Как появилась школа: от древней руси до современности

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Оглавление

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Национальным образовательным стандартом в России является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который представляет собой совокупность требований к образованию каждого конкретного уровня и направления, специальности, профессии.

Целью образовательных стандартов является обеспечение:

  • единства процессов образования на всей территории РФ;
  • воспитания и развития духовно-нравственных ценностей учащихся;
  • преемственности основных программ дошкольного, школьного, профессионального (начального, среднего и высшего уровня) образования;
  • выработка профессиональных и общекультурных компетенций студентов вузов.

При разработке национальных образовательных стандартов учитываются потребности развития:

  • личности;
  • государства и общества;
  • социальной сферы;
  • экономики;
  • техники и технологий;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • обороны и безопасности государства.

Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную общеобразовательную программу, которая включает в себя:

  • методические и оценочные материалы;
  • рабочие программы по всем учебным дисциплинам, предметам, курсам;
  • календарный учебный график;
  • учебный план. 

Образовательные стандарты высшего образования являются обязательными для вузов, имеющих государственную аккредитацию. Внутренние стандарты вузов не могут быть ниже требований установленных на законодательном уровне федеральных стандартов.

Программа развития школ в Москве «Стратегия-2025»

Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».

<<Форма демодоступа>>

Главные направления стратегии развития школы:

  • ПОТОК — система персональных образовательных траекторий. Гибкие учебные планы, чтобы у ребёнка была возможность изучать интересующие его предметы не только в своём классе, но и в соседней школе или технопарке. Проведение предпрофессиональных проб, чтобы определиться с выбором профессии.
  • РОСТ — распределённое оценивание в системе талантов. Сведения обо всех успехах старшеклассника будут фиксироваться в его цифровом портфолио по типу BigData, сюда же будет поступать информация о нешкольных активностях.
  • УРБОШКОЛА — объединение образовательных ресурсов в макрорайоне.
  • ГОРОД-ШКОЛА — формирование ответственного отношения к городу. Учителя старшей школы должны осознавать себя тьюторами, наставниками обучающихся.

Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы” (не вступило в силу)

25 апреля 2014

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6735) и от 15 мая 2013 г. № 792-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 21, ст. 2671).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

  1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
  3. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
  4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
  5. Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
  6. Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
  7. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
  8. Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
  9. Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
  10. Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Национальный проект «Образование»

По данным международного исследования PISA, Россия находится на 34–36 месте по качеству общего образования. Цель Правительства — войти в десятку лучших.

Для этого разработана специальная программа развития школы, которая состоит из девяти федеральных проектов, рассчитанных до 2024 года:

  1. «Современная школа». Обновление материально-технической базы и образовательных программ, строительство новых школ, в том числе 25-ти пилотных нового типа, полная ликвидация третьей смены и внедрение новых методов обучения.
  2. «Успех каждого ребёнка». Дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. По нацпроекту планируется, что в каждом регионе будут созданы центры выявления и поддержки талантов и детские технопарки «Кванториум».
  3. «Современные родители». Создание единого федерального портала для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.
  4. «Цифровая образовательная среда». Высокоскоростной интернет и полная оцифровка школьного документооборота (от дневников и журналов до бухгалтерии). Плюс создание «Российской электронной школы» (виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории), которая станет помощником преподавателям.
  5. «Учитель будущего». Переподготовка учителей и новая система карьерного роста.
  6. «Молодые профессионалы». Модернизация профобразования.
  7. «Новые возможности для каждого». Создание единой платформы-навигатора по курсам и программам обучения для взрослых, в том числе в онлайн-формате.
  8. «Социальная активность». Формирование сети центров поддержки добровольчества, лучшие волонтёрские проекты смогут участвовать в конкурсе на получение грантов.
  9. «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» уже сейчас каждый ребёнок может получить рекомендации профессионального тьютора по построению индивидуального образовательного маршрута. Если ребёнок хочет заниматься биоинженерией, его ждут углублённые курсы по химии и биологии, а если он мечтает превзойти Цукерберга, то с головой окунётся в информатику и программирование.

История развития образования в XX веке

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.

Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

Задачи программы «Приоритет-2030»

Для страны Для университетов Для общества
 
‣ увеличение доли российской науки на глобальном рынке исследований и разработок
‣ обеспечение привлекательности работы в России для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей
‣ кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы
‣ использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов для сокращения срока внедрения инноваций в экономику страны и субъектов Российской Федерации
 
‣ повышение научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов
‣ расширение межинституционального сетевого взаимодействия
‣ интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики
‣ развитие международного сотрудничества

‣ обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей
‣ повышение качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг российских университетов
 

могут принять участие российские университеты

Первая группа критериев
Вторая группа критериев

Третья группа критериев

Четвертая группа критериев
  • численность обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения – не менее 4 000 человек
  • совокупный объем доходов из всех источников – не менее 1 000 млн рублей
  • удельный вес доходов от НИОКР в общем объеме доходов – не менее 5%
  • доля студентов, зачисленных на первый курс на обучение по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности в общем количестве первокурсников – не менее 60%
  • наличие письма за подписью руководителя организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя университета, о рекомендации к участию в отборе с обоснованием наличия потенциала университета, необходимого для участия в программе «Приоритет-2030»

