Оглавление
Процессуально-правовой статус лиц, подлежащих государственной защите
При определении круга лиц, подвергающихся посткриминальному воздействию, необходимо учитывать, что посягательства на них осуществляются в основном с целями воспрепятствовать началу их содействия правосудию, принудить к прекращению содействия, из мести за оказанное (оконченное) содействие1. Соответственно, причинами посягательств являются: намерение и даже потенциальная способность лица содействовать правосудию, осуществляемое содействие и оказанное содействие. Именно данные факторы, а не наличие у лица собственно того или иного уголовно-процессуального статуса, являются причиной посткриминального воздействия.
Содействием уголовному правосудию является: 1) сообщение в правоохранительные и судебные органы о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в виде заявлений (в том числе анонимных) об указанных деяниях; дача объяснений в ходе оперативно-розыскной деятельности; 2) задержание гражданами лиц, совершивших преступления, для доставления их органам власти и пресечения возможности совершения ими новых преступлений; 3) участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 4) дача объяснений и показаний в ходе уголовного судопроизводства; 5) осуществление уголовно-процессуальных функций защиты, уголовного преследования (обвинения), поддержания гражданского иска и зашиты от него; 6) деятельность лиц, привлекаемых в качестве переводчиков, понятых, специалистов и экспертов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (то есть осуществление вспомогательной или удостоверительной функции)
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей к лицам, на которых распространяется государственная защита, относятся следующие участники судопроизводства: — потерпевший; — свидетель; — частный обвинитель; — подозреваемый; — обвиняемый; — подсудимый; — их защитники и законные представители; — осужденный; — оправданный; — а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; — эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; — гражданский истец, гражданский ответчик; — законный представитель, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Как видно, в перечень лиц, подлежащих государственной защите, не включены лица, осуществляющие уголовное судопроизводство. Эти лица могут быть защищены на основе положений двух федеральных законов: «О по лиции» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
Наиболее часто посткриминальному воздействию подвергаются потерпевшие и свидетели-очевидцы преступных деяний3, включая несовершеннолетних, престарелых и инвалидов4. Известны случаи даже убийств пожилых людей и малолетних, оказавшихся очевидцами преступлений5. Характерны данные, приведенные Е.А. Галактионовым по трем масштабным уголовным делам: 98% из 398 свидетелей принуждались к даче ложных показаний; при этом принуждение выражалось в угрозе насилием самим свидетелям в 75 случаях (19%), а в отношении их близких — в 102 случаях (26 %)6.
Потерпевшие и свидетели чаще подвергаются посткриминальному воздействию, так как от их показаний зависит успешность уголовного преследования обвиняемого. Эту мысль хорошо иллюстрирует высказывание Г.П. Минеевой: «Свидетели и потерпевшие — основные источники доказательств при проведении дознания, предварительного следствия, при рассмотрении уголовных дел судами. В связи с этим общественно опасные посягательства на свидетелей и потерпевших, совершаемые с целью исключить возможность оказания содействия правоохранительным органам либо отомстить за такое содействие, заслуживают особого внимания. И, следовательно, данные лица нуждаются в особой защите, как со стороны законодательства, так и со стороны правоохранительных органов»
Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе
В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:
- частный обвинитель и его законный представитель;
- гражданские истец, ответчик и их законные представители;
- подозреваемый и его защитник;
- обвиняемый и его защитник;
- подсудимый и его защитник;
- осужденное или оправданное лицо;
- лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
- эксперты;
- переводчики;
- специалисты;
- понятые;
- педагоги;
- психологи;
- родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.
Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.
Описание ФЗ 119 о государственной защите
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят участниками Государственной Думы 31 июля 2004 года, а Совет Федерации одобрил его 8 августа. Настоящий нормативно-правовой документ регламентирует систему мер общегосударственной защиты пострадавших, свидетелей и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства. В данную систему входит мера безопасности и мера общественной охраны соответствующих лиц, а также устанавливаются главные причины и последующий порядок их применения.
Закон о защите свидетелей в России определяет 3 основных вида правового статуса свидетеля:
- конституционный статус. Является общим для всех свидетелей Российской Федерации, так как всем субъектам предоставляются одинаковые права и свободы, которые обеспечивает Конституция России;
- общеправовой статус. В этом случае, права и свободы, которыми наделяется лицо, носят общеотраслевой характер и отражают особенности положения отдельных категорий лиц. Обозначается как уголовно-процессуальный статус соучастника уголовного судопроизводства;
- индивидуальный статус. Устанавливаются права конкретного лица, выступающего в том или ином качестве.
В настоящем Федеральном законе происходит фактическая совокупность 2 статусов: общеправового и индивидуального. Это объясняется тем, что свидетель не может быть вовлечен в орбиту уголовного судопроизводства и при этом не обладать статусом индивидуального участника.
Структура процессуально-правового статуса свидетеля включает следующие элементы:
- законодательные нормы и требования, регламентирующие статус свидетеля;
- способность и дееспособность;
- права и обязанности;
- законодательные интересы;
- юридическую ответственность;
- обеспечение прав, свобод и законных интересов.
Юридический статус свидетеля в уголовном судопроизводстве состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов в виде его правомочий и интересов, а также обязательств и ответственность за их недовыполнение. В начале 2017 года, документ претерпел некоторые изменения и доработки, которые направлены на совершенствование порядка исполнения общегосударственной охраны свидетелей, потерпевших и других участников данного процесса.
Скачать
Содержание ФЗ о государственной защите потерпевших состоит из преамбулы, 7 глав и 29 статей.
Глава 1. Основные положения Федерального закона. Включает статьи с 1 по 5, которые рассматривают:
- общегосударственную защиту пострадавших, свидетелей и других участников процесса;
- список лиц, которые подлежат государственной защите;
- список служб, обеспечивающих соответствующую охрану свидетелей;
- правила исполнения защиты;
- законодательную основу.
Глава 2. Виды общегосударственной защиты (ст 6-15). Данный раздел устанавливает:
- меры безопасности;
- личную охрану, включая охрану имущества;
- обеспечение специальными средствами индивидуальной охраны;
- конфиденциальность информации относительно защищаемого лица;
- предоставление другого места жительства, а также замена документации и изменение внешности;
- изменение места работы;
- гарантирование безопасности военнослужащего;
- обеспечение безопасности лицу, которое находится в местах отбывания наказания;
- меры общественной поддержки.
Глава 3. Основания и процесс исполнения общегосударственной защиты (статьи 16-22). Регламентирует:
- причины применения мер безопасности;
- причины использования общественной поддержки;
- порядок исполнения мер безопасности;
- процедуру исполнения общественной поддержки;
- отказ от мер безопасности;
- конфиденциальность исполнения соответствующей охраны;
- ответственность за неисполнение решений об осуществлении общегосударственной защиты.
Глава 4. Полномочия и обязательства защищаемых лиц и служб:
- статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц;
- статья 24. Полномочия и обязанность служб.
Глава 5. Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона:
- ст 25. Ответственность государственного служащего;
- ст 26. Ответственность за разглашение конфиденциальных сведений;
- ст 27. Ответственность защищаемого лица.
Глава 6. Финансовое и материально-промышленное обеспечение гос защиты (статьи 28);
Глава 7. Заключительные положения закона (ст 29).

Эта тема закрыта для публикации ответов.