Государственная защита участников уголовного судопроизводства

Алан-э-Дейл       29.04.2022 г.

Процессуально-правовой статус лиц, подлежащих государственной защите

При определении круга лиц, подвергающихся посткриминальному воздействию, необходимо учитывать, что посягательства на них осуществляются в основном с целями воспрепятствовать началу их содействия правосудию, принудить к прекращению содействия, из мести за оказанное (оконченное) содействие1. Соответственно, причинами посягательств являются: намерение и даже потенциальная способность лица содействовать правосудию, осуществляемое содействие и оказанное содействие. Именно данные факторы, а не наличие у лица собственно того или иного уголовно-процессуального статуса, являются причиной посткриминального воздействия.

Содействием уголовному правосудию является: 1) сообщение в правоохранительные и судебные органы о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в виде заявлений (в том числе анонимных) об указанных деяниях; дача объяснений в ходе оперативно-розыскной деятельности; 2) задержание гражданами лиц, совершивших преступления, для доставления их органам власти и пресечения возможности совершения ими новых преступлений; 3) участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 4) дача объяснений и показаний в ходе уголовного судопроизводства; 5) осуществление уголовно-процессуальных функций защиты, уголовного преследования (обвинения), поддержания гражданского иска и зашиты от него; 6) деятельность лиц, привлекаемых в качестве переводчиков, понятых, специалистов и экспертов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (то есть осуществление вспомогательной или удостоверительной функции)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей к лицам, на которых распространяется государственная защита, относятся следующие участники судопроизводства: — потерпевший; — свидетель; — частный обвинитель; — подозреваемый; — обвиняемый; — подсудимый; — их защитники и законные представители; — осужденный; — оправданный; — а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; — эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; — гражданский истец, гражданский ответчик; — законный представитель, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Как видно, в перечень лиц, подлежащих государственной защите, не включены лица, осуществляющие уголовное судопроизводство. Эти лица могут быть защищены на основе положений двух федеральных законов: «О по лиции» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Наиболее часто посткриминальному воздействию подвергаются потерпевшие и свидетели-очевидцы преступных деяний3, включая несовершеннолетних, престарелых и инвалидов4. Известны случаи даже убийств пожилых людей и малолетних, оказавшихся очевидцами преступлений5. Характерны данные, приведенные Е.А. Галактионовым по трем масштабным уголовным делам: 98% из 398 свидетелей принуждались к даче ложных показаний; при этом принуждение выражалось в угрозе насилием самим свидетелям в 75 случаях (19%), а в отношении их близких — в 102 случаях (26 %)6.

Потерпевшие и свидетели чаще подвергаются посткриминальному воздействию, так как от их показаний зависит успешность уголовного преследования обвиняемого. Эту мысль хорошо иллюстрирует высказывание Г.П. Минеевой: «Свидетели и потерпевшие — основные источники доказательств при проведении дознания, предварительного следствия, при рассмотрении уголовных дел судами. В связи с этим общественно опасные посягательства на свидетелей и потерпевших, совершаемые с целью исключить возможность оказания содействия правоохранительным органам либо отомстить за такое содействие, заслуживают особого внимания. И, следовательно, данные лица нуждаются в особой защите, как со стороны законодательства, так и со стороны правоохранительных органов»

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Описание ФЗ 119 о государственной защите

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят участниками Государственной Думы 31 июля 2004 года, а Совет Федерации одобрил его 8 августа. Настоящий нормативно-правовой документ регламентирует систему мер общегосударственной защиты пострадавших, свидетелей и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства. В данную систему входит мера безопасности и мера общественной охраны соответствующих лиц, а также устанавливаются главные причины и последующий порядок их применения.

Закон о защите свидетелей в России определяет 3 основных вида правового статуса свидетеля:

  • конституционный статус. Является общим для всех свидетелей Российской Федерации, так как всем субъектам предоставляются одинаковые права и свободы, которые обеспечивает Конституция России;
  • общеправовой статус. В этом случае, права и свободы, которыми наделяется лицо, носят общеотраслевой характер и отражают особенности положения отдельных категорий лиц. Обозначается как уголовно-процессуальный статус соучастника уголовного судопроизводства;
  • индивидуальный статус. Устанавливаются права конкретного лица, выступающего в том или ином качестве.

В настоящем Федеральном законе происходит фактическая совокупность 2 статусов: общеправового и индивидуального. Это объясняется тем, что свидетель не может быть вовлечен в орбиту уголовного судопроизводства и при этом не обладать статусом индивидуального участника.

Структура процессуально-правового статуса свидетеля включает следующие элементы:

  • законодательные нормы и требования, регламентирующие статус свидетеля;
  • способность и дееспособность;
  • права и обязанности;
  • законодательные интересы;
  • юридическую ответственность;
  • обеспечение прав, свобод и законных интересов.

Юридический статус свидетеля в уголовном судопроизводстве состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов в виде его правомочий и интересов, а также обязательств и ответственность за их недовыполнение. В начале 2017 года, документ претерпел некоторые изменения и доработки, которые направлены на совершенствование порядка исполнения общегосударственной охраны свидетелей, потерпевших и других участников данного процесса.

Скачать

Содержание ФЗ о государственной защите потерпевших состоит из преамбулы, 7 глав и 29 статей.

Глава 1. Основные положения Федерального закона. Включает статьи с 1 по 5, которые рассматривают:

  • общегосударственную защиту пострадавших, свидетелей и других участников процесса;
  • список лиц, которые подлежат государственной защите;
  • список служб, обеспечивающих соответствующую охрану свидетелей;
  • правила исполнения защиты;
  • законодательную основу.

Глава 2. Виды общегосударственной защиты (ст 6-15). Данный раздел устанавливает:

  • меры безопасности;
  • личную охрану, включая охрану имущества;
  • обеспечение специальными средствами индивидуальной охраны;
  • конфиденциальность информации относительно защищаемого лица;
  • предоставление другого места жительства, а также замена документации и изменение внешности;
  • изменение места работы;
  • гарантирование безопасности военнослужащего;
  • обеспечение безопасности лицу, которое находится в местах отбывания наказания;
  • меры общественной поддержки.

Глава 3. Основания и процесс исполнения общегосударственной защиты (статьи 16-22). Регламентирует:

  • причины применения мер безопасности;
  • причины использования общественной поддержки;
  • порядок исполнения мер безопасности;
  • процедуру исполнения общественной поддержки;
  • отказ от мер безопасности;
  • конфиденциальность исполнения соответствующей охраны;
  • ответственность за неисполнение решений об осуществлении общегосударственной защиты.

Глава 4. Полномочия и обязательства защищаемых лиц и служб:

  • статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц;
  • статья 24. Полномочия и обязанность служб.

Глава 5. Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона:

  • ст 25. Ответственность государственного служащего;
  • ст 26. Ответственность за разглашение конфиденциальных сведений;
  • ст 27. Ответственность защищаемого лица.

Глава 6. Финансовое и материально-промышленное обеспечение гос защиты (статьи 28);

Глава 7. Заключительные положения закона (ст 29).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.