обеспечить свободный доступ инспектора в здание, на территорию, к технике и документации.

Итоги обследования отражаются в соответствующем акте. В нем должны содержаться ссылки на требования закона. Документ в 2-х или большем числе копий подписывают все участники, получая свою копию акта. В случае выявления нарушений, далее инспектор составляет предписание по ликвидации обнаруженных недочетов с установлением срока. Возможен и такой вариант, как обращение в судебную инстанцию с просьбой вынесения решения о приостановке ведения хозяйственной деятельности на период до трех месяцев.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.