 

  • соответствие двум из трех критериев первой группы допуска к отбору
  • обязательство университета по достижению соответствия первой группе критериев не позднее 2023 года
  • наличие обязательства органа власти региона, на территории которого расположен университет, и (или) профильного ФОИВа, и (или) профильной системообразующей организации осуществлять дополнительную финансовую поддержку реализации программы развития университета в объеме не менее 100 млн рублей в год

 

  • соответствие двум из трех критериев первой группы допуска к отбору
  • решение университета об инициировании процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения с другими университетами и (или) научными организациями
  • обязательство университета о завершении реорганизационных процедур и достижению соответствия первой группе критериев допуска к отбору не позднее 2023 года

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Цель программы развития образования 2016-2020

Развитая экономика имеет узнаваемые черты массового образования. Тогда как рыночная структура подразумевает инновационные программы, ориентированные на социальную политику. Индустриальная модель позволяет развивать творческие личности, имеющие повышенную общественную ответственность. Для реализации механизмов развития науки предусмотрена настоящая Программа, заложенная на период с 2016 по 2020 годы. ФЦПРО – основной инструмент регулирования и совершенствования нормативно-правовых аспектов образовательной системы.

Образование в РФ пока, к сожалению, не может конкурировать с европейским. Чтобы устранить недоработки и несовершенства, решено воплотить в реальность Федеральную программу по развитию образования. Она имеет множество важных задач и целей, призванных сделать россиян более ценными кадрами, предоставить учащимся большую свободу творчества.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Этапы программы

Конечно, внедрить все наработки единым разом просто невозможно, поэтому программу разделили на два этапа:

Первый охватил промежуток между 2016 и 2017 годами. На него возлагали функции протестировать, а затем внедрить комплексные меры и новейшие модели, разработанные с 2011 по 2015 годы. Те объекты, строительство которых начали в те же годы, должно завершиться.

Второй этап берет начало в 2018 г., и должен финишировать в 2020 году. За это время должны произойти кардинальные перемены, затрагивающие саму структуру организаций, как среднего, так и высшего образования. Строение системы изменится коренным образом. На практике внедряются механизмы, способные в перспективе улучшить учебные процессы. В магистратуре и аспирантуре распространят инновационные обучающие программы, внедрят новые технологии для их реализации. Студентов и школьников будут активнее вовлекать в научную деятельность, для чего технологии пройдут процесс улучшения.

Российская система оценок станет более эффективной, что повысит качество самого образования. В основу оценивания заложат принцип профессионального и социального участия. Будут реализованы проекты инвестиционного строительства: физкультурно-спортивных центров, лабораторий, общежитий и др.

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание. 

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Главные задачи проекта

Программа ставит несколько фундаментальных задач:

  • Первая связана с необходимостью создать и максимально распространить инновации ( как структурные, так и технологические) для высшего и среднего образования.
  • Вторая призывает развивать технологические механизмы в общем звене, делать их лучше. Детская образовательная среда должна развиваться мощными темпами.

  • Третья задача – реализовать меры, способные вывести на новый уровень дополнительное образование, обеспечить учащихся необходимыми условиями для реализации научного и творческого потенциала.
  • Четвертая – должна быть сформирована инфраструктура, полностью отвечающая требованиям экономики. Подготовка кадров должна вестись на должном уровне, чтобы в результате страна получила квалифицированных сотрудников.
  • Пятая – оценивать итоги обучения нужно с помощью востребованной оценочной системы. Её надлежит создать, чтобы потом грамотно использовать.

Обзор документа

Обновлена госпрограмма «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

Как отмечено на сайте Правительства РФ, в новой редакции обеспечено полное отражение показателей и безусловное выполнение поручений из «майских» указов Президента РФ. Предусмотрены механизмы контроля за исполнением субъектами Федерации относящихся к их полномочиям обязательств по финансовому обеспечению мероприятий программы.

Программа включает поддержку вузов ДФО и Байкальского региона, СКФО, а также их субъектов Федерации в части софинансирования проектов модернизации региональных систем образования в соответствии с предусмотренными ассигнованиями федерального бюджета.

Коррективы внесены в следующие разделы госпрограммы. Это сведения о целевых индикаторах и показателях, а также взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с таковыми. Ресурсное обеспечение реализации госпрограммы за счет средств федерального бюджета. Направления и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятия которых реализуются в рамках госпрограммы.

В рамках реализации госпрограммы планируется достигнуть в т. ч. следующие основные результаты. Улучшить результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA). Повысить удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, а также привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров. Увеличить количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов. Создать условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни. Охватить программами дополнительного образования не менее 75% детей в возрасте от 5 до18 лет.

Ресурсное обеспечение госпрограммы составляет 4 134,3 млрд руб.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Развитие системы образования

Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

  • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
  • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.